Как составить побудительное предложение с деепричастием

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §32. Деепричастия совершенного вида. Упражнение №201

Запишите деепричастия совершенного вида, образованные от данных глаголов. Поставьте ударение в деепричастиях. • Составьте три побудительных предложения с любыми из записанных деепричастий. Включите в предложения обращения.
Донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять, принять, создать, успокоиться, невзлюбить, принести, распорядиться, увидеть, раскаяться, наклеить.

Решение

Донять — доняв, занять — заняв, нанять — наняв, начать − нача́в, отнять — отняв, поднять — подняв, понять — поняв, принять — приняв, создать − созда́в, успокоиться — успоко́ившись, невзлюбить — невзлюбúв, принести — принеся, распорядиться — распорядúвшись, увидеть — увúдев, раскаяться — раскаявшись, наклеить — накле́ив.
Степан, успокоившись, зайди, пожалуйста, ко мне в кабинет, нам нужно поговорить. Ребята, начав выполнение контрольной работы, не забудьте повторить правила.
Анна и Марина, заняв места в кинозале, дождитесь меня.

Что такое побудительное предложение, примеры

В зависимости от цели, с которой человек произносит фразу, высказывание представляет собой повествовательное, вопросительное или побудительное предложение.

Типы предложений по цели высказывания

Люди пользуются речью для достижения трёх типов результатов:

  • передать сведения, то есть сообщить информацию, выразить своё мнение, высказать желание;
  • получить сведения от собеседника в ответ на вопрос;
  • подтолкнуть к совершению действий.

Подробнее о соотношении цели с характеристикой предложения – в таблице:

Цель высказыванияХарактеристика предложенияПримеры
Передача информацииповествовательноеСегодня ожидается солнечная погода.
Посейдон принадлежал к пантеону древнегреческих богов.
Пойду-ка я лучше спать лягу.
Запрос на получение информациивопросительноеКаков прогноз на завтра?
Кто выломал доску из забора?
Можно войти?
Стимуляция к действиюпобудительноеВымой, пожалуйста, за собой тарелку.
Поехали в выходные на море!
Выйди вон!

Цель побудительного предложения, как следует из названия, – побуждение к деятельности.

Способы выражения побуждения

В зависимости от обстоятельств обращение к собеседнику или собеседникам, от которых ожидается исполнение желаемого, выражается в мягкой или жёсткой форме и приобретает характер:

мольбыНе лишайте нас последней надежды!
Спасите несчастное животное!
просьбыПередайте, пожалуйста, соль.
Будьте любезны, подскажите, который час.
пожеланияОтдохнули бы вы лучше, у вас измученный вид.
Будьте счастливы.
приглашенияЗаходите в гости почаще.
Входите, пожалуйста.
напутствияСтупайте с миром.
Пусть работа не будет в тягость.
советаОделись бы потеплее, на улице холодный ветер.
Переложите лучше кошелёк во внутренний карман.
приказаПокинь немедленно помещение!
Отчёты сдать к завтрашнему дню.
запретаНе трогай спички!
Без защитного костюма не входить.
протестаПрекратите бездумно вырубать леса!
Верни мои вещи!

Сходные способы образуют гибридные формы (просьба-мольба, приказ-запрет и пр.), жёсткие варианты дополняются выражением угрозы (Слезай с яблони, уши оборву!).

Средства выражения побудительности

Побудительное значение придаётся предложению с помощью интонационных и грамматических средств. Побуждение – это требование действия, а действие выражается в речи с помощью глагола, синтаксическая роль которого – роль сказуемого. Так что грамматически именно сказуемое превращает предложение в побудительное. Повелительное наклонение глагола – основная, но не единственная используемая для выражения побуждения форма, для этой цели употребляются и другие.

Форма глаголаПримеры
Повелительное накл.простая ф.Будешь уходить – захлопни дверь.
Заберите , пожалуйста, свой заказ.
составная ф.Пусть Наташа подметёт пол.
Да исполнятся ваши заветные желания!
Изъявительное накл.1 лицо мн. ч.наст. вр.Граждане пассажиры, оплачиваем проезд.
Ребята, бежим скорее!
буд. вр.Поедем в воскресенье за город!
Поднимем бокалы, друзья.
мн. ч. прош. вр.Пошли домой, скоро дождь начнётся.
Поплыли наперегонки!
Условное наклонениеВиктор Сергеевич, шли бы Вы к себе.
Взял бы ты лучше зонтик на всякий случай.
ИнфинитивНе рассуждать !
Быстро сложить книги на место!
Междометие в функции глаголаЦыц мне тут!
Кыш со двора немедленно!

Как образуются побудительные предложения

Побудительные предложения, в которых роль сказуемого исполняет глагол с указанными в таблице грамматическими признаками, по строению грамматической основы принадлежат и к односоставным, и к двусоставным, в зависимости от наличия подлежащего.

  • Вы не молчите , скажите , если что-то беспокоит. (Основа содержит обе разновидности главных членов, предложение двусоставное.)
  • Взвесьте мне полкило пряников. (Подлежащее отсутствует, конструкция односоставная.)

При отсутствии подлежащего и выражении сказуемого глаголом в изъявительном наклонении предложение относится к определённо-личным:

  • Пойдём на болото за клюквой.
  • Поехали кататься на лыжах, снег выпал!

При использовании в этой роли инфинитива синтаксическая конструкция относится к безличным или, согласно альтернативной классификации, принятой рядом лингвистов, к инфинитивным:

  • Быстро причесаться и привести себя в порядок !
  • Поднять флаг!

Безличные конструкции образуются и при использовании междометия.

Применение условного наклонения даёт в результате двусоставное предложение.

  • Узнал бы ты лучше поподробнее.
  • Вы бы прилегли , раз нездоровится.

Конструкции со значением побуждения, как и вопросительные, а реже – повествовательные, могут иметь в составе обращение. Из всех указанных типов предложений с требованием действия обращениями осложняются определённо-личные побудительные. Глаголы во втором лице указывают на субъект, к которому относится требование, но сам он назван не с помощью подлежащего, а с помощью обращения.

  • Родители Иванова Никиты , подойдите к стойке информации.
  • Пассажиры , займите свои места.

Отличить обращение от подлежащего позволяют следующие характерные для него признаки:

  • не связано вопросом со словами в составе предложения;
  • в предложении не даётся о нём информации (действия, признаки);
  • не просто называет, а окликает того, к кому обратились с речью.

В побудительном предложении, имеющем характер просьбы, употребляются так называемые «вежливые» слова.

  • Закройте, пожалуйста , окно.
  • Ради бога , замолчи!
  • Будьте добры , отнесите документы на третий этаж.
  • Одолжи карандаш, будь другом !

Их грамматическая классификация спорна, точки зрения лингвистов расходятся. Этикетные слова относят к междометиям, частицам или вообще не включают в состав частей речи.

По структуре синтаксические конструкции со значением побуждения относятся как к полным, так и к неполным, то есть таким, для восстановления смысла которых требуется словесный или ситуативный контекст. Неполные варианты характерны, например, для военных команд, требующих краткости.

  • Огонь! (Открыть огонь по противнику! – полный вариант)
  • Рулевой, к штурвалу! ( Рулевой , займите место у штурвала !)

Богата неполными побудительными конструкциями разговорная речь, поскольку имеет в своём распоряжении дополнительные способы передачи информации: жест, мимику, окружающую обстановку.

Да, иди , уже можно. (Без знания речевой ситуации полная фраза восстановлению не поддаётся. Да, иди навести бабушку, врач сказал, что её уже можно посещать. – Да, иди спокойно по болоту, оно из-за жары подсохло, и по нему уже можно пройти. – Да, иди скорее на перрон, объявили посадку, уже можно занимать места. – и другие варианты.)

« Скальпель !» – потребовал хирург. (Дайте мне скальпель .) Здесь на побудительный характер указывает только речевая ситуация, грамматические способы выражения отсутствуют.

Вывод: для образования побудительного предложения используется (или, в неполном варианте, подразумевается, если выброшено) сказуемое в одной из представленных в таблице форм. Частотный, но не определяющий признак – наличие обращения и этикетных слов.

Интонация побудительных предложений

Грамматическим средствам выражения побуждения сопутствуют интонационные. В неполных предложениях с выпущенным сказуемым повелительная интонация остаётся единственным опознавательным знаком побудительности.

В полных конструкциях, содержащих сказуемое, грамматически выраженное требование подкрепляется интонационно.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Независимо от цели высказывания говорящий выражает свою мысль или спокойно, или эмоционально. В первом случае интонация высказывания нейтральна, во втором повышена, экспрессивна. Предложения интонационно нейтральные называются невосклицательными, эмоционально окрашенные – восклицательными.

У побудительных конструкций интонационная характеристика связана с характером требования. Просьба, совет, пожелание произносятся со спокойной интонацией. При письме завершаются точкой или многоточием.

  • На втором перекрёстке поверните направо.
  • Вы бы надели плащ, чтобы не промокнуть.
  • Живите в радости.

С возрастанием категоричности требования повышается экспрессия высказывания. Протест, строгий запрет, настойчивый приказ выражаются эмоционально, с интонацией восклицания. В конце побудительного предложения, произносимого с повышенной интонацией, ставится восклицательный знак.

  • Немедленно всем замолчать!
  • Не вздумайте отпирать эту дверь!
  • Не мешайте людям отдыхать!
  • Уберите собаку!

Приглашение, высказанное с интонацией спокойного радушия, восклицательного знака не предполагает, но если оно выражает и радость приглашающего, то становится восклицанием.

  • Пройдите, пожалуйста, в пятый кабинет.
  • Располагайтесь, гости дорогие, чувствуйте себя как дома!

Просьба-мольба также допускает как тихую интонацию смиренной нерешительности, так и экспрессивную настойчивость.

  • Не ешь меня, серый волк…
  • Отпустите нас на волю!

Вопросительно-побудительное предложение

Предложения, завершаемые вопросительным знаком, в основном имеют целью сформулировать запрос на получение информации, однако среди них встречаются и конструкции, задача которых – в предельно вежливой и корректной форме подтолкнуть собеседников к совершению требуемых действий.

  • Не будете ли Вы так любезны вызвать Надежду Алексеевну?
  • Ты не мог бы перевести этот латинский афоризм?
  • Водитель, нам не пора ехать?

Структура приведённых высказываний соответствует структуре вопросительного предложения, но вопрос задаётся не ради получения словесного ответа. Цель высказывания – стимулировать действие, поэтому предложения относятся к побудительным.

На конце побудительных синтаксических конструкций ставится точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак, поэтому завершающая пунктуация не относится к их отличительным признакам. Объединяющий признак только один: цель высказывания – побуждение к действию.

Задание 201 Деепричастия совершенного вида. Русский язык. 7 класс. Т.А. Ладыженская ГДЗ

Привет, кто знает как от этих глаголов образовать деепричастия совершенного вида?
Запишите деепричастия совершенного вида, образованные от данных
глаголов. Поставьте ударение в деепричастиях. • Составьте три побудительных предложения с любыми из записанных деепричастий. Включите в предложения обращения.
Донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, понять, принять, создать, успокоиться, невзлюбить, принести, распорядиться,
увидеть, раскаяться, наклеить.


источники:

http://russkijyazyk.ru/pobuditelnoe-predlozhenie

http://class.rambler.ru/temy-gdz/zadanie-194-deeprichastiya-sovershennogo-vida-russkiy-yazyk-7-klass-t-a-ladyzhenskaya-gdz-54431.htm