Какие правила диктуют правописание

Правила русской орфографии и пунктуации (1956)

I. Гласные после шипящих и Ц

Орфография

I. Гласные после шипящих и Ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о вцы и овц ы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

а) имен существительных:
-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;
-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имен прилагательных:
-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
-он- (с беглым -о-), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopaзажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.

4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем 1 .

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: гор о шек (ср. петуш о к), ст о рожем (ср. чиж о м), б о льшего (ср. больш о го), р ы жего (ср. чуж о го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жок е й, шокол а д.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пал а ццо, ск е рцо.

1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

Пунктуация

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

§ 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и. и, ни. ни, или. или и т. п., например:

    И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах.

§ 137. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а и да (в значении «но») (о точке и о точке с запятой перед этими союзами см. §§ 127 и 131, п. 2), например:

    Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно.

Примечание. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложения тесно связывает такие предложения в одно целое, например:

    По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины.
    От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка.
    Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крылу домика в Васильевском.

§ 138. Запятая ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное без помощи союзов или посредством союзов но, однако, все же, тем не менее, лишь в тех случаях, когда такие предложения тесно связаны между собой по смыслу (о точке с запятой перед этими союзами см. § 131, п. 1), например:

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

§ 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному.

    Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например:

    Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь.

I. Общие правила

Орфография

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф –штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый.

Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.

Примечание. Cлово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.

§ 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: входить (влезать), надколоть(надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать(отучить), сделать (суметь), сбросить.

В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф,
х, ц, ч, ш, щ
пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п.

§ 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство(дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик, -чин-, -чат- и т. п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причем буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), кpyпитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

Примечание. В глаголах перед -ся сохраняется написание той формы, к которой -ся присоединяется, например: носиться, носится, забыться.

§ 52. Следует отличать прилагательные на -ц-кий (-ц-кой) от прилагательных на -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской):

1) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или -к, -ч (если они в этих случаях меняются на ц), то пишется -ц-кий (-ц-кой), например: немецкий(немец), рыбацкий (рыбак), ткацкий (ткач), галицкий (Галич; есть также форма галичский).

2) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на или , то пишется соответственно -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской), например: шведский (швед), городской (город), советский (coвет), марксистский (марксист).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен (географических наименований), оканчивающихся на с предшествующей согласной, кроме , пишется -ц-ский, например: пфальцский (Пфальц), констанцский (Констанца), майнцский (Майнц).

В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен, оканчивающихся на , с предшествующей гласной, а также на -цц-, обычно пишется -ц-кий, причем двойное ц основы сохраняется, например: суэцкий (Суэц), горицкий (Горица), дворжецкий (Дворжец), ниццкий (Ницца), абруццкий (Абруццо).

§ 53. В группе согласных (например, стн, стл, здн и т. д.) один из согласных может не произноситься. Для правильного написания надо изменить слово или подобрать другое слово с тем же корнем так, чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: честный (честен), костный (кости), но: косный (косен); хлестнуть (хлестать), стлать (стелю), но: слать (посылать), пастбище (пастух), здравствуй (здравый), сердце (сердечный), солнце (солнечный).

Однако пишется блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло), лестница (хотя лесенка).

§ 54. Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ, а в каких шч, или жч, или сч, или зч, или стч, или здч, надо уяснить себе состав слова.

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать), площе (ср. плоско), погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).

Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд, корня, например: перебежчик (ср. перебежишь), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк, если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).

Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

§ 55. В числительных от 11 до 30 перед ц пишется д, например: одиннадцать, двенадцать, двадцать.

§ 56. В словах, произведенных от основ на -к, -ч, -ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): печной, печник (печь), стрелочник, гречневый (греча), лоточник (лоток), прачечная (прачка), скворечник, скворечня (скворец), балалаечный, горчичный (горчица), справочник (справка), перечница (перец), крошечный (крошка), конечно (конец), пустячный (пустяк), скучно (скука), но: лотошник (играющий в лото).

Так жe пишутся женские отчества, произведенные от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична. В словах, произведенных от основ на , перед суффиксом -н- пишется ш, например: золотушный (золотуха), суматошный (суматоха), наушник (ухо).

Примечание. В отдельных случаях пишется сочетание шн: двурушник, городошник.

§ 57. В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в), например: доброго, синего, его, того, всего, моего.

I. Общие правила

Орфография

I. Общие правила

§ 76. Пишутся слитно:

1. Все сложносокращенные слова, например: колхоз, эсминец, профсоюз, автотракторный.

2. Слова с приставками (включая вне-, nосле-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др.), а также с начальными составными частями пан-, квази-, псевдо- и др., например: довоенный, внеплановый, подотдел, аморальный, сверхприбыль, архинелепый, инфракрасный, контрудар, ультрафиолетовый, междуведомственный, панамериканизм, квазиученый, псевдоклассический.

Если приставка присоединяется к имени собственному, она пишется через дефис, например: Анти-Дюринг.

О написании с дефисом обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- см. § 79, п. 13.

3. Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трехтонка, полуторагодовалый, двенадцатибалльный, двухсотполовинный, троекратно.

Написание слитное и через дефис сложных иноязычных слов устанавливаются в словарном порядке.

О написании через дефис собственных имен см. § 79, п. 6.

§ 77. Пишутся через дефис:

1. Лексические образования, представляющие coбoй:

а) повторение того же самого слова, например: маленький-маленький, еле-еле, чуть-чуть, постояли-постояли и разошлись (значение ограниченности по времени);

б) повторение того же слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, например: день-деньской, рад-радехонек, один-одинешенек, давным-давно, черным-черно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, крест-накрест, толстый-претолстый, как-никак, волей-неволей, также один-единственный;

в) сочетание двух синонимических слов, например: нежданно-негаданно, тихо-смирно.

О постановке запятой (а не дефиса) при повторении слова см. § 149.

Примечание. Два одинаковых cyществительныx в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно, например: чудак чудаком, честь честью и т. п.

2. Графические буквенные сокращения сложных прилагательных, пишущихся слитно, для отличия от сокращенно написанных словосочетаний из прилагательного и существительного, например: ж.-д. – железнодорожный, но: ж. д. – железная дорога, с.-х. – сельскохозяй-ственный, но: с. х. – сельское хозяйство.

Дефис сохраняется в графических буквенных сокращениях слов, пишущихся через дефис, например: с.-д. – социал-демократ и социал-демократический, Ж.-Ж. Руссо Жан-Жак Руссо.

3. Сложные слова, первым элементом которых является числительное (см. § 76, п. 3), если это числительное написано цифрами, например: 25-процентный, 10-летний, 35-летие.

4. Сложные порядковые числительные, если первая часть их написана цифрами, например: 183-миллионный, 5-тысячный.

5. Порядковые числительные, если они написаны цифрами с грамматическим окончанием, например: 15-й, 127-го.

6. Специальные термины и наименования, в том числе и аббревиатуры, в состав которых входит отдельная буква алфавита, например β-лучи (бета-лучи), или числительное, написанное цифрами и стоящее на втором месте, например ТУ-104, но: 4000 М (автопогрузчик с ковшом).

II. Гласные Ы и И после приставок

Орфография

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.

Но пишется и:

1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.

2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра.

II. Двойные согласные

Орфография

II. Двойные согласные

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный).

Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.

Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.

§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.

Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.

§ 64. Двойное н пишется в наречиях на и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.

При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).

§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).

§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный, киловатт – киловаттный, Калькутта – калькуттский; класс – классный, гунн – гуннский, балл (единица меры оценки) пятибалльный; галл – галльский; либретто – либреттист.

Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Как научиться писать правильно без ошибок по русскому языку

Грамотность – необходимый навык для взрослого человека. Общение по работе и на отвлеченные темы проходит в текстовом формате, где все ошибки сразу бросаются в глаза. Чтобы не краснеть за свои тексты, нужно запомнить как грамотно писать, научиться правильно расставлять знаки препинания и следить за своей речью. Овладеть этим навыком можно в любом возрасте, а не только на школьной скамье.

Зачем писать грамотно

Лет сто назад грамотным считался человек, который хоть как-то мог читать и писать. В наше время планка повысилась, и теперь нужно строго соблюдать все правила правописания и пунктуации.

Прожить можно и без этого навыка. К примеру, если профессия человека никак не связана с текстами и документами, он прекрасно проживет и без идеальной грамотности. В повседневной жизни и общении с друзьями обычно используются достаточно простые и привычные слова, написание которых всем известно.

Совсем другое дело, если вы занимаете руководящую должность, работаете с документами или в целом хотите производить впечатление умного человека. Здесь без грамотности не обойтись.

Основные преимущества грамотного человека:

  1. Вес словам. Сложно всерьез воспринимать оппонента в споре, если он совершает элементарные ошибки. Но если грамотно излагать свои мысли, даже сомнительные идеи будут выглядеть впечатляюще.
  2. Представительность. Вы будете производить хорошее впечатление на коллег, клиентов, партнеров и начальство, если ваши письма будут отличаться грамотностью. Люди будут вас уважать и считаться с вашим мнением.
  3. Избавление от недопонимания. Одна ошибка может полностью изменить смысл целой фразы, что вызовет большие проблемы. Самый яркий пример – известная фраза «казнить нельзя помиловать». Одна ошибка в заказе, и вы можете получить не тот товар, который хотели.
  4. Помощь школьникам. Ребенок приносит на проверку домашнее задание по русскому языку, а вы не знаете, как правильно расставить запятые.
  5. Подработка на дому. Улучшив свою грамотность, вы сможете зарабатывать на дому в роли редактора текстов, транскрибатора или автора статей. Дополнительный доход никому не помешает.

В эпоху, когда текстовые мессенджеры и соцсети захватили мир, нужно тщательно следить за своими словами и грамотностью. Ведь она пригодится не только на работе, но и в повседневном общении в сети.

Даже самый взвешенный и аргументированный ответ в споре можно обесценить одной грамматической ошибкой, которую заметит оппонент. И вот уже фокус внимания смещается, а ваша экспертность ставится под сомнение, т.к. вы не способны даже слово правильно написать.

Для того чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо научиться грамотно писать по-русски.

Можно ли научиться грамотно писать
без ошибок взрослому человеку

Даже если в школе вы не смогли запомнить все правила русского языка, вы можете наверстать упущенное в уже взрослом возрасте. И в каком-то смысле вам будет даже проще, чем школьникам:

  1. Мотивация выше, т.к. занятия проходят по собственному желанию.
  2. Словарный запас выше, чем у детей, а значит вам проще будет осваивать новые слова и запоминать их написание.
  3. Благодаря жизненному опыту, вам проще проанализировать и понять правила, чем ребенку.
  4. Вы можете заниматься в собственном темпе, выбирая комфортный формат и скорость обучения. На каких-то моментах остановиться подробней, а другие пропустить, т.к. с ними проблем нет.
  5. Взрослый человек, как правило, более терпелив и усидчив, чем маленький ребенок, и ему проще освоить программу.

Базовые знания языка у вас уже есть. Осталось восполнить пробелы, и вы сможете писать без ошибок.

Как научиться грамотно писать

План обучения зависит от ваших исходных данных:

  1. Если вы просто не знаете, как пишутся некоторые сложные слова вроде «аффилированный», вам достаточно поставить на телефон приложение-словарь, и заниматься с ним в свободное время.
  2. Если проблемы с запятыми, тогда нужно перечитать все правила по пунктуации, посмотреть примеры и чаще выполнять упражнения в онлайн-сервисах.
  3. Если с грамотностью совсем сложно, тогда придется идти с нуля по всей школьной программе.

К счастью, сейчас можно не зазубривать скучные правила в сухой формулировке. Существуют наглядные таблички, схемы, примеры, видеоуроки и онлайн-сервисы для проверки своих знаний.

Обучение русскому языку стало проще, чем когда-либо раньше.

Определите исходные данные

Маловероятно, что вам нужно изучать все «от и до», так что первым делом определите свои слабые места.

Проверить свои знания можно с помощью интерактивного диктанта, в котором вам нужно правильно заполнить пробелы. К примеру, на сайте http://dict.mosmetod.ru.

Выбирайте любой отрывок, который вам понравится, нажимайте на пробел в тексте и выбирайте правильный ответ. В конце нажмите кнопку «Проверить». Ошибки будут выделены красным цветом.

С помощью такого простого теста можно понять свои навыки владения языком и выявить слабые стороны.

Популярные ошибки

Художница dalwen (Анна Беловицкая) создала забавные картинки, в которых наглядно показывает правила русского языка с примерами. В них она разбирает самые популярные ошибки, которые встречаются у многих людей.

  1. Окончание ться/тся в глаголах.
  2. В течение/в течении. Окончания в этих словах часто ставит в тупик, но все достаточно просто: окончание «…нии» используется, когда можно задать вопрос «где». К примеру, «я окажусь (где?) в течении реки».
  3. В следствии/вследствие. Тоже проверяется с помощью дополнительного вопроса. Если применяется вопрос «где? в чем?», значит нужно писать раздельно и в конце поставить «и». Если слово можно заменить на «по причине», значит нужно использовать слово «вследствие».
  4. Сложности возникают с использованием слов «надеть» и «одеть». Для запоминания можно использовать подсказку «Одевают Надежду, надевают одежду».
  5. В общем/вообще, а также некоторые совмещают их в слово «вообщем», которого не существует.
  6. Чтобы/что бы. Самый простой способ определить нужное написание – сделать паузу между «что» и «бы» или вовсе убрать «бы». Если смысл от этого не изменился, значит нужно писать раздельно.
  7. Зачем/за чем – в первом случае выступает в роли вопроса «для чего» или «с какой целью», а во втором используется для уточнения местоположения (за стеной).
  8. Тоже/то же. Слитное написание используется, если можно заменить на «и» («я тоже хочу мороженое» = «и я хочу мороженое»). Раздельно пишут, если можно заменить на слово «такое же» («я хочу то же мороженое, что и у него» = «я хочу такое же мороженое, что и у него»).
  9. Будешь/будишь – разница в одной букве, но смысл полностью меняется.
  10. И не забывайте ставить мягкий знак после шипящих в конце глагола второго лица в единственном числе.

Многие карточки можно найти в интернете, а при желании можно приобрести книгу в лабиринте.

Советы и способы обучения грамоте

Самое главное в любом деле – правильная мотивация. Вам нужно четко представлять, зачем вы хотите повысить свою грамотность.

Желательно в красках расписать выгоды от приобретения этого навыка. К примеру, запишите, как окружающие люди начинают иначе к вам относиться, начинают уважать, прислушиваться, спрашивать мнение. Вы получаете повышение, на которое раньше даже не рассчитывали.

В сложные моменты, когда появится желание сдаться, перечитывайте свои записи. Так вы будете помнить, ради чего все начинали, и сможете довести дело до конца.

Больше читайте

Во время прочтения книг вы автоматически запоминаете правильное написание слов. В дальнейшем, даже если вы запишите его с ошибкой, взгляд будет «спотыкаться» на прочтении этого места, и вы поймете – здесь что-то не так, нужно исправить.

Старайтесь выбирать классическую литературу или книги старой школы – в них нет ошибок, хотя некоторые словесные обороты уже устарели.

Если никак не можете заставить себя читать устаревшую классику, можно читать современные художественные книги от качественного издателя. Они дорожат своей репутацией, и допускают меньше ошибок.

Самое главное – читайте! На самом деле не так важно, что именно, но важен сам факт постоянного контакта с грамотными текстами. В социальных сетях и на форумах этого нет, т.к. люди там редко соблюдают правила языка, и вы научитесь только плохому.

Читайте книги вслух

Прочтение книг вслух тренирует слуховую память, что тоже пригодится в обучении. Но для образовательного эффекта нужно не просто тараторить текст, а медленно выговаривать каждый слог, делать паузы на знаках препинания и в целом выразительно читать.

При обычном разговоре многие слова звучат не так, как пишутся, а люди часто придерживаются правила «как слышу, так и пишу». Вам нужно четко проговаривать каждый слог, чтобы запомнить правильное написание слова. Не «сабака лигла на парок», а «со-ба-ка лег-ла на по-рог».

Переписывайте книги

Старайтесь ежедневно переписывать по 10 страниц из классических книг, чтобы запомнить правильное написание слов. Если не хватает времени, можно ограничиться тремя листами, но главное не пропускайте дни – в этом деле очень важна регулярность.

Выбирайте каждый день новые отрывки из классической литературы, в которых часто встречаются сложные предложения и слова. Современные книги стараются писать упрощенным языком, так что для тренировок они не подходят.

Записывайте свои мысли

Вам нужно чаще тренироваться в написании текстов, и не только в записи под диктовку. Личные записи позволяют развить не только грамотность, но и в целом улучшить стиль ваших текстов. Вы научитесь лучше формулировать мысли, составлять грамотные и согласованные предложения, красиво выражать свое мнение, к месту использовать речевые обороты и т.д.

Оптимальный вариант – вести личный дневник, в котором вы будете делиться своими мыслями, успехами в обучении и просто интересными событиями из жизни.

Вместо дневника можно вести блог на Яндекс.Дзен. Создание абсолютно бесплатно, а если ваши истории будут популярны, вы сможете на этом заработать. Писать можно о чем угодно: делиться успехами в освоении грамотности, давать советы начинающим садоводом или рассуждать о влиянии феминизма на современный мир. Тематику вы выбираете самостоятельно, и на каждую тему найдется читатель.

В публичном блоге читатели могут подмечать ваши ошибки, что пойдет вам на пользу.

Если нет времени на длинные тексты, можно ограничиться короткими напоминаниями, списком дел на завтра или интересными цитатами.

Учите школьные правила

В школе программа обучения составлена по определенным правилам:

  1. Изучить теорию правила и понять его.
  2. Выполнить несколько упражнений, связанных с этим правилом.
  3. Исправить возможные ошибки.

Найдите правила, которые подходят под те ошибки, которые вы совершаете чаще всего, и изучайте их.

Пишите диктанты

Запись текста на слух развивает фонематический слух, и отлично демонстрирует ваши ошибки. Здесь не получится избегать сложных слов или перефразировать предложение, чтобы избежать проблем с пунктуацией. Но не стоит бояться – вам никто не будет ставить оценок и не накажут за двойку. Диктант просто осветит те места, на которые вам стоит обратить внимание, и вы сможете более точечно выстроить план обучения.

Нужно устраивать запись под диктовку регулярно, чтобы отслеживать изменения и вырабатывать навык грамотного письма. Попросите друзей или родственников диктовать вам небольшие тексты. Или можете брать видео из YouTube, как в примере выше (озвучка сделана нейронным голосом).

Если вы смущаетесь просить о подобном знакомых, можно использовать специальные сервисы с онлайн аудио диктантом.

Очень удобный онлайн-диктант есть на сервисе Орфограммка в разделе «Диктанты». Учитель надиктовывает текст так, как это происходит на уроках в школе.

Отслеживайте свой прогресс

Мотивацию к обучению будет проще поддерживать, если вы увидите изменения. А для этого время от времени стоит устраивать проверочные работы. Формат выбирайте в зависимости от ваших слабых мест:

  • диктант с восприятием текста на слух;
  • тестирование с выбором правильного ответа из четырех вариантов;
  • заполнение пробелов в выданном тексте (к примеру, на сайте dict.mosmetod.ru).

Старайтесь регулярно проводить пересмотр своих знаний, чтобы не стоять на месте и двигаться в нужном направлении. Отслеживайте, какие правила вы уже выучили и соблюдаете, а потом намечайте план дальнейшего обучения.

Занимайтесь с другом

Учиться в компании со знакомыми будет интересней, чем в одиночестве. Совместные занятия можно разнообразить с помощью парных упражнений и игр. Вы можете проверять грамотность друг друга, отслеживать ошибки или составлять разные шутливые тексты.

Есть много текстовых игр на бумаге, которые используют школьники для развлечений. Вы можете время от времени отдыхать от зубрежки, и с интересом применить полученные знания.

К примеру, игра «Балда», «Чепуха», «Города» и т.д. Главное, чтобы в процессе вы использовали самые разные слова и правильно их записывали.

Используйте словари

Раньше для этого использовался огромный бумажный орфографический словарь, но сейчас можно закачать в телефон приложение или найти его электронную версию в интернете.

Вам нужно чаще обращаться к нему, чтобы проверить правильность написания слова. Если вы заметите, что снова и снова смотрите одно слово, выпишите его в собственный «словарь сложных слов». Такие точечные акценты помогут быстрее запомнить проблемные слова.

Словарь трудных слов

У каждого человека есть определенные слабые места, в которых он чаще всего совершает ошибки. К примеру, написание «ни чего» или «в течении». Кому-то ошибка кажется очевидной, но вы никак не можете запомнить.

Каждый раз проверяете в словаре или google правильность написания, исправляете, обещаете себе запомнить, но снова сталкиваетесь с ошибкой в этом месте.

На такие слова нужно сделать особый упор. Повторяющаяся ошибка означает, что где-то в голове уже укоренилось представление, что это слово должно быть написано именно так. Ложное представление. Так что вам нужно его выправить.

Выписывайте такие слова в отдельный словарь трудных слов. Не просто «ничего», а в предложении, чтобы видеть контекст (к примеру, «ничего не говори»). Просматривайте свой список, вдумчиво вчитывайтесь и старайтесь запомнить правильное написание.

В особо сложных случаях ищите в интернете правила, примеры написания и подробные объяснения правильного написания слова.

Редактируйте текст

Вам нужно избавляться от прошлых ошибок, в том числе в личных переписках. Относитесь к каждому тексту, который набираете, как к деловому письму своему начальнику. Смогли бы ему написать «спс», «с др» или просто с ошибками?

Конечно, речь идет не об официальном обращении «дорогой друг», а про грамотность вашего языка в целом. Если вы в одном месте стараетесь писать правильно и грамотно, а в другом не следите за своим языком, вам будет сложно перестроить свой мозг.

В первое время будет сложно перестроиться. Придется перечитывать текст перед отправкой, и исправлять ошибки в тексте. Но с каждым разом будет проще.

Через время вы выработаете «врожденную грамотность», т.е. вы будете в любой ситуации писать грамотно, даже не задумываясь о правилах и проверочных словах.

Программы для изучения русского языка

Существует большое количество программ на телефон, которые позволяют заниматься в любое время и в любом месте. Очень удобно использовать их, когда выдалась свободная минутка на работе или вы стоите в пробке – учитесь в любом месте.

  1. Грамотей – дается 4 варианта ответа, и только один из них верный. Можно соревноваться с другом.
  2. Орфография – тексты с пропущенными местами, которые нужно заполнить.
  3. Орфограф – тестирование проводится в стиле игры «кто хочет стать миллионером».
  4. Слово дня – каждый день программа рассказывает о редком и малоизвестном слове русского языка, объясняя его значение.

Можно найти намного больше обучающих программ, но эти пользуются максимальной популярностью и проверены временем.

Видеоуроки по теме

На YouTube можно найти много полезных каналов, которые в понятной и доступной форме объясняют правила русского языка. Посмотрите примеры ниже, и вы сможете подобрать что-то под свой вкус.

Есть на YouTube канал “Русский язык“, на котором каждую неделю выкладывают новые короткие видео с разбором правил. Очень полезно и подробно. Пример видео вы можете видеть ниже.

Помимо этого есть и другие видео, в которых готовят к ЕГЭ или просто рассматривают отдельный раздел с правилами.

Изучать русский язык и грамматику может бесконечно, ведь существует так много малоизвестных и сложных слов, что каждый день можно узнавать что-то новое. Но самое главное, чтобы вы могли в повседневной жизни писать грамотно и не краснеть за свои тексты. А достичь этого уровня можно за месяц-два ежедневных занятий.


источники:

http://russkiepravila.electrichelp.ru/pravila-orfografii.html

http://legkonauchim.ru/yazyki/kak-nauchitsya-pisat-pravilno-bez-oshibok-po-russkomu-yazyku