Как в науке изучают суффиксы

Как в науке изучают суффиксы

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 03.10.2021).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без-дом-н-ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на-пис-а-нная. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр-ее (добр-ей), тонь-ше, выш-е, добр-ейш-ий, тонч-айш-ий, глубоч-айше, покорн-ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег-ущ-ий, гон-им-ый, уста-вш-ий, обиж-енн-ый, обиде-в, разбира-я.

3. Суффикс прошедшего времени —л-, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л, нес (нулевой).

4. Суффикс повелительного наклонения —и-, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и, нес-и-те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, — j — , -ят-, -ов j . Например: чуд-ес-а, мат-ер-и, плем-ен-а, брать- j -я, кот-ят-а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: —ин-. Например: граждан-ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: — j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс ий.

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость, слад-ость, пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян-ой → водян-ист-ый → водянист-ость. В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс —ся, окончание —ая— и формообразовательный суффикс причастия —вш-, а затем выделим глагольный суффикс —ыва-.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» [1, с. 129].

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л-а, несли; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и. После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить, синь- Æ ¬ синий, заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом [3].

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» [1, с. 126].

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича-. Например: учи-тель, зл-ость, сопер-нича-ть. С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

к— и —ок-: памят-к-а – памят-ок,

ец— и —ц-: сыр-ец – сыр-ц,

н— и —ен— в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н,

ова— и —у j — в формах глагола: пир-ова-л, пир-у j ,

j (а) и —ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч-ик, сын-ок – сын-оч-ек, собачь- j -я, собач-ий.

Суффиксом или окончанием является —ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением —ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции —ть (-ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда —ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот —чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , — j является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, — j — в суффиксах ни j — -ни j (повторение, желание). В этом случае не заметить — j — не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. —ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, ик-: стол-ик, дом-ик, столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а, бег-ущ-ий. Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух, мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» [4, с. 152]. Например: попадь- j -я, почт-амт, стекл-ярус, патрон-таш, куст-арник, коз-ёл, пролетар-ий. При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-остекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух, жизнь, дар, пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» [4, с. 148].

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» [1, с. 124]. Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу-) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар, языко-вед, цвето-вод, лесо-воз, вино-дел, земле-коп, теле-граф, паро-образ-н-ый. Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» [2, с. 36]. Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс —оват-, в слове Минский – корень Минск— и суффикс —ск— и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс —ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть- ся , вчита -л- ся , разгуля -вш-ий- ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без —ся.

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е, которые выделяются между частями сложных слов: земл-е-мер, пар-о-ход. Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й-ный, там → там-ош-ний, сегодня → сегодня-ш-ний, кино → кино-ш-ник, орел → орл-ов-ский, Сочи → соч-ин-ский. В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса —ск-: Ростов → ростов-ск-ий, Тула → туль-ск-ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин-ский, и явление аппликации: Курск → курск-ий.

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

Библиографический список

  1. Исаева Н.А. Лингвометодический комментарий к анализу структуры слова на разных ступенях обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1. С. 123-133.
  2. Шанский Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
  3. Гаврилкина (Уткина) Т.Ю. Деривационный потенциал словообразовательных типов с нулевыми суффиксами (на материале имён существительных) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 40-44.
  4. Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Исследовательская работа «Уникальные суффиксы» ,

16 республиканская юношеская

имени С.С. Молодцова

Секция Мои первые открытия в науке

Тема: Уникальные суффиксы

Бакеев Всеволод Евгеньевич

4 А класс, МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» НМР РТ

Захарова Зоя Николаевна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Яковлева Екатерина Владимировна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Нижнекамск, 2018 г.

Прочитав рассказ Ивана Бунина «Ловчий», я задумался, почему слово «ловчий» употребляется нами сейчас очень редко. Однако в языке людей, занимающихся охотой, мы, пожалуй, еще и теперь можем встретить его. Если охота с гончими собаками у нас станет массовым видом спорта (а это вполне возможно), то и слово «ловчий» может ожить, как ожило в дни боев Отечественной войны слово «надолба», как воскрес на футбольном поле старый монастырский «вратарь». Да еще не только воскрес, а положил на обе лопатки иноплеменного «голкипера». Очевидно, слово «ловчий» все еще является законным обитателем «большого круга»–словарного состава русской речи.

Но почему суффикс действующего лица – чий -, когда-то был продуктивным в языке? Об этом говорят такие древние по своему происхождению слова, как певчий, ловчий, кравчий, зодчий, стряпчий. В современном русском языке этот суффикс утратил свою продуктивность. Зато очень многие слова, обозначающие действующих лиц, продолжают в большинстве случае оформляться с помощью суффиксов — чик — и — щик- (ср. наладчик летчик; бетонщик, нормировщик и др.). Обычно суффиксы, не утратившие своей продуктивности в современном русском языке, могут быть выделены в слове без особого труда. Иное дело, когда людям приходится сталкиваться с устаревшими суффиксами, особенно если они настолько прочно вросли в слово, что, с точки зрения современного языка, вообще не могут быть отделены от корня. [3]

Исходя из вышесказанного, тема нашей исследовательской работы – «Уникальные суффиксы».

Актуальность работы заключается в том, что учащиеся имея поверхностные знания об этой части слова, не владеют сведениями об особенностях их отделения от корня.

111 Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что учащиеся имеют поверхностные знания об уникальных суффиксах, узнав о теме нашего исследования, они заинтересуются изучением этой части слова.

111 Цель исследования.

Выявить уникальные суффиксы в русском языке.

111 Задачи исследования .

1.Изучить научную литературу по теме.

2.Дать характеристику части слова — суффикс, выяснить особенности суффиксального словообразования.

3.Выявить и разобрать слова, которые имеют уникальные суффиксы.

4.В ходе проведения практической части исследования выявить уровень знаний учащихся 4,6 классов о данной части слова.

5.Обобщить полученные данные, создать словарь слов уникальных суффиксов со словами.

111 Объект исследования.

Суффиксы в словах русского языка.

111 Предмет исследования .

Знание суффиксов, умение морфемного разбора слов.

111 Практическая значимость.

Результаты работы могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы «Морфемный разбор слова».

111 Методы исследования.

В работе использованы следующие методы:

— анализ научной литературы

Словообразование современного русского языка сравнительно молодая отрасль языкознания. На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка, обусловленные значительными переменами в жизни нашего общества. Процесс словообразования тесно связан как с лексикой, так и с грамматикой. [4] Связь с лексикой выражается в пополнении словарного состава языка новыми словами, потребность в которых порождена самой жизнью. Связь с грамматикой проявляется в том, что новые слова обычно оформляются по существующим моделям, располагаются по тем грамматическим категориям, которые присущи языку.

Создание новых лексических единиц – одна из главных прикладных задач словообразования. В процессе словопроизводства активно участвуют различные способы словообразования. Известно, что значение слова составляется из всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но «вклад» этих элементов в смысл слова неодинаков. Содержание корня всегда индивидуально, не похоже ни на какое другое. Смысл приставок и суффиксов всегда обобщенный, поэтому одни и те же приставки и суффиксы могут присутствовать в совершенно разных словах и даже разных частях речи. Но при изучении суффиксов на уроках русского языка мне эта тема показалась более интересной и увлекательной.

Таким образом, я решил изучить эту тему глубже, чтобы уметь применять интересные суффиксы на уроках русского языка.

Суффикс — значимая часть слова, находится обычно после корня и перед окончанием. В письменных разборах слов суффикс выделяется с помощью «крышечки». [1]

Суффиксация — это способ, при котором в роли форманта выступает суффикс, образующий от глагольных и именных производящих основ слова различных частей речи и самой разнообразной семантики. Именно суффиксальное словообразование порождает основную массу многообразных словообразовательных типов и позволяет выражать соответствующие словообразовательные значения.

Суффиксальное словообразование является господствующим способом в словообразовательных системах существительных и прилагательных, а также играет видную роль в глагольном словообразовании. [6] Они не только участвуют в образовании новых лексем, но и влияют на их грамматическое оформление: отнесенность к определенной части речи, принадлежность к определенному типу склонения или спряжения. При этом каждая часть речи имеет свой набор словообразовательных суффиксов:

суффиксы имен существительных —-ик-/-ник-, -ец-/анец/инец-,-чик-/-щик-, -ач-, -к-, -ость/-есть, -ев-, -ств-/еств-,-тель-, -ист-, -иц- (передов-ик,пыль-ник,мудр-ец,вертолет-чик,сил-ач,пионер-к(а),бледн-ость,син-ев(а),дежур-ств(о), учи-тель, танк-ист, цар-иц-а);

суффиксы имен прилагательных — -чив-/-лив-,-л-,-н-, -ан-, -ск-, -альн- (устой-чив(ый),бег-л(ый),тезис-н(ый),кож-ан(ый),варвар-ск(ий),театр-альн(ый));

суффиксы глаголов — -ка-,-ну-, -и-, -ива-/-ыва/-ва-, -а-/-я-(мяу-ка(ть), крут-ну(ть),пудр-и(ть),откры-ва(ть),осматр-ива(ть)).

В процессе суффиксального словопроизводства нередко осуществляется перевод слова из одной части речи в другую, т.е. производная лексема получает другое общечастиречное значение по сравнению с производящим —пис-а-(ть)→пис-атель-, опыт-опыт-н-ый, служб(а)→служеб-н(ый), земля-к-→земл-яч-к(а) →земл-ян(ой). Эти функции суффиксов – отнесение слова к определенному грамматическому классу и способность менять грамматические характеристики слов –принято называть классифицирующими .

В качестве производящей базы при суффиксации обычно используется основа словоформы чай → чайник, гореть → горение, учить → учение. К ней вполне применим термин производящая основа. Довольно часто она видоизменяется:

морфологически приспосабливается к присоединяемому суффиксу—

пи щ -а(ть)-пи- ск , кри к → кри ч –а(ть) -чередование конечных согласных корневого морфа;

жен щ- ина → жен-ск-ий , ката(ть)ся→кат-ок — усечение производящей основы;

шоссе→шоссей-н(ый) , жи(ть)→жи-л-(ец ) — наращение производящей основы;

розов(ый) →розоват(ый)=розов+оват(ый), такси → таксист= такси+ист -наложение морфем.

Значения суффиксов, участвующих в процессе образования производных слов, очень разнообразны. Они колеблются от широких и отвлеченных значений, до значений очень большой конкретности. Например: шахмат-ист- –“лицо, играющее в шахматы (профессионально или любительски)”, добр-е(ть)–“становится добрым”. Особенно абстрактные значения имеют суффиксы имен прилагательных и глаголов. Суффиксы имен существительных более конкретны. Это самые многочисленные и разнообразные суффиксы русского языка.

Особой разновидностью суффиксального способа словообразования является нулевая суффиксация (или безаффиксное словообразование). Это способ, при котором от производящей глагольной основы или основы прилагательного отсекается суффикс, в результате чего появляется бессуффиксное существительное, субстантивирующее действие или признак. Многие производные слова не имеют в своей структуре какого-либо материально выраженного суффиксального морфа, и, тем не менее, считаются образованными суффиксальным способом обменять — обмен, загорать — загар, уколоть — укол, гладкий — гладь, синий — синь, зеленый — зелень. Называя определенные действия и признаки, они отсылают нас к соответствующим глаголам и прилагательным, которые по отношению к ним выступают как производящие — обмен “действие по глаголу обменять”, зелень “признак зеленого”. Слова с процессуальным или атрибутивным содержанием преобразуются в слова с предметным значением, но это преобразование осуществляется без участия материально выраженного суффикса. Нулевая суффиксация особенно широко распространена в сфере именного словообразования. Чаще всего она используется для образования имен существительных, реже – имен прилагательных. [9]

Вывод. Суффиксальное словообразование является господствующим способом в словообразовательных системах существительных и прилагательных, а также играет видную роль в глагольном словообразовании.

1.3 Уникальные суффиксы

Мы уже выяснили, что суффиксы — это тот «строительный материал», с помощью которого в языке формируются новые слова. То же самое происходило и в глубокой древности. Но язык постоянно подвергается изменениям. Изменяются в языке и способы образования новых слов: одни суффиксы отмирают, становятся непродуктивными; им на смену приходят другие – как старые (ранее утраченные, но затем вновь переживающие «вторую молодость»), так и новые суффиксы, которые получают более широкое распространение. [5] Поэтому н еобходимость изучения уникальных суффиксов отчетливо осознается в современной лингвистике. По утверждению Н.М. Шанского ( российский лингвист — русист , специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, этимологии русского языка, языку писателей и русской лингводидактике , методике обучения русскому языку) , “большое значение для познания словообразовательной системы языка, как в развитии, так и в синхронном плане имеет изучение нерегулярных образований”.

Грамматисты Х I Х, начала ХХ века, описывая словообразовательную систему, располагали образующие суффиксы в алфавитном порядке. Естественно, их внимание в первую очередь привлекали суффиксы, чаще встречающиеся в словах. Редкие (непродуктивные) суффиксы не попадали в описание.

Непродуктивные — это такие суффиксы, при помощи которых в настоящее время не образуются новые слова и формы. На продуктивность суффиксов оказывают влияние не только языковые, но экстралингвистические (или внеязыковые) факторы , в частности, изменения социальной потребности в тех или иных группах лексики. Применение того или иного суффикса ограничено количеством основ, с которыми может сочетаться данный суффикс. Кроме продуктивности — непродуктивности, суффиксы различаются по их регулярности. Регулярные суффиксы противопоставлены нерегулярным, которые в словах встречаются от случая к случаю, чаще всего единично. Они вне конкретного слова непонятны и не образуют воспроизводимого типа словообразования и словоизменения. Следовательно, все нерегулярные суффиксы -одновременно являются непродуктивными. В.В.Виноградов ( советский лингвист-русист и литературовед , доктор филологических наук ) при описании суффиксов существительных учитывал количество образований с ними и возможность их образовывать новые слова, то есть продуктивность. Но в его книге «Русский язык» с уникальными суффиксами привлечено немного.

Лингвисты выделяют следующие уникальные суффиксы: — ат → бородатый, носатый, волосатый, хвостатый, рогатый и другие, ограничено количеством слов, обозначающих части тела человека и животных, так как только с этими основами способен сочетаться этот суффикс; ышек- → колышек, воробышек, пупырышек, у меньшительно-ласкательный суффикс ; стви ( е )- → действие, противодействие, воздействие, сочувствие, предчувствие, спокойствие, архаический церковнославянский суффикс в кругу отвлеченных образований ; ь(ё)- → спаньё, враньё , принадлежат устной речи ; — ищ ( е )- → 1) с его помощью некогда производились названия места от основ существительных, обозначающих предметы и действия: пастбище (т. е. место, где пасут скот), стойбище, гульбище, пожарище (место пожара), логовище, торжище и т. д. По-видимому, раньше ударение было чаще на — ище : пепелище, становище, городище и т. п. Но ср.: убежище, пристанище ; 2) в форме — ищ ( е ), этот суффикс выделяется в названиях части, за которую держат предмет, обозначенный основой, например: топорище; [2]

ывани(е)-, ни(е)- , — ти(е)- → читание, прочтение, читывание, со значением многократности; ик ( о )- → плечико, личико, колесико , с уменьшительно-ласкательным значением (присоединялся к основам от слов на — цо , — чо и — есо ); -ышк ( о )- → перышко, зернышко, крылышко, ребрышко, солнышко; юшк ( о )- → полюшко;

ушк ( о ) -→ xлeбушкo ; — ишк ( о )- → делишко, словишко (замолвить), письмишко, именьишко, поместьишко, корытишко , п резрительно-уничижительный суффикс ; ёж ( ь ), — еж ( ь ) — → в собирательном значении: молодёжь , в просторечии: ребятёжь. Ср .устар. холостёжь . ль — → падаль, невидаль, прибыль, убыль, быль, мертвый суффикс при глагольной основе; ср. отглагольные прилагательные на — лый ). Ср. отрасль . ель- → капель, мокрель, гибель, колыбель, качель, метель, мертвый суффикс. Ср.: обитель,купель ; ын ( ь )- → теплынь , мертвый суффикс , производивший от основ прилагательного имена существительные со значением качественного состояния, достигшего высокой степени): знь- → казнь, кознь, болезнь, боязнь, жизнь, церковнославянский суффикс ; сть → болесть, жисть, просторечно-нелитературный суффикс; снь- → песнь , устар. баснь, мертвый суффикс; ядь-, адь- → мокрядь, рухлядь ; ср. площадь и некоторые другие; яг- → бедняга, добряга, в разговорно-фамильярных словах общего рода , в ысказывалось мнение, что яг- вносит унизительный оттенок значения; н ( я)- → пекарня, свинарня , бойня, дойня, стряпня, мазня, матросня, солдатня ,[2] отн ( я )- → трескотня, толкотня, беготня, воркотня, топотня, пискотня, дерготня, пачкотня , присоединяющийся к глагольно-именной теме со значением шума, звучания и выражающий частое и энергичное проявление соответствующего действия; овн ( я )- → болтовня , мертвый суффикс; и(я) → комсомолия, пионерия, служащий преимущественно для обозначения коллектива, группы лиц, объединенных принадлежностью к одной организации, к одной профессии. Этот суффикс сочетается с основами имен существительных. Этот суффикс был отвлечен от таких обозначений стран и местностей, как Италия, Полинезия, колония, провинция и т. д. [2]

ь ( я )- → в комплексе унь ( я )- → служащий главным образом для образования названий лиц женского пола, соотносительно с именами действующих лиц мужского пола на ун- →: хвастунья, болтунья, попрыгунья, крикунья, хохотунья, бегунья и т. п.;

-ул ( я )- — юл ( я ) — → хандрюля , капризуля, актрисуля ; ус ( я )- → Маруся, бабуся, мамуся и т. п.; ын ( я )- → 1) в названиях живых существ женского пола: рабыня, гусыня, барыня, сударыня и др. (вариант — ин ( я ): княгиня, графиня, инокиня, монахиня ); 2) в книжных названиях отвлеченных понятий: милостыня, гордыня, твердыня, благостыня и некоторые другие; иль ( я )- → эскадрилья, флотилья , заимствованный суффикс собирательности выделяется в единичных военных терминах; тори ( я )- → аудитория, обсерватория, лаборатория и некоторые другие, выделяется в специальных обозначениях места действия; ере ( я ) → галантерея, галерея, оранжерея, лотерея и т. д., наблюдается, но почти не выделяется в заимствованных названиях места, действия, предметов . Вариант — ери ( я )- характерен для терминов, обозначающих роды войск (и реже — производств): артиллерия, кавалерия , устар. инфантерия ; но ср.: парфюмерия, костюмерия ;

логи ( я )- → психология, биология, космология, зоология, антропология и т. п., обозначает научную специальность или какую-нибудь сферу теории и практики. Ср.: болтология, вздорология . Ср.: «. Ипполит зевает в своей комнате в ожидании урока какой-нибудь вздорологии » (А. Писарев, «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье», 1824)» Лунология — это, если кто любит страдать при луне. Вообще, любовные дела» (Огнев, «Дневник Кости Рябцева») [2] ; — анци ( я )-,- енци ( я ) → интервенция, корреспонденция, аудиенция и т. п., служат для обозначения действия, продукта действия: В буржуазном просторечии — под влиянием семинарского и чиновничьего диалектов — суффикс анци ( я )-, — енци ( я ) — употреблялся в фамильярных обозначениях лиц и действий: старушенция, распеканция и т. д.

али ( я )- → : вакханалия, выделяется в единственном слове, обозначающем действие разнузданное и безмерное; тельниц ( а )- → плевательница (встречается у Ф. М. Достоевского) , полоскательница , зажигательница и др., в литературном языке 19 в. суффикс применялся и к предметам. Это значение суффикса тельниц ( а ) – мертво; овщиц ( а )- , — евщиц ( а ) → весовщица, вестовщица, ростовщица и т. д.,соотносительно с овщик- , — евщик- при именной основе; лиц ( а )- → кормилица, владелица, жилица, страдалица и др., соотносительно с лец- ;

овк ( а )- → вузовка, рабфаковка, мхатовка, п о-видимому, суффиксу овк ( а )- приходится преодолевать сопротивление традиции. В дореволюционном языке выделялась группа слов на овк ( а )- с пренебрежительным оттенком: воровка, мотовка, чертовка, хрычовка, плутовка ; ух ( а ) → стряпуха, имеющий яркую экспрессивную окраску. Он выделяется в нескольких словах, образованных от глагольных основ, ср. горюха (ср. слова на — ун ). Ср. обособленное голодуха . Кроме того, суффикс ух ( а )- →с оттенками ласкательно-иронического усилительного значения встречается в словах с основой качественного прилагательного, например: воструха, резвуха, толстуха ; ср. старуха . Ср. в обозначениях болезней: желтуха, краснуха, золотуха . Большинство слов с этими суффиксами утрачены, а сохранились лишь производные от них уменьшительные слова с суффиксом — ушк ( а ). Ср.: побирушка, простушка и т. п. [2]; есс ( а )- → принцесса, баронесса, догаресса, чемпионесса, поэтесса и т. п., преимущественно в титулах или в профессиональных обозначениях артистического и спортивного характера;

ис ( а )-, -исс(а)- → актриса, директриса, инспектриса , авиатрисса и др.; но ср. также: автомотриса ; ин ( а )- → балерина, синьорина , в сочетании с основами имен прилагательных и местоимений, служащий для обозначения отвлеченного понятия или обобщенного, собирательного явления с несколько пренебрежительной экспрессией: всячина, мешанина, писанина ; ср.: окраина, убоина ; ср. — овин ( а ): штуковина, сердцевина, пустяковина и т. п.; в кругу лиц с увеличительным суффиксом (купчина, детина)

тек -( а) → заимствованный суффикс с очень конкретным предметным значением. В современном книжном языке и связанных с ним производственных диалектах распространяется суффиксо-образный элемент — тек — а в значении: хранилище, собрание чего-нибудь, например: картотека, игротека, инструментотека ; ср. библиотека . от ( а )- → употребляется в нескольких значениях. Степень непродуктивности этого суффикса зависит от различия его функций.

1) В сочетании с непроизводными основами качественных прилагательных суффикс — от ( а )- наблюдается у существительных, имеющих значения качества, свойства, абстрактного признака, состояния: широта, высота, долгота, Суффикс — от ( а- ) в этом значении малопродуктивен, но жив; 2) сюда же примыкает применение суффиксов — от ( а ) — (часто с окончаниями множественного числа) для указания на обозначенный по качеству предмет: мокрота , длиннота, краснота . Таких слов немного; 3) также непродуктивно и редко употребление суффикса — от ( а )- в собирательном значении: беднота, пехота ; 4) преимущественно суффикс — от ( а )- наблюдается в сочетании с глагольными основами в словах, означающих неприятное, болезненное состояние, например: зевота, икота. В этой функции суффикс — от ( а )- легко осознается, но уже не производит новых слов [2];

об ( а) — → мертвый суффикс, выделяется в немногих словах со значением психического состояния, эмоции, действия и качества., худоба, злоба, жалоба ; ср. учёба . б ( а )- → борьба, косьба, ходьба, молотьба, пальба, стрельба, суффикс действия-состояния . Суффикс — б ( а )-, так же как суффикс — об ( а ), изредка встречается в обозначениях отвлеченных понятий (например, судьба ), образованных из названий действий, а также в обозначениях результатов действия ( резьба ). тв ( а )- → жатва, молитва, битва, клятва и другие подобные, употребляющийся в сочетании с основами инфинитива на гласные — и и — а , обозначает действие, реже — результат и орудие действия; ад ( а )- → образующий названия длительных действий ( блокада, канонада ), ряда одинаковых предметов ( аркада, балюстрада, колоннада ), музыкальных, театральных, литературных (эпических по преимуществу) произведений ( буффонада, серенада ,), спортивных состязаний [- иад ( а ): олимпиада, спартакиада ], а также иронически употребляемый для обозначения событий и явлений, связанных с жизнью и деятельностью какого-нибудь лица, например: гапонада, и др.; тив ( а )-,- атив ( а ) → прерогатива, инвектива, инициатива и т. п., выделяемый в заимствованных научно-книжных словах, преимущественно с отвлеченными значениями; м ( а )- → догма, аксиома и т. п.,в терминологических обозначениях отвлеченных понятий; ом ( а )- → глиома, липома, в медицинском языке, в названиях болезненных опухолей; ем ( а )- → в лингвистике ( фонема, морфема, лексема ), в математике ( теорема ), в медицине ( эмфизема ) и т. п. ц ( а )- →с уменьшительным значением, присоединяющийся к основам на мягкий согласный типа пыль, лень и т. п.: пыльца, крепостца, рысца, дверца, грязца и подобные, а также к словам на — от ( а ): краснотца, с грязнотцой и др. Но ср. также: с хитрецой (от хитрый ); ушк ( а ) -, — юшк ( а )- → зазнобушка, головушка, нянюшка, Манюшка и т. п.,с ласкательным значением и в нарицательных именах нередко с оттенком народнопоэтической стилизации (почти исключительно в пределах категории одушевленности); ёшк ( а )-,- ошк ( а )- → головёшка, рыбёшка и т. д., с резко выраженной экспрессией презрения; урк ( а )- → дочурка, девчурка, печурка . Ср. снегурка .

Мертвый суффикс с ласкательным значением; –ш- (а)-, -их- ( а)- → профессорша, генеральша, мельничиха, обозначающие жен по профессии мужа . Это было связано с тем, что в советскую эпоху женщины стали полноправными членами общества, не только женами, но и специалистами в той или иной области общественной деятельности. Женщины стали называться в результате этого не по мужу, а по приобретенной профессии, занятию и т. д. Суффикс -ш(а) получил новое значение, превратившись в качестве производительной морфемы в суффикс для обозначения лиц женского пола по их деятельности, профессии и т. д. ; –ан- , –ун- → пузан, губан, лобан, горлан; моргун, крикун, плясун и т. д..В настоящее время являются редкими суффиксы лица, образующие слова, которые представляют собой экспрессивные характеристики человека по какому-либо внешнему его признаку. Это объясняется тем, что в современном языке стали преобладать способы образования названий лиц по их социальным качествам; тай- → глашатай, завсегдатай, соглядатай, ходатай, часто встречаются в давно образованных, повседневных и весьма употребительных словах, но словообразовательными моделями они уже не являются. Вот, пожалуй, все слова с суффиксом тай-, имеющиеся в русском языке. Новых образований этот суффикс уже не дает.

Также относятся к уникальным суффиксы: — ев( о)- → варево, зарево ; — е- ( я) → ворожея, жнея, швея; — яш- → кругляш, кудряш, племяш ; -чак- → весельчак , дончак , крымчак , смельчак , солончак ; -ир- → командир; -ар- → коммунар; -аст- → фантаст; — ал- → провинциал; -тух- → пастух,петух; -юх- →конюх; -яй- → кисляй; -ва- → плотва; -ыг- → торопыга; -ор- → новатор; -их- → жених; -ев- → королева; — адь- → попадья; -амт- → почтамт, -ярус- →стеклярус, -ав- → рукав; -изн- → белизна, -ень- → ливень, -тяй- → лентяй, -ёс- → белёсый, -арь- → пахарь, -овь- → любовь; -д- → вражда; -им- → отчим, побратим )и др.; енёк — → муженёк ; -ёл- → козёл; — анёк- → куманёк; -ятк- → дитятко, -с- → плакса, -уз- → француз, -ырь- → пустырь, — авец- → красавец, мерзавец; -учи- → будучи, -ючи- → играючи, -мень- → сухмень, — унок- → рисунок; -юх- → конюх; -ком- → пешком, ползком, гуськом, торчком, ничком , битком; -он(я)- → тихоня, -х- → успех, -ельн- → смертельный, -лин- → павлин, -инь- → ботвинья, -зд- → езда, ездить; -ха- → ехал, ехать, которые уже перестали быть средством словопроизводства и лишь сохранили свойство выделяемости.

Ряд суффиксов у слов среднего рода на — о умер. Слабые признаки жизни подает суффикс в ( о )- с его вариантами ив ( о )-, — ев ( о )-, — ов ( о )- со значением объекта и орудия действия, реже продукта действия (то, с чем что-нибудь делают или чем что-нибудь делают): пиво, жниво, топливо, крошево, месиво, чтиво, варево, курево, логово, хлебово . Ср.: зарево, марево, огниво . Ср. у Н. А. Некрасова в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «Купи? Да где куплево — то ? В одном кармане пусто, в другом ничего нет» (речь подрядчика из крестьян). Решительно мертвы бывшие суффиксы, обозначавшие продукт и орудие действия и в современном языке вовсе не ощутимые: — т ( о )- → сито, жито ; ыт ( о )- → корыто, копыто ; н ( о )- → пшено, сукно и другие подобные. Отглагольные имёна существительные, образованные при помощи суффиксов, являются уникальными. При присоединении уникальных суффиксов у производящих глагольных основ сохраняются словообразовательные части (ср.: пуга-ть → пуга-ч, приста-ть → приста-нь, оста-ть-ся → оста-ток, оста-нк(и), пада-ть → пада-нец, пада-лиц(а), меша-ть → меша-нин(а), груби-ть → груби-ян, жени-ть-ся – жени-х, жи-ть → жи-льj(-o), сопроводи-ть → сопроводи-ловк(а), принуди-ть – принуди-ловк(а), ли-ть → ли- вень, зре-ть → зре-лищ(е), тле-ть – тле-н) и усекаются -а-, -и-, реже –е-, -ирова-, -о-, -ова-, -ти-, -я-.

Вывод. Таким образом, одной из причин непродуктивности ранее продуктивных суффиксов являются соответствующие сдвиги в лексической системе русского языка, обусловленные изменениями в общественной жизни и «языковом видении» объективного мира.

В современном мире словообразовательная система языка непрерывно изменяется. Именно этим можно объяснить наличие в языке продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных аффиксов. Следовательно, словоформообразовательные типы не являются раз навсегда данными.

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.


источники:

http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-unikalnie-suffiksi-3004453.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe