Как ребенок душою я стал сказуемое

Синтаксические конструкции с союзом как

(Свод правил и дидактический материал)

10-11 классы

Пунктуация в синтаксических конструкциях с союзом как является одной из наиболее трудных тем русской грамматики. Учитель-словесник, работающий в старших классах, несомненно, знает, что теоретический материал и упражнения по данному разделу пунктуации в традиционных учебниках и пособиях ограничиваются несколькими хрестоматийными примерами.
Настоящая работа представляет собой попытку систематизировать материал (см. таблицу), а также предлагает упражнения для отработки навыков расстановки запятых в предложениях с союзом как. Цель данных упражнений – познакомить учащихся с многообразием грамматических функций союза как, выработать умение различать сравнительные обороты и устойчивые словосочетания, узнавать конструкции, где как является частью сказуемого или служит для присоединения приложения, вводных слов, придаточных предложений.
К каждому пункту правила дан дидактический материал, состоящий из отдельных предложений или упражнений на конструирование. Также предлагаются упражнения, включающие разные случаи употребления союза как, и связные тексты для диктанта.
Дидактический материал состоит из предложений, выбранных из произведений русских классиков.

Синтаксические конструкции с союзом как

Запятая перед как

ставится

не ставится

1) Для выделения сравнительного оборота (как имеет значение «подобно»):
– Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.
Как барс пустынный, зол и дик, я пламенел.
– Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

2) Для выделения сравнительного оборота, если ему предшествует указательное слово (такой, те же, так, так бы и др.):
– Лаевский вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба.
– Воскресное утро так же, как все предыдущие дни, дышало свежестью и ароматом сирени.

3) Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и:
– В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.
– Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

4) Если оборот выражен сочетаниями как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т.п.:
– Натальи, как всегда, не было дома.
Как правило, нам все сходило с рук.

5) В оборотах не кто иной, как. не что иное, как. .
– В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны.
– Это сделал не кто иной, как ваш новый приятель.

6) Если как входит в состав приложения (имеет значение причины). Как можно заменить словом будучи или придаточным причины:
– Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому.
– Сосна, как дерево смолистое, почти не поддается гниению.

7) Если с как начинается вводное предложение:
– Я, как, несомненно, можете по мне видеть, человек совсем не значительный.
Как выражаются моряки, ветер крепчал.

8) Если с как начинается придаточное предложение:
– Мы видели, как тлели угли костра.
– Крестьянин охнуть не успел, как на него медведь насел.

1) Если оборот имеет характер устойчивого сочетания типа:
белый как мел (молоко)
бледный как смерть
болезнь как рукой сняло
бояться как огня
бродит как неприкаянный
вертится как белка в колесе
видно как на ладони
светло как днем
все как на подбор
все шло как по маслу
вскочил как ужаленный
глуп как пробка
гол как сокол
голоден как волк
дрался как лев
все как с гуся вода
не иначе как
как ни в чем не бывало и т.п.
– Береги ее как зеницу ока.
– Старинные книги как свои пять пальцев знал.

2) Если оборот с как является сказуемым или входит в состав сказуемого:
– Капли меда как жемчуг.
– Люди ведут себя как звери. (Без оборота как звери предложение не имеет смысла.)

3) Если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, именно, точь-в-точь, просто, прямо и т.п.:
– Он поступил не как друг.
– Дети иногда рассуждают совсем как взрослые.
– Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери.

4) Если оборот с как обозначает приравнивание или отождествление. (Как близко по значению «в качестве»):
– Известно, что корень валерианы используется как лекарство.
– Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
– Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.

5) Перед оборотами как можно, как нельзя плюс сравнительная степень прилагательного или наречия.
– Старался сделать как можно лучше, а получилось как нельзя хуже.

6) При двойном союзе как. так и. :
– Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
– У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

7) При составных подчинительных союзах: перед тем как, подобно тому как, по мере того как, после того как, тогда как.
– Герасим остался неподвижным, между тем как лодку волной сносило к городу.
– Мы не встречались, с тех пор как он уехал.

Упражнение 1

Преобразуйте данные предложения, включив в них (в начало, в середину, в конец) сравнительный оборот.

1. В ее темных глазах светилась добрая улыбка (как вишни).
2. Лед был чистый, прозрачный, гладкий (как стекло).
3. На окраине города горел лесной склад (как большой факел).
4. Волны бились о берег и с шумом откатывались назад (как разъяренный зверь).
5. Легким белым снежком припорошило все вокруг (как пух).
6. От унылой песни бурлаков щемило сердце (как от боли).
7. Темное облако застыло на краю неба (как завороженное).

Упражнение 2

Выделите в каждом предложении грамматические основы, укажите, каким членом предложения является оборот с союзом как; расставьте недостающие знаки препинания.

1. Кошка как маленький тигренок. Кошка выглядит как маленький тигренок. Кошка выгнув спину зашипела как маленький тигренок.
2. Дорога как аллея. Дорога будет как аллея. Дорога будет обсажена деревьями как аллея.
3. Трава на поляне стала мягкой и блестящей как ковер. Трава стала как ковер. Трава на поляне как ковер.
4. Наш сад сделался как лес. Наш сад теперь как лес. Наш сад сделался густым как лес.

Упражнение 3

Выпишите предложения, в которых запятая перед союзом как ставится; объясните отсутствие запятой перед союзом как.

1. Полученный ответ будет рассматриваться как согласие.
2. Мне хочется сохранить эту вещицу как память.
3. Как человек ограниченный он ничего не преследовал, кроме правильности построений.
4. Доктору Старцеву говорили, что ему как интеллигентному человеку необходимо познакомиться с Туркиными.
5. Она воспринимала мать как старшую сестру.
6. Петр Иванович как человек добрый и отзывчивый быстро завоевал доверие детей.
7. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке.

Упражнение 4

Объясните расстановку знаков препинания; объясните роль союза как в предложениях.

1. С тех пор как я страдаю бессонницей, в моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего же она ни разу не пришла ко мне, отчего не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой.

2. Он, как медик, правильно судивший о хронических страданиях, коренная причина которых была непонятна и неизлечима, и на фабрики смотрел как на недоразумение, причина которого была тоже неясна и неустранима, и все улучшения в жизни фабричных он не считал мнимыми, но приравнивал их к лечению неизлечимых болезней.

3. Ему казалось, что и глаза у барыни светились, как светит шлифованный камень, зеленые, злые, как у кошки.

4. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

5. Минуту Авдеев простоял неподвижно, как в столбняке, ничего не понимая, потом все внутренности его задрожали и отяжелели, левая нога онемела, и он, не вынося дрожи, лег ничком на диван; ему слышно было, как переворачивались его внутренности и как неподвижная левая нога стучала по спинке дивана.

6. Если же он гневался, или предавался сильной радости, или начинал говорить о чем-нибудь ужасном и великом, то страстное вдохновение овладевало им, на сверкающих глазах выступали слезы, лицо румянилось, голос гремел, как гром, и монахи, слушая его, чувствовали, как его вдохновение сковывало их души.

7. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Варька приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревеневшее лицо и как проясняются мысли. Варька ставит самовар, колет лучину, но едва успевает зажечь их и сунуть в самовар, как слышится новый приказ:
– Варька, почисть хозяину калоши!
Варька моет лестницу, убирает комнаты, потом топит другую печь и бежит в лавочку. Работы много, нет ни одной минуты свободной. Но ничего так не тяжело, как стоять на одном месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу, картошка рябит в глазах, нож валится из рук, а возле ходит толстая хозяйка с засученными рукавами и говорит так громко, что звенит в ушах. Мучительно также прислуживать за обедом, стирать, шить. Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

I. Предложение со сравнительными оборотами, присоединяемыми союзом как

1) И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья.

2) Анна Сергеевна не снилась ему, а шла за ним всюду, как тень, и следила за ним.

3) Море ревело, как рассерженный зверь, и рев этот был слышен издалека.

4) Все время суда Авдеев солидно и с достоинством, как это и подобает человеку почтенному и невинно пострадавшему, сидел среди товарищей по несчастью, слушал и ровно ничего не понимал.

5) Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.

6) Я глядела на его вдохновенное лицо, слушала голос, который мешался с шумом дождя, и, как очарованная, не могла пошевелиться.

7) Оба мы шумно, как дети, мокрые, запыхавшиеся, стуча по лестницам, влетели в комнаты.

8) Проходили мимо меня люди со своею любовью, мелькали ясные дни и теплые ночи, пели соловьи, пахло сеном – и все это, милое, изумительное по воспоминаниям, у меня, как у всех, проходило быстро, бесследно, не ценилось и исчезало, как туман.

9) От ворот к дому нужно было идти рощей по длинной, ровной, как линейка, дороге, усаженной по обе стороны густой стриженой сиренью.

10) Дом неуклюже высился из массы зелени и резал глаза, как большой булыжник, брошенный на бархатную траву.

11) Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок.

12) Это был Мойсей Мойсеич, немолодой человек с очень бледным лицом и с черной, как тушь, красивой бородой.

13) Его голову тянуло вниз, глаза слипались, и мысли путались, как нитки.

14) Однообразная стрекотня убаюкивает, как колыбельная песня.

15) Саша минуту смотрел на нее с удивлением; наконец он понял и обрадовался, как ребенок.

16) А она глядела на него не мигая большими, влюбленными глазами, как очарованная, ожидая, что он тотчас же скажет ей что-нибудь значительное, безграничное по своей важности.

17) Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет.

18) Как шальной, ходил я по дому, по конюшням, проповедовал свои истины, приходил в ужас от невежества, пылал ненавистью ко всем, кто в белом цвете видел только белое.

II. Сравнительный оборот с указательными словами

1) Вам кажется почему-то, что и у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие темные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что ее черные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному, белому цвету лица и щек, как зеленый камыш к тихой реке.

2) Никого мне так не жаль, как нашу бедную Лизу.

3) Никакой спорт, никакие развлечения и игры не доставляли мне такого удовольствия, как чтение лекций.

4) Но ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее умении быстро знакомиться и близко сходиться со знаменитыми людьми.

5) Судьи, казалось ему, судили не так, как бы следовало.

6) Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах.

7) Каждый пишет так, как хочет и как может.

III. Сравнительный оборот с союзом как и

1) Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквях.

2) Чечевицын был такого же возраста и роста, как и Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

3) Когда он говорил о чем-нибудь, даже о самом обыкновенном, например, о деревьях, зверях или о море, его нельзя было слушать без улыбки или без слез, и казалось, что в душе его звучали такие же струны, как и в органе.

4) Даль была видна как днем, но уже нежная лиловая окраска, затушеванная вечерней мглой, пропала, и вся степь пряталась во мгле, как и дети Мойсея Мойсеича под одеялом.

5) Надя простилась и пошла к себе наверх, легла и тотчас уснула, но, как и в прошлую ночь, едва забрезжил свет, она уже проснулась.

6) Тут так же, как и в зале, окна были открыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами.

7) Я такой же, как и все, и переживу рано или поздно то же самое, что и все.

IV. Как правило, как нарочно, как обычно, как всегда и т.д.

1) Я вспомнил наши первые встречи, наши поездки за город, объяснение в любви и погоду, которая, как нарочно, все лето была дивно хороша.

2) Мы встречались, как всегда, по понедельникам.

3) Кругом, как нарочно, не было ни души.

4) На другой день, после бессонной ночи, Авдеев, как всегда, отправился к себе в лавку.

5) Мне нужны во что бы то ни стало деньги, а у брата, как нарочно, ни одного свободного рубля.

6) За ужином не мог равнодушно видеть физиономию Дегтярева, а тот, как нарочно, приставал к нему с расспросами.

7) Как обычно, вид у него был озабоченный, хмурый, борода не чесана.

V. Не кто иной, как; не что иное, как

1) Главное условие деятельности есть не что иное, как порядок.

2) Пристально всмотревшись, можно было узнать в них не что иное, как крыжовник.

3) Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.

4) И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывочные воспоминания о тех днях.

5) Но перед ней был не кто иной, как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий.

6) Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ.

VI. Как = будучи (приложение со значением причины)

1) Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем.

2) Вероятно, ей, как самой образованной в доме, было поручено встретить и принять доктора.

3) Есенин, как «последний поэт деревни», хорошо знал крестьянскую жизнь.

4) Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать не могу.

5) Вечером того же дня судьба сделала по Авдееву еще один оглушительный выстрел: на утреннем заседании думы все банковцы были исключены из числа гласных, как находящихся под судом и следствием.

6) Ему, как человеку робкому и необщительному, прежде всего бросилось в глаза то, чего у него никогда не было, а именно – необыкновенная храбрость новых знакомых.

7) Увидев деньги, Мойсей Мойсеич сконфузился, встал и, как деликатный человек, не желающий узнать чужих секретов, на цыпочках и балансируя руками, вышел из комнаты.

8) Ему, как приятелю, неловко взять с меня деньги, и будет очень прилично, если я презентую ему вещь.

VII. Вводные предложения с союзом как

1) Два года назад я был еще студентом, жил в дешевых номерах (на Неглинной), без денег, без родных и, как казалось мне тогда, без будущего.

2) Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

3) Это была женщина высокая, с темными волосами, прямая, важная, солидная и, как она сама себя называла, мыслящая.

4) Мне помогал маляр, или, как он сам себя называл, подрядчик малярных работ.

5) Секретарь же, образованный человек, который, как казалось Авдееву, мог бы помочь ему, только пожимал плечами.

6) Бабушка, или, как ее называли в доме, бабуля, очень полная, некрасивая, с густыми бровями и с усиками, говорила громко, и уже по ее голосу и манере говорить было заметно, что она здесь старшая в доме.

7) Вы, как говорится, наступили на мою самую любимую мозоль, и вот я начинаю волноваться и немного сердиться.

VIII. Придаточное с как

1) И, вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость.

2) Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука.

3) Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника.

4) Мне постлали постель в комнате рядом со спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке.

5) Рябович глядел на сиреневую барышню, которая очень горячо спорила о том, что было для нее чуждо и вовсе не интересно, и следил, как на ее лице появлялись и исчезали неискренние улыбки.

6) В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.

7) Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постели и пошли смотреть, как мальчики будут бежать в Америку.

8) Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею.

9) Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

10) Она отлично помнила, как она провела день и как к конце концов попала на этот тротуар.

11) Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.

12) Уже шесть лет, как на нашей земле запрещена охота.

13) Я люблю удить рыбу, для меня нет больше наслаждения, как сидеть под вечер на берегу и смотреть на поплавок.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

I. Устойчивые сочетания с как

1) Дорога была как на ладони.

2) Полил дождь как из ведра, и все скрылось.

3) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

4) Они беспокоились, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне, верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша.

5) Привыкла Каштанка и к незнакомцу, и к своим сожителям; жизнь потекла как по маслу.

6) Живу со своей попадьей потихоньку, кушаю, пью да сплю, на внучат радуюсь да богу молюсь, как сыр в масле катаюсь и знать никого не хочу.

7) Вдруг он остановился как вкопанный и обеими руками ухватился за косяк двери.

8) Вдруг он вскочил как ужаленный, топнул ногой и забегал по кабинету.

9) Я попал как кур в ощип, и я же оказываюсь виноватым.

10) Было видно по всему, что личную жизнь свою Саша устроил неряшливо, жил как придется, с полным презрением к удобствам.

II. Предложения, в которых союз как является сказуемым или входит в состав сказуемого

1) На правах хозяйки она ходила при гостях в блузе, офицеров величала по фамилии, на Манюсю глядела как на девочку и говорила с нею тоном классной дамы.

2) Мы высшие существа, и если бы мы в самом деле осознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги.

3) Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда.

4) Как ребенок душою я стал.

5) Отец и мать ей как чужие.

6) Здесь все как раньше.

7) Ну что ты ведешь себя как маленький.

8) Был лес как сон и снег как сон.

9) Все относились к Ване как к своему человеку.

10) Он говорил о привычных вещах как о чем-то необычайно интересном.

III. Не как, совсем как; совершенно как; почти как и т.п.

1) Буду говорить с вами не как отец, а как джентльмен с джентльменом.

2) Да, он все делал не как люди.

3) Мне Москва снится каждую ночь, я совсем как помешанная.

4) Земля, сказывают, там нипочем, все равно как снег: бери сколько желаешь.

5) Ведь я веровал не как немецкий доктор философии, не в пустыне я жил, а каждая вера гнула меня в дугу, рвала на части мое тело.

IV. Как = «в качестве»

1) Я нравился Жене как художник, я победил ее сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для нее, и я мечтал о ней как о своей королеве, которая вместе со мной будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным.

2) Местные жители указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

3) Я никогда не нравился себе, я не люблю себя как писателя.

4) Все это я рассказываю вам как писателю.

5) Николай Соколов давно известен в районе как один из бывалых и неутомимых охотников.

6) Проведите меня через границу как вашего слугу.

7) Летом студенты работали как лаборанты.

8) Средняя Россия завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки.

9) Как интересный жанр существуют записные книжки Ильфа, дневники Пришвина.

10) Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы».

V. Как можно / как нельзя + сравнительная степень прилагательного

1) Уезжай как можно дальше отсюда.

2) Но умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов.

3) Мы так наедаемся, что потом, за обедом, чтобы мама не заметила, мы стараемся есть как можно больше.

VI. При двойном союзе как. так и

1) Этот пес необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но никто лучше него не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу.

2) Изредка, ранней осенью, выдаются такие дни, солнечные, сонные, хмурые, когда теплый туман как заляжет с утра над рекой, так и лежит, не редея до самого вечера.

3) Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

VII. При составных подчинительных союзах

1) Подумайте: в то время как вы сидите тут в покое, едите, пьете и мечтаете о блаженстве, ваши ближние погибают и идут в ад.

2) В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение.

3) Они посидели, поговорили; и теперь, после того как Надя провела зиму в Петербурге, от Саши, от его слов, от улыбки и от всей его фигуры веяло чем-то отжитым, старомодным, давно спетым и, быть может, уже ушедшим в могилу.

Диктант 1

По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, пробежали перекатиполе, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье, и Егорушка видел, как два перекатиполя столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как в поединке.
У самой дороги вспорхнул стрепет. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону, и долго еще было видно его мелькание.
А вот, встревоженный вихрем, не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы. От этого его перья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид.
Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же как ни в чем не бывало, ни на что не обращая внимания, равнодушно долбили своими толстыми клювами черную землю.
За холмами совершенно как выстрел прогрохотал гром, подуло свежестью.
Хорошо, если бы брызнул дождь!
Но невидимая гнетущая сила мало-помалу сковала ветер и воздух, уложила пыль, и опять, как будто ничего не было, наступила тишина. Облако спряталось как можно дальше к краю неба, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл, и одни только встревоженные чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу.

Диктант 2

Из уездного городка ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная ошарпанная бричка. В бричке сидели двое: купец Иван Иванович Кузмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой – отец Христофор, настоятель Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом цветном поясе.
Оба они, как Кузмичов, так и отец Христофор, ехали теперь продавать шерсть.
Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир – мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузмичова, ехавший поступать в гимназию.
Он сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. Едешь-едешь – и никак не разберешь, где она начинается и где кончается. Загорелые холмы со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски.

Выпуск 11. Сравнительный оборот

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 11. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
В одиннадцатом выпуске проекта пять разделов

Первый (базовый) уровень
Раздел 1. Основные положения
Раздел 2. Обособление оборотов с союзом КАК в простом предложении

Второй уровень
Раздел 3. Особые конструкции с союзом КАК
Раздел 4. Союз КАК в сложном предложении
Раздел 5. Вопросы на форумах русского языка

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА » УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗЬЮ»

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ 2. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБОРОТОВ С СОЮЗОМ КАК В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тема 1. Сравнительный оборот: a как b
Тема 2. Оборот со значением тождества: a = b
Тема 3. Обороты со значением уподобления: как а

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЫЕ КОНСТРУКЦИИ С СОЮЗОМ КАК
Тема 1. Обособление оборотов с союзом КАК по формальным признакам
Тема 2. Фразеологизмы с союзом КАК
Тема 3. Вводные слова и предложения с союзом КАК

РАЗДЕЛ 4. СОЮЗ КАК В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тема 1. Сравнительные придаточные предложения
Тема 2. Другие придаточные предложения с союзом КАК

РАЗДЕЛ 5. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 4

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Сравнение – это один из приемов художественной выразительности, когда сопоставляются два понятия, сходные по какому-либо признаку: Внизу, КАК ЗЕРКАЛО стальное, синеют озера струи.

2. УСЛОВНО можно считать, что оборот с союзом КАК имеет три значения: сравнения (а как b), тождества (а = b) и уподобления (как b).

ПРИМЕЧАНИЕ. У Розенталя термин «уподобление» используется для двух групп (а как b и как b). В обоих случаях это художественное с р а в н е н и е, но структура у них разная.
У с л о в н о е деление синтаксических оборотов с союзом КАК на три группы (струкурная классификация) ОБЛЕГЧАЕТ дальнейший выбор знаков препинания, так как для каждого из оборотов существуют свои ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ.

3. Оборот с союзом КАК может быть:
(1) сказуемым в основном сообщении (не обособляется): Как ребёнок душою я стал.
(2) сравнительным оборотом (а как b, чаще обособляется): Её УСТА, как РОЗА, рдеют .
(3) оборотом со значением тождества (отождествления, приравнивания) (а = b, обособляется или не обособляется): Я говорю как литератор. Как старший, приказываю вам разойтись .
(4) оборотом со значением уподобления (как b, чаще не обособляется): Было светло КАК ДНЕМ.

4. Особо выделяется группа союзов-синонимов: БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, НЕЖЕЛИ. Обороты с этими союзами относятся только к художественному сравнению (не имеют значения тождества), поэтому обычно обособляются, кроме исключительных случаев.

5. В предложениях, включающих сравнительный оборот, можно выделить три вида интонации:
(1) интонация обособления: сравнительный оборот имеет интонационное ударение и выделяется паузами;
(2) интонация сложного предложения: сравнительный оборот является аналогом придаточного предложения;
(3) необособленный сравнительный оборот входит в интонационную структуру простого предложения.

РАЗДЕЛ 2. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБОРОТОВ С СОЮЗОМ КАК В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тема 1. Сравнительный оборот: a как b
Тема 2. Оборот со значением тождества: a = b
Тема 3. Обороты со значением уподобления: как а

ТЕМА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ: A КАК B
Оборот с союзом КАК является сравнительным, если в предложении предмет, признак, действие НАЗВАНЫ ДВА РАЗА и сравниваются между собой.

Обособление сравнительного оборота зависит от его синтаксической роли и от грамматической структуры предложения.

В большинстве случаев сравнительный оборот обособляется.

Сравнительный оборот не обособляется, если является сказуемым или обстоятельством в основном сообщении.

1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ В СОСТАВЕ ИМЕННОГО СКАЗУЕМОГО
Оборот с союзом КАК не обособляется, если он является сказуемым в основном сообщении, входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. В этом случае сказуемое без сравнительного оборота не имеет законченного выражения.

(1) СКАЗУЕМОЕ:
Весёлая песня как крылатая птица.
Всё это и теперь для меня как мираж.

(2) В СОСТАВЕ СКАЗУЕМОГО, полузнаменательная или знаменательная связка:
Лес стоял как сплошная стена.
Как ребёнок душою я стал.

(3) ТЕСНАЯ СВЯЗЬ СО СКАЗУЕМЫМ:
В баснях звери ведут себя как люди.
Она держится как хозяйка.

2. ОБОСОБЛЕННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ В РОЛИ РАЗЛИЧНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сравнительный оборот обособляется в большинстве случаев, при этом он выполняет следующие условные (структурные) функции:
является вторым подлежащим или вторым сказуемым;
является вторым дополнением, обстоятельством или определением.

(1) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ СООТНОСИТСЯ С ПОДЛЕЖАЩИМ (два сходных предмета совершают одно действие или обладают одним признаком).

Пред ним КАЗБЕК, как ГРАНЬ АЛМАЗА, снегами вечными сиял.
Воскресный МЕСЯЦ забелел, как МЕЧ.
НОЧЬ приближалась и росла, как грозовая ТУЧА.
ВОЗДУХ чист и свеж, как ПОЦЕЛУЙ ребёнка.
ОН удивительно хорошо себя держит, осторожен, как КОШКА.
Эти НЕРПЫ были толстые, как КОТЫ, и чёрные, как БОБРЫ.

(2) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ СООТНОСИТСЯ СО СКАЗУЕМЫМ (один предмет совершает сходные действия или обладает сходными признаками).
Сказуемое выражено глаголом:
Он СКАЗАЛ это, как ОТРЕЗАЛ.
Сказуемое выражено прилагательным:
Щёки и шея его были КРАСНЫЕ, как НАТЁРТЫЕ суконкой.
Луна взошла БАГРОВАЯ И ХМУРАЯ, точно БОЛЬНАЯ.

(3) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ СООТНОСИТСЯ СО ВТОРОСТЕПЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

ВТОРОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:
Россия В СНЕГ, КАК В СЕРЕБРО, одета.
Как на досадную РАЗЛУКУ, Татьяна ропщет на РУЧЕЙ.
Сверкая ШЕРСТЬЮ, как СЕРЕБРОМ, незаметно подошли волки.

ВТОРОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
В ОЧАХ, КАК НА НЕБЕ, светло, в душе его темно, как в море.
Он из юности, как с крутого обрыва, бросился в эту жизнь.
Ноги ступают неслышно, как по ковру.

ВТОРОЕ (НЕСОГЛАСОВАННОЕ) ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Перстами ЛЁГКИМИ, как СОН, моих зениц коснулся он.
Воздух дымился ГУСТЫМ, как известковая ПЫЛЬ, светом.
Белая, как первый снег, одинокая чайка мелькает в синеве неба.
Стол завален пожелтевшими, как осенние листья, бумагами.

ВТОРОЕ (СОГЛАСОВАННОЕ) ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Перед нами открылся КРАСИВЫЙ, как НАРИСОВАННЫЙ, вид.
Одинокая, будто брошенная кем-то, стоит печальная берёза.
Маленькие, словно кукольные, ножки были обуты в белые башмачки.

3. НЕОБОСОБЛЕННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
Сравнительный оборот не обособляется, если является ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ в основном сообщении (в качестве проверки его можно заменить наречием или существительным в Т. падеже, при этом интонационная структура предложения не изменится).

Синтаксическая роль сравнительного оборота зависит от его распространенности и структуры предложения: один и тот же оборот в различных условиях может обособляться или не обособляться, при этом при выборе решения следует учитывать интонационную структуру всего предложения.

(1) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ СООБЩЕНИИ
Тропинка извивается как змея (по-змеиному).
Как град (градом) посыпалась картечь.
В гневе он как гром (громом) загремел, как сталь (сталью) засверкал.
Как зарницы в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.
Сербы сражались как львы.
Как тень сейчас стоишь передо мной

(2) НО ТЕ ЖЕ ОБОРОТЫ ОБОСОБЛЯЮТСЯ В РАСПРОСТРАНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тропинка, как змея, извивается между деревьями.
Картечь, как град, посыпалась со всех сторон
Сербы, как львы, храбро сражались в бою.
Лёд, как сталь, засверкал в холодных лучах осеннего солнца.
Огни большого города, как зарницы, запылали на горизонте.

ВЫВОД
Сравнительный оборот – это именно сравнение, то есть мы обычно сравниваем ДВА предмета, признака, действия.
А вот обособление оборота зависит от его грамматической роли: один и тот же оборот можно обособить или не обособить.

ТЕМА 2. ОБОРОТ СО ЗНАЧЕНИЕМ ТОЖДЕСТВА: A = B
Оборот с союзом КАК имеет значение тождества, если в предложении один и тот же предмет назван два раза различным образом.

Обособление оборота со значением тождества зависит от его синтаксической роли и от грамматической структуры предложения.

Варианты различаются по ударению: если оборот обособлен, то в предложении два ударения; если оборот не обособлен, то ударение падает только на оборот.

1. ОБОРОТ СО ЗНАЧЕНИЕМ ТОЖДЕСТВА В РОЛИ СКАЗУЕМОГО
Оборот с союзом КАК со значением тождества НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ, если тесно связан по смыслу со сказуемым в основном сообщении. В этом случае оборот имеет значение «в качестве», «считая», «рассматривая».

(1) ЗНАЧЕНИЕ «СЧИТАЯ»:
Все относились к нему как к чудаку.

(2) ЗНАЧЕНИЕ «РАССМАТРИВАЯ»:
Смотрите на меня как на пациента.

(3) ЗНАЧЕНИЕ «В КАЧЕСТВЕ»:
Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.
Я говорю как литератор.
Любое внимание к своему творчеству он воспринимал как похвалу.

2. ОБОСОБЛЕННЫЙ ОБОРОТ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЧИНЫ
Оборот со значением тождества обособляется, если является приложением со значением причины – аналогом придаточного предложения причины.
Оборот может находиться в начале, в середине или в конце предложения.

(1) ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ: НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Как человек замечательно умный, он не встречал себе равных.
Как истинный художник, Пушкин видел поэтическое начало в самых простых вещах.

(2) ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ: СЕРЕДИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
У него, как у страстного книголюба, была большая библиотека.
Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется всё переделать самому.

(3) ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ: КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Комендант посоветовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное.

3. НЕОБОСОБЛЕННЫЙ ОБОРОТ СО ЗНАЧЕНИЕМ «В КАЧЕСТВЕ»
Оборот со значением тождества не обособляется, если является ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ в основном сообщении со значением «в качестве» и характеризует предмет лишь с одной стороны.
Необособленный оборот обычно находится в конце (реже в начале) предложения и является, как правило, нераспространённым.

(1) НЕРАСПРОСТРАНЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО СО ЗНАЧЕНИЕМ «В КАЧЕСТВЕ»: обычно начало или конец предложения:
Как художник Лев Толстой гениален.
Лев Толстой гениален как художник.
Эти вещи достались ему как военный трофей.
Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. Я её очень люблю, но как сестру.

(2) РАСПРОСТРАНЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО СО ЗНАЧЕНИЕМ «В КАЧЕСТВЕ»: конец предложения
Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей.

(3) ПАРНЫЙ ВАРИАНТ (значение и обособление оборота связано с его позицией в предложении):
Я пришёл сюда как честный человек, чтобы раскрыть вам глаза (значение «в качестве»).
Я, как честный человек, намерен сдержать данное мною слово (обособленное приложение со значением причины)

– А чем правила обособления сравнительных оборотов отличается от оборотов со значением тождества?
– Обособление сравнительных оборотов связано с их добавочным значением попутного сравнения, а обособление оборотов со значением тождества – это АКТУАЛИЗАЦИЯ оборота, придание ему дополнительного обстоятельственного (причинного) значения.

ТЕМА 3. ОБОРОТЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ УПОДОБЛЕНИЯ: КАК В
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Обороты вида «как b» – это нечто среднее между СРАВНЕНИЕМ И МЕТАФОРОЙ (скрытым сравнением). Предмет, признак или действия НЕ ПОВТОРЯЮТСЯ ДВА РАЗА, как при сравнении, но при этом в предложении остается СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ.

Поэтому обороты такого вида можно условно назвать «метафорическими» или сравнением-метафорой, например:
Словно белою косынкой повязалася сосна (сравнение-метафора).
Белою косынкой повязалася сосна (метафора).
Сосна покрылась снегом, будто повязалася белой косынкой (сравнение).

2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) Оборот с союзом КАК имеет значение уподобления, если в предложении предмет, признак или действие названы ОДИН РАЗ.

(2) Обособление оборота со значением уподобления зависит от его синтаксической роли и от грамматической структуры предложения.

(3) Обороты со значением уподобления и союзом КАК обособляются р е ж е, чем обороты со значением сравнения (нет п о в т о р а одноименных членов).
Чаще встречаются обособленные обороты с союзами-синонимами (БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО).

(4) В тоже время обороты с любыми союзами обособляются ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ: в добавочном сообщении, при достаточной распространенности и в позиции, удобной для обособления.

1. ОБОРОТ СО ЗНАЧЕНИЕМ УПОДОБЛЕНИЯ В РОЛИ СКАЗУЕМОГО
Оборот со значением уподобления не обособляется, если является сказуемым в основном сообщении или тесно связан с ним по смыслу.
В этом случае сравнительный союз можно иногда убрать из предложения без нарушения его структуры (но с нарушением семантики).

(1) СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ:
Отец и мать ей КАК чужие.
Лицо его было ТОЧНО каменное.
В театре был КАК СВОЙ.
Вода в заливе КАК БУДТО чёрная тушь;
Звёзды на тёмном небе СЛОВНО блёстки, рассыпанные по бархату;
Мы с ним СЛОВНО родные братья;

(2) ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ:
Время СЛОВНО застыло тяжёлой глыбой.
Горы ТОЧНО таяли в сумраке ночи.

(3) ТЕСНАЯ СВЯЗЬ СО СКАЗУЕМЫМ:
Чувствуйте себя КАК дома.
Он смотрит на жизнь БУДТО сквозь розовые очки.
В прошлое мы смотрим БУДТО сквозь хрустальную призму.

2. НЕОБОСОБЛЕННЫЙ ОБОРОТ СО ЗНАЧЕНИЕМ УПОДОБЛЕНИЯ
Оборот со значением уподобления не обособляется, если является второстепенным членом предложения в основном сообщении. Сравнительный союз при этом можно убрать без нарушения грамматической с т р у к т у р ы предложения.

(1) ДОПОЛНЕНИЕ:
СЛОВНО белою косынкой подвязалася сосна.
КАК соломинкой пьёшь мою душу.

(2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Лес, вода, хижины, степь – всё горит ТОЧНО багровым пламенем.
На БУДТО раскрашенной художником поляне мы увидели множество разных цветов.

(3) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
На улице жарко КАК летом.
Стреляет КАК из пушки гром.
Глаза её блестели КАК в лихорадке.
Я ВРОДЕ КАК на часах при вас нахожусь.

3. ОБОСОБЛЕННЫЙ ОБОРОТ СО ЗНАЧЕНИЕМ УПОДОБЛЕНИЯ
Оборот со значением уподобления обособляется, если является второстепенным членом (обычно обстоятельством) в добавочном сообщении.
Обособлению оборота способствует распространенность, а также позиция, удобная для обособления.

(1) РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ
На улице было полно людей, КАК в большой церковный праздник.
Было светло, КАК всегда летом в этих широтах.
Дверь широко распахнулась, ТОЧНО от порыва ветра.
Косматые вершины сосен бились и метались, КАК в безумном танце.

(2) ПОЗИЦИЯ, УДОБНАЯ ДЛЯ ОБОСОБЛЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

В лицо пахнуло, ТОЧНО из погреба, сырым холодом.
Проглянет день, КАК БУДТО поневоле, и скроется за край далёких гор.
Друзья, КАК во сне, вышли на улицу.
Погода была отвратительная: сыпал мокрый снег и, СЛОВНО белой пеленой, покрывал всё вокруг.
Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла и, СЛОВНО облаком суровым, грядущий день заволокла.
На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен.
К концу охоты утки, СЛОВНО на прощание, стали подниматься целыми стаями.

(3) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ
Всюду закрывали окна и двери, КАК перед грозой.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 3. Особые конструкции с союзом КАК
Раздел 4. Союз КАК в сложном предложении
Раздел 5. Вопросы на форумах русского языка

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЫЕ КОНСТРУКЦИИ С СОЮЗОМ КАК
Тема 1. Обособление оборотов с союзом КАК по формальным признакам
Тема 2. Фразеологизмы с союзом КАК
Тема 3. Вводные слова и предложения с союзом КАК

ТЕМА 1. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБОРОТОВ С СОЮЗОМ КАК ПО ФОРМАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ
Некоторые обороты с союзом КАК могут обособляться или не обособляться без проведения грамматического анализа предложения, только по наличию формальных признаков.
По формальным признакам обособляются следующие обороты с союзом КАК:

(1) Обособляются в большинстве случаев обороты С ПОВТОРОМ вида ТАК…КАК, ТАКОЙ…КАК, а также обороты с союзами КАК И, КАК…ТАК И.

(2) Обособляются обороты вида КАК НИКТО ДРУГОЙ, И НИКТО ДРУГОЙ, А НЕ КТО ДРУГОЙ;
в оборотах вида НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК перед союзом КАК ставится запятая.

(3) Не обособляются обороты с союзом КАК при наличии наречий и частиц перед союзом: НЕ КАК, СОВСЕМ КАК, ПОЧТИ КАК.

1. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБОРОТОВ С ПОВТОРОМ ВИДА КАК…ТАК, КАК И, КАК…ТАК И и ДР.

ВАРИАНТ 1. МЕСТОИМЕННЫЕ СОЧЕТАНИЯ: указательные слова ТАК, ТАКОЙ, ТАКОЙ ЖЕ + союзы КАК, КАК И
Связь местоименная, как в сложноподчиненных предложениях (оборот находится в позиции придаточного предложения). Указательные слова могут относиться к прилагательному, наречию, глаголу, местоимению, а оборот с союзами КАК, КАК И обособляется. Обычно оборот находится в конце предложения, но может стоять и в середине.

НАРЕЧИЕ:
В лесу зимой так КРАСИВО, как в сказке.
Здесь пахло маслом так же КРЕПКО, как в церкви.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Редко встретишь такого ИНТЕРЕСНОГО человека, как он.
Я никогда не видел леса таким ПРЕКРАСНЫМ, как в эту ночь.

МЕСТОИМЕНИЕ
Мамочка ТАКАЯ ЖЕ, как была, нисколько не изменилась.
Погода была ТАКАЯ ЖЕ, как все эти дни.

ГЛАГОЛ
И разве так, как теперь, ЖИЛ Париж!
Доктор же точно так же, как и в первый раз, ПРОСМАТРИВАЛ свой дневник.
Они так же ОКАЙМЛЯЮТ эту лужайку, как и первый пруд.

ВАРИАНТ 2. СОЮЗНЫЕ СОЧЕТАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕСТОИМЕНИЙ И СОЮЗОВ
(1) Такие сочетания образуются ПРИ СЛИЯНИИ указательных местоимений и союзов КАК, КАК И. В этом случае союзное сочетание относится к обороту и обособляется вместе с ним:
Погода дождливая, ТАКАЯ ЖЕ КАК осенью. Сравнить: Погода такая же дождливая, как осенью.
Сегодня очень холодно, ТАКЖЕ КАК осенью. Сравнить: Сегодня так же холодно, как осенью.

(2) Союзные сочетания используются в обязательном порядке при ПОЯСНИТЕЛЬНОМ значении:
Там ЕЩЕ ОДНА станция за переходом, такая же как эта.
ЕЩЕ победа, такая же как и вчерашняя: войска выбили турок из Этрополя.
Первые азиатские революции произошли не в колониях, а в ПОЛУКОЛОНИАЛЬНЫХ странах, таких как Иран, Турция и Китай.

(3) При наличии слов ПОЧТИ, ТОЧНО сочетания не образуются (используется расчлененный вариант):
У меня бородка уже почти ТАКАЯ ЖЕ, КАК у Альки.
Подготовка точно ТАКАЯ ЖЕ, КАК у космонавтов

(4) О СОЮЗНЫХ СОЧЕТАНИЯХ «ТАКЖЕ КАК», «ТАК ЖЕ КАК И»
По современным правилам орфографии корректным является только сочетание ТАК ЖЕ КАК И (раздельное написание). Однако на практике пользователи часто предпочитают вариант ТАКЖЕ КАК И.

Этот вариант есть и в примерах из толкового словаря Кузнецова: Он владеет французским, ТАКЖЕ КАК И немецким. Но в настоящее время этот вариант считается ненормированным, что представляется не совсем корректным. Ведь ТАКЖЕ здесь имеет значение «в равной степени», А НЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Масло, также как и вода, является источником живой информации.
Сравнить: Он владеет французским так же ХОРОШО, как и немецким (здесь сравнение и обоснованное раздельное написание).

(5) ДВОЙНОЙ СОЮЗ КАК. ТАК И ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
Обороты с местоименной связью и сравнительным оборотом надо отличать от варианта с однородными членами на основе союза КАК И.

Присоединительный союз КАК И (ОБОСОБЛЕНИЕ оборота)
Вдохновение нужно в геометрии, КАК И в поэзии. Доменная печь казалась Ваньке, КАК И дяде Ипатычу, чем-то живым.

Двойной союз КАК…ТАК И (НЕТ ОБОСОБЛЕНИЯ)
В поле работали как взрослые, так и дети.
Все окна КАК в барском доме, ТАК И в людских отворены настежь.

2. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБОРОТОВ ВИДА КАК НИКТО ДРУГОЙ, И НИКТО ДРУГОЙ, НЕ КТО ИНОЙ, КАК и др.
Названные устойчивые обороты относятся к разным синтаксическим конструкциям, однако во всех случаях они имеют значение ДОБАВОЧНОГО СООБЩЕНИЯ и обособляются, то есть выделяются (или отделяются) запятыми.

(1) Сравнительный оборот КАК НИКТО ДРУГОЙ
Левитан, как никто другой, сумел передать русскую природу.
И красив он был, как никто другой.
Он, как никто другой, предан своему делу.

(2) Обороты вида НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК
Обороты используются в предложениях с противопоставлением (не кто-то, а он), поэтому пишется частица НЕ. Союз КАК имеет значение союза А, соответственно, между однородными членами перед союзом КАК запятая не должна бы ставится (нет обособления).

Примечание
Но в правилах Розенталя приводится пример с обособлением: На мгновенье ему показалось даже, что это не кто иной, КАК ВАЛЬКО, мог дать Осьмухину такое задание (Ф.).
В то же время в практических текстах в нацкорпусе встречаются ОБА ВАРИАНТА:
Не кто иной, как Водоёмов, предложил Капитонова в правление (2015). Показательно, что не кто иной, как Луначарский попытался дезавуировать эту важную поправку (2014).
Ведь не кто иной, как Деникин признал бесполезной всю деятельность этого ведомства (2012).

Это был НЕ КТО ИНОЙ, КАК сам хозяин дома.
Спереди Рейнский водопад НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК невысокий водяной уступ.
Мой вызов маркизу был НЕ ЧЕМ ИНЫМ, КАК шуткой.
Эта повесть есть НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК отрывистые воспоминания.
Вдали виднелось НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК небольшая башня.
НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК глубокое ущелье, открылось пред нами.

(3) Парный вариант с оборотами И НИКТО ДРУГОЙ, А НЕ КТО ДРУГОЙ
Эти обороты имеют одинаковое значение, но относятся к разным синтаксическим конструкциям и пишутся по-разному.

Обособленный оборот с присоединительным союзом И (возможна постановка тире):
Именно он, и никто другой, является сегодня хозяином положения.
«Ну конечно, это он – и никто другой!» – сказала она про себя.

Обособленный оборот с присоединительным союзом А:
Именно он, А НЕ КТО ДРУГОЙ, советует применять этот метод.
Все были уверены, что он, А НЕ КТО ДРУГОЙ, предводительствовал отважными злодеями.
Примечание. Противительный ооюз А в данном случае является присоединительным.
Сравнить: Хотя этот человек сидит за своим столом одиноко, но что не кто другой, а именно он составляет настоящий центр компании(противопоставление НЕ…А, одна запятая).

3. ОБОРОТЫ ПРИ НАЛИЧИИ НАРЕЧИЙ И ЧАСТИЦ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ
Не обособляются обороты с союзом КАК при наличии наречий и частиц перед союзом: НЕ КАК, СОВСЕМ КАК, ПОЧТИ КАК.
Указанные обороты имеют значение уподобления в основном сообщении.

(1) НАРЕЧИЕ (ЧАСТИЦА) + СОЮЗ КАК:
Дети рассуждают СОВСЕМ КАК взрослые.
Она выглядит СОВЕРШЕННО КАК ребёнок.
Они развалились в креслах, чувствуя себя СОВЕРШЕННО КАК дома.
Было светло ПОЧТИ КАК днём.

(2) ОСЛОЖНЁННЫЙ СОЮЗ ВСЕ РАВНО КАК, ПРЯМО КАК:
У них ВСЁ РАВНО КАК в трактире.
А уж вы тут у меня ВСЁ РАВНО КАК за каменой стеной.
Зато портрет отменный: Глеб здесь ПРЯМО КАК вылитый.
Он ПРЯМО КАК девчонка.
Он смотрел ПРЯМО КАК зачарованный.

(3) ЧАСТИЦА НЕ + СОЮЗ КАК
Он больше известен НЕ КАК учёный.
Ты всё делаешь НЕ КАК люди.

4. УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
В этих случаях обороты можно ИЗЪЯТЬ ИЛИ ЗАМЕНИТЬ, при этом смысл предложения не изменится. Соответственно, здесь нет сравнения, оборот не обособляется.

(1) НЕ БОЛЕЕ КАК, НЕ ДАЛЕЕ КАК, НЕ ИНАЧЕ КАК
Все его слова НЕ БОЛЕЕ КАК хвастовство.
Испытания закончатся НЕ ДАЛЕЕ КАК через месяц.
Чичиков называл его НЕ ИНАЧЕ КАК папаша.

(2) КАК МОЖНО БОЛЬШЕ, КАК МОЖНО МЕНЬШЕ:
Они хотели уничтожить КАК МОЖНО БОЛЬШЕ врагов.
Я невольно старался быть КАК МОЖНО СКРОМНЕЕ И ТИШЕ.

(3) (НЕ) МЕНЬШЕ ЧЕМ, (НЕ) РАНЬШЕ ЧЕМ
МЕНЬШЕ ЧЕМ через полчаса прибежал запыхавшийся Прохор.
Это НЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ легенда.

ТЕМА 2. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С СОЮЗОМ КАК

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(1) ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Фразеологизмами называются устойчивые обороты, имеющие значение одного слова.
Фразеологические обороты с союзом КАК обычно обозначают высокую степень проявления признака или действия: белый как снег = очень белый, блестит как зеркало = очень ярко блестит.

(2) ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Фразеологический оборот тесно связан по смыслу с определяемым словом и, как правило, не обособляется; в этом случае он составляет тему или рему простого предложения.
Обособление фразеологизмов делается В ВИДЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ (удобная позиция, распространенность и др.), когда фразеологизм не входит в основное сообщение, при этом предложение должно быть достаточно распространено.

(3) ИНТОНАЦИЯ
Необособленный фразеологический оборот обычно является интонационным центром высказывания, а ударение падает ТОЛЬКО НА ОБОРОТ, например: Река блестит как зеркАло.
В исключительных случаях фразеологизмы обособляются, то есть выделяются паузами и составляют в предложении отдельную фразу.

2. НЕОБОСОБЛЕННЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ ОБОРОТЫ В ОСНОВНОМ СООБЩЕНИИ (возможна замена синонимом)
Устойчивые обороты с союзом КАК не обособляются, если они входят в основное сообщение. В этом случае оборот можно заменить близким синонимом без нарушения интонационной структуры предложения.

(1) ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ: фразеологизм имеет значение наречия, отнесенного к глаголу
биться как рыба об лед блестит как зеркало
бояться как огня бросился как безумный
вертится как белка в колесе дрожал как осиновый лист
ждать как праздника звучит как музыка
знать как свои пять пальцев как в воду канул
наряжать как куклу льет как из ведра
несется как угорелый не видать как своих ушей
ободрать как липку нужен как воздух
побледнел как полотно остановился как вкопанный
пошел ко дну как камень пойдешь как миленький
развеялся как дым свалиться как снег на голову
сидеть как на иголках смотрел как зачарованный
спал как убитый спешить как на пожар
тает как свечка упал как подкошенный
уперся как баран (бык) устал как собака

Разбойник мужика как липку обобрал.
Кони не двигались и стояли как вкопанные.
Дождь лил как из ведра.
Пристали как банный лист.
Терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба об лёд.
В этой суматохе он чувствовал себя как рыба в воде.
Мне надо отоспаться как следует.
Вся громадная территория порта видна как на ладони.
Марья Ильинична сидела как на иголках.
Лег и всю ночь спал как убитый.
Гости приехали как снег на голову.

(2) ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКА: фразеологизм имеет значение наречия, отнесенного к прилагательному

беден как церковная мышь белый как лунь (полотно, снег)
бледный как смерть гол как сокол
голодный как волк здоров как бык
красный как помидор (рак) крепок как дуб
мрачный как туча нем как могила (рыба)
острый как бритва похожи как две капли воды
прямо как нож по сердцу свеж как кровь с молоком
твердый как камень труслив как заяц,
упрям как осел хитер как лиса
холодный как лёд худой как щепка
черный как смоль ясно как день
темно как ночью легкий как перышко

Это был молодец с белыми как снег зубами и чёрными как смоль волосами.
У дерева клинообразные листья, острые как бритва.
Хан был телом сильный как бык и храбрый как лев.
Вечер был как две капли воды похож на любой другой вечер.
А сердце бьется еле слышно, и руки холодны как лед.
После яркого света дня казалось, что здесь темно как ночью.

3. ОБОСОБЛЕННЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ ОБОРОТЫ В ДОБАВОЧНОМ СООБЩЕНИИ

В виде исключения фразеологизмы могут обособляться в следующих случаях:
(1) фразеологизм является вторым обстоятельством (обычно в положении после наречия);
(2) позиция, удобная для обособления;
(3) распространенный оборот (относительно исходного фразеологизма).

(1) ФРАЗЕОЛОГИЗМ В РОЛИ ВТОРОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ИЛИ СКАЗУЕМОГО ОБОСОБЛЯЕТСЯ (рассматриваются парные варианты)

Я стоял как завороженный. – Дориан Грей смотрел ему в лицо не отрываясь, как
завороженный.
Вот вчера же ещё во дворе доски лежали, а с утра как корова языком слизала! – Во дворах, перед сараем всё чисто, как корова языком слизала.

Синьор, где же вы пропадали? Вы как в воду канули!
Я его документ три дня искал. Исчез, как в воду канул.
Сорин уехал, обещался позвонить и пропал, как в воду канул.

(2) ИЗМЕНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМА
Он шёл как во сне. – Люди, как во сне, шли молча.
А Иван, кряхтя, полез под дубовое корыто и лежит там как убитый.
Наутро, как убитые, заснули мужики.
Алекс как завороженный следил за происходящим.
Дворянкин тоже, как завороженный, не отрывал от старшины глаз.

(3) РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ИСХОДНОГО ФРАЗЕОЛОГИЗМА:
Удивительный туман! Белый как снег, он лениво клубится над лугом. – Белая, как первый снег, чайка летает над морем.

(4) СЛОЖНЫЙ ВАРИАНТ
Открытым остается вопрос об обособлении оборота НА ОСНОВЕ ГЛАГОЛА:
Никаких возражений я принимать не стал, сказал как отрезал и забыл.
А потом сказал, как отрезал. Сказал как отрезал.
Сказал, как отрезал: коротко, жестко и сурово.

– А как правильно?
– Скорее всего, надо обособлять оборот, так как одно действие сравнивается с другим (схема «а как b»), при этом ударением выделяются оба глагола. В то же время оборот не обособляется, если имеет значение «коротко, резко», тогда ударение падает только на оборот.

ВЫВОД
– Но всё-таки чаще устойчивые обороты союзом КАК не обособляются?
– Да, это так, но не стоит считать, что фразеологический оборот не должен обособляться в обязательном порядке, как будто это его неотъемлемое свойство.
Фразеологизмы с союзом КАК не обособляются, являясь обстоятельствами образа действия или степени и занимая в предложении соответствующую позицию. Однако любые отклонения от этого стандарта (распространенность, измененная позиция) приводят к обособлению оборота на письме и выделению его паузами в устной речи.

ТЕМА 3. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК
1. Основные положения
2. Вводные слова с союзом КАК и сходные с ними выражения
3. Вводные предложения с союзом КАК

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Общим свойством вводных слов является то, что они составляют второй план речи, то есть выражают не содержание высказывания, а отношение к этому содержанию, а именно:
(1) соответствие сообщения реальной действительности с точки зрения говорящего (действительное, возможное, желаемое);
(2) выражение чувств и обращение к собеседнику;
(3) оформление речи.

Вводные слова не являются членами предложения и поэтому всегда обособляются, однако их нужно отличать от необособленных членов основного сообщения.

2. ВВОДНЫЕ СЛОВА С СОЮЗОМ КАК И СХОДНЫЕ С НИМИ ВЫРАЖЕНИЯ
Вводные слова с союзом КАК имеют следующие значения: выражение чувства; степень обычности; временное отношение к действительности; источник информации; оценка.

Одни и те же выражения могут являться вводными словами (обособляются) или членами предложения (не обособляются) в зависимости от его структуры.

(1) Выражение чувства: КАК НАЗЛО, КАК НАРОЧНО, КАК НА БЕДУ, КАК НА ГРЕХ, КАК НИ СТРАННО
Дождь, как назло, усиливался.
Как нарочно, ни души.
Просто будем, как ни странно, улыбаться и молчать.
Как на беду, в тот день он надел именно эти панталоны.

Но: Всё получается как назло.
Как ни странно звучали эти слова, они были произнесены справедливо.
Свет луны как нарочно притушен, и куда мы идем – не пойму.

(2) Степень обычности: КАК ВСЕГДА, КАК ПРАВИЛО, КАК НИКОГДА, КАК ОБЫЧНО
Повеет в лицо, как бывало, соснового леса жарой.
Как правило, здесь бывают обильные дожди.
День начинался, как всегда, в тумане.
Тело, как всегда в минуту опасности, стало ловким и сильным.
В метро, как обычно в часы пик, было не протолкнуться.

Но: Зимой густой туман в Лондоне бывает как правило.
Всё было как всегда.
Солнце пекло как никогда.

(3) временное отношение к действительности: КАК СЕЙЧАС, КАК ТЕПЕРЬ. КАК ПРЕЖДЕ
Вижу, как теперь, самого хозяина.
Как сейчас, помню этот день.

Но: И раньше всё было как сейчас.

(4) источник информации: КАК ИЗВЕСТНО, КАК ВИДНО, КАК ГОВОРЯТ, КАК ВЫЯСНИЛОСЬ
Но всё, как известно, познаётся в сравнении.
Здесь, как видно, прошли дожди.
У неё, как говорят, вырвался вздох облегчения.

Но: Как видно каждому из присутствующих, у фокусника в руках три карты.

(5) ОЦЕНКА СИТУАЦИИ: КАК МИНИМУМ, КАК МАКСИМУМ (только при наличии паузы)
Для этого нужно, как минимум, разбираться в литературе.
Для выполнения этих работ требуется, как минимум, целый месяц.

Но: Как минимум отправлю телеграмму.
До реки два километра как минимум.

ВЫВОД
– Здесь, наоборот, необособленный вариант является исключением?
– Да, обычно предложение строится таким образом, что вводные слова занимают в нем позицию, удобную для обособления. В то же время вводные сочетания могут не обособляться, если они входят в основное сообщение (обычно в нераспространенном предложении). Но тогда они уже не являются вводными словами.

3. ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК
Вводные предложения с союзом КАК всегда обособляются с помощью запятых и могут иметь следующие значения: а) источник информации; б) обращение к собеседнику; в) оформление речи; в) выражение чувства.
Вводные предложения с различными значениями всегда обособляются:

(1) источник информации
Вам, как мне кажется, наскучили мои рассказы.
Он ехал к Яузским воротам, где, как ему сказали, мог находиться Кутузов.
Как выражаются моряки, ветер крепчал.
Осмотревшись, я пошёл, как мне казалось, к морю.
Вы, как я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.
Но дело было не в обиде, а, как я теперь понимаю, в более тонких чувствах.

(2) обращение к собеседнику
Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился, как мы уже видели, к Троекурову.
Первый тост был выпит, как читатели и сами догадываются, за здоровье нового херсонского помещика.
Эта история, как вы догадываетесь, наделала много шума.
Я, как вы можете видеть, человек совсем незначительный.
Старик его улыбки не заметил, а то бы, как вы понимаете, обиделся.

(3) выражение чувства
Дело моё, как ни грустно было это сознавать, не имело успеха.
Но дамы и барышни, как это ни странно, находили его интересным.

(4) оформление речи
Как я уже говорил, в начале мая мы уехали из города.
Как уже говорилось, несколько статуй было доставлено в Петербург ещё при Петре1.

4. СОЮЗ «ИЛИ» ПЕРЕД ВВОДНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
При наличии союза ИЛИ перед вводным предложением следует определить его значение.
Запятая перед союзом ИЛИ не ставится при его РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ значении и ставится при ПОЯСНИТЕЛЬНОМ (ИЛИ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОМ) значении:

(1) СОЮЗ ИЛИ – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ, нет запятой перед союзом
Олимпийские игры могут состояться в Нью-Йорке, Париже, Мадриде, Лондоне или, как мы все надеемся, в Москве.
Это не очень интересно или, как мне кажется, не является для меня важным.

(2) СОЮЗ ИЛИ – ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ, разные названия одного предмета, запятая перед ИЛИ (союз используется для обозначения тождества).
Это животное носит название гиппопотам, или, как его чаще называют, бегемот.
В общественном клубе с благотворительной целью давали бал-маскарад, или, как его называли местные барышни, бал-парей.
Мне помогал маляр, или, как он сам себя называл, подрядчик малярных дел.

СОЮЗ ИЛИ – ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ, запятая перед ИЛИ
Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать.
Он был мало образован, или, как он сам говорил, закончил «медвежью академию».

РАЗДЕЛ 4. СОЮЗ КАК В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тема 1. Сравнительные придаточные предложения
Тема 2. Другие придаточные предложения с союзом КАК

Союз КАК и его синонимы (БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО) используются в сложноподчиненных предложениях различного вида (СПП).
Союз КАК может быть одиночным или входить в составные союзы, при этом составные союзы могут расчленяться запятой.
Знаки препинания в СПП с союзом КАК ставятся по общим правилам по данной теме.

ТЕМА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Союз КАК, как и его синонимы, является основным союзом в СПП с придаточными сравнительными.
Придаточные сравнительные предложения бывают полные и неполные (в неполных сравнительных предложениях пропущено подлежащее или сказуемое, которое легко восстанавливается по контексту).

1. ПОЛНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(1) Союз КАК
Жизнь изменила своё течение, как река изменяет своё русло.
Врубель жил просто, как все мы живем.

(2) Союз ТОЧНО
Отражённые деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.

(3) Союз ПОДОБНО ТОМУ КАК, КАК БУДТО БЫ, КАК ЕСЛИ БЫ
Многие русские слова излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают свет. У меня что-то сердце замирает с самого утра, как будто бы надобно было чему-нибудь случиться со мною.
Теперь Кеплер вправе сказать, что постиг Вселенную так, как если бы создал её собственными руками.

2. НЕПОЛНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В неполных придаточных предложениях можно восстановить пропущенный член предложения по смыслу:
(1) Пропущено подлежащее
Мы втроём начали беседовать, как будто (мы) век были знакомы.
Умное животное следило за нами, точно (оно) хотело узнать, что мы намерены делать.
Лес стоит молча, словно (он) всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.

(2) Пропущено сказуемое
Гостиная набита гостями, как подушка (набита) пером.
Высохшие стулья потрескивали, как дрова (потрескивают) в камине.
Дни отрываются от меня, как листики (отрываются) от дерева.

ТЕМА 2. ДРУГИЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК
Придаточные сравнительные предложения надо отличать от придаточных с другими значениями.

1. Придаточное изъяснительное: союзное слово КАК
Знаю я, как память коротка.

2. Придаточное уступительное: союзное слово КАК (НИ)
Левинсон, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.

3. Придаточное времени: союзы ПЕРЕД ТЕМ КАК, КАК ТОЛЬКО, В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК
Перед тем как двинуться в путь, он вырезал из можжевельника палку.
Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоги медведи.
В то время как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи свой холодный и яркий свет.
Между тем как он кончался, дух лукавый подоспел.

4. Придаточное степени и сравнения: союзное слово КАК
Человеческий род не так уж беден людьми, как это может показаться.

5. Придаточное сопоставление: союзы ПО МЕРЕ ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК
По мере того как угасал день, в лесу становилось все тише и тише.
Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние погубит все, за что бы ты ни взялся.

РАЗДЕЛ 5. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ВОПРОС 1. Нужно ли выделять запятыми устойчивый оборот «ухватился как за соломинку»?
Примеры:
(1) Эдип, уже чувствующий под ногами пропасть, как за солОминку хватается за последний довод.
(2) Да, дожди, ужасные дожди. Все утро лило, а у вас даже зонтика нет… — закивал смущенный добряк, ухватившись за погОду, как за солОминку.
(3) Да он теперь и вообще не искал ничего такого; никакой абстрактной ясности, за которую можно хватАться, как за солОминку.

Мы видим, что оборот обособляется не всегда, и это зависит от структуры предложения. При обособлении логическим ударением выделяется слово перед оборотом, что способствует постановке паузы. При отсутствии обособления оборот часто ставится в начало фонетической фразы, и на него всегда падает ударение. В этом случае оборот является необособленным обстоятельством образа действия.

Как ребенок душою я стал сказуемое

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие раскаты грома. Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (Ч.)[1].

Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки, обозначающей сокращение слова: …и др.; …и пр.; …и т. д.; …и т. п.

2. Точка ставится после коротких предложений, рисующих единую картину, для придания изложению большей выразительности: Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою. (П.)

3. Точка ставится в конце номинативных (назывных) предложений, не заключающих в себе ни вопроса, ни восклицания: Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма. Птичник. Плодовый сад. Лес. Два трактора. Мастерские. И всё это в блестящем состоянии. (Кат.)

4. Точка ставится после первой части так называемых сегментированных конструкций, или конструкций с «двойным обозначением», состоящих из двух частей. Первая часть (сегмент, т. е. отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, формой именительного падежа существительного либо словосочетанием во главе с этой формой (именительный темы, или именительный представления), называет лицо, предмет, явление, которое во второй части (в последующем тексте) получает другое обозначение в форме местоимения: Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.); Производительность труда. Как её повысить? (газ.)

5. Точка ставится после разделительной паузы перед присоединительными конструкциями, которые при другой пунктуации играли бы роль членов предложения (так называемая парцелляция, т. е. членение): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. (Чак.); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н.И.); Три молодые работницы часового завода прибежали после работы в редакцию. Взволнованные. Встревоженные. (Нар.); Мир стал иным. На год старше. (газ.); Программа грандиозная. И вполне реальная. (газ.)

6. Точка ставится в конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания: Вам бы полечиться. (М.Г.); Позвольте мне прочесть в другой раз. (Бл.); Ты меня не учи. (Добр.)

7. Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и др., если они начинают собой новое предложение: На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (Сим.); Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас в тайге — гиблое дело: не видно ни месяца, ни звёзд. (Марк.); Мне было бы легче, если бы он стал ругать меня. Но он мол чал и молчал. (Кав.)

8. Точка ставится в конце рубрик перечисления, если у цифр или литер, которыми рубрики обозначены, стоит точка:

§ 83. Пишутся слитно:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наречиями… навряд ли, задаром.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными… натрое, но: по двое, по трое.

3. Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными… потихоньку, сгоряча. (Правила русской орфографии и пунктуации.)

1. При наличии в нумерованных рубриках подпунктов последние обычно разделяются точкой с запятой (реже — запятой).

2. Если внутри абзаца, образующего подпункт, имеется самостоятельное предложение, то перед ним ставится точка и первое слово начинается с прописной буквы:

…Своевременно определять и изменять направленность исследований и разработок, организационную структуру научных учреждений. Усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук;

повысить эффективность использования научного потенциала высших учебных заведений для решения народнохозяйственных задач. Совершенствовать подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных и научно-педагогических кадров.

9. Точка ставится в конце предложения, вводящего в дальнейшее развернутое изложение: Вот этот рассказ. (Пауст.) [дальше следует рассказ]; Представьте себе следующее. [дальше — подробное повествование]; Новый станок имеет такое устройство. [дальше — пространное описание].

§ 2. Вопросительный знак

1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)

Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: Что я — попугай? индейка? (М.); Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности? (Гран.)

2. Вопросительными могут быть и номинативные (назывные) предложения: Пожар? (Кож.)

3. Вопросительный знак ставится в конце сложно сочиненного предложения, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.); Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)

4. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной: Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)

Примечание. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения образует косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится: Я прервал речь Савельина вопросом, сколько у меня всего денег (П.); Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н.О.).

Однако если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, в конце сложноподчиненного предложения вопросительный знак ставится: Скажите, пожалуйста, что это за огни? (Л.Т.); Я спросил, как же он стал отшельником? (М.Г.)

5. Вопросительный знак ставится в конце бессоюзного сложного предложения, если образующие его части являются вопросительными предложениями (между ними ставятся запятые) или только последняя часть содержит прямой вопрос (перед ней ставится двоеточие либо тире, в зависимости от смысловых отношений между частями предложения): Кто скачет, кто мнится под хладною мглой? (Жук.); А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют? (Сим.); Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр.)

6. Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего, чаще всего внутри цитируемого текста: «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)

Здесь и в дальнейшем точка поставлена перед скобкой условно, только для иллюстрации правил.


источники:

http://proza.ru/2020/12/10/1043

http://www.litmir.me/br/?b=23625&p=49