Какие суффиксы не входят в основу глагола

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в новую одеж­ду.

Формообразующие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

Рассмотрим это на при­ме­рах. Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские фор­мы раз­ных частей речи.

Начнем с каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

  • муд­рый — мудрее, весе­лый — веселее,
  • близ­кий — ближайший, сла­бый — слабейший,

Наречия с суф­фик­сом -о, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:

  • Звонок зве­нел всё настой­чивее (настой­чи­во).
  • Сейчас его голос зву­чал гро­мче (гром­ко).

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

  • искать — искал,
  • вер­теть — вер­тел,
  • строить — строил.

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми:

  • дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — пишущий, клеящий,
  • дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — думавший, пиливший, вер­тевший, нёсший,
  • стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — видимый, ведомый, читаемый,
  • стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — про­смот­ренный, засеянный, увлеченный, рас­тертый.

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву:

  • делать — делая,
  • сбро­сить — сбро­сив,
  • пере­ве­сить­ся — пере­ве­сившись.

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в дру­гую грам­ма­ти­че­скую одежду.

Рассмотрим это на при­ме­рах. Понаблюдаем за суф­фик­са­ми в грам­ма­ти­че­ских фор­мах раз­ных частей речи.

Начнем с каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

  • муд­рый — мудр ее , весе­лый — весел ее ;
  • близ­кий — ближ айш ий, сла­бый — слаб ейш ий;

Наречия с суф­фик­сом , обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:

  • Звонок зве­нел всё настой­чив ее (настой­чи­во).
  • Сейчас его голос зву­чал гро­мч е (гром­ко).

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся формообразующими:

  • у дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — пиш ущ ий, кле ящ ий;
  • у дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — дума вш ий, пили вш ий, вер­те вш ий, нёс ш ий;
  • у стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — вид им ый, вед ом ый, чита ем ый;
  • у стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — про­смот­ре нн ый, засея нн ый, увлеч енн ый, рас­тер т ый.

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву слова:

  • делать — дела я ;
  • сбро­сить — сбро­си в ;
  • пере­ве­сить­ся — пере­ве­си вши сь .

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Суффиксы. Начальная школа.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок, рам-оч-к(а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

  • суффикс –ть ( -ти) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть, нес-ти
  • суффикс-л- – форму глаголов прошедшего времени: чита-л, дума-л .

Суффиксы –ть ( -ти), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после окончания: пойд(ем)-те, поед(ем)-те.

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя:

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя.

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после окончания:

закрыва (ет) ся , умыва (ю) сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

  • словоизменение — это образование формодного и того жеcлова.
  • словообразование — это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник-:

лес-ник, школь-ник, уче-ник, троеч-ник, спут-ник, курорт-ник, льгот-ник, суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск-:

сель-ск(ий), деревен-ск(ий), мор-ск(ой), москов-ск(ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник-, –от– . –ок– ( гриб-ник, крас-от(а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- ( флот-ск(ий) ) – для образования только прилагательных; –ыва-,-ива– ( обдум-ыва-ть ) – только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр-: добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин-: малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем-: врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и приставки) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь – доч-к(а) – доч-еньк(а), дом – дом-ик;
  • увеличительное значение: рука – руч-ищ(а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок, ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель, трактор-ист, москв-ич, сибир-як, академ-ик, груз-ин, кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц(а), мастер-иц(а), фельдшер-иц(а), осет-ин-к(а), машин-ист-к(а), писатель-ниц(а) и т.д
  • выражение отношения к лицу : хитрюга, жадюга, малявка, козявка, лентяй, слюнтяй .

Суффиксы (и приставки) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова – существительное мужского рода ( учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс –от– – существительное женского рода ( добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс –ск– – прилагательное ( венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой, то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] ( или часто обозначается [j’]). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья – [врун’ /й’ / а] , эмиграция – эмигр[/ацый’/а], двое – дв[/ой’/э], лисьего [л’ис’/й’/ива], лисьей [л’ис’/й’/ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный:

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) – стар-инн(ый) ⇒ корень стар-, окончание -ый;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн-. Находим слово стар-ин(а), в котором -ин– – суффикс, выделяем его: стар-ин-н(ый).
  3. Рассматриваем оставшееся -н-. Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса-н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н-, подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы “связаны” с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н(ый) (от модный), осен-н(ий) (от осень). Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н(ый).

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

СуффиксыИх работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба – рыбка
ключ – ключик
замок – замочек
друг – дружок
рука- рученька
лиса- лисонька
Ваня – Ванечка
игла – иголочка
дед – дедушка
поле – полюшко
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес – лесник
возить – возчик
барабан – барабанщик
учить – учитель
учить – учительница
радист – радистка
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала – скалистый
город – городской
горох — гороховый
шаль – шалевый
лето – летний
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звучать
рана –ранить
белый – белеть
зима – зимовать
кольцо – кольцевать
укачать – укачивать
открыть -открывать
-ся-(-сь-)учить – учиться – учусь
лечить – лечиться – лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л-читаю – читал ;
говорю – говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, часть слова –чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка , Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/suffiks/kakie-suffiksyi-ne-vhodyat-v-osnovu-slova.html

http://tutrus.com/morfemika/suffiksy-nachalnaya-shkola