Как выбрать суффикс в глаголе

Как выбрать суффикс в глаголе

совет( ую ) ? советовать, советовал, советовавший ;
гор( юю ) ? горевать, горевал, горевавший

суффикс -уй- чередуется с -ова- (-ева-):

совет-уй-у – совет-ова-ть, совет-ова-л.

Глаголы с корнем -вед-(древнерусское ведь -“знание”), имеющие форму 1-го лица на -уйпишутся с суффиксом -ова- в неопределенной форме и в форме прошедшего времени:

проповедовать – проповедовал (проповед ую ), исповедовать – исповедовал (исповед ую ), заведовать – заведовал (завед ую ),

разведывать – разведывал (развед-ыва-ю), отведывать – отведывал (отвед-ыва-ю), проведывать – проведывать (провед-ыва-ю), выведывать -выведывал (вывед-ыва-ю),

т.к. суффикс -ыва- сохраняется.

  • Не путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ва— сочетается с предшествующей гласное е— или и— (см. —ва-).
  • -ыва-
    -ива-
    • Пишется в неопределенной форме и в прошедшем времени, если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю):

      задел ываю ? заделывать, заделывал;
      наста иваю ? настаивать, настаивал

      Не путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ва— сочетается с предшествующей гласное е— или и-. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса —ва— (см. —ва-):

      об ве -вАть ? об ве -ять, об ви -вАть ? об ви -ть, за л и -вАть ? за ли -ть, преодо ле -вАть ? преодо ле -ть;

      проведывать (провед ываю ), но проповедовать (проповед ую ), исповедовать (исповед ую ); разведывать (развед ываю ), отведывать (отвед ываю ), наведываться (навед ываю сь), выведывать (вывед ываю ); заведовать (завед ую ).

      Различать написание глаголов

      увещевАть (ударный суффикс —ева-) и усОвещивать ( безударный суффикс —ива-)

    -ва-
    • Суффикс -ва в глаголах всегда ударный;
    • Не путать глаголы с суффиксами —ева-, —ива— с глаголами, у которых ударный суффикс -ва— сочетается с предшествующей гласное е— или и-.
    • Корневая гласная е— или и-, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса —ва-, т.е. перед -ва- у глаголов несовершенного вида
      сохраняется та же гласная, что и в парных глаголах совершенного вида:

      об ве -вАть(что делать?) ?об ве -ять(что сделать?), об ви -вАть?об ви -ть, за л и -вАть?за ли -ть, преодо ле -вАть?преодо ле -ть;

      Искл.: застр е вать (но застр я ть),
      затм е вать(затм и ть), продл е вать (продл и ть), растл е вать (растл и ть) – ударный суффикс -ева-; намер е ва ться, увещевать

    -ёвыва-
      под ударением после шипящих пишется Ё:

      выкорчёвывать, затушёвывать

    -ен(еть)-ен(ить)
    • Пишется в глаголах, образованных от имен существительных:
      • непереходные глаголы: леденЕть (от лед; становиться как лед), окаменЕть (от камень) ;
      • переходные глаголы: леденИть (от лед; делать ледяным, покрывать льдом) – вместо второго Е пишется И.
    -и-, -е-
    • Использование —и— или —е— в глагольных парах типа обезводить – обезводеть зависит от переходности-непереходности глаголов.
    • Пишется суффикс —и- (сочетание обез-(обес-)… -и- ) , если глагол переходный :

      обес-кровить врага, обез-лесить территорию

      Пишется суффикс — (сочетание обез-(обес-)… -е- ), если глагол непереходный :

      больной обес-кровел, территория обез-лесела

    Формообразующие суффиксы?
    • Нулевой суффикс
    • Формообразующий суффикс
    • Пишется в глаголах
      • прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения мужского рода ед.числа: вез-л-а вёз?, сох-л(а) – сох? ;
      • условного наклонения мужского рода ед.числа: вёз? бы , сох? бы ;
      • повелительного наклонения: делай?(), вынь?(), сядь ?().
    -л-
    • Формообразующий суффикс
    • Пишется в глаголах прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного наклонения (глагол в прошедшем времени можно узнать по суффиксу -л-).
    • В основу слова не входит: дума —л(а),
    • Перед суффиксом пишется та же гласная, что и в неоределенной форме перед суффиксом -ть:

      Обид е л – обид е ть,
      кле и л – кле и ть, ла я л – ла я ть

    -ся- (-сь)
      Глагольнй постфикс (часть слова, которая стоит после окончания). Пишется в возвратных глаголах и глагольных формах:

      умывал()ся, умывая-сь

      Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова:

    -ть- (-ти)
    • Суффикс неопределенной формы глагола
    • В основу слова не входит:

      писа —ть

      лежа -л(а) – лежа —ть, пас -л-а – пас —ти

      Суффиксы глаголов в русском языке

      Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го языка.

      В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

      Словообразовательные суффиксы глаголов

      Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

      Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

      • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
      • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

      Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

      Понаблюдаем, как при­ме­нить это правило:

      • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
      • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
      • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
      • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

      Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

      • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
      • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
      • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

      А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

      • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
      • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
      • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
      • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

      Суффикс -ва-

      Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

      • раз­бить → раз б и ва́ ть;
      • созреть → со зр е ва́ ть.

      Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

      Примеры

      • узна́ть → узн а в а́ ть;
      • запе́ть → зап е ва́ ть;
      • проли́ть → прол и ва́ ть;
      • запи́ть → зап и ва́ ть.

      Исключения:

      • застр я́ ть — застр е ва́ть;
      • затм и́ ть — затм е ва́ть;
      • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
      • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

      Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

      1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

      • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
      • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
      • ночь → ноч е ва́ть;
      • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → размежёвывать;
      • увещ е ва́ть.

      2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

      Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

      Сравним:

      Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

      Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

      Формообразующие суффиксы глаголов

      Суффикс -л-

      Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

      • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы картину;
      • узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
      • вы́смотр е ть — высмотр е л;
      • перекра́с и ть — перекра́с и л;
      • та́ я ть — та́ я ла;
      • му́ч и ть — му́ч и л.

      Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок глаголов:

      • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маяться;
      • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

      Нулевой суффикс

      Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

      Сравним:

      • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
      • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

      Формообразующие морфемы повелительного наклонения

      С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го числа:

      • нести — нес и , нес и те ;
      • тащить — тащ и , тащ и те ;
      • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
      • резать — режь , режь те .

      Постфикс -ся (-сь)

      С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

      • купать — купать ся ;
      • нести — нести сь .

      Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

      Таблица

      СуффиксУсловияПримеры
      -ова- (-ева-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю.ноч ева ть (ноч ую )
      бесед ова ть (бесед ую )
      гор ева ть (гор юю )
      -ыва- (-ива-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю.рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
      учит ыва ть (учит ываю )
      наста ива ть (наста иваю )
      В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной форме.нач а л (нач а ть)
      пон я л (пон я ть)
      кле и л (кле и ть)
      ве я л (ве я ть)
      вид е л (вид е ть)

      Правописание суффиксов глаголов

      Видеоурок

      Суффиксы глаголов: по каким правилам определять правильную гласную для суффикса? Глагольные суффиксы в русском языке. Правописание глагольных суффиксов

      Иногда бывает сложно определить, какая гласная пишется в глаголах типа ночевать , удостаивать , повелевать в безударном положении перед —вать .

      1. Если ударение в глаголе падает на слог —ва — и у глагола есть парный глагол совершенного вида, то перед суффиксом несовершенного вида сохраняется та же гласная, что и в парном глаголе совершенного вида.

      повеле вать — повеле ть
      успе вать — успе ть
      одоле вать — одоле ть
      изда вать — изда ть

      Из этого правила есть пять исключений: застревать (хотя застрять ), затмевать (хотязатмить ), продлевать (хотя продлить) , растлевать (хотя растлить ), увещевать (хотяувещать ).

      2. Если ударение в глаголе падает на слог —ва -, но у глагола нет парного глагола совершенного вида либо если слог —ва — в неопределенной форме глагола безударный, то глагол надо поставить в форму 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. Тогда:

      • если в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на —ую или —юю , то в неопределенной форме в глаголе суффикс —ова — или —ева -;

      советую — советова ть
      горюю — горева ть
      ночую — ночева ть

      • если в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени сохраняется тот же суффикс, что и в неопределенной форме глагола, то у глагола суффикс —ыва — или —ива -.

      подглядыва ю — подглядыва ть
      удостаива ю — удостаива ть

      3. Написание глаголов недоумевать , подразумевать , обуревать надо запомнить.

      Глаголы на —еть , —ять , —ить

      Если у глагола в неопределенной форме гласный перед —ть находится в безударном положении, бывает сложно определить, как пишется неопределенная форма глагола (и к какому спряжению он относится).

      Глаголы на —еть Глаголы на —ять Глаголы на —ить
      зачервиветь
      опротиветь
      веять
      затеять
      лаять
      лелеять
      реять
      сеять
      чуять
      блеять
      кашлять
      каяться
      надеяться
      кланяться
      клеить (!)
      значить
      крахмалить
      заметить
      освоить
      ранить
      строить
      повесить
      мучить (допустим разговорный вариант мучать )

      Во всех случаях однокоренные глаголы с приставками и постфиксом —ся (развеяться , заклеить и т.д.) пишутся так же.

      В глаголах с приставкой вы — перед —ть пишется тот же гласный, что и в однокоренных глаголах без приставки.

      выздороветь — здороветь
      вытерпеть — терпеть

      Полезно помнить о том, что в формах прошедшего времени перед суффиксом —л, в действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом —вш — и в деепричастиях совершенного вида перед суффиксом —в пишется тот же гласный, что и перед —ть в неопределенной форме глагола.

      взлелеять — взлелея л — взлелея вший — взлелея в

      отклеить — отклеи л — отклеи вший — отклеи в

      В этой статье мы не рассматривали вопрос о том, к какому спряжению относится глагол. О спряжениях глаголов и о том, как пишутся их личные окончания, можно прочитать .

      Собака почу. ла неладное и стала громко ла. ть.

      Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

      Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

      Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

      Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

      • команда — командовать;
      • проба — пробовать;
      • зависть — завидовать;
      • волнение — волноваться;
      • расход — расходовать;
      • горе — горевать;
      • беседа — беседовать;
      • участие — участвовать;
      • чувство — чувствовать;
      • сочувствие — сочувствовать;
      • штрих — штриховать.

      Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: «Я сейчас что делаю?» Ответом будет:

      • я сейчас танцую;
      • я сейчас рисую.

      Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

      Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

      • Завидую — завидовать, приветствую — приветствовать, исследую — исследовать, организую — организовать, корчую — корчевать, волнуюсь — волноваться, клюю — клевать, атакую — атаковать, преследую — преследовать, использую — использовать, враждую — враждовать.

      Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: откусывать.

      Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

      (что сделать?) испытать — (что делать?) испытывать.

      Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: «Я сейчас что делаю?» И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», «Я сейчас заканчиваю».

      После этого определяем, что на конце — ываю/-иваю.

      Примеры слов, в которых он выделяется:

      Захлебываюсь — захлёбываться, придумываю — придумывать, замахиваюсь — замахиваться, воспитываю — воспитывать, откусываю — откусывать, отказываюсь — отказываться, обыскиваю — обыскивать, подмазываю — подмазывать, развешиваю — развешивать, раскрашиваю — раскрашивать, распиливаю — распиливать, разматываю — разматывать, растаскиваю — растаскивать, расчерчиваю — расчерчивать, расшатываю — расшатывать, разбрасываю — разбрасывать, подмигиваю — подмигивать, подвешиваю — подвешивать, испытываю — испытывать, вздрагиваю — вздрагивать, задумываюсь — задумываться.

      Суффиксы в причастиях

      Морфемы — ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

      Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

      Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

      В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной — ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

      Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

      • ослабеть (сов.в.) — ослабе-ва-ть (несов.в.);
      • запотеть (сов.в.) — запоте-ва-ть (несов.вид);
      • полить (сов.в.) — поли-ва-ть (несов.вид);
      • продеть (сов. в.) — проде-ва-ть (несов.вид);
      • напеть (сов.в.) — напе-ва-ть (несов.вид).

      Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

      Суффикс -е-

      Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

      • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
      • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
      • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
      • побел-е-ть (от чего?) от старости.

      В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

      Гласные перед суффиксом -л-

      Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

      Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

      • вертеть — вертел;
      • веять — веял;
      • затеять — затеял;
      • зависеть — зависел;
      • измерить — измерил;
      • каяться — каялся;
      • кланяться — кланялся;
      • лелеять — лелеял;
      • надеяться — надеялся;
      • объездить — объездил;
      • отчаяться — отчаялся;
      • приклеить — приклеил;
      • реять — реял;

      • слушать — слушал;
      • сеять — сеял;
      • чистить — чистил;
      • чуять — чуял.

      Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

      Задание для закрепления

      Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

      В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

      Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

      Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

      Предмет русский язык.

      Учитель Суворова Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 43

      Учебник Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба

      Тема урока . Правописание гласных в суффиксах

      Тип урока Урок «открытия» нового знания

      Деятельностная цель : организация индивидуальной работы учащихся для открытия нового материала.

      Образовательная цель : повторить сведения о глаголе и его грамматических признаках; познакомить с правописанием суффиксов ова/ева – ива/ыва ; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола.

      Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.

      положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:

      следование в поведении моральным и этическим требованиям:

      бережное отношение к слову

      понимать и выполнять планируемые действия:

      проговаривать вслух последовательность производимых действий

      понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;

      извлекать нужную информацию

      развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

      сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

      способствовать развитию речи и логики мышления

      Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями

      Организация урока – 1 -2 мин.

      Проверка домашнего задания – 5 – 7 мин.

      Переход к новой теме – 1 мин.

      Объяснение нового материала – 7 — 10 мин.

      Физкультминутка 1-2 мин.

      Закрепление материал – 20 мин.

      Задание на дом – 2-3 мин.

      I . Организационный момент. Подготовить все необходимое к уроку.

      Записать число, классная работа.

      Начнем наш урок с терминологического диктанта.

      1. Как называется форма глагола, которая не имеет непостоянных признаков (наклонения, времени, лица, числа, рода)?

      2. Как называется наклонение глагола, которое обозначает реальное действие (изменяется по временам)?

      3. Как называется наклонение, которое обозначает действие по приказу или просьбе?

      4. Как называется наклонение, которое обозначает действие желаемое или возможное?

      5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ИТЕ?

      6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ИТЕ или ЕТЕ?

      7. Как определяется спряжение глаголов с ударным личным окончанием?

      8. Какая форма глагола помогает определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

      9. Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица?

      — Ребята, проверим этот диктант.

      1. Неопределенная форма

      2. Изъявительное наклонение

      3. Повелительное наклонение

      4. Условное наклонение

      5. Повелительное наклонение

      6. Изъявительное наклонение

      7. По личному окончанию

      8. Неопределенная форма

      9. Безличные глаголы

      III . Проверка д/з

      – Проверим домашнее задание, упражнение № 575

      – Назовите глаголы повелительного наклонения?

      – Назовите безличные глаголы?

      – В какой форме он употреблен?

      (В изъявительном наклонении, 3 л., ед.ч.)

      – А у кого еще есть безличные глаголы?

      – В какой форме стоит этот глагол? Почему вы отнесли его к безличным глаголам? (Ты возвратишься; он возвратится)

      (Это личный глагол в безличном значении, нет подлежащего и нельзя подставить)

      IV . Работа с текстом.

      Забота о птицах

      Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.

      Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

      Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась , что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.

      Однажды Сережа проспал. Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.

      С тех пор синичка каждое утро будила Сережу. 4

      – О чем это текст? Какова тема текста?

      (Текст о том, что птиц зимой надо беречь, заботиться о них, им трудно находит пищу под снегом)

      – Как мы можем озаглавить этот текст?

      – Каков тип этого текста?

      (Это повествование, потому что происходит развитие действия, и мы можем задать вопрос: Что будет дальше?)

      – А какая часть речи помогает развивать действие?

      V . Объяснение нового материала . Постановка проблемы по орфографии суффиксов глагола ова/ева – ива/ыва

      – Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы

      ЛЮБ ОВА ЛСЯ — ЛЮБОВА ТЬСЯ

      ПОДВЕШ ИВА Л — ПОДВЕШИВА ТЬ

      ДОГАД ЫВА ЛАСЬ — ДОГАДЫВА ТЬСЯ

      ПОСТУК ИВА Л — ПОСТУКИВА ТЬ

      – Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.

      (Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

      – Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам поможет?)

      – Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?

      (Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).

      – Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов?

      (Суффикс ОВА пишется в глаголах, если в 1 л. ед.ч. изменяется на УЮ; а

      ИВА, ЫВА, если в 1 л. ед.ч., суффикс сохраняется)

      Чтение параграфа 98

      – Что нового мы узнали из параграфа?

      (Суффикс ЕВА так же, как и ОВА изменяется, если поставить в 1 л. ед.ч.)

      – Запишем алгоритм в справочник

      Алгоритм правописание суффиксов

      1. Ставлю глагол в форму наст/будущ. вр. 1 го лица, ед.ч.

      2. Смотрю, на что оканчивается глагол

      — ОВА/ — ЕВА — ИВА/ -ЫВА

      Руки кверху подними,

      А потом их опусти,

      А теперь их разверни,

      И к себе скорей прижми,

      А потом быстрей, быстрей

      Хлопай, хлопай веселей.

      Вновь за парту ты садись,

      С увлечением учись!

      VII . Закрепление материала.

      1) Поставить глаголы в н.ф., выделить орфограмму.

      2) выполнить упражнение № 580 по заданию учебника.

      3) Заменить словосочетания одним словом (глаголом) с выделением суффикса.

      Дал совет (посоветовал ), проводил беседу (беседовал), проводить расследование (расследовал) , подводить итог (подытоживал), производить расчет (рассчитывал).

      4) – Ребята, найдите в тексте предложение для синтаксического разбора и сделайте его.

      С. Г. С. сз. Г. М. пр. С.

      Серёжа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

      (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

      5) Самостоятельная работа

      1. -ЫВА- Оправд…вать — атак…вать

      2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

      3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

      4. -ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

      5 .-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

      6. -ОВА- Негод…вать – откус..вать

      7 .-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

      – Разберём по составу глагол доставал

      – Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)

      – Какие суффиксы вы выделили? (- Л, — ВА)

      Это тема нашего следующего урока: отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).

      Примечание . Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: зап и ть — зап и вать, нап е ть — нап е вать.

      Исключения : застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю.

      2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»

      Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки

      (как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).

      3. Можно выполнить упражнение № 583 по заданию учебника, это тем, кто не будет писать сочинение.

      IX . Итоги урока

      Используя данные глаголы (образовывали, тренировались, использовали, доказывали, пробовали), составьте простое предложение с однородными сказуемыми.

      (Сегодня на уроке русского языка мы образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, использОВАли алгоритм, доказЫВАли выбор гласной в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе).

      Правописание окончаний глаголов

      1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

      Ко II спряжению относятся:

      · глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

      · 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

      · 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

      Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

      Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

      2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

      1 лицо читаю, беру

      2 лицо читаешь, берешь

      З лицо читает, берет

      1 лицо читаем, берем

      2 лицо читаете, берете

      3 лицо читают, берут

      создадим создадим создадут

      3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

      4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения — окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. — Вышлите срочно этот документ.)

      Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

      1. Ь (мягкий знак) пишется:

      · в инфинитиве ( писать, печь, хотеться, мыться ),

      · в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

      · в повелительном наклонении ( исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

      · в возвратной частице , которая стоит после гласной ( погнулись, повернулись, вернусь );

      2. Ь (мягкий знак) не пишется:

      · в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени ( умывается, делается ).

      Правописание суффиксов глаголов

      1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: а (слышать, делать) ; я (сеять, лаять) ; е (видеть, обидеть) ; и (нянчить, пилить) .

      Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс е . В этой позиции под ударением может быть только суффикс я или и (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс я пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс и — в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

      2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс я пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

      3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть — выздоров е л, ла я ть — ла я л, кле и ть — кле и л.

      2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

      В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

      Глаголы с суффиксом ыва ( ива ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом ова ( ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, —ив ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

      3. Гласные перед -ва . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

      Однако в следующих глаголах на ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

      4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на еть и ит ь . Глаголы на еть (в 1-м лице ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

      5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

      Написание глаголов на енеть и енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

      Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .

      § 98. Правописание гласных в суффиксах глаголов — Русский язык 6 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

      При употреблении глаголов в письменной речи особое внимание следует уделить их правописанию, в частности – правописанию глагольных суффиксов. Поскольку от того, насколько грамотна будет ваша речь, зависит то, насколько доступно будет ваше высказывание для других.
      Нередко при употреблении глаголов в форме первого лица единственного числа возникает вопрос о том, в каких случаях в суффиксах необходимо писать буквы «ы-и», а в каких «о-е». Для того, чтобы это определить. Необходимо применить следующее правило. Если глагол в форме настоящего (будущего) времени оканчивается на «ую(юю)», то в таком случае в форме инфинитива и прошедшего времени надо писать суффикс «ова(ева)». Например: советую – советовать, советовал. Если же в форме настоящего (будущего) времени глагол будет оканчиваться «ывю(иваю)», то надо писать «ыва(ива)». Например: опаздываю – опаздывать, опаздывал.


      источники:

      http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html

      http://sib-riba.ru/relationships/suffiksy-glagolov-po-kakim-pravilam-opredelyat-pravilnuyu.html