Как составить лексический диктант

3. Пишем словарный диктант

В сентябре, когда я взяла пятый класс, ученики первое время подходили и спрашивали: «А мы будем писать словарный диктант? А когда?». А один так и вовсе решил «поправить» учителя: «Нужно вначале дать (так прямо и сказано было: «дать») словарный диктант. А потом все остальное». За три года обучения в начальной школе у детей уже сложился свой стереотип «правильного» начала урока. Разрушить этот стереотип оказалось не так-то легко.

Словарный диктант – привычная часть урока русского языка. Настолько привычная, что многие учителя даже не задумываются над тем, как они его проводят. И все-таки лучше его каждый раз проводить немножко по-другому.

Принцип вариативности – один из главных принципов современной методики – должен действовать и здесь. (Помните, мы говорили о нем в связи с домашними заданиями и началом урока?) Как же применить его к самому что ни на есть традиционному виду диктанта – словарному?

Поделюсь своим опытом. Кроме известных каждому словеснику видов словарного диктанта, я использую и такие.

«Убить двух (трех) зайцев»

«Зайцами» являются правила и орфограммы. Если в диктанте встречаются слова на два правила – значит, «зайцев» два, если три – три «зайца» и т.д. Например, диктант на правописание отрицательных местоимений (первый «заяц»), -ться и -тся в глаголах (второй «заяц») и не с глаголами (третий «заяц») выглядит так:

Ничем не интересоваться, он ни о ком не беспокоится, ни с кем не встречается, не с кем поделиться секретом, нечего бояться, ему не хочется ни с кем встречаться, ни в ком не разочароваться, не о ком заботиться. (Попутно зададим как бы между прочим вопрос: «Портрет какого человека нарисован перед нами?»)

Казалось бы, простая смена названия, но работает более эффективно, чем безликое «словарный диктант».

Лексический словарный диктант

Читается толкование лексического значения слова (лучше не из словаря, а адаптированное учителем), ученики записывают само слово.

Например, для 5-го класса подойдет следующий диктант:

Небольшая книжка; хранилище для книг; старый, опытный воин; изображение природы на картине; человек одинакового с кем-либо возраста; земельное пространство с определенными границами; ярко-красный цвет; народное гулянье с танцами, играми, маскарадом; теплица для выращивания южных растений; слово, в переводе с голландского означающее «китайское яблоко». (Брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник (или сверстник), территория, багряный, карнавал, оранжерея, апельсин.)

Этому же диктанту можно придать вид кроссворда, и тогда получится уже не лексический диктант, а диктант-кроссворд.

Берем какую-нибудь известную приключенческую книжку и по ней составляем словосочетания так, чтобы можно было узнать произведение. (См. подробнее мою статью в «Русском языке», № 45/ 2001.)

6-й класс. Одноногий моряк на деревянной ноге, содержимое матросского сундука, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, радость исследователя неведомых стран, неприступные скалы, возле устья какой-то неизвестной речонки, приключения на суше и на море, развевался черный пиратский флаг.

Узнали ли вы произведение? («Остров сокровищ» Стивенсона.)

Цифровой диктант, или цифровое кодирование

Применяем в том случае, когда есть выбор из двух или трех написаний. Например, буквы е – и в окончаниях существительных и глаголов, разделительные ъ или ь, -ться или -тся и т.п. Одно из написаний обозначаем (кодируем) цифрой 1, другое – цифрой 2 и т.д.

Например, цифровой диктант по теме «И – ы после ц» выглядит так:

Цикада, круглолицый, акация, мотоциклист, цыплячий, циферблат, цирковой, царицын (башмачок), индейцы, ножницы, циклон, цыганский.

Кодируем: и –1, ы – 2. Запись в тетрадях: 121 121 122 212. (Цифры для удобства разбиваем на тройки, чтобы легче было их называть: «сто двадцать один, сто двадцать один, сто двадцать два, двести двенадцать».) Такая проверка занимает ровно одну минуту. Единственное пожелание: слова для диктанта лучше подбирать такие, в которых ошибкоопасное место встречается только на это правило. В этом случае из нашего диктанта лучше исключить слова мотоциклист и циферблат, иначе есть опасность, что мы так никогда и не узнаем, умеют ли наши ученики писать слова мотоциклист и циферблат.

Цифровое кодирование уместно применять не только для проведения словарного диктанта, но и для проверки теории по любому разделу грамматики. Например, по темам: «Виды предложений по цели высказывания», «Односоставные и двусоставные предложения», «Наклонения глагола», «Склонение существительных» и т.д.

А теперь вернусь к началу.

Почему же мои пятиклассники имели повод обвинить меня в том, что я не провожу словарные диктанты? Дело в том, что обычные словарные диктанты я не очень люблю, а для того чтобы научить ребят тем видам, которые я здесь назвала, нужно какое-то время. Но уже через две недели мы с удовольствием писали и цифровые, и буквенные, и приключенческие, и лексические диктанты. Больше диктантов, хороших и разных.

словарный диктант, как пишете?

Расскажите, как пишете его и как ставят оценки?
1 ошибка — «4» или «5».?
2 ошибки — «4» или «3»

У нас второй класс, учитель всегда предупреждала, что будут писать словарный диктант. На дом задавала «Повторить словарные слова». Писали вроде не плохо, но я не вникала.
Учебник у нас Канакина и Горецкий. С начала учебника идут слова, которые надо себе в словарик и записывать их перед диктантом и повторяет ребенок. Слов 15-17 но не более 25 было всегда было.

Вчера, был диктант. Пробный в тетрадках.
43 слова, 12 из них дети еще не изучали. Наляпали ошибок, соответственно результаты учителю не понравились, сказала, что будут сегодня переписывать.
Спросила у ребенка, от куда учитель диктовала слова, сказал:
— Диктовала по учебнику. В конце учебника есть все слова, которые проходят в течение всего года.
т.е. просто открыла учебник и стала диктовать.
Вот теперь и не знаю, учить их или нет, мы их будем проходить только через 50 страниц учебника, то что за пробный поставили «3»- ребенок расстроился, всегда писал их на «5».
Вообще это нормальная практика, диктовать слова, которые дети еще не проходили?
И при норме слов для 2го класса 10-12 слов, дать 43 слова?
слова такие не очень сложные. Мой ляпнул в них только 1 ошибку клаС без 1 С написал, а ошибки наляпал в тех словах, которые всегда писал без ошибок.
Новые слова которые не проходили, но были продиктованы
класс, город, магазин, машина, метро, пенал, работа, спасибо, улица, фамилия, январь, язык.

Лексические диктанты по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексические диктанты словарных слов, 3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

1 группа: аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вместе.

Учреждение, в котором изготавливают и продают лекарства. (АПТЕКА)

Топкое место, избыточно увлажнённый участок почвы. (БОЛОТО)

Обувь, закрывающая ногу по щиколотку. (БОТИНКИ)

Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи, для общего пользования. (БИБЛИОТЕКА)

Вещи, которые берутся пассажиром в дорогу. (БАГАЖ)

Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.(ВАГОН)

Разговор, обмен мнениями. (БЕСЕДА)

Документ, удостоверяющий право пользования транспортом или посещения театра, кинотеатра. (БИЛЕТ)

Совместно, сообща. (ВМЕСТЕ)

Всюду, повсюду, повсеместно. (ВЕЗДЕ)

2 группа: вокруг, восток, впереди, газета, галерея, гигант, горох, горячий, группа, девочка.

Часть света, где встаёт солнце. Одна из четырёх сторон света, направление, противоположное западу. (ВОСТОК)

Растение семейства бобовых, а также его круглые семена. (ГОРОХ)

Ребёнок женского пола. (ДЕВОЧКА)

Идти, находиться: в первых рядах, во главе. (ВПЕРЕДИ)

Во все стороны, со всех сторон. (ВОКРУГ)

Длинный и светлый крытый проход или с обрание картин, редкостей. (ГАЛЕРЕЯ)

Печатное периодическое издание. (ГАЗЕТА)

Предмет громадных размеров, великан. (ГИГАНТ)

С ильно нагретый, жаркий, накаленный. (ГОРЯЧИЙ)

Несколько предметов или людей, находящихся поблизости друг к другу. (ГРУППА)

3 группа: животное, забота, завод, здесь, запад, инженер, интересный, календарь, касса, картофель.

Промышленное предприятие, на котором производят машины, станки и т.д.(ЗАВОД)

Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом. (КАРТОФЕЛЬ)

Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питаться. (ЖИВОТНОЕ)

Одна из четырёх сторон света, направление, противоположное востоку. (ЗАПАД)

Беспокойство, уход, внимание о ком-либо. (ЗАБОТА)

Специалист с высшим техническим образованием. (ИНЖЕНЕР)

В этом месте, тут. (ЗДЕСЬ)

Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный. (ИНТЕРЕСНЫЙ)

Ящик с деньгами или помещение, где производятся прием, хранение и выдачу денег. (КАССА)

Счисление дней в году. (КАЛЕНДАРЬ)

4 группа: кастрюля, когда, комната, конечно, костёр, костюм, лагерь, ландыш, лимон, лучше.

Место за городом, где останавливаются для отдыха или временно живут; детский оздоровительный … . (ЛАГЕРЬ)

Отдельное помещение для жилья в квартире. (КОМНАТА)

Металлическая посуда для варки пищи. (КАСТРЮЛЯ)

Цитрусовое вечнозеленое субтропическое дерево, жёлтые плоды которого богаты витамином С. (ЛИМОН)

Употребляется при выражении согласия. (КОНЕЧНО)

Более, чем хорошо. (ЛУЧШЕ)

Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. (КОСТЁР)

Травянистое растение с маленькими белыми колокольчатыми цветками, имеющими сильный сладкий запах. (ЛАНДЫШ)

Одежда человека. (КОСТЮМ)

Наречие обстоятельства времени, спрашивающее «в какое время?» наступит событие. (КОГДА)

5 группа: магазин, малина, медленно, метро, молоток, морковь, назад, обычный, овёс, огород.

Полукустарниковое растение со сладкими обычно красными ягодами, а также сами его ягоды. (МАЛИНА)

Участок земли под овощами, обычно вблизи дома. (ОГОРОД)

Такой, как всегда; постоянный, привычный. (ОБЫЧНЫЙ)

Инструмент, которым можно прибивать что-либо. (МОЛОТОК)

Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем. (МОРКОВЬ)

На небольшой скорости; не быстро. (МЕДЛЕННО)

Злак, которым обычно кормят лошадей. (ОВЁС)

Железнодорожный подземный электрический транспорт. (МЕТРО)

Помещение, в котором ведут торговлю. (МАГАЗИН)

На прежнее место, обратно. (НАЗАД)

6 группа: огромный, огурец, один, океан, окрестность, опушка, организм, орех, осина, остров.

Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (ОГУРЕЦ)

Лиственное дерево с трепещущими на ветру листьями. (ОСИНА)

Плод некоторых деревьев и кустарников со съедобным ядром в скорлупе. (ОРЕХ)

Число, обозначаемое на письме цифрой единица.(ОДИН)

Край леса или меховая обшивка по краям одежды. (ОПУШКА)

Водное пространство между материками земной поверхности. (ОКЕАН)

Участок суши, окружённый со всех сторон водой. (ОСТРОВ)

Местность, прилегающая к чему-нибудь, окружающее пространство. (ОКРЕСТНОСТЬ)

Живое существо или растение с его согласованно действующими органами. (ОРГАНИЗМ)

Очень большой по величине, размеру, количеству. (ОГРОМНЫЙ)

7 группа: охрана, очень, песок, петух, пирог, победа, погода, помидор, потом, прекрасный.

Огородное растение, томат. (ПОМИДОР)

Состояние атмосферы в данном месте и в данное время. (ПОГОДА)

Самец кур. (ПЕТУХ)

Сыпучие крупинки кварца. (ПЕСОК)

Спустя некоторое время, после. (ПОТОМ)

Защита, оберегание, сохранение чего-либо. (ОХРАНА)

В сильной, высокой степени. (ОЧЕНЬ)

Печеное изделие из теста с какой-либо начинкой. (ПИРОГ)

Очень красивый, отличающийся необыкновенной красотой. (ПРЕКРАСНЫЙ)

Успех в битве, войне при полном поражении противника. Успех в борьбе за что-либо. (ПОБЕДА)

8 группа: привет, программа, профессия, пшеница, ракета, расстояние, салют, сапог, сверкать.

Летательный аппарат для полёта в космос.(РАКЕТА)

Хлебный злак, из которого приготавливают хлебную муку и пекут хлеб белого цвета. (ПШЕНИЦА)

Пространство, разделяющее два пункта. (РАССТОЯНИЕ)

Приветствие при встрече. (ПРИВЕТ)

Ярко сиять переливчатым светом. (СВЕРКАТЬ)

План деятельности, работы. (ПРОГРАММА)

Изделие из кожи или других материалов с высоким голенищем, надеваемое на ногу для защиты её от холода. (САПОГ)

Род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. (ПРОФЕССИЯ)

Праздничный фейерверк. (САЛЮТ)

9 группа: север, сейчас, солдат, счастье, тарелка, территория, теперь, топор, трактор.

Машина для обработки земли. (ТРАКТОР)

Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки. (ТОПОР)

Одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу. (СЕВЕР)

В настоящее время, теперь. (СЕЙЧАС)

Ощущение полной удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, (СЧАСТЬЕ)

Рядовой военнослужащий сухопутных войск. (СОЛДАТ)

Ограниченное земельное пространство. (ТЕРРИТОРИЯ)

В настоящее время, сейчас. (ТЕПЕРЬ)

Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (ТАРЕЛКА)

10 группа: трамвай, учитель, фамилия, футбол, человек, шелест, шоколад, шофёр, яблоко.

Плод яблони. (ЯБЛОКО)

Педагог, который учит детей. (УЧИТЕЛЬ)

Железнодорожный наземный электрический транспорт. (ТРАМВАЙ)

Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее обычно от отца к детям. (ФАМИЛИЯ)

Водитель автомобиля. (ШОФЁР)

Живое существо, обладающее даром мышления и речи. (ЧЕЛОВЕК)

Спортивная игра, в которой игроки каждой из двух команд ударами ног стремятся забить мяч в ворота противника. (ФУТБОЛ)

Кондитерское изделие, застывшая масса какао с сахаром. (ШОКОЛАД)

Легкое шуршанье, шорох. (ШЕЛЕСТ)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 758 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 325 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 629 человек из 79 регионов

  • Зрюмова Светлана ВладимировнаНаписать 728 18.03.2020

Номер материала: ДБ-1058644

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.03.2020 23
    18.03.2020 42
    18.03.2020 19
    18.03.2020 45
    18.03.2020 52
    18.03.2020 11
    18.03.2020 11
    18.03.2020 12

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://eva.ru/kids/messages-3326442.htm

http://infourok.ru/leksicheskie-diktanty-po-russkomu-yazyku-4201536.html