Какие синтаксические отношения связывают подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Согласование сказуемого и подлежащего. Тип синтаксической связи между подлежащим и сказуемым

Между словами внутри предложения есть подчинительная связь, то есть одно слово зависит от другого. Типы этой подчинительной связи изучаются в разделе «словосочетание», это известные школьнику согласование (длинный хвост), управление (мечтать о счастье), примыкание (постоянно мечтать). В предложении может реализоваться и сочинительная связь, это связь однородных членов (стройные и красивые).

Естественно предположить, что между подлежащим и сказуемым тоже возникает связь. Это подчинительная связь, но в паре «подлежащее» и «сказуемое» нельзя однозначно выделить главный и зависимый компонент. Связь между главными членами ДСП рассматривается как взаимозависимость компонентов: сказуемое требует от подлежащего формы именительного падежа (требование формы определенного падежа — управление), а подлежащее в свою очередь требует от глагольной формы сказуемого определенного числа и лица/рода (это согласование). Таким образом, связь подлежащего и сказуемого внутри предикативной основы — это согласование+управление.

При описании, как именно выражается связь, необходимо внимательно следить за формой глагола в составе сказуемого, важно и то, чем выражено подлежащее. К примеру, в предложении «Я хожу!» — закричала русалочка перед нами две группы подлежащего и сказуемого. В первом предложении (прямой речи) подлежащее стоит в форме местоимения 1 лица единственного числа, сказуемое выражено формой настоящего времени изъявительного наклонения, которая имеет признаки лица и числа. Согласование между подлежащим и сказуемым происходит именно по этим признакам. ВНИМАНИЕ! Местоимение «Я» имеет признак рода, который станет важным при согласовании с ним формы сказуемого, но только если это будет иная глагольная форма. Такая иная глагольная форма представлена во второй предикативной основе — слова автора — приведенного нами примера. Глагол в прошедшем времени изъявительного наклонения имеет грамматические характеристики рода и числа и по этим признакам согласуется с подлежащим. Изменение существительного на личное местоимение в 1 или 2 лице не изменит форму сказуемого.

Проверь себя и определи, по каким грамматическим признакам связаны подлежащее и сказуемое в предложениях:

Русалочка получила ножки, но я не поняла, зачем она это сделала.

Все знают, что Андерсен не напишет больше сказок, поэтому люди изменили некоторые сюжеты.

В приведенных выше случаях проблем стилистического характера не возникает. Если подлежащее именная часть речи, а сказуемое ПГС или СГС, то нет трудностей построить такое предложение. Стилистические трудности часто возникают при построении предложения с СИС (в какой форме должна стоять именная часть?) и при выражении сказуемого словосочетанием (в какой форме поставить в этом случае глагол в сказуемом?). Попробуем рассмотреть некоторые из возникающих трудностей.

  • 1. Наиболее простой случай — выражение подлежащего словосочетанием совместности типа «брат с сестрой». Мы уже упоминали, что если сказуемое в таком предложении стоит в форме множественного числа, то мы считаем подлежащим все словосочетание ( Русалочка с сестрами беззаботно проводили время во дворце своего отца). Если сказуемое выражено формой единственного числа, то подлежащим мы считаем только одно слово — существительное или местоимение в именительном падеже (Русалочка со своими новыми ножками чувствовала себе неуверенно).
  • 2. Сказуемое может быть поставлено и в единственном и во множественном числе при подлежащем, выраженном количественным словосочетанием. Большинство жителей морского царства успело (успели) приехать на свадьбу Ариэль и принца вовремя.

Строгих правил распределения единственного и множественного числа нет, хотя в справочниках рассматриваются некоторые предпочтения. Скажем, чем больше второстепенных членов расположены между подлежащим и сказуемым, тем больше оснований употребить форму множественного числа. В этом случае согласование происходит по смыслу — именно множественным числом выражен зависимый компонент словосочетания: Большинство родственников русалочки, даже живущие в самых далеких и глубоких частях океана, хотели привезти родственнице подарки.

Форма единственного числа более употребима, если главным компонентом словосочетания оказывается числительное, а зависимым — слова с общим значением меры веса, пространства, времени и т.д.: Пять месяцев прошло со времени первой встречи принца с Ариэль.

При словосочетаниях, включающих числительные «два», «три», «четыре», «двое», «трое», «четверо», сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Три прелестных девушки прислуживали Ариэль в её первый вечер во дворце людей.

  • 3. При выделительных сочетаниях сказуемое ставится в единственном числе, а род в прошедшем времени глагола выбирается мужской, независимо от реального рода производителей действия: Кто из сестер не завидовал сейчас младшей.
  • 4. Если необходимо согласовать глагол в составе сказуемого с инфинитивом или субстантивированным словом типа наречия, союза, междометия и т.д., то выбирается форма среднего рода единственного числа: В комнате принца раздалось тихое «ах». Мечтать было всегда самым любимым занятием Ариэль.
  • 5. В СИС согласование происходит не только между подлежащим и связкой, но и между подлежащим и именной частью. Как правило, связка согласуется с подлежащим в том же роде и числе, при том что падеж может и не совпасть (связка может быть в творительном падеже): Ариэль была любимица(любимицей) всех родных. Разочарование ведьмы было ужасным. Возможно согласование связки в СИС не с подлежащим, а с самой именной частью: Свадьба Ариэль было самое радостное событие в семье.

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в школьных учебниках Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Дина Викторовна, Лапшина Елена Александровна

В статье рассматривается вопрос о синтаксической связи , формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым , выявляются отличия синтаксической связи от теории, которая рассматривается в школьных учебниках.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Савельева Дина Викторовна, Лапшина Елена Александровна

This article is about the syntactic relationship formed in a two-member sentence between a subject and a predicate , differences are identified between the syntactic relationship and the theory that is considered in school books.

Текст научной работы на тему «Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в школьных учебниках»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 80 ББК 81 С128

Д. В. Савельева Иркутск, Россия Е. А. Лапшина Иркутск, Россия

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

В статье рассматривается вопрос о синтаксической связи, формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым, выявляются отличия синтаксической связи от теории, которая рассматривается в школьных учебниках.

Ключевые слова: синтаксическая связь, подлежащее, сказуемое, грамматическая координация.

THE SYNTACTIC RELATIONSHIP BETWEEN SUBJECT AND PREDICATE IN SCHOOL BOOKS

This article is about the syntactic relationship formed in a two-member sentence between a subject and a predicate, differences are identified between the syntactic relationship and the theory that is considered in school books.

Key words: syntactical relation, subject, predicate, grammar coordination

Предложение — синтаксическая единица, в которой складываются особые синтаксические отношения. Учение о синтаксической связи, формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым, отличается от теории, которая рассматривается в школьных учебниках. Функция синтаксической связи между подлежащим и сказуемым включает вопрос о причинах, вли-

© Савельева Д. В., Лапишина Е. А., 2015

яющих на выбор определенной координируемой формы, степень и характер воздействия которых являются недостаточно изученными.

В 19 веке связь между главными членами предложения рассматривалась по аналогии со словосочетанием — как согласование. Представляет значимость трактовка А. А. Шахматовым синтаксической связи между подлежащим и сказуемым: «Сказуемое грамматически уподобляется подлежащему; это уподобление мы называем согласованием» [Шахматов, 1941, с. 274]. Поэтому грамматическая связь между обоими главными членами предложения называется согласованием, причем автор указывает на зависимое положение сказуемого в двусоставном предложении.

Наряду с выделением предложения как отдельной синтаксической единицы, отличной от словосочетания, лингвистами стала изучаться синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении. В. В. Виноградов в «Грамматике русского языка» [Виноградов, 1975, с. 254] писал: « В двусоставных или двучленных предложениях выделяются соотносительные члены, связанные друг с другом предикативными отношениями. Форма сказуемого (там, где это возможно) уподобляется форме подлежащего и координируется с ней». В уподоблении форм подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении В. В. Виноградов видел «выражение синтаксических отношений координации», «далеко выходящих за рамки словосочетаний» [Виноградов, 1975, с. 254].

Термин «грамматическая координация», выдвинутый В. В. Виноградовым, постоянно употребляется в научной литературе, но некоторые ученые придерживаются старой традиции. Так, в учебнике для педагогических вузов по русскому языку под редакцией П. А. Леканта есть следующее объяснение употребления термина «согласование»: «Не будем отказываться от этого термина, так как введение нового создало бы ненужное разногласие с традицией школьной грамматики. Термин «согласование» будет подчеркивать мотивированность употребления, выбора данной глагольной формы» [Лекант, 2004, с. 118].

Считаем необходимым разграничить термины «согласование» и «грамматическая координация». Для этого сопоставим на конкретных примерах подчинительную связь согласования и «предопределенную синтаксическими позициями словоформ связь координации» [Скобликова, 1990, с. 120] (соподчинения, взаимоуподобления).

1. «Согласование лексически не ограниченная слабая подчинительная связь, предопределенная категориальным свойством главенствующего в этой связи имени существительного — значением предметности» [Скобликова, 1990, с. 120]. При этой связи формы рода, числа и падежа главенствующего слова предопределяют собою соответствующие формы у подчиняющегося слова -имени прилагательного. Таким образом, «связь согласования принадлежит к области реализации синтаксических потенций слов» [Скобликова, 1990, с. 120]. Связь координации не предопределяется какими-то внутренними категориальными свойствами слов, занимающих позицию сказуемого: она предопределяется этой позицией. «Предметность» для нее необязательна. Сопоставим предложения:

Ночь тихая (ж. р., ед. ч., им.п.); — в синтаксической связи между подлежащим и сказуемым используются те же грамматические категории, что и при согласовании в словосочетании.

Приведем примеры предложений, совпадающие морфологические формы в которых отличаются от совпадающих форм в словосочетании:

Ребенок играет (3л., ед.ч.);

Дожди кончились (мн. ч.).

Обобщая закономерность при рассмотрении этих предложений, видим, что синтаксическими позициями главных членов двусоставного предложения предопределено некое формальное уподобление занимающих эти позиции словоформ. Там, где занимающие соответствующие позиции слова имеют возможности морфологически уподобиться друг другу, эти возможности реализуются; там, где таких возможностей нет, вступают в силу собственно синтакси-

ческие правила постановки слова в той, а не другой форме. Так предложение Ночь тихая может допускать изменения, которые невозможны при согласовании: Ночь тиха; Ночь была тихой. Форма сказуемого не меняется, а сохраняет все виды своих возможных существований, что невозможно при согласовании, где любое формальное изменение существительного автоматически влечет за собой формальное изменение согласуемого с ним слова.

Таким образом, для связи согласования имеют первостепенное значение такие категориальные свойства вступающих в эту связь слов, как предметность (у существительного) и признаковость (у прилагательного). Для грамматической координации эти свойства несущественны: главными членами предложения -подлежащим и сказуемым — могут быть слова с предметным, указательным, числовым, признаковым, процессуальным значением; единственным свойством занимающих эти позиции слов, «релевантным для связи координации, является их знаменательность» [Чеснокова, 1980, с. 25].

2. На основе согласования возникают определительные, «собственно характеризующие отношения, представленные вне времени, вне отношения к какому-то моменту действительности. Это отношения атрибутивные. Координация есть связь, формирующая сообщение, т. е. относящая некую «соединенность» в определенный временной и объектно-модальный план: за ней стоит предикативность как грамматическое значение предложения» [Чеснокова, 1980, с. 25]. Соответственно на основе согласования формируется словосочетание, на основе грамматической координации — предложение.

3. Языковые единицы, образующиеся на основе согласования и грамматической координации, имеют совершенно различные «системы форм» [Чеснокова, 1980, с. 25]. Словосочетание, образовавшееся на основе согласования, имеет систему форм, опирающуюся на парадигму имени существительного: тихая ночь, тихой ночи, тихую ночь, тихой ночью, тихие ночи, тихих ночей, тихим ночам, (о) тихих ночах. Ни у какой отдельно взятой формы из этой парадигмы невозможны никакие видоизменения или мены компонентов. Предложение, главные члены которого соединились на основе грамматической координации,

имеет систему форм, реализующих его грамматическое значение — «предикативность» [Чеснокова, 1980, с. 25] — в виде частных временных и объективно-модальных значений. В парадигме предложения Ночь тихая координированные члены осложняются показателем «синтаксического времени» [Баканова, 2011, с. 22] и наклонения (была, будет, была бы, будь, пусть будет), который также подчиняется законам взаимоуподобления. В строе этой парадигмы появляется оппозиция им. и тв. падежей (тихая/тихой), принадлежащая только предложению. В парадигме предложений типа Я иду, Ты идешь, Он идет грамматическая координация в лице меняется на координацию в числе (Я шел / шла), Мы шли), или в числе и роде (Он шел). Ничего похожего на подобные мены не происходит в парадигме словосочетания, образованного на основе связи согласования.

4. «Единицы, образованные на основе связи согласования, входят в системные отношения с единицами того же уровня» [Баканова, 2011, с. 22]. Определительные отношения, выраженные этой связью, могут быть выражены также и связью «неполного согласования» [Баканова, 2011, с. 22] или примыкания (включая именное примыкание), например: новый дом, дом — новостройка, дом из новых, дом поновее. Предложение, получаемое на основе синтаксической связи грамматической координации, системно соотносится с предложениями, в которых главные члены находятся в тех же синтаксических отношениях, но формально не координированы, например: Дом новый — (Этот) дом новее -(Этот) дом — из новых; при изменениях по формам синтаксических времен и наклонений во всех этих случаях появляется координируемая форма: был, будет, был бы новее, был, будет, был бы из новых. Как видно, образования, формирующиеся на основе связи согласования, и образования, формирующиеся на основе грамматической координации, входят в разные ряды противопоставлений, в разные оппозиции.

5. Синтаксические единицы, образованные на основе подчинительной связи согласования и на основе грамматической координации, имеют совершенно различные системы функций. Словосочетание (новый дом) входит в предложе-

ние либо в качестве основного компонента, либо в качестве распространителя. Круг функций предложения совсем иной: оно является самостоятельной коммуникативной единицей или входит в состав сложного предложения.

Все эти сопоставления показывают, что для разграничения связей согласования и формально — грамматической координации существуют достаточно веские грамматические основания.

Итак, согласование — это уподобление форм зависимого слова главному. Например: светлое воскресение, захороненную надежду, вождей смелых и добрых и т. п.

Между подлежащим и сказуемым совпадают морфологические формы.

У них могут быть общими формы рода и числа:

Степан глянул на первого есаула и засмеялся (В. Шукшин);

А вы чего же хочете? (В. Шукшин);

рода, числа и падежа:

Зима холодная (в предложениях с составным именным сказуемым);

Бояре — наше будущее (В. Шукшин);

или только числа:

Казаки заполнили шатер (В. Шукшин).

В отличие от согласования, которое определяется «лексико-грамма-тическими свойствами» [Шанский, 1987, с. 15] главного слова в словосочетании, между подлежащим и сказуемым возникают равноправные морфологические отношения. Например:

Степан прошел на хозяйское место — в красный угол (В. Шукшин);

Подлежащее Степан «предлагает» форму единственного числа, мужского рода, а сказуемое «принимает» форму единственного числа подлежащего.

Таким образом, грамматическая координация — это такой способ выражения синтаксической связи, когда между подлежащим и сказуемым наблюдается совпадение морфологических форм. Например:

Передние струги развернулись и шли к атаману (В. Шукшин) —

подлежащее и сказуемое совпадают в форме множественного числа.

Купалась дочь астаринского Мамед-хана с нянькой (В. Шукшин) — между подлежащим и сказуемым наблюдается совпадение в формах единственного числа женского рода.

В школьных учебниках дается характеристика подлежащего и сказуемого, в определении и взаимосвязи которых наблюдаются определенные различия, противоречия. Одни и те же авторы в учебниках разных лет издания используют формулировки, не вносящие ясности в вопрос о синтаксической связи между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении. Так, в учебнике С. Г. Бархударова по русскому языку 1976 года издания говорится, что «подлежащее и сказуемое связаны между собой» [Бархударов, 1976, с. 41]. Но по каким признакам? В чем заключается эта связь? Какая она? Ответов на эти вопросы в данном учебнике нет.

В учебнике С. Г. Бархударова 1989 года издания находим другое определение: «Сказуемое — это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и имеет значение, выраженное в вопросах: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.» [Бархударов, 1989, с. 28]. Но ведь вопрос можно задать не только от подлежащего к сказуемому, но и наоборот, а при согласовании нельзя от зависимого компонента задать вопрос к главному.

В этом же учебнике 2007 года издания отмечается, что «сказуемое зависит только от подлежащего» [С. Г. Бархударов, 2007, с. 64]. Говоря о зависимости между главными членами предложения, автор приравнивает синтаксическую связь между подлежащим и сказуемым к подчинительным связям в словосочетании. Идея об абсолютной независимости именительного падежа и об однонаправленности связи между подлежащим и сказуемым относится к «формальному подходу в изучении синтаксиса» [Баканова, 2011, с. 22], в рамках которого подлежащее считается абсолютно независимым главным членом двусоставного

предложения, стоящим во главе иерархических связей, развертываемых в предложении. Сказуемое определяется как главный член двусоставного предложения, «зависящий только от подлежащего и выражающий свою зависимость от подлежащего в формах согласования с ним» [Бархударов, 2007, с. 64].

В учебнике М. В. Панова по русскому языку для 8 класса дается общая характеристика подлежащего и сказуемого, говорится, что они «связаны между собой грамматически» [Панов, 2008, с. 92]. Автор отмечает, что «от сказуемого к подлежащему можно поставить вопросы: Кто? Что?» Но как быть с предложениями типа Москва — столица России? В таких предложениях трудно разграничить главные члены только путем подстановки вопросов.

Е. Ф. Глебова в учебнике по русскому языку для 8-9 классов отмечает, что «подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении соотносительны, связаны друг с другом грамматически и по смыслу». [Глебова, 1994, с. 48]. Автор данного учебника ближе к современной синтаксической теории и не употребляет термин «согласование».

Изучение синтаксических связей в школьном курсе построено по определенной системе: с основными типами синтаксических связей в их конкретных значениях учащиеся знакомятся при изучении словосочетания, затем с синтаксическими связями в более общем виде они встречаются при изучении членов предложения, далее к синтаксическим связям вновь возвращаются при изучении сложных предложений. Поскольку усвоение синтаксических связей во всех ее видах трудно для учащихся, изучение синтаксических связей строится с опорой на усвоенный ранее материал. Так, синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении сопоставляется с подчинительной связью в словосочетании — согласованием. Тем более, что традиционное учение о главных членах двусоставного предложения базируется на наиболее частотных разновидностях двусоставных предложений, а в них типичное сказуемое выражает в своей форме согласовательные категории числа, рода (в различном сочетании), указывающие на его связь с подлежащим.

Итак, в школьных учебниках вопрос о синтаксической связи между подлежащим и сказуемым решается непоследовательно: то утверждается, что подлежащее и сказуемое соотнесены, связаны друг с другом грамматически и по смыслу, но связь эта никак не называется и не характеризуется, то описываются случаи согласования сказуемого с подлежащим.

1. Баканова Н. Г. Подлежащее и сказуемое как структурно грамматическая основа двусоставного предложения (к вопросу о выделении главных членов предложения): метод. указ. / Н. Г. Баканова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. 52 с.

2. Бархударов С. Г. Русский язык: учеб. для 7-8 кл. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков [и др.]. М.: Просвещение, 1976. 272 с.

3. Бархударов С. Г. Русский язык: учеб. для 7-8 кл. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков [и др.]. 15-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

4. Бархударов С. Г. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков [и др.] 30-е изд. М.: Просвещение, 2007. 239 с.

5. Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка) // Избранные труды: Исследования по русской грамматике / В. В. Виноградов. М., 1975. С.254-294.

6. Глебова Е. Ф. Русский язык: учеб. для 8-9 кл. / Е. Ф. Глебова. Н. Новгород: Деком, 1994. 336 с.

7. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: учеб. пособие. 3-е изд. испр. и доп. М., 2004. 247 с.

8. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. В. Панов, С. М. Кузьмина [и др.] / под ред. д-ра филол. наук, проф. М. В. Панова. М.: ООО «ТИД — Русское слово — РС», 2008. 272 с.

9. Скобликова Е. С. Очерки по теории словосочетания и предложения // Куйбышевский филиал изд-ва Саратовского ун-та. 1990. 140 с.

10. Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке. М.: Просвещение, 1980. 110 с.

11. Шанский Н. М. Современный русский язык / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1987. 192 с.

12. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. 2-е изд. Л.: Учпедгиз, 1941. 670 с.


источники:

http://vuzlit.ru/938844/soglasovanie_skazuemogo_podlezhaschego_sintaksicheskoy_svyazi_podlezhaschim_skazuemym

http://cyberleninka.ru/article/n/sintaksicheskaya-svyaz-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemym-v-shkolnyh-uchebnikah