§ 29. Употребительность морфем в речи.
1. Какую стилистическую окраску имеют приставки?
2. Какую стилистическую окраску имеют суффиксы?
3. Как сочетаются морфемы в речи?
4. Что такое узус?
В русском языке существуют такие словообразовательные модели (то есть случаи словообразования), когда образование нового слова одновременно меняет его стилистическую тональность, привнося иной эмоционально-экспрессивный оттенок или изменяя среду употребления слова.
Сравним, например, нейтральное жилет и разговорное – жилетка, общеупотребительное сверхмощный и ироническое архимощный.
Словообразовательные способы создания книжной и разговорной стилистической окраски многообразны. Основными словообразовательными средствами ее создания являются приставки и суффиксы.
Употребительность приставок в разных стилях речи. Большинство приставок нейтральны по отношению к стилю речи. Но некоторые приставки придают словам яркую стилистическую окраску: анти-, квази-, суб-, транс-, ультра-, из-, пре- и другие. Сравните: выбрать (разговорный стиль) – избрать (книжный стиль); ультрасовременный, антинаучный, архиреакционный (книжный стиль); развеселый, расчудесный (разговорный стиль).
К выделенным словам подберите слова противоположного смысла с приставкой без- (бес-). Сказуемые, где необходимо, сделайте отрицательными. Вспомните, как называются слова, противоположные по значению.
1. Он всегда характеризовался разумным взглядом на окружающее. 2. Этот студент очень одаренный. 3. Кошка была домашняя, ухоженная. 4. Предубежденное решение судейского жюри нашло отклик у зрителей. 5. Территория страны была объявлена ядерной зоной. 6. Его гуманный поступок вызвал у всех удивление. 7. В отношениях с посетителями ООН проявлял необыкновенную деликатность. 8. Богатая содержанием приключенческая книга не вызвала интереса у читателей.
Слова для справок: обездоленный, бессердечный, бессмысленный, бездарный, беспристрастный, бесцеремонность, бессодержательный, безъядерный.
Выделенные сочетания слов или слова замените синонимичными прилагательными с приставкой без- (бес-). Как влияет эта приставка на стиль?
1. Перед нашим взором раскинулись поля, которым не было конца. 2. Несметные богатства сокрыты в недрах этого края. 3. Очень смелый сапер обезвредил мину террористов. 4. Этот простодушный парень нам очень нравился. 5. Лишенный всякой отзывчивости, сын никогда не помогал матери. 6. Неуместная шутка возмутила всех присутствующих. 7. Она закрыла лицо руками и очень тихо заплакала.
Слова для справок: беззвучно, бестактный, бесчувственный, бескрайний, бесчисленный, бесхитростный, бесстрашный.
Обозначьте приставки. Определите стилистическую окраску приставок. С выделенными словами составьте предложения.
Противоокислительный, сверхнизкий (о температуре), распечальный, ультрафиолетовый, изначальный, противоракетный, попросторнее, пониже, предпраздничный, пренеприятный, межзвездный, дореформенный, внебюджетный, антинародный, межконтинентальный, досрочный, выдержанный, расхожий, пограничный, предрассветный, изгнать.
Прочитайте, подчеркните слова с одинаковыми приставками. Укажите стилистическую роль повторения одних и тех же приставок.
1. Стремится вытесать свой мир попросторнее, да посветлее, да пообзорнее. (В.Липатов). 2. Повысыпали школьники. Сначала старательные двигались. Потом заторопились лежебоки, и, всех сбивая, побежали сони… Замелькало, задвигалось все сразу, загалдело. (И. Снегова). 3. А когда не хватает энергии для последних мгновений пути, помогают законы инерции добежать, добрести, доползти. 4. Прогрызают Арбат. Обращаются хижины в прах! Только МАЗы храпят и буксуют на бывших дворах… Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать. (Р. Рождественский). 5. Все громче и громче загрохотало, заухало, заревело по всей реке, и в этом отчаянном шуме хлопотливо затокал пулемет. (А. Толстой).
Употребительность суффиксов в разных стилях речи.
1) Суффиксы оценочные, образующие слова с тем же смыслом, что и у образующей основы, но с добавочным оттенком значения. Например: а) поле – пол-юшк-о, белый – бел-еньк-ий, суффиксы -юшк- и -еньк- не изменили значения слова, но добавили новый оттенок ласкательности; б) бумага – бумаж-онк-а, комната – комнат- енк-а, суффикс -онк- (-енк-) добавил оттенок пренебрежительности; в) рука – руч-ищ-а, нога – нож-ищ-а, суффикс -ищ- добавил оттенок увеличительности и т.д. Оценочные суффиксы имеют ярко выраженную разговорную окраску. Некоторые из них придают высказыванию сниженный характер: -уг- (-юг-) (ворюга), -их- (врачиха), -ш- (кондукторша), -ух- (житуха) и др. Слова с оценочными суффиксами чаще всего бывают словами разговорного стиля, они часто используются и в поэтической речи. Например: Что ж ты, солов-ушк-а, корма не клюешь, вешаешь голов-ушк-у, песен не поешь? Пелося солов-ушк-е в рощ-ице весной, вешает голов-ушк-у в клетке золотой.
2) Суффиксы смысловые образуют новые слова, смысл которых отличается от значения образующей основы. Например: а) учи(ть) – учи-тель, работа(ть) – работ-ник, суффиксы -тель- и -ник- образуют слово со значением лица; б) красн(ый) – красн-е-ет, кредит – кредит-ова-ть, суффиксы -е- и -ова- образуют глаголы, обозначающие состояние, действие; в) плотн(ый) – плотн-ость, богат(ый) – богат-ств-о ; суффиксы -ость- и -ство- образуют новые слова со значением качества и т. п.
Слова со смысловыми суффиксами чаще всего нейтральны к стилю речи. Но есть суффиксы употребительные только в словах книжного стиля: -изаци-я (нейтрал-изаци-я), -изм- (оптим-изм), -изн- (крив-изн-а), -ирова- (дебют-ирова-ть); или только в словах разговорного стиля: -ье(вран-ье), -юг-(жад-юг-а), -ун-(хваст-ун), -отн-(толк-отн-я) и др.
Выпишите слова в два столбика: 1) образованные с помощью суффиксов оценочных; 2) с помощью суффиксов смысловых.
Мужество, руководитель, книжонка, испытатель, вымогатель, издательство, рощица, внучок, полюшко, сапожище, собачонка, лошаденка, пальтишко, глазастый, смелость, голубушка, деревце, девчонка, зазнайство.
Определите значение суффиксов в выделенных словах. Какую стилистическую окраску они имеют?
Рыжий котище спал на бревнище, а хвостище свесил вниз. Бежал мимо серенький котишка – плутишка, взял и дернул старого за хвост. Тот проснулся, открыл глазища и пошевелил усищами. А котишка был трусишка. Как увидел, какая у кота лапища, какие когтищи, сразу к своей маме в домишко убежал. А кот зевнул, сначала закрыл один глазище, а потом другой и снова заснул. Заснул и маленький шалунишка под ласковую песенку: «Спи, мой паинька, мой заинька, баиньки — баю, бай!»
Прочитайте предложения. Объясните, где существительные с оценочными суффиксами имеют уменьшительно-ласкательное значение, а где презрительно- пренебрежительное.
1. О прочитанной книге он сказал: «Скучная книжонка». 2. В народных песнях березу часто называют березонькой. 3. Душонка у него была пустая, ленивая. 4. Глаза у мальчугана были как звездочки. 5. Свою младшую дочку он ласково называл доченькой. 6. Собачонка весело виляла хвостом и повизгивала от удовольствия. 7. К пушистым елочкам на пригорке ведет песчаная дорога. 8. В новом районе построили детский городок: лесенки, горки, башенки с разукрашенными резными окошками. 9. В кружке изобразительных искусств дети вырезают из дерева забавные вещицы и игрушки, лепят из глины зверьков, птичек, вазочки, декоративные тарелки. 10. На тарелке лежали булка, кусочек масла и ломтик сыра.
Прочитайте предложения. Скажите, где суффикс -ишк- придает существительным пренебрежительно-презрительный оттенок, а где снисходительную иронию, ласковость.
1. Мой маленький брат – ужасный хвастунишка, ему всегда хочется выглядеть лучше всех, но я его люблю. 2. Он жалкий трусишка и не заслуживает снисхождения. 3. Домишко был старый, заброшенный; видно было, что в нем никто не живет. 4. Неожиданно выскочил из-за кустов на дорогу зайчишка и, увидев машину, так испугался, что побежал не в сторону или назад, а по дороге – перед машиной.
Прочитайте предложения, сняв оценочные суффиксы существительных. Посмотрите: 1) везде ли это возможно; 2) что изменится – оттенки значения, авторское отношение, настроение?
1. Хлеб был нарезан тонкими, почти прозрачными ломтиками. 2. От березки дорога уходила вправо, к темневшей вдали рощице. 3. Внезапно брызнул дождик, мелкий, легкий, солнечный. 4. Стайка птиц пировала у ягодных кустарников. 5. Вместе с травой из влажной земли появился слабый росточек. Пригреет солнышко – и зажжется на стебельке огонек дикого тюльпана. 6. Стрекозы с блестящими прозрачными крылышками летали над прудом. 7. У собачонки была смешная кличка – Гвоздик. 8. Он замер перед кустиком с глянцевыми листочками. Это было редкое растение, настоящая находка для ботаника. 9. У этого растения тонкий стебелек, а на нем – единственный цветок с белыми лепестками. 10. Лапки у зверька были крохотные, с черными коготками.
Образуйте ласкательные формы мужских и женских имен.
Образец: Владимир – Володя, Володенька, Володюшка.
Ольга – Оля…, Наталья – Наташа…, Дмитрий – Дима…, Иван – Ваня…, Александр – Саша…, Николай – Коля…, Ирина – Ира…, Юрий – Юра…
В данных рядах найдите лишние, то есть слова, не имеющие оценочных суффиксов.
Сестрица, пуговица, салатница, косица, водица, частица, страница. Починка, былинка, тропинка, разминка, соринка, морщинка, картинка. Цветок, огонек, орешек, платок, грибок, росток, разок.
Обратите внимание на выделенные слова. Скажите, в каких существительных суффиксы -к-, -ок-, -ц- имеют уменьшительное значение и в каких не имеют его.
1. У Верочки был маленький вздернутый носик. – В шкафу стоял чайник с отбитым носиком. 2. Головка ребенка спокойно и доверчиво лежала на плече отца. – На столе лежали белый кочан капусты, красные помидоры, желтые головки лука. 3. На ножках Зухры были белые босоножки. – Ребенок задел за ножку стола. 4. Завод выпускает спортивные городки для любителей этой стариной русской игры. – В новом городке для малышей чего только нет! 5. На рисунке девочки желтый кружок изображал солнце. – На факультете работает несколько литературных и лингвистических кружков.
Обозначьте суффиксы в словах. Определите вид каждого суффикса (оценочный или смысловой) в словах.
Лисенок, песчаный, толстенный, знание, историк, трансляция, чемоданчик, певец, старушка, широта, стряпуха, автоматизация, новичок, лифтерша, рубка, поэтесса, старушенция, вдохновение, гнилье, танцульки, детский, кормилец, ситцевый, медведица, цветник.
Данные группы существительных образованы от одной и той же основы, но при помощи разных суффиксов. Выделите эти суффиксы и определите их значение и стилистическую окраску.
1. Острие – острота – остряк.
2. Резец – резьба – резак – резание – резка – резчик.
3. Старина – старье – старость – старик.
4. Красавица – красотка.
5. Гулянье – гуляка – гулянка – гульба.
Данные пары слов образованы от одной и той же основы, но при помощи разных суффиксов лица. Выделите эти суффиксы и определите их значение и стилистическую окраску. Устно составьте с данными словами предложения.
Писатель – писака, летчик – летун, жилец – житель, мелочь – мелкота, старец – старик, левша – левак, скупой – скупердяй, дурак – дурень, певец – певун, жадина – жадюга.
Одинаково ли значение и стилистическая окраска суффикса -ш-(а) в словах библиотекарша, генеральша, левша?
Замените данные словосочетания синонимичными существительными, употребляющимися в разговорной речи. Укажите суффикс.
Образец: Третьяковская галерея – Третьяковка.
Моторная лодка, группа продленного дня, невидимый человек, тушеное мясо, копченая рыба, вечерняя газета, маршрутное такси, неотложная помощь, раскладная кровать, легковая машина, мореходное училище, камера одиночного заключения, ветряная оспа, капитальный ремонт.
Составьте с некоторыми из полученных существительных предложения.
Выпишите из каждой пары синонимов вначале слова, не имеющие стилистической окраски, или слова, имеющие книжный оттенок, а потом слова, имеющие разговорный оттенок. Выделите суффиксы. Добавьте свои примеры.
Человечий – человеческий, читальня – читалка, медведиха – медведица, злость – злоба, диктант – диктовка, жилье – жилище, волчица – волчиха, вражеский – вражий, разность – разница, грабеж – грабительство.
Выпишите существительные с суффиксом -изм- в таком порядке: 1) со значением названия занятия, деятельности (туризм); 2) со значением названия качества (оптимизм); 3) со значением названия, направления в искусстве (романтизм); 4) со значением названия политико-экономического устройства (капитализм). Какого стиля слова, образованные с помощью суффикса -изм-?
Классицизм, капитализм, феодализм, эгоизм, абстракционизм, пессимизм, сентиментализм, парашютизм, реализм, альпинизм, героизм, дельтапланеризм, автомобилизм, модернизм.
Выпишите существительные с суффиксом -ур- в такой последовательности: 1) со значением названия отрасли искусства; 2) со значением названия коллектива лиц. Какого стиля слова, образованные с помощью суффикса -ур- ?
Скульптура, литература, архитектура, профессура, агентура, инспектура, адвокатура.
Прочитайте предложения. Подчеркните существительные с суффиксом –аж-. Определите, в каком слове он не выделяется. Укажите, какую стилистическую окраску имеет этот суффикс. В каком стиле написаны данные высказывания?
1. Витраж – это сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет.
2. Репортаж – это рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, рассказ, который раскрывает читателю какую-то новую сторону действительности, обогащает его знания, расширяет представление о жизни, о протекающих в ней процессах.
3. Вернисаж – это закрытый просмотр художественной выставки, а также день ее открытия.
4. Дренаж – это осушение заболоченных почв посредством системы дрен (подземных труб для сбора и отвода почвенно-грунтовых вод).
5. Демонтаж – это разборка оборудования, инженерного сооружения или снятие их с места установки.
Запомните значение слов витраж, репортаж, вернисаж, дренаж, демонтаж. Составьте с ними предложения.
От данных глаголов образуйте разные имена существительные. Определите стилистическую окраску, придаваемую им суффиксами. Составьте с полученными существительными предложения.
Знать, изменять, измерять, назначать, приобретать, читать, отделать, плавить, стоить, чистить, писать.
Прочитайте текст. Определите суффиксы выделенных существительных. Какого стиля данный текст.
Как повлияет на процесс мышления человека внедрение компьютеров в повседневную жизнь? Понятно, что они освобождают мозг от привычной рутинной работы, например, от запоминания и хранения в уме многих фактов, их учета, анализа и сравнения и т. п. Все это быстрее и лучше сделает за человека машина. Но как будет реагировать на это человеческий мозг? Что раньше делал специалист, столкнувшись со сложной проблемой? Шел в архив или библиотеку, листал книги по соответствующим вопросам. При этом его мозг все время пытливо работал, искал выход из затруднительного положения. Теперь же, имея свой компьютер, в который заложена информация, он просто нажимает несколько клавиш и тут же получает ответ на свой вопрос. С одной стороны, шевельнулась ли у него при этом хотя бы одна извилина? А может быть, именно при такой экономии, освобождении от рутинной работы он сможет мыслить шире и глубже, успешно двигать вперед науку? Кто ответит на эти вопросы со всей определенностью?
Специалисты считают, что распространение все более эффективных запоминающих устройств, их внедрение даст людям возможность больше думать над сложными проблемами, а не тратить время на рутинную работу мозга. Причем и специалисты, и практики подчеркивают, что повседневная работа с компьютером – дело, прежде всего творческое.
Эффект отдачи зависит также от самого человека, который обращается к электронной машине за помощью. Компьютер лентяю не помощник.
Комментарии к тексту: рутинный – консервативный, следующий заведенному шаблону; боящийся перемен, нового, здесь – в значении бесполезный.
Задания к тексту:
1. Прокомментируйте предложения: Компьютер лентяю не помощник.. Очень важно освободить мозг от рутинной работы. Необходимо на главный вопрос ответить со всей определенностью. Подберите к выделенным словам синонимы.
2. Ответьте на вопросы: Согласны ли вы с мнением, что компьютеры освобождают мозг от рутинной работы? Может ли специалист мыслить шире и глубже при наличии компьютеров? Какова точка зрения специалистов на широкое применение компьютеров в нашей повседневной жизни?
3. Расскажите о роли компьютера в жизни человека.
Дайте стилистическую характеристику выделенных слов. Укажите словообразовательные средства создания стилистической окраски.
1. Мне жребий неволи судьбинушкой дан. (М.Лермонтов); 2. Флена Ивановна… говорила, что она ей родная по душеньке, распрелюбезная сестрица (С.Асаков); 3. Называться актрисой или даже певицей моя певичка не имела ни малейшего права. Впереди толпы прыгает маленький солдат в старой шинелишке и с шапкой набекрень. Кто, сударыня, в молодости не умел верить, тот не уверует и в старости, будь он хоть распереписатель. (А.Чехов); 4. Что бы знал вольный свет, какова есть жизнь распрелютая. И с каким трепетом берет он в руку бумажку, очинивает ножиком перышко, как работает его миниатюрное воображеньице, как трудится его крохотная мысль, придумывая каждое слово, каждое выраженьице замысловатого отношеньица. (Салтыков-Щедрин); 5. Знай я их, эти распрепроклятые языки… из меня бы вышла не та фигура! (И.Гончаров).
Сочетаемость морфем в речи. Суффиксы и приставки присоединяются не ко всем, а лишь к определенным основам или корням, причем законы их сочетания с основами не всегда легко и просто определить. Например, суффикс -тель сочетается только с глагольными основами: чита-тель. Однако от глаголов гулять, летать, прыгать существительные с этим суффиксом не образуются. Приставки в-, под- можно присоединить, например, к корням слов ходить, носить: входить, подходить, вносить, подносить, но эти приставки неупотребительны с корнями слов стоять, фотографировать, спать.
Людям, желающим овладеть русским языком, следует запомнить, с какими корнями какие суффиксы и приставки употребляются.
Прочитайте, расскажите, что вы поняли? Что такое узус? Как построены необычные, взятые в кавычки слова?
В русской речи нет прямолинейности и строгой логичности в образовании слов. Мы говорим: у-дешевить (сделать дешевле), у-лучшить (сделать лучше), у-простить (сделать проще), у-крупнить (сделать крупнее), у-меньшить (сделать мельче), у-быстрить (сделать быстрее). Но «у-медлить» не говорят. Надо сказать за-медлить. А как сказать «сделать интереснее»? Соответствующего глагола нет, хотя образование его было бы вполне закономерным.
В русском языке много таких нелогичных ограничений и непоследовательностей, которые определяются не закономерностями словообразования, а традицией словоупотребления, привычкой, обычаем. Почему мы говорим: голуб-изна, желт-изна, но: черн-ота, красн-ота,. сер-ость, син-ева. Так сложилось когда-то в языке и продолжает оставаться. Сказать «синизна» или «серизна», «краснева» или «желтева» нельзя.
Наряду с логичными, чисто языковыми закономерностями и ограничениями в речи при образовании слов властвует еще один хозяин – узус (латинское – usus – обычай), обычай, власть привычки. Узус – тиран, он строг, капризен и нелогичен. Это – хозяин речи. «Так не говорят», – слышим мы часто. Это и есть властный голос узуса. Он сидит в каждом человеке, опирается на заложенные в нас с детства привычки и командует.
Образуйте, если можно, от данных корней новые слова по образцу. В случае затруднения справляйтесь в толковом словаре: если в нем нет образованного вами слова, значит, его нет в русском языке.
1. с приставкой из- (ис-): пить – испить
Бить, ходить, печь, бегать, сидеть, резать, петь, ставить, винить, варить, рубить, топить, жечь.
2. с приставкой на-: рубить – нарубить
Звать, влечь, печь, править, сеять, дуть, решить, верить, обещать, петь, вить, готовить, писать.
3. с приставкой у-: ехать – уехать
Чертить, скоблить, мыть, ползти, трясти, гнать, колотить, скользнуть, рыть, читать, скакать, рисовать, баюкать.
4. с суффиксом -ник: ягода – ягодник.
Лед, бумага, холод, стул, прием, сон, снег, сапог, печь, камень, уголь, ключ, работа.
5. с суффиксом -н-: рыба – рыбный
Мясо, конь, волк, лошадь, слон, орел.
6. с суффиксом -к-: варить – варка
Полоть, копать, рубить, ставить, сказать, красить, мазать, спать, клеить, сушить, мешать, решать.
7. с суффиксом -отн-: трещать – трескотня.
Стучать, кричать, ворчать, защищать, мешать, толкаться, пачкать, мазать, толпиться, лепить.
8. с суффиксом -иц-: путать – путаница.
Борода, отличник, студент, ученик, танцовщик, артист, слякоть, метель, вьюга, гололед, вода, снег.
Прочитайте предложения. По аналогии с какими словами в речи детей возникли выделенные слова?
Она коша, потому что хорошая, а когда она будет плохая, я назову ее кошкой. Ого-го, как ладошкаются! Няня у меня немужатая. Ну-ка, раскулачь мои пальцы. Расскажи начало, а кончало не надо. Вот и все Валино обувало.
Прочитайте отрывки из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». Подберите слова, существующие в русском языке, которые могли бы быть образцом для «детских» слов.
Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, пышущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
– Огонь и огонята! Огонь и огонята!!
– Какой ты страшный спун! Чтоб сейчас было встато!
Купаясь в ванне, он сказал своей матери:
– Мама, скомандуй: «К нырьбе приготовится!»
– Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.
Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:
– Вот притонула, а вот вытонула!
– Замолоточь этот гвоздик.
– Я сижу и отмухиваюсь, сижу и отмухиваюсь.
– Мама, утки утьком идут!
– Папа, уже разгащивается! – кричит отцу пятилетняя дочь, когда гости, пришедшие к матери, стали постепенно расходиться.
– Это не настольная игра, а настульная. Ведь я играю не на столе, а на стуле.
– Жили-были царь и царица, а у них был маленький цареныш.
Сравните: отмахиваться, гуськом, звереныш, котята, врун, нанизывать, заколотить, напиться, ходьба, распогодиться.
Прочитайте, объясните, почему дети могли образовать выделенные слова.
а) Вот как дети производят существительные от глаголов: копата (лопата); падули (а не ходули); мама, убери стиру (корыто); дай мне чисточку, я буду чистить зубы (зубная щетка). И обратно: из знакомого существительного рождается глагол:
— Дай рубанок, я хочу порубанить.
— Мама, я твой козлик, я тебя зарогаю.
— Попесочь мне кашу.
— Я лопал, лопал лопатой снег – ох, и устал!
— Дай мне лейку, я буду леить.
— Нужно отключить замок.
— Я хочу наклубочить нитки.
— Я хохотала, хохотала, нахохотала целую комнату.
(По М. Рыбниковой)
б) Если в одной семье на детском языке есть глагол попесочить, а в другой – молоточить, если один ребенок сказал черессказнуть, а другой черезбросить, один сам откнопал, а у другого само откнопилось, если все это так, то, конечно, эти встречи детского языка не случайны. Не случайно дети в разных семьях называют сухарики кусариками, производя это слово от глагола «кусать». Это значит, что есть какой-то один закон словообразования, который ребенок, не зная, сознает.
Прочитайте. Объясните, как построены «детские» слова.
Пятилетний мальчик рассказывает: «У меня уже эти пальчики умеют за струны держаться, а эти – звучок держать». Семилетняя Лена просит: «Дай мне редискиного салата». «Это чей хвост – волков или лисицын?» – спрашивает пятилетний Петя. Маша рассказывает: «Сидишь себе рисуешь – нарисовываешь». Восьмилетняя Даша говорит: «Победила я свою лень. Я ее обезглавила, обесхвостила и прогнала». Трехлетний Ваня, поступив в детский сад, спрашивал у родителей: «Кто я теперь: детсадник или детсадовник?» «Завтракай скорее, а то не пойдешь с нами купаться» – «Это что, угрожение?» «Люся, иди спать!» – «Можно я еще рисовну разочек!» Четырехлетняя Катя, вооружившись по примеру взрослых большой палкой, говорит: «Без шарки грибов не найдешь». Света семи лет говорит, задумчиво глядя не муравейник: «А может, и они на свою насекоминую луну спутник запустили?» «Сегодня мы обелогрибились», – сказала мама. «И облисичкались! И осыроежкались!» – закричали дети. «Нельзя ли умедленить шаг? Я отстаю», – говорит восьмилетняя Аня на прогулке. (Е.Земская)
Прочитайте, укажите по какому образцу созданы выделенные слова. Употребительны ли эти слова в литературной речи? С какой целью создаются подобные слова в произведениях литературы?
1. Воротясь обратно из Зазвездья, и в слезах целуя землю-мать, мы начнем последние известья из глубин вселенной принимать. (Н. Асеев) 2. Софья Ковалевская сделалась знаменитым числяром. (В. Хлебников) 3. А рядом веселый стоит, как ребенок, весь в листьях бескорый эвкалиптенок. (В. Гончаров) 4. Ребенок дует в парус вымышленный, создав подобье ветерка. А настоящий он, как вымечтанный, так недоступен он пока. (Т. Чиладзе) 5. Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован. (А. Пушкин) 6. В сочной зеленой траве краснеет земляника. Чья там головка русеет. (В. Хлебников)
Употребление суффиксов и приставок в разных стилях речи
Реклама от Google |
Доступные действия |
|
|
Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический
Реферат по предмету «Русский язык»
На тему «Употребление суффиксов и приставок в разных стилях речи».
2. Что такое «приставка» и «суффикс». 4.
3. Суффиксы имён существительных……………….6.
4. Суффиксы имён прилагательных…………………9.
5. Суффиксы глаголов……………………………….14.
6. Суффиксы местоимений и наречий……………. 15.
7. Приставки имён существительных………………16.
8. Приставки имён прилагательных………………. 22.
9. Приставки глаголов………………………………..24.
11. Список литературы……………………………….30.
Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.
Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Что такое «приставка» и «суффикс»?
Приста́вка, или префикс — значимая часть слова, стоящая перед его корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.
Приставки используются в большинстве языков и нередко происходят от предлогов, следовательно, имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.
Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в- (во-), взо-, вы-, до-, за-, из- (изо-), к-, на-, над-, не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с- (со-), су-, у-. Приставки второй группы — все приставки, оканчивающиеся на З и С (кроме с-): без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), роз- (рос-), через- (черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-.
В российской школьной традиции приставка указывается значком ¬ над ней.
Всего в русском языке имеется 70 приставок.
Су́ффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») в лингвистике — морфема (часть слова), расположенная обычно после корня. Фактически суффикс — разновидность постфикса, не являющаяся флексией. Противопоставление суффиксов и флексий характерно для индоевропейских и ряда близких по грамматической структуре языков.
В русском языке словообразование с трансформацией из одной части речи в другую осуществляется, как правило, с помощью суффикса.
В российской школьной традиции суффикс указывается значком ^ («циркумфлекс») над ним.
Итак, словообразовательные морфемы — это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный.
Приставочным способом образуются имена существительные (удача — «неудача), имена прилагательные (важный — преважный) , местоимения (что — кое-что) , глаголы (готовить — приготовить) , наречия (где — «нигде) . Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий . Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части) . Например, к основе слова покупа> присоединяется суффикс —тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово — покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом —ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом» . К основе (снег) одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, настольный, приморский, набело.
Суффиксы имен существительных.
1. Суффикс —ик (-ник, -чик) при склонении сохраняет гласный звук, суффикс —ек имеет беглый гласный. Например:
а) столик – столика, пальчик – пальчика;
б) краешек – краешка, листочек – листочка.
2. В существительных мужского рода пишется —ец (с беглым гласным), в существительных женского рода – —иц-, в существительных среднего рода – —ец-, если ударение падает на слог после суффикса, и —иц-, если ударение предшествует суффиксу. Например:
а) горец – горца, европеец – европейца;
б) владелица, красавица;
в) пальтецó, письмецó; крéслице, плáтьице.
3. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом —иц-, в остальных случаях пишется суффикс -ечк-. Например:
а) лестница – лестничка, пуговица – пуговичка;
б) пешечка, троечка; Ванечка, Зоечка, времечко, здоровьечко.
Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет.
4. Сочетание -инк- пишется в существительных, образованных от слов женского рода на —ин-а; сочетание —енк- пишется в уменьшительных существительных, образованных при помощи суффикса —к-от слов на —ня и —на, у которых в родительном падеже множественного числа мягкий знак на конце не пишется
а) впадина – впадинка, завалина – завалинка;
б) вишня – вишен – вишенка, сосна – сосен – сосенка.
Сочетание -енк— пишется также в некоторых словах женского рода с другим образованием, например: неженка, нищенка, француженка.
5. В ласкательных именах существительных пишется:
а) суффикс -оньк-, реже -еньк- – после твердых согласных, например: берёза – берёзонька, лиса – лисонька, Марфа – Марфенька;
б) суффикс -еньк— – после мягких согласных, шипящих и гласных, например: Катя – Катенька, туча – тученька, Зоя – Зоенька.
. Суффиксов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в современном литературном языке нет; формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Аннинька и т. п. встречаются только в произведениях классиков и в фольклоре.
. Исключения: баиньки, заинька, паинька.
6. В существительных со значением лица по роду занятий пишется:
а) суффикс -чик— – после согласных д, т, з, с, ж, например: объездчик, переплётчик, перевозчик, разносчик, перебежчик. Перед суффиксом -чик конечные согласные к, ч основы заменяются т. Например: кабак – кабатчик, раздача – раздатчик;
б) суффикс -щик- после других согласных, например: банщик, каменщик, фонарщик.
. В некоторых словах с иноязычными корнями после т пишется —щик, если ему предшествуют два согласных, например: алиментщик, процентщик.
. Перед -щик пишется ь только после л, например: кровельщик, мебельщик.
7. Написание -ние (-ание, -ение) или -нье (-анье, -енье) в суффиксах отглагольных существительных связано или со смысловым различением, или со стилистической дифференциацией.
1) В смысловом отношении различаются: варение, печение, соление (процесс, то же, что «варка», «выпечка», «засол») – варенье, печенье, соленье (результат процесса, продукт); воскресение (действие по глаголу воскресить) – воскресенье (день недели); жалование (пожалование, присуждение) – жалованье (денежное вознаграждение за работу) и т. п.
2) Слова книжные пишутся с суффиксом —ние, слова обиходные – с суффиксом —нье, например:
а) воспитание, достижение, замедление, искоренение, оформление, процветание, разграничение, склонение, усыновление, формирование, членение, явление;
б) барахтанье, беганье, воркованье, дёрганье, кваканье, кряхтенье, тявканье, фырканье, харканье, хихиканье, чавканье, чириканье, шиканье, щёлканье.
8. Написание слов с редкими суффиксами проверяется по словарю, например: горлинка, мокрядь, свояченица.
Суффиксы имен прилагательных.
1. Суффикс —ив— имеет на себе ударение, например: красúвый, правдúвый (исключения: мúлостивый и юрóдивый); в безударном положении пишется —ев-, например: боевóй, сирéневый.
В суффиксах —лив— и —чив-, производных от —ив-, пишется и, например: заботливый, заносчивый.
2. Безударные суффиксы -ов-, -оват-, -овит— пишутся после твердых согласных, -ев-, -еват-, -евит- – после мягких согласных, после шипящих и ц. Например:
а) деловой, красноватый, даровитый;
б) вечевой, синеватый, глянцевитый, Баренцево море.
. О написании о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц.
3. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на —шка, перед ч в безударном положении пишется е, под ударением – а, например: лягýшечий – лягушáчий, кóшечий – кошáчий.
4. Различается написание согласных перед суффиксом —ат— в прилагательных типа дощатый – веснушчатый; буква щ пишется в тех случаях, когда обозначаемый ею звук целиком относится к одной значащей части слова (морфеме): доск-а – дощ-ат-ый (ск чередуется с щ; ср. воск – вощ-ан-ой, плоск-ий – площ-е). Если в производящей основе перед суффиксом —к— стоят буквы зд, с, ст, ш, то они сохраняются, а к чередуется с ч: веснуш-к-а – веснуш-чат-ый, брус-ок – брус-чат-ый, борозд-к-а, борозд-чат-ый (ср.: рез-к-ий – рез-ч-е, хлёст-к-ий – хлёст-ч-е).
5. Перед суффиксом -чат- конечная согласная ц основы заменяется т, например: крупиц-а – крупит-чат-ый, ресниц-а – реснит-чат-ый, черепица – черепит-чат-ый.
6. Конечные согласные д и т основы перед суффиксом —ск— сохраняются, например: Волгоград – волгоградский, флот – флотский.
После конечных согласных к, ч и ц основы суффикс —ск- упрощается в —к-, причем к и ч основы меняются на ц, например: батрак – батрацкий, ткач – ткацкий, немец – немецкий. Некоторые прилагательные сохраняют перед ск согласные к и ч, например: узбек – узбекский, таджик – таджикский, Углич – угличский.
В прилагательных, образованных от географических названий с основой, оканчивающейся на ц, пишется:
а) -ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц), например: Констанца – констанцский, Пфальц – пфальцский;
б) -ц-кий, если перед ц стоит гласная, например: Елец – елецкий (исключения: Грац – грацский, Мец – мецский);
в) —цц-кий, если перед ц стоит тоже ц, например: Ницца – ниццкий.
7. С суффиксом —ск- пишутся относительные прилагательные (они не образуют краткой формы): черкес – черкесский, Кавказ – кавказский, с суффиксом —к- – качественные прилагательные (они образуют краткую форму): вязкий (вязок), низкий (низок).
Если основа имени существительного оканчивается на с с предшествующей согласной, то перед суффиксом —ск— одно с обычно опускается, например: Реймс – реймский, Уэльс – уэльский (но: Гельсингфорс – гельсингфорсский, Таммерфорс – таммерфорсский, Даугавпилс – даугавпилсский).
Если основа оканчивается на сс, то перед суффиксом —ск— одно с опускается, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся, например: Одесса – одесский, Черкассы – черкасский.
Если основа иноязычного слова оканчивается на ск, то перед суффиксом —ск— первое к опускается, например: Дамаск – дамасский, Сан-Франциско – сан-францисский, этруск – этрусский (но: баск – баскский).
Русские географические названия на ск образуют прилагательные без помощи суффикса —ск-, например: Минск – минский, Спасск – спасский.
. В словах бордоский, тартуский и т. п. пишется одно с, так как производящая основа не оканчивается на с (Бордо, Тарту).
8. Если основа имени существительного оканчивается на —нь и —рь, то перед суффиксом —ск— буква ь не пишется, например: конь – конский, зверь – зверский, Рязань – рязанский, Сибирь – сибирский.
1) прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также выражение день-деньской;
2) прилагательные, образованные от некоторых иноязычных географических наименований: куэнь-луньский, сычуаньский, тайваньский, тянь-шаньский, уханьский, также гданьский.
9. В прилагательных, образованных от основ на к, ц, ч, перед суффиксом —н— пишется ч, например: скворец – скворечный, скука – скучный, дача – дачный.
В прилагательных от основ на х перед суффиксом —н— пишется ш, например: суматоха – суматошный.
. Правило о написании сочетаний чн в указанных условиях распространяется и на существительные, например: булочная, скворечник, скворечня. Так же пишутся женские отчества от мужских отчеств на —ич, например: Ильинична, Никитична. Однако в некоторых словах пишется сочетание шн, например: городошник (от городки), двурушник (от рука), раёшник (от раёк).
. Следует различать лоточный, лоточник (от лоток) и лотошный, лотошник (от лото).
. Одинаково допустимы будничный и буднишный.
10. Два н пишутся:
а) в суффиксах -енн-: производственный, соломенный; -онн-: ревизионный, революционный;
б) на стыке основы, оканчивающейся на н, и суффикса н: именной, сонный.
Одно н пишется в суффиксе —ин-: змеиный, лебединый; и в суффиксах —ан- (-ян-): песчаный, серебряный.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
. Прилагательные багряный, пряный, пьяный, рдяный, румяный, ветреный (но: безветренный), зелёный, юный, свиной пишутся с одним н.
. С одним или двумя н пишутся также существительные, образованные от соответствующих основ, например:
а) дровяник, конопляник, нефтяник, песчаник, серебряник (мастер); сребреник (монета), бессребреник; гостиница;
б) гривенник, дружинник, именинник, малинник, мошенник, племянник, путешественник, родственник, рябинник, сторонник; конница, лиственница.
. Следует различать прилагательные:
а) масляный (для масла, из масла, на масле), например: масляный выключатель, масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска;
б) масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом), например: масленые руки, масленая каша, масленый блин; в переносном значении: масленые глаза; также: масленая неделя – масленица.
. Следует различать прилагательные:
а) ветреный: ветреный день, ветреный человек;
б) ветряной: ветряной двигатель;
в) ветряный: ветряная оспа.
11. Различаются прилагательные на —инский и на —енский (неударяемые).
1) На -инский оканчиваются прилагательные:
а) если от соответствующих существительных возможно образование притяжательных прилагательных на -ин, например: Аннинский (Аннин), Мариинский (Мариин), сестринский (сестрин);
б) если они образованы от географических названий на -и (-ы), например: мытищинский (Мытищи), сочинский (Сочи), но: ливенский (от Ливны, поскольку прилагательное образовано от существительного с беглым е в основе); роменский (от Ромны, на том же основании);
в) если они образованы от географических названий на -а (-я), например: ельнинский (Ельня), охтинский (Охта), ялтинский (Ялта); однако по традиции пишется пензенский (хотя Пенза), пресненский (хотя Пресня) и некоторые другие, но: коломенский, песоченский (беглое е в основе).
2) На -енский оканчиваются прилагательные, образованные по другому типу, например: фрунзенский (Фрунзе), грозненский (Грозный), зареченский (Заречье); в частности, если они образованы от существительных с беглым е в основе (см. подпункт 1, б и в).
1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на —ую, -юю, и суффиксы —ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на —ываю, -иваю. Например:
а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;
б) закладываю – закладывать, закладывал; разведываю – разведывать, разведывал; настаиваю – настаивать, настаивал.
Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть), бесед-ова-вш-ий, заклад-ыва-вш-ий, подгляд-ыва-вш-ий.
2. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые —вать, -ваю, имеют перед суффиксом —ва— ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залить – заливать, заливаю; преодолеть – преодолевать, преодолеваю.
Исключения: застрять — застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.
. Различается написание глаголов увещевáть – увещевáю (с ударяемым —ва-) и усóвещивать – усóвещиваю (с безударным —ва-, ср. усóвестить).
3. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.
1. -а, -е, -ейш (-айш) -и, -жды, -либо, нибудь, -о, -то, -учи(-ючи).
Приставки имён существительных.
При словообразовании имён существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор — соавтор, частица — античастица, раздел — подраздел, экспресс — суперэкспресс.
Основные приставки и их значение:
1. приставка а- образует существительные со значением отсутствия (в словах с иноязычным корнем): аморальность, аполитичность, аритмия, асимметрия;
2. приставка анти- образует существительные со значением противоположности, враждебности, направленности против кого-нибудь или чего-нибудь: антигерой, античастица, антивирус, антинейтралитет, антициклон, антиглобалисты;
3. приставка архи— — существительные со знач. высшей степени чего-нибудь: архимиллионер, архиплут, а также существительные со значением старшинства, высшего положения в том или ином церковном звании: архидиакон, архиепископ, архиерей;
4. приставка без- (бес-) образует существительные со знач. отсутствия чего-нибудь: безветрие, безвкусица, безлуние, бесстыдство, беспокойство, беспорядок;
5. приставка гипер- — существительные со знач. превышения предела, нормы: гиперзвук, гиперинфляция, гиперактивность, гиперпространство;
6. приставки де- (дез-) и дис— образуют существительные со знач. отсутствия или противоположности: демонтаж, демилитаризация, дестабилизация, демобилизация, дезорганизация, дезинформация, дезинфекция, дискомфорт, дисгармония, дисквалификация;
7. приставка до- — существительные со знач. предшествования: доистория, дочеловек;
8. приставка за- образует существительные со знач. нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь: Заволжье, Закавказье, загород, заграница, загорье, заболотье; а также существительные со значением одного из повторяемых актов: забег, заплыв, занос;
9. приставка контр- образует существительные со значением направленности против чего-нибудь, противодействия чему-нибудь: контратака, контргайка, контрдовод, контрразведка, контрреволюционер, контрудар;
10. приставка между- — существительные, называющие пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: междуречье, междуцарствие, междупутье;
11. приставка на- образует существительные со значением находящийся поверх чего-нибудь, на чём-нибудь: наушник, нарукавник, наколенник, наконечник, намордник, нагорье, насыпь;
12. приставка не- образует имена существительные, без «не» не употребляющиеся: неприязнь, недотрога, неверье; с помощью приставки не— самостоятельные существительные образуют новые слова: непогода, неприятель, недруг, несчастье, неволя;
13. приставка о- (об-) образует существительные со значении остатка после совершения какого-либо действия (что-то испорченное, потерявшее свою ценность): обмылок, осколок, обноски, обрывок, опилки;
14. приставка па- — существительные со знач. неполноты или приближения к чему-нибудь: пасынок, падчерица, патрубок;
15. приставка пере- образует существительные со знач. повторности, вторичности: пересмена, переустройство, перерасчёт; а также называет предметы в окружении инородной среды, иногда являющиеся соединительным звеном или границей между основными частями: перешеек, перелесок, переносица, перекрёсток;
16. приставка по- образует существительные со знач. места, расположенного близ чего-нибудь: побережье, Поволжье, Поднепровье, а также существительные со значением действия: посиделки, посадка, поклажа, поклёп;
17. приставка под- — существительные со знач. нахождения ниже чего-нибудь, под чем-нибудь: подлокотник, подбородок, подлесок, подосиновик, подберёзовик, подножие, а также существительные со знач. части более крупного единства: подотдел, подвид, подгруппа, подкласс;
18. приставка пра— образует существительные со знач. отдалённой степени прямого родства: прародители, праотец, прабабушка, правнук, а также существительные со значением первоначальности, древности связей, отношений: прародина, праязык, пранарод, праславяне;
19. приставка про— образует существительные со значением места, находящегося между чем-нибудь: прожилка, прослойка, простенок, просёлок, проулок; а также существительные со знач. неполноты признака: проседь, прозелень, прочернь;
20. приставка пред— образует существительные со значением впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь: предыстория, предромантизм, Предуралье, предгорье, предплечье, предгрозье; а также существительные со знач. проявления или осуществления заранее: предощущение, предосторожность, предпосылка;
21. приставка при— образует существительные со знач. непосредственного примыкания к чему-нибудь: прибрежье, Прибалтика, приморье, пригород; а также существительные со знач. дополнительности, добавочности: призвук, привкус, присказка, приплод, привес, припёк;
22. приставка раз– (рас-) означает высшую степень признака: размолодец, раскрасавица, разумница;
23. приставка ре– образует существительные со значении повторности или противоположности: ретрансляция, реконструкция, реорганизация;
24. приставка сверх– — существительные со знач. высшей степени или превышения признака: сверхзадача, сверхприбыль, сверхготовность, сверхпроводимость;
25. приставка со- (с-) образует существительные со знач. совместности, общего участия в чём-нибудь: сотоварищ, соучастник, соарендатор, совладелец, сожитель, соотечественник, собрат, спутник;
26. приставка су- образует существительные со значения подобия: супруга, суглинок, сумерки, сумятица;
27. приставка супер— образует существительные со знач. повышенного качества или усиленного действия, главенствования: суперкубок, суперцемент, суперфильтр, супертанкер, суперэкспресс, супертяжеловес, супербоевик, суперобложка;
28. приставка ультра— образует существительные со знач. превышения признака: ультразвук, ультраконсерватор, ультрамодернизм;
29. приставка экс- образует существительные со значением
утративший бывшее звание, должность или прежде существовавший: экс-президент, экс-министр, экс-губернатор, экс-супруг, экс-империя, экс-федерация.
Приставки имён прилагательных.
1. Прилагательные промежуточной группы образуются при помощи суффикса -uu: лиса – лис-ий; волк – волч-ий.
2. Прилагательные образуются при помощи следующих приставок: без- не- небез-, со-.
1) Прилагательные с приставкой без— образуются от имён существительных, обозначающих главным образом часть организма человека или животных, например: безносый, безбородый, безголовый, беззубый, безрукий.
2) Прилагательные с приставками не; небез; со- образуются от прилагательных же, например: небольшой, незначительный, невесёлый; небезызвестный, небеспричинный, небезопасный, современный, сопредельный.
3) Особую группу представляют прилагательные, образующиеся при помощи приставок и суффиксов одновременно на базе сочетаний существительных с предлогами. Предлог в составе прилагательного преобразуется в приставку. Наиболее продуктивен в этом способе словообразования суффикс —н-; на столе–на-столь-н-ый, при школе – при-школь-н-ый. При этом способе используются приставки без- вне- до- за- меж- между- на- над- от- по- под- после- пред- при- противо- сверх- и суффикс -н- и производные от него (-енн; -окн-), например: безлесный, внешкольный, дошкольный. загородный, межрёберный, международный, настенный, надгробный, отглагольный, посмертный, подводный, послеобеденный, предвыборный, прибрежный, противопожарный, сверхурочный .
В некоторых прилагательных, производимых этим способом, употребительны иные суффиксы: -ск— (и его производные), —ов-, например: допушкинский, доисторический, заморский, предсъездовский, внеинститутский.
Кроме того, приставочно-суффиксальным способом образуются прилагательные от основ глаголов: исцелить – неисцелимый; выносить – невыносимый, возвратить – невозвратный, разрывать – неразрывный, приступиться – неприступный. Подобные прилагательные имеют значение: «такой, которого невозможно подвергнуть названному действию».
1. В- (во-, въ-). Соотносится с предлогом «в» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия внутрь чего-н.: вбежать в комнату, внести вещи в вагон (противоп. вы- в 1-м знач.).
1) Обозначает движение изнутри наружу (глаголы с этой приставкой употребляются обычно в сочетании с существительным в родительном падеже с предлогом «из»): выбежать из комнаты, вынести вещи из вагона (противоп. в-)
2) Служит для образования глаголов совершенного вида: гладить — выгладить, красить — выкрасить, мыть — вымыть, учить — выучить.
3. До-. Соотносится с предлогом «до» и обозначает движение до какого-н. предмета: добежать до дверей, донести чемодан до вокзала, или доведение действия до конца, до какого-н. момента: дописать письмо, дочитать книгу до середины.
1) Соотносится с предлогом «за» и обозначает движение за предмет: забежать за угол, заползти за дерево; попутное движение, действие: заехать за товарищем, занести письмо знакомым; действие, движение, направленное куда-н. далеко, за пределы чего-н.: забросить мяч дальше всех.
2) Обозначает начало действия: задрожать, закричать, запрыгать (ср. по- в 1-м знач.). Глаголы с приставкой за— в начинательном значении не имеют несовершенного вида.
5. Из- (изо-, изъ-, ис-). Образует глаголы со значением предельной полноты, исчерпанности действия: избить (сильно побить), исписать (весь карандаш). В некоторых случаях глаголы с из- (ис-) приобретают лишь грамматическое значение совершенного вида: печь — испечь, пугать — испугать, тратить — истратить.
1. Соотносится с предлогом «на» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия на предмет: наехать на камень, набросить платок на плечи, надвинуть шляпу на лоб.
2. Обозначает распространение действия на многие предметы: набрать грибов, нажарить котлет, наносить воды (существительное — прямое дополнение в этом случае ставится обычно в родительном падеже множественного числа).
3. С помощью приставки на —и частицы —ся образуются глаголы со значением полной удовлетворённости действием: наговориться (поговорить вдоволь), наесться, напиться, наработаться.
7. От- (ото-, отъ-). Соотносится с предлогом «от» и обозначает движение, действие, направленное от предмета, в сторону: отбежать от дерева, отодвинуть стул от окна, отъехать от города (в большинстве употреблений противоп. под-; ср. v-).
1. Обозначает направление движения, действия через что-н.: перебежать дорогу (через дорогу), перевести ребёнка через улицу, перешагнуть порог.
2. Обозначает повторение действия (совершение его заново или по-другому): переделать работу, переписать статьи, переспросить (спросить ещё раз), перечитать книгу.
3. Обозначает распространение действия на все, на многие предметы: перемыть всю посуду, переломать все игрушки, перечитать много книг.
1. Обозначает начало движения: побежать, повезти, повести, понести, поползти (ср. за- во 2-м знач.).
2. Обозначает непродолжительность действия: побегать (бегать некоторое время), поговорить, поработать, почитать (ср. про- в 3-м знач.). Глаголы с приставкой по- в 1-м и 2-м знач. несовершенного вида не имеют.
3. Служит для образования глаголов совершенного вида: гасить — погасить, завтракать — позавтракать.
10. Под- (подо-, подъ-). Обозначает движение, действие, направленное к предмету или под предмет: подбежать к окну, подойти к товарищу, подложить подушку под голову (в большинстве употреблений противоп. от-; ср. при-).
11. При-. Обозначает доведение движения до конечной цели: приехать на Север, прийти в библиотеку, принести (книгу) домой (противоп. у-).
12. Приставка при— близка по значению к приставке под-, но под— указывает на видимое приближение к кому-, чему-н., а при- подчёркивает окончательный результат приближения, ср.: подъехать к театру —приехать в театр.
1. Обозначает движение мимо кого-, чего-н.: пробежать мимо окон, проехать около дома, пролететь над морем.
2. Обозначает действие, направленное сквозь предмет; действие, в результате которого образуется отверстие в чём-н.: прорубить окно в стене, проделать отверстие.
3. Обозначает заполнение действием определённого промежутка времени (всего целиком): пробегать (весь день), проговорить (целый час), продежурить (двое суток) (ср. по- во 2-м знач.). Глаголы с приставкой про— в этом значении несовершенного вида не имеют.
4. Служит для образования глаголов совершенного вида: читать — прочитать, шептать — прошептать.
14. Раз- (разо-, разъ-, рас-).
1. Обозначает деление на части, распределение по частям, по поверхности: разбить, разорвать, раздать (всем карандаши), разложить (книги по полкам).
2. С помощью приставки раз- и частицы -ся образуются глаголы, обозначающие движение в разные стороны: разбежаться, разойтись, разъехаться (противоп. с- во 2-м знач.).
1. Соотносится с предлогом «с» (с род. пад.) и обозначает движение сверху вниз: сбежать (с крыльца), сбросить (снег с крыши), скатиться (с горы).
2. С помощью приставки с— и частицы —ся образуются глаголы, обозначающие движение с разных сторон к одной точке: сбежаться, слететься, съехаться (противоп. раз- во 2-м знач.).
3. Служит для образования глаголов совершенного вида: варить — сварить, делать — сделать, мять — смять.
16. У-. Обозначает удаление от кого-, чего-н., откуда-н.: убежать из дому, уйти от товарища (противоп. при-). Приставка у— близка по значению к приставке от-, но от- указывает на видимое увеличение расстояния между движущимся предметом и исходной точкой, а у— обозначает движение, результатом которого является полное удаление откуда-н., ср.: отъехать от города (далеко, недалеко, на несколько километров) — уехать из города (совсем).
С помощью заданной темы для работы я поняла для чего используются многие приставки и их значения. Поняла, как пишутся многие приставки и почему именно.
Узнала, как сделать свою речь более понятной, как внятно излагать свои мысли и передавать полученную информацию другим людям.
4. Т. Ф. Ефремова. Словарь морфем русского языка
5. Михайлова, Михайлова: Орфография в заданиях и ответах. Орфограммы в приставках. Орфограммы в суффиксах
Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».
http://www.vevivi.ru/best/Upotreblenie-suffiksov-i-pristavok-v-raznykh-stilyakh-rechi-ref228767.html
http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov