Какая орфограмма не изучается в начальной школе правописание непроизносимых согласных

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне» от других изученных орфограмм.

узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;

научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.

как писать слова с непроизносимой согласной в корне;

находить орфограмму в словах;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.

Солнце Лестница Сердце

[сонцэ] [л’эсн’ица] [с’эрцэ]

Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.

Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.

  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?

Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.

Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.

Дополним нашу таблицу: «Опознавательные признаки орфограммы».

Опознавательные признаки орфограмм

Конец слова, стечение согласных

Итак, сделаем вывод:

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:

Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.

Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:

  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
  2. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.

Прочитайте пословицу. Укажите слово, в котором есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».

Конспект урока «Правописание слов с непроизносимой согласной»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Русский язык (3 класс).

Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной.

дать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками;

выявить способ проверки написания слов с непроизносимыми согласными;

развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

стимулировать познавательную активность;

способствовать сохранению здоровья обучающихся.

Улыбнёмся друг другу, дети.

Сядьте тихо, закройте глаза, опустите голову на грудь.

А сейчас, тихо повторяйте за мной.

— Я в школе на уроке.

— Сейчас я начну учиться.

— Я радуюсь этому.

— внимание моё растёт.

— Я как разведчик всё замечу.

— Память моя крепка.

— Голова мыслит ясно…

— Я готов к работе.

II . Повторение пройденного.

Дайте характеристику звука буквы «д».

(Буква «д» обозначает согласный звук, парный, звонкий, может обозначать два звука: твёрдый [д] и мягкий [д], звук может быть в начале слова, в середине, в конце, если звук стоит в конце слова или в корне перед глухой согласной, то его нужно проверять: город — города).

Дайте характеристику звука буквы «в», «т», «л».

2). Введение в тему.

— Прочитайте внимательно слова. Что вы можете сказать об этих словах?

Ковёр, приказ, сердце, верхушка, лодка, линейка, улыбка.

( Все слова имена существительные, нарицательные, единственного числа, неодушевлённые, есть сущ. мужского рода, женского и среднего).

— Разделите все слова на две группы по орфограммам. Запишите. Проверка.

— На какую орфограмму записали слова в первый столбик?

— Каким правилом пользуемся при написании слов с безударной гласной?

— Подберите устно проверочные слова.

— На какую орфограмму записали слова в второй столбик?

— Каким правилом пользуемся при написании слов с парной согласной?

— Подберите устно проверочные слова.

— Как можно назвать эти орфограммы одним словом?

— А какое слово осталось лишним?

— Почему его нельзя записать ни в один из двух столбиков?

(Здесь другая орфограмма).

— А может, это слово следует отнести во второй столбик, здесь ведь есть парная согласная?

— Это проблема нашего урока.

— Давайте посчитаем, сколько букв в слове «сердце»? (6)

— А теперь произнесите так, как мы это делаем при разговоре.

— Сколько звуков произнесли? (5)

— Какой согласный звук в этом слове не произносится, а буква пишется? [д]

— Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся?

— Как вы думаете, какую тему начнём изучать на сегодняшнем уроке?

(Правописание непроизносимых согласных).

— На уроке мы должны разобраться, откуда берутся непроизносимые согласные? Можно ли проверить написание слов с непроизносимой согласной?

III . Работа над темой урока.

1). вст стн лнц рдц

— Как вы думаете, для чего я написала эти сочетания? (Прочитать)

— Почему их сложно произносить? (Одни согласные, гласных нет).

— Исследуйте слова первого столбика, какая позиция у звуков выделенных букв: сильная или слабая?

— Какая же позиция у звуков выделенных букв? (Слабая)

— Почему? (Они не произносятся)

— Давайте произнесём слова так, как мы это делаем при разговоре.

— Какой звук не произносится?

— Чем похожи эти слова? Что их объединяет между собой?

(В середине каждого слова имеется несколько согласных).

— Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется стечением согласных. Все они пишутся, но некоторые не произносятся.

— Перечислите, какие же согласные не произносятся, но пишутся? (в, д. л, т)

— А теперь давайте разберёмся, можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

— Исследуйте слова второго столбика. Какая позиция у звуков выделенных букв: сильная или слабая? (сильная)

(За ней стоит гласная, или выделенная буква стоит в конце слова и эти звуки все произносятся)

— Как вы думаете, какими же являются слова второго столбика? (Проверочными).

— Сделайте вывод, как же проверить слово с непроизносимым согласным звуком?

— Откройте тетради на печатной основе и прочитайте правило.

— Правильно ли мы сделали вывод?

— А в какой форме написано правило? (В стихотворной).

— А почему в стихотворной? (Чтобы легче запомнить).

Обобщение. В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные: «в», «д», «л», «т». Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный или согласный звук [н], или этот согласный стоит в конце слова.

На доске написаны слова:

Туча, сердце, овраг, грустный, победа, завистливый, земля, счастливый, луг, рукав, сугроб, устный, шалаш.

— На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу и назову слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете хлопок, если в слове нет непроизносимых согласных, вы приседаете.

— Прочитайте задание. К данным словам подберите проверочные однокоренные слова, в которых все согласные произносятся. Подчеркните непроизносимую согласную.

— У кого есть вопросы по заданию?

— Зачитайте, как же вы выполнили задание. (По рядам)

V . Словарно-орфографическая работа.

я д з ь п и а ч к н р

— Внимательно посмотрите на буквы. Какая буква здесь лишняя?

(Ь – не обозначает звука).

— На какие две группы можно разделить слова? (Гласные — согласные)

и а я д з п ч к н р

— Какая буква лишняя среди гласных? (я – может обозначать два звука)

— Какая лишняя среди согласных? (ч – обозначает звук всегда мягкий)

— Из оставшихся букв составьте слово. (Праздник)

— Найдите его в орфографическом словаре. Проговорим по слогам. Определите СУО.

— Расскажите всё, что вы знаете об этом слове.

(Это веселье, торжество, имя существительное, неодушевлённое, имя нарицательное, мужского рода, единственного числа, 8 букв, 7 звуков,

— Запишите однокоренные слова.

Праздник, праздничный, праздновать.

— Почему его нужно запомнить? (Нет проверочного слова).

— В какой части слова находится непроизносимый согласный звук [д]?

— Значит, какая это орфограмма? (Корневая)

— Так для чего же я вам написала эти сочетания? вст стн лнц рдц

(Мы работали со словами, в которых встречалось стечение нескольких согласных).

— Что же вы узнали о таких словах?

(В русском языке есть слова, в которых при сочетании нескольких согласных букв, один звук может не произноситься).

— Какие же звуки могут не произноситься? (в, д. л, т)

— Во всё ли мы разобрались? Научились ли вы находить слова с непроизносимой согласной и подбирать проверочные слова?

— Есть ли у кого вопросы?

— На следующем уроке мы продолжим эту тему.

— Выскажите своё отношение у уроку.

— Кто же на уроке был самый активный?

VII . Домашнее задание.

— Найдите упражнение. Прочитайте задание. Есть ли у кого вопросы по домашнему заданию?

Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы понаблюдаете за словами, в которых есть подряд три согласных звука, узнаете, что такие согласные звуки называются непроизносимыми. Вы познакомитесь с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-slov-s-neproiznosimoy-soglasnoy-808407.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravilo-proverki-napisaniya-slov-s-neproiznosimymi-soglasnymi