Какие правила правописание корней вы повторили в предыдущих упражнений

Какие правила правописания корней вы повторили в предыдущих упражнениях? Перечислите их, основываясь на данных примерах:

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,075
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Правописание корней

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередованием

1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание

2. Корни с чередующимися о//а

Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

Упражнения: корни с чередованием гласных

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и гласные, и согласные буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных — это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово загар имеет букву «А» в корне, а слово загореть — букву «О».

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные. Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование «А» и «О» зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После «Г», «К», «СТ» и «Щ» пишите букву «А» в корне. После «Ж», «Ч» ставьте в корне букву «О».

Например: располагаться — расположиться, предполагать — предположить (но полог), скакать – вскочить. (но скачок, скачу), расти — наращивать — взросление (но росток, отрасль, Ростов, ростовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -плав-, -зар-, -пай- пишите букву «А».

Например: зорька — заря, припой — пайка, плавать (но зоревать, пловец, пловчиха).

В безударной позиции в корнях -гор-, -твор- и -клон- ставьте букву «О»:

Например: загар — загореть, тварь — творение, кланяться – поклониться (но выгарки, пригарь, утварь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс «А», то в корне пишите букву «А».

Например: касаться — коснуться, отложить — безотлагательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень равн употребляется в значении «равнять, становиться равным».

Например: уравнять права, сравнительный анализ.

Корень ровн употребляют в значении «ровнять, делать ровным».

Например: подровнять (чёлку), сровнять с землёй, ровесник. Исключения: равнина (ровная), равнение (становиться ровно).

Корень -мак- употребляется в значении «опускать в жидкость».

Например: промакнуть салфеткой, макнуть печенье в чай.

Корень мок означает «пропускать жидкость».

Например: промокнуть до нитки, замочить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование «А» и «О» в корне слова:

1) Подложили булавку, наивно полагаем, правильно излагаем мысли, положите игрушки на место, случайно коснулся, не прикасайтесь руками, налагаются обязательства, располагайтесь на диване, соприкосновение, наложенный платёж, Соборное уложение, предлагают помощь; знаменитая пловчиха, выплавляется сталь, плавучесть судна; старые сапоги промокают, промакни руки салфеткой, промокнуть до нитки;

2) Равнение в рядах, разровнять бетон, сравнить два варианта корня, несравнимые суждения, выровнять загар, повысить уровень жизни, равняются на лучших учеников, уровнять яму, живописные равнины; густая поросль, врожденное сращение пальцев, зарастают сорняком, порастёт густой травой, современная отрасль производства, нарастили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание чередующихся «Е» и «И» в корнях определяется с помощью одного показателя — суффикса «А». Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву «И». Если суффикса нет, тогда пишем букву «Е».

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: заберёт — забирает, придерётся — придирается, замерли — замирает, запер — запирается, вытерся — вытирается, блестит — блистает, выжег — выжигают, постелить — расстилаться, вычет — вычитать.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием «Е» и «И».

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло блестит, звёзды блистают, грибы собирают, соберут игрушки, умираю со смеху, замер от восхищения, отпереть дверь, отпирают ворота, протереть лицо, протирают пыль, выдерну скотч, выдирают зубы; разминаем мышцы, поджимает хвост, припоминают о домашних делах, произносят заклинания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Переберём старую одежду, перебирается через дорогу, блеснуть на солнце, замерла от страха, запереться в комнате, гармоничное сочетание, вытереть со стола, сдирать скотч, перебирать черешню, умирать со смеху, вымирающий вид, отпирать замок, избирательная кампания, выстиранные футболки, подберешь одежду, выдернут зуб, прижигать рану, вытирать пыль, придерется к опечаткам, заниматься предпринимательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова («А» и «О», «Е» и «И»):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Рекомендации

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!


источники:

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_kornei

http://fb.ru/article/338208/uprajneniya-korni-s-cheredovaniem-glasnyih