Как проверяется гласный в суффиксе

Суффиксы с проверяемыми безударными гласными

Безударные гласные в суффиксах.

В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова).

Суффиксы с буквой и:

  • ик: виновник, умник, ежегодник (стари́к, озорни́к, дождеви́к);
  • ник: путник, дворник, коровник, ценник (грибни́к, цветни́к, ледни́к);
  • щик: атомщик, мороженщик (обувщи́к, кладовщи́к);
  • ик (а): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типа педагоги́ческий, лингвисти́ческий), автоматика, символика, конкретика (производные типа символи́ческий);
  • иц (а): любимица, медведица (певи́ца, тигри́ца), кожица (води́ца);
  • ин (а): баранина (осетри́на, свини́на), трещина, царапина (морщи́на);
  • инк (а): бисеринка (икри́нка), лукавинка (хитри́нка);
  • ишк (с уменьшительно пренебрежительным значением): платьишко, сараишко, шинелишка (ружьи́шко, доми́шко, вори́шка);
  • нича и ича : столярничать, оригинальничать (домовни́чать);
  • ирова : маскировать (шаржи́ровать).

Буква −и является также суффиксом наречий, оканчивающихся на −ски, −цки, −ьи : братски, творчески, молодецки, по французски, по кошачьи (воровски́, по мужски́).

Суффикс с буквой ы:

Суффиксы с буквой о:

  • ость: смелость, радость (злость – единственное проверочное слово);
  • от (ш): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.: красо́ты, широ́ты);
  • ович: Олегович (Петро́вич);
  • ок: подросток, набросок, обрубок (игро́к, движо́к);
  • ов : апельсиновый, береговой (сосно́вый, дубо́вый, холщо́вый);
  • овск : дедовский, шекспировский (старико́вский, днепро́вский);
  • ова : линовать, адресовать (лино́ванный, адресо́ванный, лино́вка, переадресо́вка).

Буква −о является также суффиксом наречий: смело, быстро, ежедневно (далеко́, хорошо́, свежо́), в том числе и с приставками в, за, на: влево, направо, на́сухо, на́черно, за́ново, за́просто (наголо́, заодно́).

Примечание. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j в таких суффиксах вместо о пишется буква е , напр.: свежесть, нищета, Игоревич, ящичек, ножевой, тюлевый, ситцевый, боевой, магниевый (от бой, магний), уралмашевский (от Уралмаш), далевский (от Даль), межевать, горевать, неуклюже, искренне. То же в словах, образованных от несклоняемых иноязычных имен и фамилий на −и , напр.: вердиевский, руставелиевский (от Верди, Руставели), Генриевич (отчество от имени Генри).

Суффикс с буквой а:

  • арь: пекарь, лекарь, пахарь (звона́рь, бунтарь́).

Буква −а (−я) является суффиксом наречий с приставками до, из, с : до́сыта, до́синя, и́здавна, сле́ва, спра́ва, сно́ва (догола́, издалека́, сполна́), а также первых наречных элементов в составных прилагательных типа изжелта красный, иссиня чёрный, обозначающих оттенки цвета.

Суффиксы с буквой е:

  • ениj (в словах на −ение): упоря́дочение, крахма́ление (увеличе́ние, распределе́ние);
  • ец: любимец, счастливец (храбре́ц, глупе́ц);
  • еств (о): ничтожество, изящество, празднество, то́жество (устар. к тождество), вещество (р. мн. веще́ств, производные: веще́ственный, тоже́ственный);
  • ен (ый): жареный (варёный);
  • енн (ый) (суффикс причастий): направленный (оскорблённый);
  • ейш : красивейший, интереснейший (нежне́йший, полне́йший);
  • ее (проверяется первая буква): красивее, интереснее (полне́е, сильне́е);
  • ер (суффикс числительных): четверо, пятеро (производные типа четвёрка, пятёрка);
  • ер в основах косвенных падежей и форм мн. ч. слов мать и дочь: матери, дочери (доче́рний).

Буква −е является также суффиксом наречий с приставками в и на : вкратце, внове, вскоре, наготове (вполне́, вчерне́, наравне́).

Буквы е и о (о возможна только после твердых согласных г, к, х) пишутся в суффиксе прилагательных и наречий −еньк /−оньк : ста́ренький, чи́стенький, сла́бенький, бы́стренько; лёгонький и лёгенький, пло́хонький и пло́хенький ; проверка: наречия типа хороше́нько, лего́нько, тихо́нько. Так же (с буквами е и о соответственно после согласных ш и х) пишутся суффиксы −ёшеньк и −ёхоньк в прилагательных и наречиях типа белёшенький и белёхонький, полнёшенький и полнёхонький, радёшенек и радёхонек, точнёхонько, ранёхонько и ранёшенько.

Правописание гласных в суффиксах существительных ек- и ик-

Суффиксы -ек-,-ик- в существительных

Правописание суффиксов существительных —ЕК— и —ИК— — важная орфограмма в русском языке. Так как данные морфемы являются безударными, то есть слышатся одинаково, то возникают сложности в выборе верной гласной буквы в них.

Правила правописания гласных

Основное значение морфемы -ИК- в имени существительном уменьшительно-ласкательное (субъективная оценка), например: конвертик, пальчик, но также может выражать принадлежность лица к какой-либо группе по определенному признаку:

  • физическому состоянию: дальтоник;
  • профессии: электрик;
  • науке: химик, физик;
  • религиозному, литературному течению, области искусства: еретик, классик, лирик;
  • возрасту: старик.

Суффикс —ЕК— так же, как и —ИК— придает словам уменьшительно-ласкательное значение: локоточек, листочек, но может добавлять и оттенок пренебрежения: работничек, разбойничек.

Правописание этих оценочных суффиксов зависит от сохранности гласной при изменении формы имени существительного.

Итак, чтобы правильно выбрать гласные в данных морфемах, необходимо выучить следующее грамматическое правило:

Суффикс —ЕК— пишется, если при изменении формы слова гласная из суффикса выпадает.

Если же гласная сохраняется, то нужно писать суффикс -ИК-.

Для того, чтобы изменить форму имени существительного, необходимо просклонять его по косвенным падежам (достаточно родительного) или использовать слово «много»:

Клубочек — клубочка («е» выпадает), барашек — барашка, но шалашик — шалашика («и» осталась), носик — носика.

Если исходное слово, от которого образовано существительное с суффиксом —ик-, оканчивается в корне на букву «ц», то происходит чередование согласных ц – ч: огурец — огурчик («ч» входит в состав корня), заяц — зайчик, ларец — ларчик.

В существительных, образованных при помощи суффикса —ек-, чередуются следующие конечные согласные в корне слова: х (н) – ш, к – ч, г – ж: орех → орешек, стебелек — стебелечек, баран — барашек, порог — порожек, овраг — овражек.

Как определить какая буква, есть ли исключения

Необходимо различать морфему -ИК- со сходными —чик-, —ник-, которые тоже сохраняют гласную «и» при склонении существительного по падежам. Но правописание -чик- регулируется совсем другим правилом, а морфема -ник- существенно отличается по суффиксальному значению.

В суффиксах -чик- и -ник- всегда нужно писать только «и».

С помощью суффикса -чик- образуются существительные, которые обозначают:

  • субъективную оценку (уменьшительно-ласкательное значение): моторчик, карманчик, ресторанчик;
  • род деятельности, профессию лица: разведчик, переводчик, буфетчик;
  • назначение предмета (орудие, материал труда): погрузчик, асфальтоукладчик.

Суффикс —чик— в словах, обозначающих лиц мужского рода по роду деятельности, назначению предмета, пишется только в случаях, когда их основа оканчивается на д, т, з, с, ж.

Процентщик, алиментщик, асфальтщик (корень оканчивается на «т», но пишем -щик-).

После других согласных пишется суффикс -щик-: обманщик, паромщик.

Перед суффиксом -чик- конечные согласные в корне исходного слова «к», «ч» заменяются на «т»: добыча — добытчик, раздача — раздатчик, кабак — кабатчик.

Суффикса —чек— в русском языке не существует.

Суффикс —ник— образует имена существительные мужского рода, которые могут обозначать названия:

  • профессии или рода деятельности, например: художник, дачник, охранник, бездельник, грибник;
  • предмета назначения (приспособления): автоподъемник, багажник, чайник, паяльник, учебник;
  • мероприятия: девичник, субботник, мальчишник;
  • места, территории, на которой что-то содержится, прорастает: ельник, ягодник, березник;
  • кулинарных блюд: манник, сметанник, курник;
  • помещений для содержания домашних животных, птиц: гусятник, курятник, коровник.

Если существительное с суффиксом -ник- образовано от исходного слова с конечными «к», «ц» в корне, то происходит чередование согласных «к», «ц» с «ч»: горчица — горчичник, булка — булочник.

В существительных, образованных от основ с конечной буквой «х», перед -ник- пишется «ш»: грех — грешник, смех — насмешник.

Можно рекомендовать следующий алгоритм написания верной гласной в морфемах существительных —ЕК— и —ИК-:

  • анализируем состав слова, выделяем его корень и определяем тот ли это суффикс. Чередование согласных в корнях не должно вносить путаницу;
  • пишем только «и», если после корня стоят морфемы -ЧИК- или -НИК-, а если —ек- или —ик-, то:
  • склоняем существительное в родительном падеже или используем слово «много»;
  • если искомая гласная исчезла — пишем «е», а если сохранилась, то «и».

Примеры, таблица

Примеры существительных с суффиксом -ИК-

(при склонении в род. падеже гласная сохраняется)

Примеры существительных с суффиксом -ЕК-

(при склонении в род. падеже гласная выпадает)

Как проверяется безударный гласный в суффиксе прилагательных

Разработка урока русского языка «Имена прилагательные.Безударный гласный в суффиксах имён прилагательных.»(4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения учащимися правописания безударного гласного в суффиксах прилагательных.
Основное содержание: имя прилагательное, значение и употребление. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: «Перспективная начальная школа»

Прилагательные. Безударный гласный в суффиксах прилагательных.

Создать условия для усвоения учащимися правописания безударного гласного в суффиксах прилагательных

– закреплять представление о способах образования и суффиксах имен прилагательных;

– различать, в какой части слова находится орфограмма, требующая проверки, применять соответствующий способ;

– образовывать имена прилагательные от основ существительных с помощью суффиксов;

– находить в словах одинаковые суффиксы

Имя прилагательное, значение и употребление. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить

Планируемые результаты обучения

от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -ист-прилагательные;

разбирать прилагательные по составу;

работать со словообразовательным словарем;

от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -лив-прилагательные;

находить слова с разделительным ъ и разделительным ь;

выделять суффиксы прилагательного.

поиск информации в словарях;

работа с правилами;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Самоопределение и смыслообразование.

Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русскийязык:4 кл.:Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 3).

Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русскийязык:4 кл.:Учебник.-М.: Академкнига/учебник, 2013 (часть 2).

Байкова Т.А. Русский язык:4 кл.:Тетрадь для самостоятельной работы.-М.: Академкнига/учебник, 2014 (часть 2)

1.Организация детей на урок. Мотивация к учебной деятельности

-У нас урок русского языка. Проверьте готовность к нему. Для работы нам понадобится:

— Обменяйтесь рукопожатием с соседом по парте и пожелайте друг другу удачи!

2. Определение темы. Постановка задач

— Откройте учебник на странице 91.Отметьте закладкой.

-Посмотрите материал на с. 91-96

-С какой частью речи будет связана тема нашего урока?

-С какой морфемой предстоит работа?

-Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?

— Какие задачи поставим перед собой?

-Какое сейчас время года?

— Откройте словарь «Пиши правильно».

— Выберите и запишите в тетрадь слова по теме «Весна».

— С любым из данных слов составьте и запишите предложение.

-Какие слова выписали?

-Какие предложения составили?

4.Усвоение новых знаний

-Посмотрите на пиктограмму.

-Что она обозначает? («Работа в парах»)

-Прочтите самостоятельно задание.

— (Имя), объясни, как ты будешь выполнять задание.

— (Имя), а как будешь выполнять задание ты?

*Самостоятельное выполнение задания по вариантам (обратить внимание на плакат Летучей Мыши)

Самопроверка по эталону (СЛАЙД)

Январские морозы, февральский ветер, апрельское утро, майские праздники, июньский вечер.

Июльская жара, сентябрьская прохлада, октябрьские каникулы, ноябрьские праздники, декабрьский холод.

-Какой суффикс выделили во всех прилагательных?(-ск-)

— Кто выполнил всю работу без ошибок? Поставьте «+» в тетради рядом с № задания.

— Кому задание показалось сложным?

-Продолжим учиться образовывать с помощью суффикса «-ск-» имена прилагательные от основ существительных, а также узнаем на плакате Летучей Мыши, в каких случаях эти прилагательные пишутся с большой буквы .

— Устно образуйте с помощью суффикса «-ск-» имена прилагательные от основ существительных.

-Обратимся к плакату Летучей Мыши (с.92). Ознакомьтесь с информацией.

*Коллективное выполнение задания

Матросская бескозырка, петербургские дворцы, уральские самоцветы, пионерский галстук, журналистское расследование, туристский маршрут, русский характер, Самарская область, Волгоградский проспект.

-Письменно покажем образование прилагательных от основ существительных на цветном фоне.

Ошибки в написании этих слов связаны с тем, что на стыке корня и суффикса в прилагательных появляется орфограмма «непроизносимый согласный».

Рус/ +-ск- + -ий = русский

Журналист/ + -ск- + -ий = журналистский

Гигант/ + -ск- + -ий = гигантский

Швед/ + -ск- + -ий = шведский

-На с. 95 прочтите вывод.

«Безударный гласный в суффиксе слова можно проверить с помощью других слов, в которых в таком же суффиксе гласный стоит под ударением».

-К данному выводу приведите примеры, воспользовавшись материалом заданий № 95-97.

Работаем с прилагательными, имеющими суффиксы –ов-, -ист-, -лив-.

Цель – формировать умение находить в словах одинаковые суффиксы.

— Прочтите первые четыре словосочетания.

— От основ каких слов были образованы прилагательные в этих словосочетаниях? (от основ существительных)

-А с помощью каких суффиксов? (-лив-, -ист-, -ск-, -ов-)

-Сейчас поработаете в группах. Каждая группа будет выбирать и выписывать из текста упражнения прилагательные с определенным суффиксом.

Работа в группах. Проверка (СЛАЙД)

1) «-лив-» – счастливый, трусливый, талантливый, заботливый, причудливый, крикливый;

2) «-ист-» – ворсистый, росистая, игристое, колосистая, зернистая, лучистый;

3) «-ск-» – городской, братский, гигантский, пассажирский, русский, заводской;

4) «-ов-» – сосновый, берёзовая, парчовый, ежовая, алычовое, малиновый.

Коллективная работа (устно)

-С помощью Словаря образования слов дополним данные группы слов именами прилагательными, образованными от основ существительных с помощью суффиксов «-лив-», «-ист-», «-ов-».

1.Визгливый, терпеливый – имена прилагательные, образованные с помощью суффикса «-лив-», но от основ глаголов.

2.Чистовой, черновой – суффикс «-ов-», но образованы от основ прилагательных.

3.Газетный, ослиный – прилагательные, образованные от основ существительных, но с помощью других суффиксов «-н-», «-ин-».

В результате совместной работы первую, вторую и четвертую группы дополняют словами: домовой, дождливый, завистливый, неряшливый, плечистый, половой.

5.Итог урока. Рефлексия

— С какой орфограммой работали сегодня на уроке?

— Чему вы научились?

-Кто из вас считает, что научился правильно писать безударную гласную в суффиксах прилагательных ?

-А кто еще не уверен в своих силах?

Домашнее задание Уч. с.93 з.95; * Ус. с.96 з.99

Рассказать эту новость друзьям
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Комментарии
25.02.2020 17:51

Учитель начальных классов владеет методикой объяснения нового материала. В начале урока учитель сообщила тему, а цель урока поставила как проблемную ситуацию, дав возможность учащимся самостоятельно поставить цели урока, тем самым создала благоприятный психологический микроклимат, настрой на четкую и организованную работу. Стиль урока доброжелательны й, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таких форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам. Этапы урока логичны. Наглядность и доступность изучаемого материала обеспечивается эффективностью использования ИКТ на различных этапах урока.Содержание заданий для закрепления материала подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли ориентироваться в своей системе знаний, и имели возможность самооценки собственной работы.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Закрыть
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Курсы повышения квалификации

  • «Профессиональная компетентность педагога основной и средней школы в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта»

Продолжительность: 144 часа
Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 144 часа
Продолжительность: 108 часов
Курсы переподготовки

  • Педагогика и методика преподавания астрономии

Продолжительность: 340 часов
Продолжительность: 340 часов
Продолжительность: 260 часов
Продолжительность: 260 часов
Продолжительность: 260 часов
Продолжительность: 540 часов
Повышение квалификации

  • «Реализация ФГОС ДО: основные направления развития и образования детей дошкольного возраста»

Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 72 часа
Продолжительность: 108 часов
Продолжительность: 36 часов
Продолжительность: 144 часа
Продолжительность: 144 часа

  • «Особенности организации образовательного процесса с применением педагогических технологий и методов обучения по ФГОС»

Продолжительность: 108 часов
Рецензия на методическую разработку

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Сейчас обсуждают
01.10.21 15:53

Детям очень нравиться рисование нетрадиционными видами и техниками. на этом занятии дети учатся назы. Подробнее.

Интерактивная игра «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста очень интересная, она. Подробнее.

01.10.21 15:21
Ярко, супер Подробнее.
01.10.21 15:20
Интересно! Подробнее.
30.09.21 22:04

Здравствуйте. Решение задач с помощью уравнений является наиболее трудной частью изучения математики. Подробнее.

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.


источники:

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/6/pravopisanie-glasnyh-v-suffiksah-sushhestvitelnyh-ek-i-ik

http://cooksy.ru/articles/kak-proveryaetsya-bezudarnyy-glasnyy-v-suffikse-prilagatelnyh/