Какие правила правописания изучаются на основании теме имя существительное имя прилагательное глагол

Существительное, прилагательное, глагол

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

  • один каран­даш — пять каран­даш ей
  • сосн а — сосн ы
  • облак о — облак а .

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

  • светл ый день (м. р.);
  • светл ая поло­са (ж. р.);
  • светл ое пла­тье (ср. р.);
  • светл ые воло­сы (мн. ч.).

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

  • и. п. сме­лый, сме­лая, сме­лое, смелые
  • р. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • д. п. сме­ло­му, сме­лой, сме­ло­му, смелым
  • в. п. сме­ло­го, сме­лой, сме­ло­го, смелых
  • т. п. сме­лым, сме­лой, сме­лым, смелыми
  • п. п. о сме­лом, о сме­лой, о сме­лом, о смелых

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

  • тём­ный — тем­нее, более тём­ный, самый тём­ный, тем­нее всех;
  • слад­кий — сла­ще, менее слад­кий, самый слад­кий, сла­ще всех.

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

  • маль­чик (что дела­ет?) рису­ет (наст. время);
  • маль­чик (что делал?) рисо­вал (прош. время);
  • маль­чик (что будет делать?) будет рисо­вать (буд. время).

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

  • 1 лицо я пиш у — мы пиш ем
  • 2 лицо ты пиш ешь — вы пиш ете
  • 3 лицо он пиш ет — они пиш ут

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

Какие правила правописания изучаются на основании теме имя существительное имя прилагательное глагол

Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие.

1. Дать учащимся законченный круг знаний по грамматике.

2. На основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки.

3. Продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса.

4. Учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений.

5. Совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.

Материал по грамматике и правописанию в 5—9-м классах располагается в основном так же концентрически, как и в младших классах. Например, в 5-м классе предусмотрены знакомство с именем существительным, глаголом, прилагательным, изучение основных грамматических признаков имени существительного, его правописания в единственном числе, закрепление сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова. В 6-м классе усложняется материал по словообразованию, происходят дальнейшая отработка грамматических признаков имени существительного, изучение склонения во множественном числе, знакомство с именем прилагательным, с его признаками и правописанием. Программа для 7-го класса предусматривает повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи, введение понятия «местоимение», обогащение знаний о глаголе. В 8-м классе повторяют ранее пройденный материал, расширяют сведения об изученных частях речи. В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя числительное и наречие. Так же концентрически, с постепенным наращиванием сведений, располагается материал и по теме «Предложение».

В отличие от младших классов, орфографические правила изучаются здесь в связи с грамматической теорией: правописание падежных окончаний имен существительных на основе склонения этой категории слов, безударные гласные в корне слова в связи со словообразованием и др.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов (закрепление)»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов (закрепление).

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов.

Данный урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний

В ходе урока были учтены возможности данного класса.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

закрепить изученные орфограммы по правописанию окончаний существительных, прилагательных и глаголов;

развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки;

развивать умения применять изученные правила на практике,

воспитывать интерес к русскому языку, творческую активность.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческой активности.

В классе 24 ученика: 17 мальчиков и 7 девочек. Учащиеся проявляют интерес к учению. На уроках ребята активны, готовы сами делать открытия, уровень самостоятельности — средний. Все ученики выполняют домашнюю работу.

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные педагогические технологии: технология проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье -сберегающие технологии.

Закрепление проводилось с использованием разных видов и форм работы.

Закрепление материала по теме началось с повторения, проходящего в форме фронтального опроса по выполнению домашнего задания.

Была проведена орфографическая минутка, в процессе которой учащиеся показали умение разбирать по составу глаголы прошедшего времени.

С целью оценки умения правильно писать окончания имён прилагательных, существительных и глаголов была проведена самостоятельная работа.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, были предложены разноплановые задания.

Была проведена рефлексия.

1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Его цель — создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся.

2 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа — отработка полученных умений и навыков, развивать интерес к предмету, творческую активность. На этом этапе использовала прием постановки проблемных вопросов. Использовала фронтальные формы работы, словесные – беседа.

Использовались групповые формы работы, работа в парах.

На 3 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Проведены физкультминутки разных видов: для глаз, осанки, улучшения работоспособности, с движением.

На 4 этапе использовала метод самостоятельной работы.

5 этап: рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы.

На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.

1)Разбор домашнего задания (выборочно). Поощрение успевающих, ободрение отстающих. Взаимопроверка тетрадей

На доске: набежало, прилетела, позвонил, переварил, откусила, причалила, списал, подрисовал.

-Найти орфограммы в словах.

-Что общего в этих словах? (глаголы прошедшего времени)

-Как вы определили? (суффикс –л-, вопросы.)

-Списать, разобрать глаголы по составу. (Проверка.)

на весеннем солнце, у проезжей дороги, об известной встрече, о давнем споре, на соседней ветке, зимняя сказка, в субботние вечера, на поздней дороге, на душистой сирени, сквозь дремучую тайгу.

-Поставьте ударения в словах, выделите окончания прилагательных и существительных. Определить падеж имён существительных и прилагательных. (Фронтальная проверка с объяснением).

-Что можно сказать об окончании прилагательных и существительных? (безударные окончания)

-Какую орфограмму мы будем повторять? (безударные падежные окончания имён существительных и прилагательных).

— Как проверить безударное окончание имён существительных?

(Определить падеж, склонение, вспомнить окончание существительного этого же склонения в нужном падеже)

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? (Найти существительное, к которому относится прилагательное, определить род и падеж; вспомнить окончание прилагательного в этом падеже; сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает).

Самоопределение к деятельности.

(На доске) – Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенную букву в окончания глаголов: гон…т, сине…т, леч…т, пролива…т, перебира…м, слыш…м, чу…м, усво…м, провожа…те, держ…те, желте…те, посол…те, мечта…шь, мысл…шь.

-Как определить безударное личное окончание глагола? (нужно определить время, лицо, число глагола; назвать неопределённую форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием –ть определить спряжение; вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе).

-Укажите спряжение глаголов. (Взаимопроверка.)

-Сформулируйте задачи урока. (упражняться в правописании окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют существительные с безударным окончанием, называют их склонение и падеж, а у глаголов называют спряжение и лицо).

-Определите время глаголов. Какие окончания имеют глаголы настоящего времени?

-Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка).

-Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их падеж, выделите окончание. (Взаимопроверка).


источники:

http://pedlib.ru/Books/5/0076/5_0076-210.shtml

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-pravopisanie-okonchaniy-imyon-suschestvitelnih-imyon-prilagatelnih-i-glagolov-zakreplenie-639111.html