Какие суффиксы синонимичные а какие омонимичные

Фрагмент изучения нового по теме «Словообразовательная синонимия и омонимия»

Изучение суффиксов-синонимов и суффиксов-омонимов

Фрагмент изучения нового

Здравствуйте ребята, садитесь

Предъявление-восприятие 1 минута

На слайде 1 представлены слова в два столбика:

Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?

Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.

Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.

Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.

Спасибо. Теперь рассмотрим другой пример.

На слайде 2 представлены слова в два столбика:
1) учитель
воспитатель
строитель
спасатель

Ребята, прочитайте слова. Скажите, что общего и что различного в словах первого и второго столбиков?

Чтобы доказать, сформулируйте ЛЗ слов, способ образования.

Давайте запишем этот пример, остальные слова разберем устно.

Какое явление из лексики вам напоминает данное? Обоснуйте свой ответ.

Сформулируйте самостоятельно определение синонимичных и омонимичных суффиксов. Пожалуйста, Оля. Ребята, внимательно послушайте Олю.

В чем согласны с Олей?

Суффиксы в словах 1го и 2о столбиков суффиксы по написанию одинаковые «тель», а по значению разные: «лицо по роду деятельности» и «неодушевленный предмет (орудие, машина, устройство, приспособление),

Учитель- тот, кто учить. Образовано от слова учить с помощью суффикса -тель.

Записывают в тетради.

Это явление напоминает явление лексической омонимии. При лексической омонимии слова по звучанию и написанию одинаковые, но совершенно разные по значению. В данном случае такая же ситуация, но не в отношении слов, а в отношении морфем, а именно суффиксов.

Суффиксы в словах 1го и 2го столбиков по написанию разные, а по значению одинаковые: «лицо по роду деятельности»

Грузчик- тот, кто грузит, образовано от слова грузить с помощью суффикса –чик.

Записывают пример в тетрадь

Явление лексической синонимии. При лексической синонимии слова различны по написанию, но тождественны или близки по значению. В данном случае мы наблюдаем такое явление в отношении суффиксов.

Один ученик проговаривает определения вслух, остальные слушают.

Синонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по значению тождественны или близки, но разные по написанию.

Омонимичные суффиксы- это такие суффиксы, которые по написанию и звучанию одинаковые, но совершенно разные по своему значению.

Первичное закрепление+ элемент нового знания

Выборочный диктант «третий лишний»

Ребята, давайте теперь выполним упражнение, с помощью которого закрепим наши знания об омонимичных и синонимичных суффиксах.

Я продиктую вам ряды слов, из которых вы должны выписать только те слова, которые считаете лишними в ряду. Слова записывайте в строчку, первое с большой буквы, остальные через запятую.

Учитель диктует ряды слов:

1.Преподаватель , выпрямитель, нагреватель.

2. борец , новосибирец, исландец.

3.Грибник , градусник, угольник.

4.Диванчик, коридорчик, докладчик .

5.Сибиряк, пермяк, рыбак .

6.Словарь, букварь, пахарь .

Какие слова выписали?

(На слайде 3 выведены эти слова после ответов учеников). Сформулируйте значения данных слов. Назовите суффиксы (учитель выделяет суффиксы на слайде под диктовку учеников) Как мы можем назвать такие суффиксы?

Хорошо. Ребята, скажите, а какие оттенки значений нам встречаются в словах из нашего упражнения. (Сравните: учитель и грибник)

Дополните этот ряд своими примерами слов со значением «профессии» и «любимого занятия». Называйте:

1) слово 2) слово, от которого оно образовано 3) суффикс

(Фронтальный устный опрос)

Какие выводы мы можем сделать о суффиксах со значением «лицо по роду деятельности»? (Какие еще значения могут приобретать эти суффиксы?)

Записывают слова в тетради

Преподаватель, борец, грибник, докладчик, рыбак, пахарь.

Все слова имеют значение «лицо по роду деятельности». Суффиксы: -тель,

Мы можем назвать эти суффиксы синонимичными, так как по написанию они различны, но близки по значению.

профессия и любимое занятие.

Например, учитель- профессия, грибник- любимое занятие.

Гитарист, упаковщик, хоккеист, писатель, машинист, уборщик, мясник…

Суффиксы со значением «лицо по роду деятельности» могут приобретать и другие значения. Например, учиТЕЛЬ и нагреваТЕЛЬ: «профессия» и «предмет, устройство для…»;

грибНИК и модНИК- лицо по роду занятий (любимое занятие) и характеристика лица.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Жабчиц Карина ВладимировнаНаписать 699 07.02.2017

Номер материала: ДБ-172865

    07.02.2017 332
    07.02.2017 172
    07.02.2017 360
    07.02.2017 288
    07.02.2017 809
    07.02.2017 1301

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения дополнит цифровым модулем каждую профессию в СПО

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

В Москве планируют внедрить экспресс-тестирование на коронавирус в школах

Время чтения: 1 минута

Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Омонимичные, синонимичные и антонимичные морфемы

Морфемы, как и единицы других языковых уровней, вступают в системные отношения друг с другом. С точки зрения значения морфемы, как и слова, могут быть омонимичны, синонимичны или антонимичны друг другу.
Омонимичными называются морфемы, совпадающие по звуковому составу, но различающиеся по значению.
К о р н е в ы е омонимы — это прежде всего корни лексических омонимов, например, гриф ‘птица’, гриф ‘штемпель, печать’ и гриф ‘часть струнного инструмента’.
К п р е ф и к с а л ь н ы м омонимам относятся некоторые приставки, участвующие в образовании слов как одной части речи (с 1 — со значением ‘вниз’: с-прыгнуть ← прыгнуть; с 2 — со значением ‘результат’: с-делать ← делать), так и разных частей речи (про-ректор ← ректор и про-слушать ← слушать).
Омонимичные с у ф ф и к с ы могут быть представлены у слов как одной и той же части речи (-ин 1 — со значением ‘единичность’: солом-ин-а ← солома; -ин 2 — со значением ‘большой’: столб-ин-а ← столб; -ин 3 — со значением ‘мясо’: лосос-ин-а ← лосось), так и разных частей речи (дом-ин-а ← дом, бабушк-ин ← бабушка).
Синонимичными являются морфемы, имеющие совершенно разный звуковой состав, но совпадающие или близкие значения. Синонимичными могут быть морфемы всех видов.
К о р н е в ы е синонимы употребляются в составе лексических синонимов: спеш-и-ть — тороп-и-ть- ся.
Как пример синонимичных п р и с т а в о к можно отметить вы- и из- (вы-гнать — из-гнать).
С у ф ф и к с а л ь н ы х синонимов особенно много среди суффиксов существительных, например суффиксы -ец-, -тель-, -ун-, -щик- со значением ‘производитель действия’: чт-ец, писа-тель, бег-ун, надсмотр-щик.
Синонимичны п о с т ф и к с ы -то, -либо, -нибудь.
Морфемы с противоположными значениями называются антонимичными.
К к о р н е в ы м антонимам относятся корни лексических антонимов, например: глубок-ий — мелк-ий.
К с у ф ф и к с а л ь н ы м антонимам относятся словообразовательные суффиксы с
соотносительным противоположным значением, например: руч-ищ-а — руч-к-а.
Особенно широко распространены антонимичные отношения среди п р и с т а в о к: с-прыгнуть — за- прыгнуть, в-бежать — вы-бежать, при-лететь — у-лететь.

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Суффикс.

Суффикс (от лат. suffixus – приколоченный, прибитый) – значимая часть слова, которая находится в слове после корня и играет словообразующую или формообразующую роль:

Звезда – звезд-ный, столб – столб-няк;

Добрый – добрейший, читать – читал.

Как и префикс, суффикс не является обязательной частью слова.

Одно слово может иметь один или более суффиксов:

Добр-о; саб-ель-ник; образ-ова-нн-ость.

Классификация суффиксов.

Суффиксы классифицируются по значению, по функции и по форме.

По значению суффиксы могут быть:

омонимичными – имеют разное значении при одинаковом произношении и написании:

Артист-к-а, пиантист-к-а – кроват-к-а, голов-к-а.

синонимичными – имеют схожее значение, и различаются только сферой употребления:

антонимичными – придают слову оттенок субъективного оценивания:

Таз-ик – таз-ище-е; руч-к-а – руч-ищ-а.

По форме суффиксы делятся на:

Нулевой суффикс – это суффикс, который не выражается звуками или буквами, но придает словам определенное грамматическое значение.

К нулевым суффиксам относятся:

  • Нулевой суффикс глаголов повелительного наклонения:
    сядь, вынь, делай.
  • Нулевой суффикс глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода, которые также участвуют в образовании сослагательного наклонения:
    промокать – промок, промок бы; везти – вёз, вёз бы.

По функции суффиксы бывают:

Формообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых происходит образование форм одного и того же слова:

Веселый – веселее (сравн. степень);

Смотреть – смотрел (прош. время);

Почитать – почитывать (несов. вид).

Словообразующие суффиксы – это суффиксы, которые служат для образования однокоренных слов и других частей речи:

Читать – чита-тель, техника – технич-еск-ий.


источники:

http://grammatika-rus.ru/omonimichnye-sinonimichnye-i-antonimichnye-morfemy/

http://www.calc.ru/Suffiks.html