Как запомнить правописание русских слов

Как запомнить правописание слов?

Из этой статьи Вы узнаете, как можно легко запоминать правильное написание слов.

Речь пойдёт об одной простой технике, которая позволит вам запоминать правильное написание слов, например две буквы «н» пишется, или одна буква «н»; буква «ё», или буква «о»; буква «а», или буква «о»; две буквы «л», или одна буква «л».

Давайте разберём слова, на которых люди чаще всего ошибаются согласно статистике, взятой с сервиса Яндекс за 2013 год. Думаю, до сегодняшнего дня особых изменений не было.

Метод запоминания сложных слов

Первое слово — это слово «Баллон». Многие люди пишут это слово с одной буквой «л», когда нужно писать две.
А теперь о методике.

Ваша задача: представлять проблемное слово, которое вы хотите запомнить с правильным написанием и это проблемное место, где например, пишется двойная согласная, либо одна согласная, буква «ё», либо буква «и» т.д. Это место нужно ярко визуализировать и представлять.

Например, я представляю, как передо мной написано слово баллон и это слово я представляю с этой частью очень яркой и необычной, т.е. две буквы «л» я представляю немного другими.

Они могут быть похожи на горы, быть цветными, видоизменять свою поверхность, становиться металлическими, снежными, золотистыми, красными, яркими, покрываться шипами, как у розы, что угодно. Включайте ваше воображение и чем ярче будут эти буквы, тем лучше вы запомните это написание.

Я представляю, как слово «Баллон» написано на белой доске, а две буквы «л», как две горы, сверху покрытые снегом и эту часть слова нужно представлять примерно 5 секунд в воображении.

Когда вы натренируетесь, Вы сможете представлять эти образы за 1-2 секунду и тем самым вы сможете проработать 20-30 проблемных для вас слов и запомнить их правильное написание.

БАЛЛОН

Следующее слово «Агентство». Мы представляем букву «т» тоже какой-нибудь яркой, необычной. Вы можете представить, например, что буква «т» похожа на большой гвоздь, а также представить её деревянной или снежной. Давайте простор своему воображению, представляйте, как это вам захочется.

АГЕНТСТВО

Слово «Жесткий», которое, несомненно, пишется через букву ё, а не через букву «о». Представьте букву ё, она тоже у Вас может быть какая-то странная или чудная, главное представить.

ЖЁСТКИЙ

Слово «Рассчитать». Здесь пишется две буквы «с». Мы также, как и в других словах необычно ярко представляем или немного видоизменяем данные буквы.

Мы можем представить их заснеженными, мы можем представить их каменными, какими угодно. Представляем слово «рассчитать» и в воображении визуализируем это проблемное место.

РАССЧИТАТЬ

Слово «Масляный», где пишется всего одна буква «н». Одна согласная буква «н», а не две. Делаем то же самое, запоминаем именно вот это правильное написание. Вы можете представить как в слове масляный буква «н» больших размеров и похожа на деревянную лестницу.

МАСЛЯНЫЙ

Слово «Девчонка», наверняка вы его помните со школьных времен и вам неоднократно говорили преподаватели: «девчонка»- многие ошибаются, пишут букву «ё», на самом деле надо писать букву «о».
Я предложу Вам вариант «девчонка», как слово, написанное на доске и в середине вместо буквы «о» большой бублик. Вот представьте свежий и мягкий бублик, который стоит на всё слово в середине.

ДЕВЧОНКА

Это были самые частые слова, в которых русскоязычное население делает ошибки.

Напишите в комментариях, насколько легко Вам даются эти слова. А также задавайте вопросы в комментариях по данной методике.

Хитрости для запоминания правил русского языка.

Сын уже в 3 классе, правил становится всё больше и больше. Мы их конечно учим-учим, но они как-то очень быстро выветриваются из головы ребенка. Хочется найти какие-то маленькие хитрости, которые запомнить легко и применять легко. Предлагаю тем, кому это интересно, вспомнить из своего детства что-нибудь. Или может есть на форуме учителя, репетиторы и просто увлекающиеся русским языком люди, помогайте.

Начну:
1. Словарные слова такие как корова, ворона, соловей, воробей и т.д. легко запомнить — ОРО, ОЛО всегда пишутся с буквой «о».

2. После буквы «Ц» всегда пишется «И», кроме 5 слов-исключений «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц.»

3. Частицы, которые пишутся со словами через дефис — «Кое, либо, то, нибудь — чёрточку не позабудь?»

4. Мягкий знак в глаголах. Надо задать вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он есть. Пример: боятЬся (что делатЬ?), боится (что делает?).

5. Одеть Надежду, надеть одежду. Одевают кого-то, надевают на себя.

6. Падежи.
Иван (именительный)
Родил (родительный)
Девчонку (дательный)
Велел (винительный)
Тащить (творительный)
Пеленку (предложный)

7. ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ
Русские слова с жи, ши
Через И всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой А.
Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,
В иностранных лишь словах
Ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.

8. Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами –ан, -ян, -ин пишутся с одной буквой Н, кроме слов-исключений: стеклянный, оловянный, деревянный.
Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».

Посмотрите на окно:
Там стекляННое стекло,
Рамы деревяННые,
Ручки оловяННые.

9. Ну и это не совсем правило, но вспомнилось: Цвета радуги — Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Как запомнить словарные слова

В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, человеку, в частности ученику, необходимо знать различные правила орфографии.

Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.

Таких слов достаточно много.

В начальной школе проходя,т конечно же, только часть этих слов. Обычно в конце каждого учебника по русскому языку есть небольшой орфографический словарик, в котором можно найти тот необходимый минимум слов, который ребенку необходимо запомнить в течении учебного года.

Некоторые учителя предпочитают вести с учениками свои орфоргафические словари, деля словарные слова на какие-либо группы по различным критериям.

Но так или иначе, группы словарных слов для каждого года обучения в начальной школе примерно совпадает.

Главное, что словарные слова, как и таблицу умножения, необходимо знать наизусть!

Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая и продолжается она из года в год, начиная с 1 класса.

Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.

Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.

Приёмы для запоминания словарных слов

1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.

2. Орфографическая работа над словом:

  • постановка ударения,
  • выделение зеленым цветом трудной буквы,
  • звукобуквенный анализ слова,
  • деление слова на слоги и для переноса.

3. Письменное заучивание правописания данного слова:

  • правописание словарного слова под диктовку;
  • подбор однокоренных слов;
  • составление словосочетаний с этим словом;
  • придумывание предложений с этим словом;
  • подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

4. Составление рассказа из группы словарных слов.

5. Использование метода ассоциаций.

Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.

Какой ассоциативный образ будет эффективным?

  1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Например, ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству и т.д.

2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.

Пример со словами-запоминалками:

  • лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти
  • гАзета — бумАга, кАрман — дырА, кОнцерт — нОта, хОр
  • зАвод — трубА, кОрабль — вОлны, инЕй — бЕлый
  • кАпуста — зАяц, кАрандаш — грАнь, бумАга, сОбака — хвОст

Пример с рисунками:

  • в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.

Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!

Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.

6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.

Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:

  • по родам;
  • по числам;
  • по склонениям;
  • по частям речи;
  • с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • с непроверяемой безударной гласной ;
  • удвоенной согласной и т.д.

7. Способ написания слов с закрытыми глазами.

Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)

  • Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
  • Назови его по буквам.
  • Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
  • Прочти медленно, как будешь писать.
  • Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

8. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

9. Игра «Найди слова»

В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.

М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А

П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З
Н И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А

Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М В
Ы В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У З
М И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л Б
К А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т

И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т А
В Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т А
О Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н Ы
З А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э

К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю Ж
У Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П Б
М О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т И
У В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О

10. Игра «Анаграммы»

Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.

д ь т е р а т
б й е в о о р
а т б у б с о
я ц з а
к о о р а с

а в о о р н
к у ч е и н
о к а б с о
а ч к е д о в
и щ р т а о в

а б к а с о
з а б р е ё
р г у д в
о с е л е в
ь л у и ч т е

о д о г р
ш х й р о о и
а р е т я б
я ц м с е
к у б ч е и н

к з ы я
и с г а п о
м з р о о
л е а п н
р е т е в

о ы т б с р
р г у в д
о с о р к
г д я о а
а т а о л п

11. Выполнение тренировочных упражнений

Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.

С уважением, Ольга Наумова

Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://www.nn.ru/community/nashi_deti/deti/khitrosti_dlya_zapominaniya_pravil_russkogo_yazyka.html

http://naymenok.ru/kak-zapomnit-slovarnye-slova/