Как выделять суффиксы в словах 3 класс

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красноватрасская средняя школа

Проект урока по теме: «Что такое суффикс?

Как найти в слове суффикс?»

Учебный предмет: Русский язык

Выполнила учитель начальных

классов МБОУ «Красноватрасская СШ»

Горячкина Валентина Николаевна

Первая квалификационная категория.

Учебный предмет: Русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока : «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Тип урока: изучение нового материала

познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

— способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе

— выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму

— образовывать новые слова с заданными суффиксами.

Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

Регулятивные : опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

— осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

— овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное

отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

Оборудование : учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: М.: Просвещение, 2016год, методическое пособие.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-chto-takoe-suffiks-kak-najti-v-slove-suffiks-3-klass-4922161.html