Какие правила правописания изучают в 3 классе

Основные правила по русскому языку за 3 класс: орфограммы

Статья поможет быстро вспомнить все орфограммы по русскому языку за 3 класс после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:

  1. Орфограммы по русскому языку за 3 класс,
  2. Члены предложения: главные и второстепенные, а также однородные члены предложения,
  3. Морфологический разбор слов.

Сочетания букв

  • Сочетания, пройденные в 1 классе:
    жи — ши
    пиши букву и;
    ча — ща
    пиши букву а;
    чу — щу
    пиши букву у.
  • В сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ никогда не пишется Ь.

Ы—И после Ц

  • Буква И пишется после Ц в корнях слов и в словах на -ЦИЯ: цирк, мотоцикл, лекция.
  • Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках, цыпки.
    Считалочка: У Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»
  • Буква Ы пишется после Ц в случаях:
    окончания существительных множественного числа: огурцы, лестницы;
    окончания прилагательных: бледнолицый;
    суффиксы прилагательных на —ЦЫН (лисицын хвост, сестрицына под­ружка, курицыно перо).

Безударные гласные в корне слова

  • Чтобы проверить безударную гласную А—О или Е—И—Я в корне, нужно из­менить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: деревья (дерево), косить (косит), колосок (колос, колосья), дитя (дитятко).
  • Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно за­поминать.

Примечание: При изменении формы слова меняется только окончание.

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

  • После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится. Пример: пчёлы — пчела, жёлтый — желтеть.
  • В остальных случаях пишется буква о. Пример: шорты, шорох.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

  • Существуют парные согласные по глухости — звонкости: Б—П, В—Ф, Г—К, Д—Т, Ж—Ш, З—С.
    Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стояла бы гласная или согласные Л, М, Н, Р: дуб — дубы, круг — кругла, круг­лый.

Непроизносимые согласные в корне слова

  • Чтобы проверить написание слова с непроизносимой согласной в корне, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором проверяемая согласная произносилась бы чётко. Примеры: звёздный — звезда, мест­ный — место, здравствуй — здравие, солнце — солнышко, участник — учас­тие, агентство — агент и др.
  • Если в сочетаниях СН—ЗН согласных при изменении слова не слышится, то писать их не нужно: железный — железо, ужасный — ужасен.
  • Слова, которые нельзя проверить: чувство, лестница.

Удвоенная согласная

  • Удвоенные согласные могут образовываться в словах на стыке корня и суф­фикса: матросский, белорусский, русский, индусский.
  • Слова с удвоенными согласными в корне слова, кторые нужно запомнить: касса, сум­ма, аллея.
  • При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или перено­сить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят меж­ду гласными: груп-па, Ан-на.

Мягкий знак

  • Ь пишется у существительных женского рода единственного числа после шипя­щих на конце слова: дочь, мышь.
  • без Ь пишутся существительные мужского рода единственного числа после ши­пящих на конце слова: грач, плащ.
  • во множественном числе у существительных с шипящей на конце Ь не пи­шется: (много) крыш (мн.ч.), (много) куч (мн.ч.).

Твердый знак

  • Ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласные, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я: подъезд, съёмка, объявле­ние, предъюбилейный,
  • Ъ пишется в сложных словах: двухъярусный, четырёхъязыч­ный.
  • При переносе слов с твёрдым знаком нельзя отрывать букву Ъ от предшест­вующей согласной: объ-ём, подъ-езд.

Написание предлогов со словом

  • Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом мож­но вставить вопрос или другое слово. Я живу в доме. Я живу в (красивом) доме. У меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка.
  • Предлогов у глаголов не бывает, могут быть только приставки: вбежать.

Частица НЕ с глаголами

  • НЕ с глаголами пишется раздельно: не бегать, не бегал, не бегаю.
  • Исключения: НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые не употреб­ляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, недолюбливать, недоумевать, невзлю­бить, недомогать.

Приставки

  • Гласная А пишется в неизменяемых приставках ЗА-, НА-, НАД-: закрыть, на­рисовать, надписать.
  • Гласная О пишется в неизменяемых приставках: СО-, ПРО-, ВО-, ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ОТ-, ОТО-: соскочить, проводить, восклицательный, добавить, обстрел, обошёл, побег, подосиновик, подобрал, отдать, отойти.
  • Приставка ПРА- пишется, если речь идёт о родственниках: прадедуш­ка, прабабка. Во всех остальных случаях пиши ПРО-: прогуляться, прорыв, промок.
  • Большинство приставок (С-, В-, ВУ-, ПЕРЕ-, ДО-, ЗА-, ПО-, НА- и пр.) пи­шется всегда одинаково: добежать, забрать, поесть, перевезти.
  • Есть только приставка С. Приставки З- не бывает.
  • Согласная З пишется на конце приставки перед корнем, который начинается на звонкую согласную или гласную: ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, НИЗ-, ЧРЕЗ-: разбег, воз­ложить, низложить, взлёт.
  • Согласная С пишется на конце приставки, если корень начинается на глухую согласную: ВС-, ВОС-, ИС-, БЕС-, РАС-, НИС-,ЧЕРЕС-: бесшумно, рассказ, чересполосица, воспеть.
  • Правописание слов с корнями -СЧИТ-(-СЧЁТ-) и -ЧЁТ-. Писать: рассчитать, бессчётный, расчёт, расчётливый.
  • Приставка ПРЕ- только в двух случаях:
    1) высшая степень качества, можно подставить слово ОЧЕНЬ: прехитрый — «очень хитрый», пресмешной — «очень смешной»;
    2) значение, близкое значению приставки ПЕРЕ-: прервать — это значит «пе­рервать»; во время битвы у воина преломилось копье, то есть «сломалось», «пе­реломилось».
  • Приставку ПРИ- пишется во всех остальных случаях:
    1) присоединение, прибавление, близость к чему-нибудь: пристроить терра­су к дому — значит «присоединить, прибавить террасу к дому»; присказка — это «рассказ перед началом сказки», то есть «вступление в неё, добавление к ней»; пришкольный участок — это «участок, расположенный возле школы, при школе»;
    2) неполнота действия: притупить — «затупить немного, слегка»; приотк­рыть — «открыть не полностью, чуть-чуть».

Суффиксы

  • Суффиксы -ИК- -ЕК-, -ИЦ- -ЕЦ-.
    Чтобы узнать, гласную Е или И писать в суффиксе существительного, надо просклонять это слово.
    — Пишется Е (-ЕК- -ЕЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе исчезает гласный: горошек — горошки, комочек — комочка, морозец — морозцы.
    — Пишется И (-ИК- -ИЦ-), если при изменении формы слова в суффиксе сохра­няется гласный: носик — носика, сестрица — сест­рицы, медведица — медведице.
  • Гласные буквы перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени.
    В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: посеял (посеять), клеил (клеить).
    Запомнить написание слов: лаял, лелеял, реял, веял, сеял.

Заключение

Памятка включает в себя все орфограммы по русскому языку за 3 класс. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.

Правила орфографии в начальной школе.
материал (3 класс) по теме

Правила орфографии изучаемые в начальной школе. Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
prilozhenie_5.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Правила орфографии, изучаемые в начальной школе

1. Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке

дети дошли до леса.)

2 . Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

( М ы учимся в школе.)

3. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке ? Красивы деревья осенью ! )

4. С большой буквы пишутся:

— фамилия, имя, отчество ( С мирнов Н иколай И ванович);

— клички животных (собака Д ружок, кот М урзик, корова К расавка);

— названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город К алуга, село В оло-во, деревня Л иповка, река У па, озеро Б айкал, Б алтийское море, Т ихий океан , А зия, Ф ранция, У ральские горы, улица П риморская, П ушкинский переулок).

5 . Сочетания ЖИ — ШИ пиши с буквой И. (Эта жи , ланды ши ,

6. Сочетания ЧА — ЩА пиши с буквой А. ( Ча йник, зада ча , ча сто, ща вель.)

7. Сочетания ЧУ — ЩУ пиши с буквой У. (Мол чу , кри чу, щу ка,

8. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Со чн ая, ру чн ая,

печка, ручка, нянчить.)

9. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

— нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се- мья , вок- зал , мура- вей );

— нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май

— у слов с двойными согласными одну букву оставляют на

строке, а другую переносят (гру п-п а, шо с-с е).

10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площа Д ь — площаДи; мороЗко — мороЗ — мороЗы).

11.1 Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова — сло’во, объединить — еди’ный, писать — пи’шет, объяснить-я’сно).

11.2 Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами (г о л о са — г о лос — подгол о сок; п о л о са -п о лосы — пол о ‘ска).

11.3 В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).

12. Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).

13. В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).

14. Предлог — слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)

15. Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).

16 . Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково ( ХОЛОД , ХОЛОД ный, ХОЛОД ать, ХОЛОД ильник).

17. Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёз Д ный – звезДа, радос Т ный – радосТь, доблес Т ный – доблесТь, здра В ствуйте – здраВие)

18. Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (с ЪЕ л, с ЪЁ мка, об ЪЯ снить, пред ЪЮ билейный).

19. На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).

20. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).

21 . НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).

22. Не путай приставку с предлогом! Приставка — часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).

23. Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).

24. Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

Р. — И (книгИ) — И (матерИ)

Д.-Е (книгЕ) — И (матерИ)

П.-Е(о книгЕ) — Е (о деревЕ) — И (о матерИ)

25. Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).

26. Различай безударные окончания глаголов!

Icnp. -ЕМ П спр. -ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ -УТ(ЮТ) -АТ(ЯТ)

Запомни! Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);

— семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;

— четыре глагола на -АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.

27. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть — сеЯл, клеИть — клеИл, видЕть — видЕл).

28. В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).

29. В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.

Неопред, форма 3-е лицо ед. ч.

смеяться (что делать?) смеется (что делает?)

умыться (что сделать?) умоется (что сделает?)

Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ.

Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не.

Для успешного обучения (повторения) орфографии мало вооружиться одной лингвисти­ческой теорией. Необходимо овладеть правилами правописания как инструментом, как способом действия, чтобы грамотно писат.

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе.

Схемы и алгоритмы помогут отработать навыки грамотного письма для ребят с преобладающим логико-математическим интеллектом.

Основные правила по русскому языку за 3 класс

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения — из слов.

Предложение -это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Каждое предложение произносится с какой-либо целью.

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте.

Текст — повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте — описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст — рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает , о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

В предложении есть главные члены и второстепенные.

Главные члены — подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.

Звуки мы произносим и слышим.

Букву пишем и видим.

Звук на письме обозначается буквой.

Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.

Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.

Гласный звук образует слог.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.

Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

Словосочетание — два слова, связанные между собой по смыслу.

В словосочетании одно слово зависит от другого.

Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.

Корень это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Окончание — это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Основа – это часть слова до окончания.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’

Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’

Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’

Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’

Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим.

Слова с парными согласными на конце нужно проверять.

Для проверки, измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится.

Если в приставке или суффиксе — запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, — очк-, — ечк-, — еньк-, — оньк-.

Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово.

Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами.

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся, а буквы в, д,л, т пишутся.

Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.

Приставка — это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об — (обо-), от — (ото-), до-, по-, под — (подо-), про-, за-, на-, над-, в — (во-), с — (со-), вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.

Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.

Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.

Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. — женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Именительный падеж кто? Что?

Родительный Кого? Чего?

Творительного Кем? Чем?

Предложный О Ком? О чем?

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/12/27/pravila-orfografii-v-nachalnoy-shkole

http://pandia.ru/text/79/346/43256.php