Какие глаголы есть с суффиксом ти

Русский язык. Литература

Рубрики

  • «Человек есть то, что он читает» (61)
  • 10 класс (342)
  • 11 класс (501)
  • 5 класс (567)
    • Литература (246)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (416)
  • 7 класс (424)
  • 8 класс (531)
  • 8. ОГЭ (2)
  • 8″В». Мы (5)
  • 9 класс (487)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (167)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • Лично — разбор д.з. ЕГЭ (4)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (353)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (244)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (40)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (15)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Октябрь 2021
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен
    123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    -ТЬ и -ЧЬ в глаголах неопр. формы

    Размещено 3.11.16 в рубрике 5 класс

    Суффиксом или окончанием является -ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

    -ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

    В школьном учебнике по традиции -ть (-ти) выделяется как окончания.
    В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

    А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

    Как отличить суффикс от постфикса?

    В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

    Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

    По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

    Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

    Каким знаком выделять постфиксы?

    Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

    Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

    Входят ли постфиксы в основу слова?

    У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

    Глагольный постфикс -ся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся.

    Поиск ответа

    Всего найдено: 96

    Вопрос № 307429

    Скажите, пожалуйста, как в заданиях ЕГЭ выделять- ть(-ти) как суффикс или окончание?

    Ответ справочной службы русского языка

    В ЕГЭ нет заданий, в которых требуется выделять инфинитивное -ть (-ти).

    Вопрос № 305954

    Здравствуйте! В итоговой проверочной работе по русскому языку за 3 класс был указан как правильный вариант перенос слова Та -ть я-на. Возможно ли это?

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 304814

    Здравствуйте. Как определить написание безударного гласного перед суффиксом инфинитива -ть , т.е. в начальной форме глагола?

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 304749

    Подскажите, пожалуйста, чем является ть, ти, в инфинитиве глаголов суффиксом или окончанием, и входит ли в основу слова?

    Ответ справочной службы русского языка

    Показатель инфинитива -ть (-ти) в основу не входит.

    Если окончание определять как формообразующую морфему, выражающую хотя бы одно из грамматических значений рода, числа, падежа, то показатель инфинитива ( -ть , -ти) следует считать формообразующим суффиксом (как и суффикс прошедшего времени —л-). Такой подход удобен для обоснования некоторых орфографических явлений. Подробнее см. об этом в учебнике Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников». Однако в науке есть и другая точка зрения, согласно которой -ть и -ти определяют как окончание.

    Вопрос № 301217

    Добрый день! У меня к вам вопрос: «Мне приходится сталкиваться с проблемами» и «Мне с проблемами сталкиваться приходится» — в этих предложениях слово «приходится» пишется без мягкого знака? Какое в этом случае действует правило?

    Ответ справочной службы русского языка

    В обоих предложениях приходится пишется без мягкого знака, поскольку это форма третьего лица настоящего времени, а не инфинитив. Мягкий знак в -ть ся пишется только в инфинитиве (начальной форме глагола, которая отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

    Вопрос № 297761

    Здравствуйте! Интересует глагол «стОит», а именно как объяснить его спряжение. Понятно, что 2-е, т.к. на -ить. Но в инфинитиве окончание не под ударением (стОить). Если глагол проспрягать — там тоже ни одной ударной позиции (стОил, стОят, стОите и т.д.). Как объяснить ребенку, что там именно И, а не «стОет, стОять» и т.д.

    Ответ справочной службы русского языка

    В школе безударные гласные на конце глагольной основы перед —ть проверять не учат. Правила их проверки сформулированы были относительно недавно, и они достаточно сложные для применения. В школе сложилась методическая традиция обходиться без правила. Дети благодаря языковой интуиции чувствуют, какую гласную нужно писать перед —ть, и ошибки здесь возникают редко. Слов, в которых ошибки встречаются, немного.

    Если мы не помним точно, какая гласная пишется в инфинитиве, то ее нужно проверить по словарю. При этом некоторые простые правила о гласных перед -ть запомнить можно.

    1. В инфинитиве после гласной о пишется —ить, например: стоить, строить, удостоить, присвоить.

    2. В инфинитиве после гласных а, е, у пишется -ять, например: лелеять, маяться. Исключения: драить, клеить.

    Слов, относящихся ко второму правилу, немного, поэтому некоторым удобнее запоминать не правило, а сложные глаголы:

    1) баять, веять, лаять, реять, сеять, таять, хаять (сниж.), чаять, чуять, блеять, лелеять, затеять, маяться, каяться, надеяться,

    Заучивая глаголы, важно помнить, что при присоединении приставки или постфикса гласная перед -ть не меняется: клеитьзаклеить, клеиться.

    3. Особую группу составляют глаголы с приставками обез-(обес-). Нужно научиться различать слова по значению: обессилить (лишить кого-то сил) — обессилеть (лишиться сил), обезводить (лишить воды) — обезводеть (лишиться воды).

    Вопрос № 296190

    Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. В чем различие правил деления на слоги (не для переноса) слов: бра -ть я, сы-но-вья и семь-я. Почему в словах «бра -ть я» и «сы-но-вья» последний слог состоит из согласной, мягкого знака и гласной; а в слове «семь-я» последний слог состоит только из гласной ? Учебник «Азбука» «Школа России» В. Г. Горецкий.

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 295312

    Ответ справочной службы русского языка

    В лингвистике нет единой позиции по этому вопросу. Некоторые языковеды считают —ть суффиксом, некоторые – окончанием. В разных школьных курсах эта морфема тоже рассматривается и как суффикс, и как окончание.

    Вопрос № 294618

    Как разбирается по составу слово «наслаждаться»?

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 294048

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно переносятся слова листья и ручьи?

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 293554

    Здравствуйте. Почему в слове ЖУРЧАЩИЙ суффикс ащ, хотя это причастие образовано от глагола 1-го спряжения?

    Ответ справочной службы русского языка

    Журчать – глагол второго спряжения. Тип спряжения у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по окончаниям (журчит, журчат), при этом не имеет значения, какая гласная в неопределенной форме перед -ть . По неопределенной форме глагола мы определяем тип спряжения только у глаголов с безударными личными окончаниями.

    Вопрос № 292280

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, -ТЬ и -ТИ в инфинитивах являются формообразующими суффиксами или окончаниями? Спасибо!

    Ответ справочной службы русского языка

    Это формообразующие суффиксы. В некоторых школьных учебниках они рассматриваются как окончания.

    Вопрос № 290977

    Добрый день. Просьба уточнить как перенести слова ДРУЗЬЯ и КРЫЛЬЯ в соответствии с действующими на данный момент в школьной программе нормами. И какое правило применяется. Заранее благодарю.

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно: дру-зья, кры-лья. Нормы, регулирующие перенос в этих словах, неизменны уже много десятков лет: при переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву; нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной (ср. с примерами из сборников правил: бу-льон, крес -ть янин).

    Вопрос № 285933

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой морфемный состав в слове организовывать? Являются ли сочетания «из» и «ов» суффиксами? В списках суффиксов глаголов я их не могу найти.

    Ответ справочной службы русского языка

    Морфемный состав этого слова: орган-из-ов-ыва -ть ; -из- и -ов- – суффиксы.

    Вопрос № 285553

    Как правильно переносить слова «листья» и «счастье», если перенос возможен?

    Ответ справочной службы русского языка

    Возможные варианты: ли-стья, лис -ть я, сча-стье, счас -ть е.

    Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ. Формообразующие и словообразующие суффиксы.
    статья по русскому языку

    Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya._okonchaniya_i_suffiksy_glagolov.docx16.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окончания и суффиксы глаголов. Суффиксы ТЬ и ТИ.

    Формообразующие и словообразующие суффиксы.

    Федотова Ольга Александровна

    учитель начальных классов

    Можно ли в глаголах неопределённой формы в слове РЕШАТЬ определить:

    –ТЬ – это суффикс?

    –ТЬ – это окончание?

    –ТЬ – это и суффикс и окончание?

    А, может быть, есть и другие варианты?

    Окончание – изменяемая часть слова, которая постоянно изменяется. У окончания есть единственное предназначение – СВЯЗЫВАТЬ слова друг с другом и образовывать формы слова. Именно окончание указывает на, те самые, спряжения, падежи, род, число и так далее. Мы знаем, что сколько окончание не меняй, нового слова никогда не получишь: это будет форма одного и того же слова.

    Ищу – ищем – ищут

    Волшебное – волшебного – волшебная

    Сокровище – сокровища – сокровищу

    Сколько бы я ни меняла окончание, нового слова не получу. При замене других частей слова – суффикса или приставки – мы получаем новое слово.

    Ход – поход – выход

    Ход – ходики – ходули

    Ход – походка – выходной

    При помощи суффиксов и приставок мы получили новые слова.

    И так: меняем окончание – нового слова не получаем. Меняем суффикс или приставку – получаем новое слово. Но дело в том, что есть еще одна часть слова, которую, сколько бы мы не меняли, нового слова не получишь: будет форма того же слова. И это не окончание.

    Мы будем говорить с вами об этой части слова. Эта часть слова называется формообразующей суффикс . Суффиксы делятся на две группы.

    Первая группа – это порядочные суффиксы, которые образуют новое слово, а вот вторая часть формообразующие. Они образуют форму слова. Кто-то скажет: ну, и зачем придумали этот самый формообразующий суффикс? Если он образует только формы, то давайте назовем его окончанием. Если бы было всё так просто! Формообразующие суффиксы живут в основном в глаголах. А глаголы – это такие сложные слова, такая сложная часть речи. Ведь у неё огромное количество категорий. Посмотрите, здесь вам и время, здесь вам и род, и число, и лицо. И всё это нужно указать в одном слове с помощью окончания? Да тут два бы понадобилось! А как вы представляете себе, слово с двумя окончаниями? Вот и приходится глаголу звать на помощь еще и формообразующий суффикс. Самый частый формообразующий суффикс, который мы встречаем каждый день – это суффикс – Л –. Суффикс прошедшего времени. Это как наш маячок. Видишь на конце слова – Л -, значит, перед тобой прошедшее время глагола.

    ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ СУФФИКС –Л –

    сказал — м.р. ед. ч.

    принесла — ж.р. ед. ч.

    срезало — ср. р. ед. ч.

    — это глаголы прошедшего времени. Формообразующий суффикс – Л – нам об этом чётко говорит. А у окончаний этих глаголов своя нагрузка. Она указывает нам, на род глагола и на число. Представляете, если бы на окончание мы навесили еще и время. Именно суффикс – Л – является тем самым сигналом и маячком, что перед нами глагол прошедшего времени. И он делает эту работу. Правда, иногда от неё отлынивает… Очень мало таких слов, но иногда мужском роде суффикс – Л – хочет от нас с вами убежать. Это вот такие слова:

    В этих словах суффикса – Л – не наблюдается. Как же заставить работать суффикс? Да просто поставьте этот глагол в женский род или в средний, а можете в множественное число:

    Нёс – несла – несло — несли

    Вёз – везла – везло — везли

    Полз – ползла – ползло – ползли

    Но таких слов очень мало. В основном все глаголы, которые мы употребляем, в прошедшем времени имеют на конце формообразующий суффикс – Л –. А вот второй формообразующий суффикс глагола, который изучают в начальной школе, у некоторых людей вызывает сомнения. У глаголов в неопределённой форме, которая заканчивается на – ТИ – и – ТЬ –. Дело в том, что когда-то давным- давно наши предки не знали оконцовку глаголов – ТЬ ; они всё говорили на – ТИ -: ходити, лежати, думати, сказати. Но дело в том, что язык – он такой же живой, как и мы с вами. И он постоянно изменяется. С течением времени мы с вами утратили это самое –ТИ–, и стали говорить: ходить, решать, думать. И только в некоторых словах – да и то под ударением – у нас осталась эта самая оконцовка – ТИ .

    Как же нам с вами её разбирать? Дело в том, что одна часть учителей считает, что это суффикс – ТЬ , – ТИ , формообразующий суффикс. Другая часть учителей говорит, что это окончание. Потому что нового слова она не образовывает, а суффикс должен образовывать новое слово. Третья часть учителей говорит: если у него есть признаки и суффикса и окончания, давайте так и обозначим, что вроде как суффикс, но вроде как окончание.

    Во всех программах начальной школы принято считать – ТЬ и – ТИ суффиксом. И МЫ БУДЕМ ВЫДЕЛЯТЬ ЭТИ СУФФИКСЫ , как формообразующие суффиксы. Формообразующие суффиксы не входят в основу. И когда ребёнок выделяет основу в слове «НАРИСОВАЛ», он без затруднений делает это. Формообразующий суффикс не входит в основу.

    Что же такое основа слова? Основа – это всё слово без окончаний и формообразующих суффиксов. У глаголов в основу не входит окончание и формообразующие суффиксы – Л -, — ТЬ -, и – ТИ -.

    Обратите внимание, что у неопределённой формы глагола окончаний нет.


    источники:

    http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=-%D1%82%D1%8C

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/08/17/okonchaniya-i-suffiksy-glagolov-suffiksy-t-i-ti