Какие слова могут быть на суффикс ищ

Какие слова могут быть на суффикс ищ

У существительных среднего рода суффикс — ищ — не всегда увеличительный: – помещение для жилья.

Существительные мужского рода с суффиксом — ищ — имеют нетипичные окончания: в ед. ч. , во мн.ч. – . Склоняются такие слова, как существительные 2-ого склонения: и.п. (в.п.) ; р.п. из ; д.п. и т.д.
1. Существительные среднего рода с суффиксом — ищ — относятся ко 2-ому склонению: и.п. (в.п.) ; р.п. ; д.п. и т.д. Во множественном числе именительного падежа имеют окончание — а : .
2. Cуффикс — ищ — у существительных среднего рода может быть увеличительным , кроме того, с его помощью образуются новые слова без увеличительного значения: , , .

б о мбоуб е жище

Существительные женского рода с суффиксом — ищ — имеют окончание -а в единственном числе в именительном падеже и относятся к 1-ому склонению: и.п. ; р.п. ; д.п. и т.д.
Существительные мужского рода с увеличительным суффиксом имеют омонимы среди слов среднего рода, у которых этот суффикс не увеличительный – он придаёт им другое значение.

город и ще, м.р. – огромный город

городище, с.р. – место, где в древности был город или укрепленное поселение

костр и ще , с.р. – очень большой костер

костр и ще, с.р. – место, на котором когда-то разжигали костер

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Орфография

X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

§ 38. Существительные с суффиксом -ищ-, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища.

§ 39. Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, -ишк-, -ышк-, обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко.

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а, например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко, например: Михалко, Шевченко, а также старинные и областные собственные имена на -ло, например: Ярилo, Михайло Ломоносов.

§ 40. В существительных мужского и среднего рода в предл. пад. и в существительных женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии, в отделении, по возвращении, при содействии, к Марии, о Марии; в остальных случаях в неударяемом положении пишется е, например: о клее, в платье, в ущелье, в устье, в Закавказье, на взморье, на перепутье, к Марье, о Марье, о счастье*.

§ 41. В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье, пишется -ий, а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей, например: шал у нья – шал у ний, ущ е лье – ущ е лий, но: скамь я – скам е й, ружьё – р у жей.

§ 42. В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым.

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом.

§ 43. В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом, например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

* Комментрарий редакции портала

Рекомендация по написанию безударных окончаний существительных с основой, состоящей из одного слога, на -ий и -ия (Лия, кий, Бия и под.) в своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» РАН (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006) была изменена. Слова муж. и сред. рода на -ий в предл. падеже ед. числа и слова жен. рода на -ия в дат. и предл. падежах ед. числа в безударном положении следует писать с окончанием – по общему правилу о написании окончаний существительных 1-го и 2-го склонения. Перечень таких слов:

«Вий» – в «Bue»
Бия (река) – по Бие, на Бие
Вия (женское имя) – к Вие, о Bue
Гия (мужское имя) – к Гue, о Гue
змий – о зми́е
Ия (женское имя) – к Ие, об Ие
кийо ки́е (вариант: о кие́)
Кий (легендарный основатель Киева) — о Кие
Лия (женское имя) – к Лие, о Лие
Пийо Пие, при папе Пие
хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие
чий (растение) – о чие

Основания для изменения были следующие. В грамотной письменной речи (в текстах, прошедших профессиональную редактуру), несмотря на рекомендации «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г., единообразия в написании не было. А. А. Зализняк в «Грамматическом словаре русского языка» (М., 2008) допустил как равноправные два ряда форм для слов типа Лия, Кий:

дат. падеж ед. числа Лии и Лие
предл. падеж ед. числа о Лии и Лие, о Кии и о Кие

Ф. Л. Агеенко в «Словаре собственных имен русского языка» (М., 2010) писала о двух возможных способах словоизменения имен с односложной основой, при этом она отдала предпочтение окончанию —и.

В конце XX в. лингвисты отмечали, что написания с окончанием —е преобладают. Это соответствовало основному правилу выбора и и е в окончаниях существительных 1 и 2-го склонения. Ср.: к Лие – к земле (Лия и земля – существительные 1-го склонения), о змие – о столе (змий и стол – существительные 2-го склонения).

Урок «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»

Тема урока: «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»

Создать условия для формирования умений находить суффиксы в словах, наблюдать за ролью суффиксов в слове, учить образовывать слова с указанными суффиксами, писать окончания –а и –е после суффикса –ищ-.

Создавать условия для развития орфографической зоркости, наблюдательности, речи уч-ся.

Способствовать формированию умений работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Чтобы собрать наше внимание проведем разминку для ума, поиграем в игру «Ты мне, я тебе».

-Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

— Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ъ и ь)

— Назовите слово противоположное слову «ВРАГ» (друг)

— Как называются такие слова? (антонимы)

— Во что превращается вода зимой? (лед)

— Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная)

— Как проверить такие слова? Проверьте.

— Часть слова, которая служит для связи слов в предложении…(окончание)

— Как называется второй месяц зимы? (январь)

— Какая орфограмма в этом слове? Как узнать о правильности написания таких слов? (словарь)

— Общая часть родственных слов называется… (корень)

— Часть слова без окончания называется… (основа)

— Какая часть слова может рассказать о себе следующими словами: «В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может быть несколько» (суффикс)

III Введение в тему

Сегодня в очередной раз предлагаю отправиться в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и о многом могут рассказать.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Какой суффикс вы узнали в узорах? (-ищ-)

— Кто может сформулировать тему урока?

Тема: «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»

— Почему мы легко узнаем своих друзей среди других людей? (потому, что мы дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства, недостатки)

— Что мы должны сделать, чтобы суффикс стал нашим лучшим другом? (побольше узнать о нем)

— Как мы будем собирать информацию о новом знакомом? (определим что знаем, а что нет)

Игра «Выбери верное выражение»

2. Суффикс служит…

для образования новых слов

— для связи слов в предложении

3. Суффикс стоит…

— не имеет значение

— Как нам могут помочь эти знания? (безошибочно найти в слове суффикс)

IV Постановка проблемной ситуации

— Сегодня мы побываем в гостях у суффикса –ищ-

— Рассмотрите дом этого суффикса и вспомните его рассказ о себе. Какие утверждения мы можем поставить под сомнения? Какие возникают вопросы?

(-Действительно ли при помощи суффикса совершаются превращения?

— Действительно ли суффикс придает словам различные смысловые оттенки?

— Какие окончания будут писаться в именах существительных с суффиксом –ищ-?)

— Мы сегодня докажем или опровергнем несколько гипотез (НА ДОСКЕ):

1. При помощи суффикса совершаются превращения.

2. Суффикс придает словам различные смысловые оттенки.

3. Правила написания окончаний –а и –е в именах существительных с суффиксом –ищ.

Итак, пожелаем друг другу удачи и отправимся за доказательствами.

V Изучение нового материала

Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а еще паучонок. Шел он по лесной дороге, а навстречу ему дрозд пролетает и кричит:

— Какой вкусный паучишко!

Вдруг бежит мышь.

— Посмотрите, какой паучок!

Грустно стало паучку. Почему его не боятся?

А ту навстречу ему муравей.

— Ой, какой паучище!

И спрятался за листочек.

— Найдите в этом тексте однокоренные слова . Запишите их в тетрадь . ( Паук, паучонок, паучишко, паучок, паучище)

— Почему для дрозда – паучишко, для мыши – паучок, а для муравья – паучище? Произошли превращения?

— Какую гипотезу мы можем доказать своими наблюдениями? (что при помощи суффиксов совершаются превращения) Какие превращения?

— Какой корень в этих словах? Выделите.(паук, пауч) Что происходит в корне? (чередование согласных)

Одновременно работать в тетради (выделять суффиксы) и записывать названия значений суффиксов в таблицу-карточку

Назовите суффикс в слове паучонок (онок) Какое смысловое значение придает этот суффикс слову? (название детеныша) ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛ, КРОМЕ Ч –ЁНОК-;

ПОСЛЕ ТЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ И Ч –ОНОК-

Приведите примеры таких слов.

— Назовите суффикс в слове паучишко (ишк). Что произошло с пауком? (мы над ним посмеялись). Какое значение суффикс –ишк- придает слову? (пренебрежительное)

ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради

— Назовите суффикс в слове паучок (ок) . Что произошло с пауком? (он стал маленьким) Какое значение этот суффикс придает слову? (уменьшительное)

ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради

— Назовите суффикс в слове паучище (ищ) . Что теперь случилось с пауком? (он стал огромным) Какое значение придает суффикс –ищ- слову? (увеличительное)

ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради

— Какую гипотезу мы можем доказать. (суффиксы придают словам различные смысловые оттенки) Какие?

— А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами, потому что в совместной работе мы еще лучше узнаем своих друзей. И еще раз убедимся в правильности своей гипотезы.

КАРТОЧКА (Будем работать в карточке)

— Найдите в карточке слова. Распределите их по столбикам

Домик, слонёнок, стульчик, ручищ?, зонтик, зайчонок, ветрищ?, болотищ?, топоришко

— Давайте проверим (подтягиванием)

Детен. Пренебрежит. Уменьшит. Увеличит.

слоненок топоришко домик ручищ?

зайчонок зонтик ветрищ?

Запишите в тетрадь

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

-Что необычного заметили в предыдущей работе? В какой части слова они находятся? А у какой части речи?

— Итак, ваши предположения? Как будут писаться окончания после суффикса –ищ-?

— Давайте вернемся к дому нашего суффикса. В нем два этажа. Какие?

-С чего начали рассуждать? (определили часть речи)

— Какую характеристику мы даем имени существительному( число, склонение, род, падеж)

— Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род)

(существительные среднего и мужского рода имеют окончание –Е, а женского рода –А)

С чего мы начали свое рассуждение? (определили часть речи)

— нашли суффикс –ищ-

— выбрали окончание (ср.р. и м.р. (Е), ж.р. (А))

Найдите в карточке задание №3

Вставьте пропущенные окончания, ПОЛЬЗУЯСЬ ПАМЯТКОЙ.

Дворищ…, плечищ…, барабанищ…, лапищ…, журналищ…, днищ…, силищ….

ПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ (поставьте + на полях, кто выполнил задание правильно)

Какую гипотезу мы можем доказать? (когда пишется в окончании после суф. –ищ- А, когда Е)

Как гостеприимный хозяин суффикс – ищ- приглашает поиграть в игру

«Выбери свое место».

Дети выходят по очереди, вытягивают карточку со словом и доказывают вставленное окончание. Занимают место под выбранной буквой.

СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмо (измени слово с помощью суффикса –ищ- и докажи окончание, чтобы попасть в команду)

— Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас у каждого на столе карточки разного цвета. (ЖЕЛТЫЕ- легкий уровень, СИНИЙ- средний, ЗЕЛЕНЫЙ – высокий уровень)

Распредели слова по значениям суффиксов

Лисенок, мячик, усишко, дождище

Допиши окончания используя алгоритм, ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА:

Котищ…, тучищ…, жилищ…

Распредели слова по группам

Столбище, котенок, городишко, садик.

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА :

Заполни таблицу своими примерами (по одному)

Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА

РАБОТАЮТ В КАРТОЧКАХ

Желтые – проверяют по готовым ответам (Оценивают себя)

Оранжевые – проверка ответов по эталону, размещенному на доске (оценивают себя)

Голубые – проверка с учителем, озвучивание ответов.(оценивают себя)

— Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, пожмите друг другу руку.

VII Подведение итогов

Давайте вернемся к гипотезам. Все ли гипотезы мы доказали?

Давайте проанализируем нашу работу, опираясь на данные предложения:

-Я сегодня вспомнил (что такое суффикс)

— Я сегодня узнал (какую смысловую окраску несут суффиксы)

— Я сегодня доказал (при помощи суффикса совершаются превращения;

суффикс придает словам различные смысловые оттенки;

как правильно написать окончания имен существительных с

— Я сегодня научился (правильно писать окончания имен существительных с суффиксом –ищ-)

— А каким алгоритмом мы пользовались? Восстановите последовательность.

— Где нам могут пригодиться эти знания?

Хотите ли вы продолжить исследовательскую работу? ДЗ учебник стр. 87 упр. 87

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Школяр Ирина АнатольевнаНаписать 4632 27.03.2014

Номер материала: 41086032726

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.03.2014 587
    27.03.2014 575
    27.03.2014 1128
    27.03.2014 1890
    27.03.2014 1016
    27.03.2014 557
    27.03.2014 1224

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России запустят телепроект о российских вузах

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/123-gl-19-10

http://infourok.ru/material.html?mid=41086