Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Правописание частей слова.
Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
научиться отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне» от других изученных орфограмм.
узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.
как писать слова с непроизносимой согласной в корне;
находить орфограмму в словах;
намечать способы проверки данной орфограммы.
Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
- отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.
Солнце Лестница Сердце
[сонцэ] [л’эсн’ица] [с’эрцэ]
Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.
Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.
- как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
- отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
- находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.
В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?
Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.
Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.
Дополним нашу таблицу: «Опознавательные признаки орфограммы».
Опознавательные признаки орфограмм
Конец слова, стечение согласных
Итак, сделаем вывод:
Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:
[л] – в слове солнце;
[т] – в словах лестница, окрестность;
[д] – в словах сердце, праздник;
[ф] – в словах чувство, здравствуйте.
Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:
Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.
Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.
Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:
- Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
- Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
- Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.
Прочитайте пословицу. Укажите слово, в котором есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».
Конспект урока «Правописание слов с непроизносимой согласной»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык (3 класс).
Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной.
дать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками;
выявить способ проверки написания слов с непроизносимыми согласными;
развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
стимулировать познавательную активность;
способствовать сохранению здоровья обучающихся.
Улыбнёмся друг другу, дети.
Сядьте тихо, закройте глаза, опустите голову на грудь.
А сейчас, тихо повторяйте за мной.
— Я в школе на уроке.
— Сейчас я начну учиться.
— Я радуюсь этому.
— внимание моё растёт.
— Я как разведчик всё замечу.
— Память моя крепка.
— Голова мыслит ясно…
— Я готов к работе.
II . Повторение пройденного.
Дайте характеристику звука буквы «д».
(Буква «д» обозначает согласный звук, парный, звонкий, может обозначать два звука: твёрдый [д] и мягкий [д], звук может быть в начале слова, в середине, в конце, если звук стоит в конце слова или в корне перед глухой согласной, то его нужно проверять: город — города).
Дайте характеристику звука буквы «в», «т», «л».
2). Введение в тему.
— Прочитайте внимательно слова. Что вы можете сказать об этих словах?
Ковёр, приказ, сердце, верхушка, лодка, линейка, улыбка.
( Все слова имена существительные, нарицательные, единственного числа, неодушевлённые, есть сущ. мужского рода, женского и среднего).
— Разделите все слова на две группы по орфограммам. Запишите. Проверка.
— На какую орфограмму записали слова в первый столбик?
— Каким правилом пользуемся при написании слов с безударной гласной?
— Подберите устно проверочные слова.
— На какую орфограмму записали слова в второй столбик?
— Каким правилом пользуемся при написании слов с парной согласной?
— Подберите устно проверочные слова.
— Как можно назвать эти орфограммы одним словом?
— А какое слово осталось лишним?
— Почему его нельзя записать ни в один из двух столбиков?
(Здесь другая орфограмма).
— А может, это слово следует отнести во второй столбик, здесь ведь есть парная согласная?
— Это проблема нашего урока.
— Давайте посчитаем, сколько букв в слове «сердце»? (6)
— А теперь произнесите так, как мы это делаем при разговоре.
— Сколько звуков произнесли? (5)
— Какой согласный звук в этом слове не произносится, а буква пишется? [д]
— Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся?
— Как вы думаете, какую тему начнём изучать на сегодняшнем уроке?
(Правописание непроизносимых согласных).
— На уроке мы должны разобраться, откуда берутся непроизносимые согласные? Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной?
III . Работа над темой урока.
1). вст стн лнц рдц
— Как вы думаете, для чего я написала эти сочетания? (Прочитать)
— Почему их сложно произносить? (Одни согласные, гласных нет).
— Исследуйте слова первого столбика, какая позиция у звуков выделенных букв: сильная или слабая?
— Какая же позиция у звуков выделенных букв? (Слабая)
— Почему? (Они не произносятся)
— Давайте произнесём слова так, как мы это делаем при разговоре.
— Какой звук не произносится?
— Чем похожи эти слова? Что их объединяет между собой?
(В середине каждого слова имеется несколько согласных).
— Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется стечением согласных. Все они пишутся, но некоторые не произносятся.
— Перечислите, какие же согласные не произносятся, но пишутся? (в, д. л, т)
— А теперь давайте разберёмся, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
— Исследуйте слова второго столбика. Какая позиция у звуков выделенных букв: сильная или слабая? (сильная)
(За ней стоит гласная, или выделенная буква стоит в конце слова и эти звуки все произносятся)
— Как вы думаете, какими же являются слова второго столбика? (Проверочными).
— Сделайте вывод, как же проверить слово с непроизносимым согласным звуком?
— Откройте тетради на печатной основе и прочитайте правило.
— Правильно ли мы сделали вывод?
— А в какой форме написано правило? (В стихотворной).
— А почему в стихотворной? (Чтобы легче запомнить).
Обобщение. В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные: «в», «д», «л», «т». Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный или согласный звук [н], или этот согласный стоит в конце слова.
На доске написаны слова:
Туча, сердце, овраг, грустный, победа, завистливый, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш.
— На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу и назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете хлопок, если в слове нет непроизносимых согласных, вы приседаете.
— Прочитайте задание. К данным словам подберите проверочные однокоренные слова, в которых все согласные произносятся. Подчеркните непроизносимую согласную.
— У кого есть вопросы по заданию?
— Зачитайте, как же вы выполнили задание. (По рядам)
V . Словарно-орфографическая работа.
я д з ь п и а ч к н р
— Внимательно посмотрите на буквы. Какая буква здесь лишняя?
(Ь – не обозначает звука).
— На какие две группы можно разделить слова? (Гласные — согласные)
и а я д з п ч к н р
— Какая буква лишняя среди гласных? (я – может обозначать два звука)
— Какая лишняя среди согласных? (ч – обозначает звук всегда мягкий)
— Из оставшихся букв составьте слово. (Праздник)
— Найдите его в орфографическом словаре. Проговорим по слогам. Определите СУО.
— Расскажите всё, что вы знаете об этом слове.
(Это веселье, торжество, имя существительное, неодушевлённое, имя нарицательное, мужского рода, единственного числа, 8 букв, 7 звуков,
— Запишите однокоренные слова.
Праздник, праздничный, праздновать.
— Почему его нужно запомнить? (Нет проверочного слова).
— В какой части слова находится непроизносимый согласный звук [д]?
— Значит, какая это орфограмма? (Корневая)
— Так для чего же я вам написала эти сочетания? вст стн лнц рдц
(Мы работали со словами, в которых встречалось стечение нескольких согласных).
— Что же вы узнали о таких словах?
(В русском языке есть слова, в которых при сочетании нескольких согласных букв, один звук может не произноситься).
— Какие же звуки могут не произноситься? (в, д. л, т)
— Во всё ли мы разобрались? Научились ли вы находить слова с непроизносимой согласной и подбирать проверочные слова?
— Есть ли у кого вопросы?
— На следующем уроке мы продолжим эту тему.
— Выскажите своё отношение у уроку.
— Кто же на уроке был самый активный?
VII . Домашнее задание.
— Найдите упражнение. Прочитайте задание. Есть ли у кого вопросы по домашнему заданию?
Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-slov-s-neproiznosimoy-soglasnoy-808407.html
http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi