Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»
Тест c ответами по теме «Сказуемое и его основные типы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme_skazuemoe.docx | 14.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Сказуемое и его основные типы»
1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) пусть сильнее грянет буря!
2) Он дал обещание брату.
3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.
2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
2) Завтра вечером у вас будет репетиция.
3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
4) Рассеянный человек может быть талантлив.
3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
1) Я буду сильно беспокоиться.
2) Дни становились все длиннее и длиннее.
3) Вскоре я бросил писать стихи.
4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.
4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
2) Речь, стих — та же музыка, то же пение.
3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.
5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
1) Окно вымыто до блеска.
2) Небо было в тучах.
3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
4) Они способны мыслить и рассуждать.
6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1) Зимы ждала, ждала природа.
2) Но был ли счастлив мой Евгений?
3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
4) Первые недели плавания принесли разочарование.
7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1) Сама судьба велит тебе спасать меня.
2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
3) Изменники точно в воду канули.
4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
1) Первыми подходят к воде овцы.
2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
3) У каждого есть или будет немало заветных дорог.
4) Он уже целый город воздвигнуть готов.
9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1) Один и тот же сон мне повторяться стал.
2) Все сходило ему с рук.
3) А все же давайте разберемся сперва.
4) Теперь рассеяны сомненья.
10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
2) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
3) Как будто перестало биться сердце.
4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.
11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
1) От волнения она долго не могла начать говорить.
2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
3) Я пойду посмотрю новый кинофильм.
4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.
12. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
Ты должен быть нашим первым драматургом.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное
4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
13. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.
1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное
4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное
14. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное
4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
Итоговая тестовая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса
Итоговая тестовая контрольная работа по русскому языку в 8 классе.
А 1. В каком ряду написание всех слов не совпадает с произношением?
1. шёпот, молотьба, осенний, резкий
2. ночёвка, редкий, аллея, кино
3. счастье, орешек, резьба, громкий
4. ток, девчонка, долина, меткий
А 2. Какое существительное не имеет форм множественного числа?
1. ведро
2. посуда
3. сковородка
4. вилка
А 3. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса, окончания?
1. орешник, загрузивший, осторожно
2. заботливый, популярно, переплывая
3. принёсший, рассекреченный, обводка
4. обещание, выпачканный, подставляющий
А 4. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, правописание которой зависит от наличия в слове суффикса -а- ?
1. соб…рутся, заг…раться, к…ммерсант
2. к…рмить, тр…щать, зам…рать
3. зад…рать, к…снуться, заст…лить
4. пон…мание, од…рённый, ст…рательно
А 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е ?
1. кузнеч…к, ч…сать, человеч…к
2. ноч…вка, туш…ный, девч…нка
3. под душ…м, хорош…го, ключ…вой
4. ноч…вать, могуч…, горяч…
А 6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. бе…домный, бе…работный, бе…чувственный
2. ра…дать, ра…жать, ра… задориться
3. и…дать, и…вержение, и…черпать
4. во…стание, во…звание, во…пылать
А 7. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1. Абитуриент (не)читал этого произведения.
2. (Не)продуманный ответ может быть оценен очень низко.
3. Характер записей в дневнике (не)совсем обычный.
4. Надо было наконец приступить к этому далеко (не)легкому делу.
А 8. В каком слове пишется НН ?
1. клюкве…ое
2. топле…ое молоко
3. кожа…ая куртка
4. ветре…ый вечер
А 9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е ?
1. скользящ…м движени…м, по шаркающ…й походк…
2. син…м мор…м, около лающ…й собак…
3. в открывш…йся галере…, утихающ…й бур…й
4. в горяч…м ча…, о выдающ…йся личност…
А 10. Какое из словосочетаний слов не является словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ ?
1. гордость за сына
2. гордиться сыном
3. гордясь сыном
4. сыновняя гордость
А 11. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.
1. Озеро ( ) как блестящее зеркало.
2. Ласковое слово ( ) что весенний день.
3. Я ( ) всем чужой.
4. Труд ( ) самое лучшее лекарство.
А 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?
Вот уездный городок (1) с деревянными (2) кривыми домишками (3) бесконечными заборами (4) купеческими (5) необитаемыми каменными строениями (6) старинным мостом над глубоким оврагом…
А 13. В каком из предложений выделенная конструкция обособляется?
1. Ещё не вошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.
2. Мальчик лет пятнадцати кудрявый и краснощёкий сидел кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца.
3. Гости отправились в отведенные для них комнаты и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться .
4. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания .
А 14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые ?
В одно ясное, холодное утро (1) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться (2) верхом (3) на всякий случай (4) взяв с собою пары три борзых (5) стремянного и несколько дворовых мальчишек (6) с трещотками.
А 15. Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым.
1. Ещё в гимназии я начал зачитываться Буниным.
2. Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно стоит в центре города.
3. Я начал писать автобиографическую повесть и дошел в ней до середины жизни.
4. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик.
А 16. Укажите номер определенно-личного предложения .
1. Я бы сделал уроки пораньше.
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
3. После драки кулаками не машут.
4. Мне холодно.
А 17. Укажите номер неопределенно-личного предложения.
1. Нужны песок, лопата.
2. Смелому всюду почёт.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
4. …И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Прочитайте текст и выполните задания А18-А 22; В1 – В 7
КАК Я ВОСПИТЫВАЛ ВОЛЮ
(1) Мне всегда нравились люди, у которых есть сильная воля.
(2) И вот с прошлого понедельника я решил воспитывать свою волю. (3) Надо сделать её железной.
(4) Во-первых, каждое утро я стал вставать в 6:00 (без будильника), во-вторых, я решил целый месяц не есть мороженого. (5) И в-третьих, мне удалось выполнить главную задачу: я десять дней не звонил Майке, с которой давно дружил. (6) А когда она мне звонила, я брал трубку и говорил, что меня нет дома.
(7) На самом деле мне очень хотелось её увидеть, но я ведь воспитывал волю. (8) Я продолжал ставить перед собой все новые трудности. (9) Стал, например, в мороз ходить без шапки, на девятый этаж подниматься без лифта и стал заниматься по системе йогов.
(10) На этом первый этап воспитания воли кончился. (11) Я решил сделать перерыв на три дня. (12) Теперь я мог встретиться с Майкой. (13) И когда у меня появилась свободная минута, я позвонил ей.
(14) Майка обрадовалась моему звонку, но всё же удивлённо спросила:
— Вадим, где же ты был столько времени?
(15) Я важно объяснил ей, что всё это время воспитывал волю.
(16) — И тебе совсем не хотелось меня увидеть в эти дни? – обиженно спросила Майка.
(17) Я ответил, что в жизни всегда надо чем-то жертвовать, но зато теперь у меня железная воля.
(18) Затем я стал договариваться о встрече. (19) Майка согласилась, но сказала:
— Я, может быть, опоздаю, но ты подожди меня.
(20) В семь часов вечера я уже стоял на месте, где мы должны были встретиться. (21) Прошло десять минут – Майки не было. (22) Прошло полчаса. (23) Её все не было. (24) Был сильный мороз. (25) Ноги очень замёрзли, уши тоже. (26) И неудивительно – я был без шапки. (27) Теперь я ругал себя.
(28) Часы показывали уже половину десятого, я пошел домой. (29) На следующий день я заболел.
(30) Когда я выздоровел, позвонил Майке. (31) На мой вопрос, почему она не пришла на свидание, Майка сказала:
— А я как раз в тот день по твоему примеру начала воспитывать волю. (32) А при этом, как ты сам сказал, надо чем-то жертвовать.
(33) Я больше не стал тренировать свою волю в надежде, что Майка по моему примеру сделает то же самое.
( По рассказу Л. Некрасова)
А18. Определите стиль текста.
1. разговорный стиль
2. официально-деловой стиль
3. публицистический стиль
4. художественный стиль
А 19. Определите тип речи текста.
1. рассуждение
2. рассуждение и описание
3. повествование
4. описание
А 20. Какое из высказываний отражает главную мысль текста?
1. Нехорошо опаздывать на важные встречи
2. К любому делу, даже самовоспитанию, нужно относиться разумно.
3. В жизни всегда надо жертвовать чем-то ради воспитания железной воли.
4. Сильная воля – одна из самых важных черт характера настоящего человека.
А 21. Какое средство выразительности используется в предложении 3?
1. метафора
2. метонимия
3. гипербола
4. антитеза
А 22. В каком предложении есть обращение?
1. в предложении 5
2. в предложении 14
3. в предложении 16
4. в предложении 31
Ответы к заданиям В 1 – В4 запишите словами
В1. Из предложения 17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В3. Из предложения 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
В4. Из предложений 20-24 выпишите все обстоятельства времени.
Ответы к заданиям В5- В7 запишите цифрами
В5. Среди предложений 1-9 найдите те, в которых есть вводные слова. Напишите номера этих предложений.
В6. Укажите номера простых односоставных безличных предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
Итоговая тестовая контрольная работа по русскому языку в 8 классе.
А1. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?
1. январь, косить, яблоко
2. вьюга, мятежник, косы
3. яства, опасная, июльская
4. веять, развитие, серый
А2. Какое из существительных не является несклоняемым?
1. домино
2. повидло
3. пальто
4. кино
А3. В каком ряду во всех словах одинаковая приставка?
1. соприкасаться, приехать, приятный
2. наезжать, намного, надкусить
3. нарцисс, направо, настоять
4. загородный, заиграться, застывать
А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. б…рлога, ст…рать, прим….рять (костюм)
2. в…трушка, п…стух, прик…сновение
3. т…лковать, зар…сли, предл…жение
4. уб…гать, ув…зать, прис…гать
А5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё ?
1. каблуч…к, ж…лтый, медвеж…нок
2. обж…ра, еж…вый, пауч…к
3. реш…нный, ш…пот, волч…нок
4. прич…ска, заж…г, лиш…нный
А6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. пр…бежать, пр…лететь, пр…пятствие
2. пр…бой, пр…мер, пр…скучный
3. пр…морский, пр…старелый, пр…вокзальный
4. пр…красный, пр…кратить, пр…ступник
А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Стояла какая-то серенькая, (не)взрачная погода.
2. Все эти покупки обошлись (не)дешево.
3. С утра дедушке (не)здоровилось.
4. Надо было наконец приступить к этому далеко (не)лёгкому делу.
А8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется НН ?
1. медле…ая ходьба, газирова…ая вода
2. статьи прочита…ы, письмо написа…о
3. ледя…ая горка, письме…ый стол
А9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1. в бродяч…й трупп…, с бичующ…й ирони…й
2. на состоявш…мся представлении…, в выцветш…й футболк…
3. в неуклюж…м поведени…, с домашн…м воспитани…м
4. о малейш…й возможност…, о пропавш…м плать…
А10. Какое из сочетаний слов является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ ?
1. продать дачу
2. проспать урок
3. пронести мимо рта
4. метко выстрелить
А11. В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка?
1. Назначение каждого человека – развивать в себе всё человеческое, общее и наслаждаться им.
2. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.
3. Голова без ума – что фонарь без света.
4. Площадь Земли – 150 миллионов квадратных километров.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В голосе его была (1) и неподдельная глубокая страсть (2) и молодость (3) и сила (4) и сладость (5) и какая-то увлекательно-бесконечная (6) грустная скорбь.
1. 2,3,4,5
2. 1,2,3,4,5,6
3. 2,4,5,6
4. 2,3,4,5,6
А13. В каком из предложений выделенная конструкция не обособляется?
1. Усталая и сонная она не ответила.
2. Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой наполненной хорошим квасом.
3. Лопахин вошел в непролазно заросший бурьяном двор.
4. Вот грянул гром, и тучи охваченные синим огнем дрогнули.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За фабрикой (1) почти окружая её гнилым кольцом (2) тянулось обширное болото (3) поросшее ельником и березой.
А15. Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.
1. Сияют, переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зеленым.
2. Мальчик не мог согласиться с другом.
3. Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.
4. Я готов с вами согласиться.
А16. Какое из предложений является односоставным?
1. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.
2. Сырая земля упруга под ногами.
3. Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость.
4. Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.
А17. Укажите номер назывного предложения .
1. Не уходи, побудь со мною!
2. Недвижный камыш.
3. И сердцу так грустно.
4. Вечер свеж.
ТЕКСТ
Прочитайте текст и выполните задания А18 – А22; В1 – В7
ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ
(1)Белоснежный лебедь упал в камыши, ещё не понимая, что с ним произошло, пытался взлететь в синее небо.
(2) Его правое крыло безжизненно повисло. (3) Браконьер лишил птицу самого дорогого – полета. (4)Лебедь неподвижно лежал в камышах. (5) Его подруга, белая лебёдушка, волновалась. (6) Птица издавала тревожный, гортанный крик. (7)Стая уже снялась с полуостровка и полетела дальше, на север. (8) Отстать не хотелось, но ведь и друга не бросишь в беде. (9) И тогда она приблизилась, стала заботливо обирать его пёрышки. (10)Я приплыл в залив рано утром. (11)Лебёдушка взлетела и стала тревожно кружиться. (12)Решил обследовать камыши. (13)Тут и нашел подбитую птицу.
(14)Оставил лебедя в безопасном месте, привез лекарство и перевязал раненое крыло. (15)На другой день я снова появился на маленьком островке. (16)Обошёл его, убедился – хищников нет. (17) «Как же вас назвать? – подумал. – Лебедь отныне будет Лотос, а лебёдушка – Лилия».
(18) Весь месяц плавал к лебединому острову. (19)Лотос повеселел и гортанным криком приветствовал меня. (20) Однажды, придя к шалашу, увидел: в устроенном гнезде лежало яйцо. (21)Лебедь подплыл к моей лодке и взял из рук пищу. (22)Я знал, что Лотосу никогда не придется летать – крыло было перебито.
(23)Пришла осень. (24)Вместе с Лотосом и Лилией плавали еще два молодых лебедя. (25)А в это время начался отлёт птиц. (26) В небе всю ночь слышались прощальные голоса. (27) Лилия тревожно прислушивалась к ним.
(28)На моих глазах дети Лотоса и Лилии взлетели, присоединились к стае и полетели в далёкие края. (29) Лебёдушка волновалась, но вскоре приплыла к Лотосу и стала прихорашивать его перья. (30)Весь вид её говорил: «Пускай улетают наши дети зимовать в тёплые края. А нам и здесь неплохо».
(31)А вскоре до меня донеслась лебединая песня. (32)Её пел красавец Лотос. (33)Нет, это была не прощальная песня – гимн жизни!
(К. Хромов)
А18. Определите тип речи и стиль текста.
1. описание, разговорный стиль
2. рассуждение, публицистический стиль
3. повествование, художественный стиль
4. описание, научный стиль
А19. В каком предложении наиболее ясно выражена основная мысль текста?
1. 1
2. 8
3. 20
4. 31
А20. Что означает фразеологизм ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ?
1. красивые звуки
2. объяснение в любви
3. неблагозвучие
4. самый главный, зачастую последний поступок человека
А21. Укажите способ образования слова БЕЛОСНЕЖНЫЙ.
1. суффиксальный
2. приставочный
3. приставочно-суффиксальный
4. сложение
А22. Какая характеристика соответствует сказуемым в предложении 11?
1. простое глагольное и простое глагольное
2. простое глагольное и составное глагольное
3. составное глагольное и составное именное
4. простое глагольное и составное именное
Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами
В1. Из предложений 3-4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Из предложений 29-32 выпишите необособленное приложение.
В3. Из предложения 27 выпишите обстоятельство образа действия.
В4. Из предложения 12 выпишите сказуемое.
Ответы к заданиям В5 – В7 запишите цифрами
В5. Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер.
В6. Укажите количество сказуемых в предложении 29.
В7. Укажите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием с зависимыми словами.
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
http://infourok.ru/itogovaya-testovaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-za-kurs-klassa-280939.html
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html