Правописание парных согласных в корне слова
Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.
Правило
Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].
Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.
Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) — пе с ок(сущ.)
Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).
Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Читайте также темы:
Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:
Правила правописания проверяемых согласных в корнях слов
Проверяемые согласные в корне слова
В русском языке есть согласные, которые отличают парность по глухости — звонкости. На письме это разные буквы, но в речи в некоторых словах они звучат одинаково, либо являются взаимозаменяемыми. Например, это такие парные согласные как [д] — [т], [ж] — [ш], [б] — [п], [в] — [ф], [з] — [с], [г] — [к]. Они встречаются при произношении слов: род, короб, плод, плов, молодежь, шапка, сказка и др.
Для проверки правописания согласного в корне слова подбираем однокоренное или такую форму слова, где эта согласная слышится четко, ясно и не вызывает сомнений.
Отличия проверяемых согласных от непроверяемых
Не все согласные можно проверить. Слова с непроверяемыми согласными в корне слова необходимо запомнить. Они часто встречаются на диктантах на орфографию, в контрольных работах по русскому языку.
Предлагаем запомнить словарные слова: вокзал, футбол, анекдот, аптека, космонавт, экзамен, здесь, сдоба, спортсмен.
Правило проверки проверяемой согласной в корне слова
Как проверить согласную в корне слова:
- можно изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной стояла гласная: ходьба — ходить, краб — крабовый, труд — перетрудиться, коробка — коробочка;
- также проверить написание буквы можно подобрав слово, где после орфограммы будет стоять сонорные р, л, н, в, м: зубки — зубной, кровь — кровный, мороз — морозный.
Чередования согласных в корне слова
В русском языке насчитывается порядка двадцати примеров корней с чередующимися согласными. Выученная орфограмма поможет верно сделать морфологический разбор, подобрать однокоренное слово и улучшит знания о лексике русского языка.
Корень с чередующимися согласными | Примеры |
к//ч | клок — клочок, звук — звучать |
ц//ч | яйцо — яичко, птица — птичка |
к//ц//ч | лик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит |
г//ж | флаг — флажок, круг — кружок |
г//ж//з | подруга — подружка — друзья |
г//ж//ч | стригу — стрижка — стричь |
х//ш | пух — пушинка, горох — горошина |
с//ш | покрасить — покрашу, высокий — вышка |
з//ж | мазь — помазать — помажу, морозить — мороженое |
ск//ст//щ | отпускать — отпустит — отпущу |
т//ч | ответ — ответить — отвечать |
т//ч//щ | свет — свечка — освещать |
д//ж//жд | ходить — хожу — хождение |
б//бл | любовь — любит — люблю, гребля — гребет |
п//пл | покупка — купит — куплю |
в//вл | ловля — ловить — ловлю |
ф//фл | разграфить — разграфленный |
м//мл | дрема — дремать — дремлю |
д//с | веду — вести |
т//с | плету — плести |
Примеры упражнений для 5 класса
Выполните задание: спишите слова, вставляя одну из указанных букв. Выделите орфограммы.
Б или П? Коро. ка, скри…ка, ли…кий, а…тека.
В или Ф? Выши…ка, коро…ка, шка…чик, морко…ка.
Г или К? Во…зал, пиро…, бубли…, бере….
Д или Т? Ло. ка, хо…ьба, запла…ка, закла…ка.
Ж или Ш? Кни…ка, мы…ка, поду…ка, сторо….
З или С? Дер…кий, про…ьба, ска…ка, бере…ка.
Ответы к заданию:
- Коробка, скрипка, липкий, аптека.
- Вышивка, коровка, шкафчик, морковка.
- Вокзал, пирог, бублик, берег.
- Лодка, ходьба, заплатка, закладка.
- Книжка, мышка, подушка, сторож.
- Дерзкий, просьба, сказка, березка.
Перед вами пары одинаково произносимых слов. Выпишите их и придумайте к ним несколько однокоренных слов, а также по одному предложению с каждым из этих слов. Подчеркните в них орфограммы: молот, плод, луг, род, молод, лук, плот, рот.
Пруд — прудок, запруда, прудить.
Прут — прутик, прутья, прутковый.
Этим летом мы часто ловили рыбу и купались в пруду за деревней.
Красивая новая изгородь из прутьев радовала бабушку каждый день.
Ответы к заданию:
Молод — молодость, молодиться, молодой, молодежь.
Молот — молоток, молотить, молоточек.
Герой известного литературного произведения был молод и очень красив.
Ударив молотом по металлической конструкции, он дал старт новому большому проекту.
Плод — плодиться, приплод, плодовое.
Плот — плотик, плотина.
В этом году яблоня дала необычайно много плодов.
Помню, дедушка учил в детстве, как строить плот.
Луг — луговой, лужок.
Лук — луковка, луковица, луковичка, луковый.
Этим утром пастух особенно спешил погнать коров и овец на луг: начиналось лето.
Украшением любого стола может стать яркий зеленый лук с грядки.
Род — родиться, родовой, родные, родители, родственники.
Рот — роток, ротик, ротовой.
На днях в соборе обвенчались представители знатного рода.
Рот его скривился, когда в комнату вошли без спроса.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.
Для этого проверяемая согласная может стоять:
- Перед гласной буквой: соседка – соседушка
- Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный
Ты можешь изменить проверяемое слово:
1. Поставив его в другую падежную форму:
Друг – нет друга, мороз – нет мороза
2. Или представить слово во множественном числе:
Глаз – глаза́, берег – берега
Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:
Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/5/pravila-pravopisaniya-proveryaemyh-soglasnyh-v-kornyah-slov
http://budu5.com/manual/chapter/27