Как выполнить синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми

Однородные сказуемые — легко и просто!

На нашей планете существует около 6000 языков. При всем их многообразии, есть то, что присуще всем языкам без исключения. Каждому языку присуще наличие подлежащего и сказуемого.

Предложение – это законченная мысль. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?», «что?», должно быть только в именительном падеже.

Сказуемое передает действие предмета, отвечает на вопросы действия — «что сделал?», «что делает?», «что сделает?».

Маша сегодня не пошла в школу. В этом предложении подлежащее Маша , именительный падеж, вопрос «Кто?». Маша «что сделала?» – не пошла. Не пошла – сказуемое.

Виктор радовался и напевал от счастья. В этом примере у нас подлежащее Виктор , и два слова, которые относятся к существительному и отвечают на один и тот же вопрос «что делал?» — радовался и напевал .

Несколько слов в предложении, относящихся к одному слову и отвечающих на один вопрос, называются однородными членами предложения .

Ветер трепал зонты, подгонял прохожих. Подлежащее здесь Ветер (Что?), ветер «что делал?» трепал и подгонял , это наши сказуемые и по совместительству однородные члены предложения.

Когда для передачи действий предмета недостаточно одного слова, мы можем добавить другие слова, обозначающие нужные действия. Такие слова будут являться однородными сказуемыми .

Предложения с однородными сказуемыми могут включать простые и составные сказуемые. Подчеркивать однородные сказуемые обязательно двумя чертами .

Простое сказуемое

Простая форма состоит в основном из одного слова. Так как чаще всего сказуемое выражено глаголом, то называют его простым глагольным сказуемым (ПГС).

Птица пела и перепрыгивала с ветки на ветку. Предложение включает два простых глагольных сказуемых. Каждое из них выражено одним словом – «пела» и «перепрыгивала» .

У простого глагольного сказуемого (ПГС), грамматическое и лексическое значение выражено глаголом, который может быть любой грамматической формы.

  1. Ты обязательно перешли мне доклад и сделай дополнения. Здесь ПГС выражено глаголом повелительного наклонения.
  2. Я сходила бы на эту выставку с удовольствием. Я с удовольствием занялась бы работой в огороде или возилась бы с цветами. ПГС в форме глагола условного наклонения.

У глаголов несовершенного вида ПГС образовано из двух слов (в сложной форме будущего времени). Вспомогательного глагола «быть» и неопределенной формы глагола по смыслу.

  1. Я буду посещать лекции и обязательно буду писать конспекты.
  2. Ветер будет дуть еще долго и будет завывать в трубе всю ночь.

В форме повелительного наклонения, с помощью частиц «давай» , «пусть» , «пускай»

  1. Пустьсолнце ярко светит и пусть пригревает сильнее!
  2. Даваймыпойдем в парк или давай погуляем в роще!

Фразеологизмы, которые можно заменить одним глаголом тоже относятся к простым глагольным сказуемым.

  1. Он одержал победу (победил).
  2. Они дали обещание (обещали).

Составное сказуемое

Составное сказуемое называется так потому, что состоит из двух слов. Есть два вида составного сказуемого – глагольное и именное .

Составная глагольная форма

Включает вспомогательный глагол и глагол в инфинитиве (неопределенной формы).

Днём начал идти мелкий, колючий снег и продолжал сыпать до вечера. Вспомогательные глаголы здесь – «начал» и «продолжал» , они обозначают, что действие началось и продолжилось. Глаголы «идти» , «сыпать» означают собственно действие.

Как вспомогательный глагол используют:

  1. Глаголы с обозначением начала, продолжения или завершения действия.
    • Начать, приниматься, стать – начало действия .
    • Продолжить – продолжение действия .
    • Перестать, прекратить, закончить – завершение действия .

Дождь продолжал идти и закончил моросить только к вечеру.

  1. Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления.
    • Стараться, хотеть, стремиться, мочь.

Все художники хотели посетить выставку картин импрессионистов, а главное, хотели увидеть работы Мане.

  1. Глаголы, выражающие эмоции действующего лица.
    • Привыкать, любить, ненавидеть, ошеломить, решиться.

Я люблю читать книги и ненавижу смотреть кино.

  1. Краткие прилагательные, которые не имеют полной формы.
    • Намерен, привычен, должен, согласен.

Я должен ехать в командировку и намерен поехать как можно быстрее.

Важно! Отличайте составное глагольное сказуемое от ПГС и глагола неопределенной формы, как второстепенного члена предложения.

Одним из признаков того, что перед вами составное сказуемое, является отношение глагола в инфинитиве к подлежащему. Если действие инфинитива направлено на другой член предложения, то вы имеете дело со второстепенным членом.

Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони . Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения.

Составная именная форма

Складывается из вспомогательного глагола и второго слова, которое выражено другой частью речи. В качестве таких могут выступать:

  1. Имена существительные именительного или творительного падежа.

Облака казались клочками белой ваты, казались чудовищами , закрывающими вершины гор.

  1. Прилагательные в полной или краткой форме, в формах сравнительных степеней.

Шум ветра сильнее шелеста прибоя, сильнее грохота волн.

  1. Местоимения.
  1. Числительные, или числительные + существительные.

Возраст этого дуба – триста лет и три года .

Мы здесь надолго или вообще навсегда .

  1. Полные или краткие причастия.

Осенние листья , терпеливо ожидавшие первого снега и замершие на ветках деревьев.

Пунктуация между однородными сказуемыми

Однородные сказуемые подчиняются тем же основным правилам языка, что и другие однородные члены предложения.

  • Если однородные члены предложения идут методом перечисления, запятая ставится перед каждым однородным словом.
  • Между однородными словами, соединенными союзом «и» запятая ставится только тогда, когда союз «и» повторяется несколько раз.

Маша и танцевала , и пела , и хорошо играла на пианино.

Когда в предложении с однородными сказуемыми есть повторяющийся соединяющий союз, запятая ставится перед его второй частью. Звезды то засияют , то спрячутся в темноте. Запятая также ставится между однородными членами, соединенными союзами «а», «но», «да» (в значении но).

Предложение, осложненное однородными членами, пишется без запятой, если однородные слова связаны соединительным союзом «и» , или разделительными союзами «или», «либо» , всего один раз.

Мы идём купаться или загорать . Дети прыгали и бегали по террасе.

Предлагаю вам небольшую инструкцию, с помощью которой будет легче понять пунктуацию в предложении.

  1. Сначала находим главные члены предложения.
  2. Начинаем задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
  3. Проверяем, не уходит ли смысл предложения, если мысленно убрать из него то, или иное слово.
  4. Смотрим, есть ли в предложении союзы, сколько их, какие по смыслу.
  5. Дальше ставим запятые, руководствуясь правилами русского языка.

Разбор примеров с однородными сказуемыми

Дима бежал настолько быстро, что не успевал переставлять ноги.

В этом предложении есть простая и составная формы однородных членов. Относятся они к подлежащему. Кто? Дима . Что о нем говорится? Что он бежал . Как бежал? — быстро . Здесь сказуемое выражено глаголом, это простая форма, а наречие «быстро» , это обстоятельство.

Не успевал переставлять ноги — это составная форма. Определяется она так. Если из сочетания слов нельзя убрать ни одного слова, иначе оно потеряет свой смысл, значит это сочетание относится к составному сказуемому.

Я записал в тетради домашнее задание и хотел выписать примеры из учебника, но меня позвали друзья .

Сложное предложение, первая часть которого представляет из себя простое предложение с однородными сказуемыми, простой и составной формы. « Записал» — простое сказуемое, а «хотел выписать» — составное. Если попробовать убрать из этого сочетания хоть одно слово, оно потеряет смысл.

Саша взял дневник, открыл его, просмотрел записи.

Предложение с простыми однородными сказуемыми, без союзов. Все однородные члены выделяются запятыми.

За стеклом аквариума мальки и взрослые рыбы плавают , приближаются к стеклу и кажется, смотрят на тебя.

Простые однородные подлежащие и сказуемые, соединенные на письме запятыми и соединительным союзом «и» .

Даша перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы.

Предложение с двумя составными сказуемыми, где составная глагольная форма выражена глаголом с обозначением времени действия и глаголом в инфинитиве.

Синтаксический разбор предложения

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

Разбор предложения с однородными членами

Как проводить синтаксический разбор предложения с однородными членами

Однородные члены предложения — ряд членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одинаковые синтаксические функции.

Схема анализа предложений с однородными членами:

  1. Определите тип предложения по его цели высказывания. Бывают предложения повествовательные, побудительные, вопросительные.
  2. Охарактеризуйте данное предложение с точки зрения его эмоциональной окраски. Предложения могут быть восклицательными и невосклицательными.
  3. Выделите грамматическую основу.
  4. Охарактеризуйте предложение по составу (двусоставное или односоставное, полное/неполное, осложненное/неосложненное, распространенное/нераспространенное).
  5. Выделите второстепенные члены предложения.

Пример

Мария разбила в порыве ссоры тарелки, вазы, стеклянные ложки, новые украшения для дома, свои побрякушки, семейные портреты, бытовую технику, телевизор.

Данное предложение является повествовательным, невосклицательным. Подлежащее «Мария», сказуемое «разбила», обстоятельство времени «в порыве ссоры», однородные дополнения «вазы», «тарелки», «украшения», «стеклянные ложки, свои побрякушки, семейные портреты, бытовую технику, телевизор» определение «новые», дополнение «для дома». Двусоставное, полное, осложненное однородными членами предложения, распространенное.

Пунктуационный разбор предложения:

  1. Укажите знаки завершения в предложении.
  2. Укажите знаки разделения (если они есть) в предложении.

Мария разбила в порыве ссоры тарелки, вазы, стеклянные ложки, новые украшения для дома, свои побрякушки, семейные портреты, бытовую технику, телевизор.

Данное предложение заканчивается точкой, то есть логически завершено. Предложение осложнено однородными членами предложения, они разделяются запятыми.

Однородные члены и пунктуация при них

Между однородными частями при отсутствии союзов.

С противительными союзами «а», «но», «да», подчинительными союзами «хотя», «пусть», «если».

Между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и … и; да … да; ни … ни; или … или; не то … не то; либо … либо.

Перед второй частью двойного союза не только … но и; как … так и; не так … как

Определение с синонимичным значением.

Между однородными членами. В случае если перед некоторыми частями стоит повторяющийся союз.

Если связь выражена соединительными, разделительными союзами (и, или, да (в значении «и»), либо).

Внутри групп, соединенных попарно.

В цельных выражениях с повторяющимися союзами и то и се; ни свет ни заря; ни то ни се; ни рыба ни мясо, ни за что ни про что и др.

Между глаголами-смысловыми единствами; глаголами в одинаковой форме.

«Синее небо Италии, южный лимон, душистые пары берегов Бренты не сходят у них с языка». (Тургенев И.С. «Записки охотника»)

«Андашевский на это только усмехается, но ничего не говорит».(Писемский А.Ф. «Хищники»)

«Я ни ходить прямо, ни в глаза это людям смотреть, — ничего не могу». (Островский А.Н. «Горячее сердце»)

«Религиозные искания в нашу эпоху характерны не только для России, но и для Европы». (Бердяев Н.А. «Судьба России»)

После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода.

«Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну». (А.С. Пушкин)

«Проверяется, не забыто ли что, не требуется ли на что-нибудь ответ или приказ». (Салтыков-Щедрин М.Е. «Пошехонская старина»)

На бесконечном, на вольном просторе шум и движенье, грохот и гром.

«Да пока ничего особенного: ни рыба ни мясо…» (Мамин-Сибиряк Д.Н. «Приваловские миллионы»)

«Ну, ничего, брат, пойдем выпьем». (Андреев Л.Н. «Дни нашей жизни»)

ПРАВИЛОЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯЗАПЯТОЙ НЕТПРИМЕРЫ С ЗАПЯТОЙПРИМЕРЫ БЕЗ ЗАПЯТОЙ
Однородные члены предложения

Правило

Тире при однородных членах предложения ставится:

  1. Перед «и», если соединяет два сказуемых, можно заменить на союз «а», указывает на смену действия, следствия (Хотел объехать целый свет — и не объехал сотой доли).
  2. Перед противительным союзом (Он строг — но вполне мил).
  3. При пропуске противительного союза (Она уже давно не милая, маленькая девочка — женщина).

Связь с сочинительными союзами

Схема анализа:

  1. Определите тип предложения по его цели высказывания. Бывают предложения повествовательные, побудительные, вопросительные.
  2. Охарактеризуйте данное предложение с точки зрения его эмоциональной окраски. Предложения могут быть восклицательными и невосклицательными.
  3. Выделите грамматическую основу.
  4. Охарактеризуйте предложение по составу (двусоставное или односоставное, полное/неполное, осложненное/неосложненное, распространенное/нераспространенное).
  5. Выделите второстепенные члены предложения.

Пример

Бабушка посадила множество цветов в этом году: и розы, и хризантемы, и нарциссы, и пионы, и ромашки, и гладиолусы.

Данное предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, осложнено однородными членами предложения («и розы, и хризантемы, и нарциссы, и пионы, и ромашки, и гладиолусы»), распространенное. Подлежащее «бабушка», сказуемое «посадила», определение «множество», дополнения «цветов», «и розы, и хризантемы, и нарциссы, и пионы, и ромашки, и гладиолусы», обстоятельство времени «в этом году».


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sintaksicheskiy-razbor-predlozheniya.html

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/8/razbor-predlozheniya-s-odnorodnymi-chlenami