Какие правила правописания корней вы повторили в предыдущих упражнениях перечислите их объединение

Какие правила правописания корней вы повторили в предыдущих упражнениях? Перечислите их, основываясь на данных примерах:

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,082
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Правописание корней

Содержание:

Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Проверяемые

Традиционные русские корни, образуя целые гнезда родственных слов, объединены общим смыслом и однотипным написанием. В русском языке ударение не фиксируется на конкретном слоге – гласная в одном и том же корне попадает то в сильную позицию, то в слабую.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

Подбирая слово для проверки, важно не выйти из семантического гнезда, т.е. не потерять смысла, заключенного в корне всех родственных слов. Такое случается, если подобрать слова с созвучной омонимичной морфемой:

Беспров…дной – гласная пропущена в корне, требует проверки ударением. С таким корнем есть два гнезда однокоренных слов:

  • водить, проводить, провОдят;
  • вода, заводь, вОдный.

По значению к разбираемому слову подходит первая цепочка, поэтому проверочное слово – провОдят. В этом примере слово «водный», не являющееся однокоренным для прилагательного «беспроводной», не приведет к ошибке. Но это не показатель. Только правильный алгоритм проверки исключит орфографические ошибки, ведь созвучные корни могут быть чередующимися, которые нельзя проверять ударением:

коснулся/косо (в знач. криво) /косит (траву) – в словах корни-омонимы, на слух воспринимаются одинаково, но по значению разные.

Но главное, что первое из этих слов нельзя проверять ударением: корень пишется и через О, и через А, а зависит это от суффикса.

Чередующиеся

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.

Смотрим на суффикс

Суффикс а определяет, какую гласную писать в следующих корнях:

Этот же суффикс влияет на чередование О//А в группе корней:

  • -кос — кас- :коснуться — касание
  • -а(я) — ин- : поднять — поднимать
  • -а(я) — им-

Сюда же относятся лож//лаг(а): сложить//слагаемое.

Ищем ударение

От ударения зависит правописание таких корней с чередованием:

загар — загораю.
Исключение: выгарки.

зори — заря.
Исключение: зоревать.

тварить — творчество — творить.
Исключение: утварь.

поклонкланяться — склонить.

плавучесть.
Запомнить: пловец, пловчиха, плывун.

Разбираемся со значением корня

Не сразу бросается в глаза разница в значении родственных слов вымокнуть и обмакнуть – в обоих словах речь о том, что сухое стало мокрым. Но корни пишут по-разному. Дело в том, что такие корни различают по значению: мало видеть, что слова обозначают, что сухое стало мокрым. Важнее, каким образом это произошло:

  1. Вымокнуть – пропитаться влагой.
  2. Обмакнуть (блин в масло) – опустить в жидкость.

Анализируем согласные в корне

Группа корней, где выбор гласной зависит от согласных:

гор — гар
зор — зар
твор — твар
клон — клан
плов — плав — плыв
-лаг-полагать, прилагательное
-лож-положить, предложить, изложить
-раст-возраст, растить
-ращ-выращивать, приращение
-рос-заросли, вырос
-скак-выскакивать, скакать
-скоч-выскочить, перскочить

Обратите внимание, что первая пара – лаг//лож – уже встречалась в разделе, где на правописание корня влияет суффикс. Эту пару корней проверяют и по суффиксу, и по согласным в корне – кому как удобнее, ошибки не будет. Единственное, что тем, кто пользуется вторым способом, надо запомнить исключение – полог.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Непроверяемые

В группу непроверяемых слов входят русские слова, оторвавшиеся от этимологического истока, их структура менялась, связь с родственными словами утрачена. Не проверяют и заимствованные слова, так как их орфография не подчиняется правилам русского языка. Написание запоминают или проверяют по словарям.

  • Антагонизм, апартеид, абракадабра, бадминтон, бравада, валидол, ватрушка, возражать, диапазон, каморка, каракатица, катаклизм, катастрофа, катавасия, кабала, лампас, мадаполам, макака, макулатура, мастодонт, наваждение, нафталин, панегирик, палисадник, палитра, панорама, пантеон, парапет, партитура, пластилин, трафарет, филателист, эстакада, эскалация;
  • абордаж, абориген, афоризм, бордюр, вояж, досконально, кобура, когорта, колибри, компоновать, конгломерат, кордебалет, корифей, кощей, новокаин, нотация, обаяние, обоняние, понтон;
  • вентиляция, вестибюль, деликатес, дегенерат, интеллигент, клептоман, кретин, менингит, мегера, меценат, пеликан, периферия, пескарь, президиум, резюме, снегирь, снеток, трепанг, увертюра, фюзеляж, энцефалит, эксперимент, эсперанто;
  • бифштекс, бриолин, винегрет, виртуоз, диабет, дифирамб, диапазон, дизентерия, дивиденд, дивертисмент, диорама, иждивение, инициатива, криминология, контингент, корифей, манипуляция, милитарист, нигилизм, нивелировать, привилегия, утилитарный, филигранный, экипировать, эликсир.

Примечание:

  1. Устаревшими являются написания туннель, эксплоатация, нумер. Следует писать тоннель, эксплуатация, номер; слова нумеровать, нумерация, нумеровка, нумератор пишутся только через у.
  2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах — написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’- : нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение правил правописания корней слов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока : «Обобщение правил правописания корней слов»

Тип урока : комбинированный

Цель урока : формировать навыки правописания корней слов; развивать орфографическую зоркость.

образовательная: вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;

воспитательная: воспитание интереса к русскому языку как к предмету.

развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление, речь.

Личностные результаты : становление внутренней позиции школьника, понимания необходимости учения; установка на ЗОЖ.

Предметные результаты : умение проверять написание непроизносимой согласной в корне слова, парных согласных и безударных гласных в корне.

Познавательные: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Коммуникативные : принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.).

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи); контролировать свою деятельность: проверять правильность написания текста.

Оборудование : тетради, учебник, карточки, компьютер, проектор, доска.

Минутка чистописания. На доске написаны слоги и слова (Сс без отрыва), которые нужно записать в тетради.

Также на доске написано предложение: «В городке стоит грустная зима.» Детям нужно переписать его, сделать синтаксический разбор, выписать словосочетания, сделать разбор слова «грустная» по составу.

Орфографическая минутка. (Запись под диктовку).

Устный, свистеть, вестник, стояла, ужасный, голодно, бежит, робкий, мягкий, ветвистый, кленовый, березка, опасная. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова).

— Теперь проверим домашнее задание.

-Как проверить безударные гласные в корне?

-Как проверить парный согласный в корне слова?

-Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

Выполняют задания учителя, рассказывают правило, отвечают на вопросы.

К: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.)

Р: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

3. Мотивация учебной деятельности: постановка учебной задачи, определение целей урока, планирование

Гладкий, звездный, лесной, чудесный, ночной, сладкий.

-Разделите их на три группы. (1)Гладкий, сладкий, (2) звездный, чудесный, (3) лесной, ночной.)

-По какому признаку вы распределили слова? (По виду орфограмм в корне слова).

-Объясните написание слов. Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

-Сформулируйте тему урока.

Выполняют задания учителя.

Р: контролировать свою деятельность

П: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения

4. Работа по теме урока: работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради, практическая работа, самостоятельная работа.

Работа по учебнику. Упражнение 312 с. 131.

-Прочитайте, выполните задания.

-Назовите слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова. (Тяжелый-тяжесть, линейка-линия, голосок-голос-разноголосье, прямой-прямо, доброта-добрый).

-Назовите слова с парными согласными. Подберите проверочные слова. (Скользкий-скользит, сладкий-сладок, чуткий-чуток, подготовка-подготовить)

-Назовите слова с непроизносимыми согласными. Подберите проверочные слова. (Известный-известие, устный-уста, праздник-слово из словаря).

-Прочитайте отрывок из сказки.

-На какие правила правописания встречаются в сказке слова?

-Выпиши слова, правописание которых ты можешь объяснить.

Выполняют задание учителя, работают по учебнику и в тетради.

Р: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; проверять правильность написания текста.

5. Смена вида деятельности

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — чистить стал,

Этот пальчик — жарить стал,

Этот пальчик — ел, ел и потолстел.

Л: установка на ЗОЖ

6. Рефлексия деятельности

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

— Какие правила запомнили?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Нарисуйте в тетради смайлик, оценивающий вашу сегодняшнюю работу на уроке.

П: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


источники:

http://bingoschool.ru/manual/235/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-obobschenie-pravil-pravopisaniya-korney-slov-3820159.html