Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
- заголовок — под заголовок (дополнительный заголовок);
- модный — ультра модный (очень модный);
- плыть — пере плыть (преодолеть реку, оказаться на другом берегу).
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
- золотой — золот ист ый (слегка золотой цвет);
- гора — гор к а (маленькая гора);
- бабушка — бабушк ин (принадлежащий бабушке).
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
- что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
- обочина чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
- иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
- думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
облак о , сер ый , выгляну ть , ярк ий , солнц е
Из-за сер ых облак ов выглянул о ярк ое солнц е .
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
- сол ён ый
- крас от а
- за брос и ть
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
красн ый, краснот а, красне ть, покрасне ть, докрасна .
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
- подброси л а мяч;
- освети л о верхушки деревьев;
- заигра л и на гитаре.
Видеоурок
Русский язык
Финасовая грамотность с детской картой от Тинькофф
Закажи карту Tinkoff Junior тут и получи 200 баллов на счет
План урока:
Морфемы — самые маленькие значимые части слова
Что значит значимые части слова? Это значит имеющие значение (лексическое или грамматическое). Например, домик. Это тот же дом, но только маленький. Как мы узнали, что он маленький? Об этом говорит его суффикс -ик-. Он есть и в других словах, которые обозначают небольшие по размеру предметы: томик, гномик, пупсик, ключик.
В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.
Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.
Морфемика – от греческого слова морфе – форма.
Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.
Окончание
Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?
- Собака, лаять, ветер, носить.
- Поспешить, люди, насмешить.
- Без, труд, не вытянуть рыбка, из, и, пруд.
Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.
- Собака лает — ветер носит.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.
Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.
Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.
Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.
Нет урока — грамматическое значение единственного числа родительного падежа выражено окончанием-а.
Рады уроку – значение единственного числа дательного падежа выражено окончанием -у.
В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □
У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».
Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.
Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат□,читатель□, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.
Основа слова
В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.
Корень
Как мы уже сказали, в основу входит корень.
Например, дом, домишко, домашний, бездомный – своеобразные родственники. У них один и тот же корень – -дом-. Оно объединяет все данные слова. Связь этих слов проявляется при словообразовании: слова имеют разные приставки, суффиксы, но корень – общий.
Что надо сделать, чтобы найти корень?
Чтобы найти корень, надо:
- Найти и мысленно отбросить окончание;
- Подобрать однокоренные слова, но с другими суффиксами и приставками.
Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.
Например, нужно найти корень в слове добренький. 1. Отбрасываем окончание -ий. 2. Подбираем родственные слова: доброта, добрый, добро, предобрый. Общая часть эти слов – -добр-. Это и будет корень.
А теперь давай поработаем.
Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.
- Море, морской, морковь.
- Лес, лестница, лесной,
- Горло, горловина, горестный.
- Летать, летательный, летний.
Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.
Суффикс
Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.
Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.
Чтобы найти в слове суффикс, надо:
- Выделить основу слова, а в ней – корень и приставку (если есть)
- Подобрать слово, максимально близкое данному по составу и значению
- Проверить, правы ли вы: подобрать слова с таким же суффиксом.
Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.
Как называют человека, который:
- Играет в футбол; занимается фигурным катанием; занимается программированием.
- Читает; спасает; строит; учит чему-либо.
- Переводит с одного языка на другой; переплетает книги.
Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.
Приставка
А сейчас попробуй сравнить слова шумный и бесшумный. Чем они отличаются? Конечно, своим значением. Они обозначают признаки, противоположные друг другу. Чем различается их строение? Тем, что в слове бесшумный есть часть бес-, которая находится перед корнем. Она превращает слово шумный в его антоним. Бес- — это приставка.
Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.
Чтобы найти приставку, нужно:
- выделить корень;
- подобрать слова с такой же приставкой.
Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.
А теперь снова время для упражнений.
Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.
Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.
Проверь себя. Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.
Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».
http://100urokov.ru/predmety/morfemy
http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov