Подлежащее — что это такое
В каждом предложении есть грамматическая основа, состоящая из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Это его каркас и мы в общих чертах рассмотрели его в одном из наших предыдущих уроков. Сегодня же поговорим о составляющих этого каркаса и узнаем что такое подлежащее.
Подлежащее как часть предложения
Этот термин ввёл М.В. Ломоносов: подлежащее – значит «лежащее в основе».
Слово/Словосочетание, которое представляет собой главный предмет или объект в предложении и отвечает на вопросы «кто?», «что?», называется Подлежащим и относится к главным членам предложения.
Подлежащее в двусоставном предложении указывает на то, к чему относится информация, содержащаяся в сказуемом:
- Засмеятьсядобрым, светлым смехом может только глубокая, добрая (кто? что?) душа (Н.В. Гоголь).
- Сначала в семействе чувствовалась (кто? что?)неловкостьв обращении с князем Андреем (Л. Толстой).
В односоставных предложениях, где нет сказуемого, подлежащее в одиночку играет роль основы и указывает обычно на место, время событий:
- Земская больница. Утро (А.П. Чехов).
- Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет (А.Блок).
Вопросы и обозначения
К подлежащему задают вопросы именительного падежа кто? что? Оно обозначает предмет (одушевлённый или неодушевлённый), лицо, явление, отвлечённое понятие:
- Птицывсё громче и хлопотливее щебетали в чаще (Л. Толстой).
- Солотча – извилистая неглубокая река (К. Паустовский).
- Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле… (И.С. Тургенев).
- Установилась хорошая погода (А.М. Горький).
- Приятные думы, пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод (А.М. Горький).
В качестве условного обозначения этот главный член принято подчёркивать одной чертой .
Как найти подлежащее в предложении
Подлежащее указывает на предмет речи. Поэтому чтобы его найти, надо понять, про что говорится в предложении: Солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты (А. Коваленков). Пусть сильнее грянет буря! (А.М. Горький).
- В первом предложении сообщается о солнце и перекатах . Проверяем, задав вопросы от сказуемых: скрылось (кто? что?) солнце, затуманились (кто? что?) перекаты.
- Второе предложение про бурю :пусть грянет (кто? что?) буря. Лучше задавать именно два вопроса, чтобы не спутать подлежащее с дополнением.
В предложении с похожими формами важен порядок слов. Например: Весло задело платье. Здесь в соответствии с порядком слов весло должно считаться существительным именительного падежа и, следовательно, подлежащим: задело (кто? что?) весло.
Однако никогда не надо забывать и о смысле, который важнее порядка слов: Солнце закрыло облако. Здесь указанное действие может совершать только облако : закрыло (кто? что?) облако.
Бывают случаи, когда для определения подлежащего нужен более широкий контекст. Например, в предложении Вчера приехала сестра Александра подлежащим может быть сестра Александра (т.е. Александра – это имя сестры) или только сестра (если Александр её брат).
Способы выражения подлежащего
В роли подлежащего чаще всего выступают существительные или местоимения именительного падежа. Это связано с тем, что первая из указанных частей речи обладает обобщённым значением предметности и наиболее удобна для выражения предмета мысли и речи, а вторая — является её заместителем:
- Ничего не понимая и виляя хвостом, Тётка пошла за ним.
- Через минуту она уже сидела в санях около ног хозяина… (А.П. Чехов).
Но подлежащим может быть также любая другая часть речи, употреблённая в роли существительного, то есть субстантивированная (перешедшая в категорию имён существительных). Представим способы выражения подлежащего в виде таблицы.
Способы выражения | Примеры выражения подлежащего в предложении | |
Имя существительное | Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег (Н.Островский). | |
Местоимения | Личные | Я ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев). |
Неопределённые | Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский). | |
Отрицательные | Ничто не сблизит больше нас (М.Ю Лермонтов). | |
Вопросительно-относительные | Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А.С. Пушкин). | |
Указательные | Это было в семидесятых годах (Л.Толстой). | |
Определительные | Этак всякий может петь (А.П. Чехов). | |
Притяжательные | Пускай моё пропадает (Л. Толстой). | |
Прилагательное | Прекрасное должно быть величаво (А.С. Пушкин). | |
Причастие | Танцующие теснились и толкали друг друга (А.И. Куприн). | |
Числительные | Количественные | Шестнадцать делится на два. |
Порядковые | А тот третий что во поле ветер (нар. песня). | |
Собирательные | Двое покинули зал. | |
Наречие | Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Р. Рождественский). | |
Неопределённая форма глагола (инфинитив) | Учить – ум точить. | |
Союзы, Частицы, Междометия | Это « если бы », отнесённое им к прошедшему, сбылось (И.С. Тургенев). И опять слышится « бу-бу-бу » (А.П. Чехов). |
Словосочетание в качестве подлежащего
Предложения с подлежащим, представленные ниже, выражены синтаксически цельным словосочетанием.
Сущ.+ сущ. Р.п. | Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (М. Шолохов) |
Сущ.+ сущ. Т.п. | Базаров с Аркадием уехали на второй день (И.С. Тургенев). |
Мест. + мест. Р.п. | Каждый из нас по-своему лошадь (В.В. Маяковский) |
Мест.+ мест. Т.п. | Мы с тобой бестолковые люди…(Н.А. Некрасов). |
Мест.+ сущ. Т.п. | Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (А.М. Горький). |
Числ.+ сущ. Р.п. | Три танкиста, три весёлых друга – Экипаж машины боевой (Б. Ласкин). |
Числ.+ мест. Р.п. | И ни один из нас не замёрз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин). |
Фразеологизм | Муки Тантала были ему не под силу (А.П. Чехов). |
Имя собственное | Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев) |
При нахождении подлежащего в таких предложениях важно обращать внимание на форму сказуемого:
- Дед с матерьюшли впереди всех (А.М. Горький). В этом предложении глагол-сказуемое множественного числа, поэтому подлежащим следует считать словосочетание дед с матерью .
- Дедс матерью шёл впереди всех. Подлежащим будет только слово дед , так как глагол-сказумое единственного числа.
Особенностью подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов свыше, больше, меньше, около является отсутствие формы именительного падежа: Около десятка книг прочитано за полгода.
ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРУДАХ М. В. ЛОМОНОСОВА ПО ГРАММАТИКЕ И РИТОРИКЕ
lt;. gt; Признаки материалистического мировоззрения обнаруживаются и в ломоносовском истолковании «предложения» («речи», по терминологии Ломоносова): «Вещь иметь должна прежде свое бытие, потом деяния» (§ 81).
Все остальные члены предложения служат для распространения состава предложения: «Вещей и деяний свойства и обстоятельства умножают наши понятия и названиями их речь распространяют». Например: Облака, сгущенные влажностью, покрыли освещенное солнцем небо; Темность облаков покрывает ясность неба; Об лака покрывают небо на востоке; Земля тучнеет от росы. «Сей порядок речений и их полность хотя с чином натуры сходствуют, однако вольность человеческих мыслей превращает порядок оных и выключает из речи то, чему бы по натуре быть должно было. Поэтому возможны изменения в порядке слов, инверсии. Пример инверсионного словорасположения: Тучнеет от росы земля».
Настойчиво выдвигая мысль о соотнесенности речи с действительностью, или об отражении действительности в речи, Ломоносов рассматривает предложение как выражение суждения (или «рассуждения», по терминологии той эпохи): «Сложение знаменательных частей слова, или речений. производит речи, полный разум в себе составляющие чрез снесение разных понятий». Ломоносов, следовательно, к ранее отмеченным признакам предложения — законченности мысли и грамматически оформленной связи слов — присоединяет еще один, самый существенный: «снесение» (т. е. сопоставление, объединение) разных понятий в акте предикации.
Кроме простого «сочинения речений», т. е. простого предложения, Ломоносов различает еще две синтаксические категории: «сочинение сложное», т.
«Сложное сочинение» — это «соединение нескольких речей, полный разум в себе содержащих». Образование сложного предложения, по Ломоносову, осуществляется с помощью относительных (или «возноситель- ных») местоимений, деепричастных оборотов и союзов. «Отсюда рождаются разные периоды: одночленные, двучленные, тричленные, четы- речленные». lt;.. .gt;
«Сочинение частей слова» у Ломоносова сводится к правилам сочетания слов в предложении по принципу согласования и управления. Например: «Существительные сопряженные, к одной вещи надлежащие, падежом согласные, родом и числом различествовать могут: Стихотворство моя утеха; Физика мои упражнения». Сначала излагаются общие принципы сочетания слов, или образования словосочетаний как двусловных, так и многословных. Например: «Когда два имени существительные, к разным вещам принадлежащие, полагаются в слове без союза, одно должно быть в родительном падеже: множество народа, туча стрел, столп церкви, сын отечества. Когда же значит владение, существительное требует прилагательного: дом отца моего, стихи древнего Гомера, или другого существительного: стихи Гомера-стихо- творца».
Ломоносов различает «сочинение имен», «сочинение глаголов», «сочинение вспомогательных частей слова» и «сочинение частей слова по разным обстоятельствам».
Ломоносов выделяет несколько типов именных словосочетаний, типичных для русского языка (например, словосочетания с именами числительными, словосочетания при сравнительной степени, именные словосочетания для обозначения превосходства — Волга из рек российских превеликая, красноречивый Цицерон из всех ораторов и т. п.). При описании словосочетания определяется его смысловое содержание, а также лексическое значение составных частей. Например: «Существительные, до похвалы или похудения надлежащие, требуют родительного падежа: человек превосходного остроумия, младенец слабого сложения». Впрочем, тот же принцип взаимодействия лексических и грамматических значений был выдвинут еще Смотрицким.
Однако Ломоносов, устанавливая правила сочетания слов, приходит к выводу о наличии разных степеней грамматической обобщенности и абстрагированности форм словосочетания. В связи с этим в отдельных случаях он гораздо более выразительно подчеркивает тесную и глубокую зависимость синтаксических связей от лексических значений сочетающихся слов. «Прилагательных имен падежи, с коими они сочиняются, — пишет он, — общим правилам не подвержены ради разных их знаменова- ний, что должно знать из употребления. Непостоянства сего примеры: силен словом, рукою; силен в слове, в споре; счастлив братом; счастлив в игре; на бою и проч.»
Среди разных типов глагольных словосочетаний Ломоносовым описаны действительные и страдательные обороты, наиболее употребительные формы предложно-глагольных конструкций, сочетания безличных глаголов с инфинитивом (случается найти петуху жемчужину), другие виды конструкций с инфинитивом или инфинитивных конструкций, деепричастные обороты и др.
lt;. gt; Необходимо отметить, что к учению о «сочинении глаголов» Ломоносов относит также некоторые типы одночленных предложений — безличных и инфинитивных, так как в них нет высказывания о бытии или деянии вещи, т. е. нет существенных признаков «речи», или предложения в понимании Ломоносова. Так, говоря об инфинитиве, или о «наклонении неокончательном», Ломоносов считает необходимым здесь же упомянуть об инфинитивных конструкциях. Таким образом, Ломоносов в главе о «сочинении глаголов» дает тонкую характеристику основных модальных типов инфинитивных предложений.
В следующей (четвертой) главе Ломоносов, еще не выделяя из круга словосочетаний вопроса о значениях предлогов и о функциях союзов, рассматривает «сочинение вспомогательных частей слова». Здесь речь идет о роли местоимений, наречий, междометий, предлогов и союзов в образовании словосочетаний и об употреблении их в составе словосочетаний. Так, по словам Ломоносова, «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению и к важности служит»: вижу восходящую брани тучу.
В Риторике Ломоносов излагает развернутую теорию предложения. «Предложением» здесь называется то, что в «Российской грамматике» именуется «речью». Теория предложения в Риторике тесно связывается с логической теорией суждения (или, по терминологии того времени, «рассуждения»). «Сложенные идеи, — пишет Ломоносов, — состоят из двух или многих простых идей, между собою сопряженных и совершенный разум составляющих. А ежели сложенная идея состоит из многих простых, тогда нередко сопрягаются иные из них союзами и предлогами, наприклад: Богатство и честь суть побуждения к трудам. Таким образом, сложенные идеи по-логически называются рассуждениями, а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют». В предложениях выделяются две основные части: подлежащие и сказуемые. Предложения разделяются на утвердительные и отрицательные, которые, в свою очередь, бывают общие и особенные. Подлежащее и сказуемое могут выражаться отдельными словами, но могут состоять и из группы слов. «Простые идеи, к терминам темы приисканные, должно сопрягать одну с другою, как подлежащее и сказуемое, и так составлять предложения утвердительные или отрицательные, общие или особенные». Вот примеры предложений, распадающихся на составы — подлежащего и сказуемого: Всяк ободренный надеждою / день и ночь неусыпно трудится; Весенние ясные дни / отзывают неусыпного. lt;. gt;
Вникая в суть ломоносовского учения о сочинении частей слова (т. е. частей речи), об образовании предложений и периодов, можно наметить те проблемы синтаксиса, которые были поставлены гениальным ученым-энциклопедистом перед русским языковедением и решение которых завещано им своим ближайшим ученикам и последователям в области русской грамматики:
- Необходимо было точнее определить границы и объем синтаксиса.
Таким образом, само учение о «сочинении» частей речи, лежавшее в основе русского синтаксиса до 20-30-х годов XIX в., нуждалось в преобразовании. Такое преобразование могло состоять или в сближении учения о частях речи с учением о предложении и его членах, или же в создании теории словосочетаний как своеобразных синтаксических единств.
- Ломоносовым была выдвинута вполне правильная и глубокая мысль о разных степенях зависимости синтаксических связей слов от группировки слов по семантическим разрядам или группам. Однако сам Ломоносов собрал слишком мало материала для того, чтобы сгруппировать слова в пределах разных частей речи по общим семантическим разрядам и положить эту группировку в основу анализа синтаксических связей.
- Ломоносовское учение о предложении и его главных членах — подлежащем и сказуемом — не исчерпывало вопросов, относящихся к строю предложения, к различиям типов предложений, к составу предложений и к приемам выражения синтаксических отношений между словами внутри предложения.
Эти вопросы, выдвинутые Ломоносовым, в последующей традиции не всегда решались и разрабатывались в том направлении, которое было указано Ломоносовым. Русская синтаксическая наука в ее идеалистических ответвлениях не пошла по ломоносовскому пути. lt;.gt;
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Обобщение по теме «Члены предложения»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Главные и второстепенные члены предложения.
- Способы выражения членов предложения.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресат действия, орудие действия.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?».
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
- Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С.75-90.
- Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.113 – 117.
- Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.154 – 163.
- Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-328.
- Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово может рассматриваться как член предложения только в связи с другими словами, т.е. в составе предложения. Членами предложения могут быть только самостоятельные части речи. Служебные части речи членами предложения не являются.
Основной единицей синтаксиса является предложение. Предложение не может быть построено без грамматической основы – главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного главного члена). И подлежащее, и сказуемое могут быть выражены одним словом или сочетанием слов.
Термины «подлежащее» и «сказуемое» были введены М. В. Ломоносовым. Откуда взялись эти термины? Подлежащее значит «лежащее в основе предложения». Сказуемое – это то, что «сказано о подлежащем».
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?». Обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Обычно выражается глаголом, но может быть выражено именем существительным и именем прилагательным.
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире.
Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в предложении только один главный член, то такое предложение называется односоставным.
В предложении, кроме главных, могут быть второстепенные члены предложения. В русском языке существуют следующие второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: «какой?», «чей?». Обычно выражается прилагательными.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». Обычно выражается наречиями или именами существительными в косвенных падежах.
Каждый член предложения имеет собственное условное обозначение.
Связи между членами предложения мы устанавливаем по вопросам и графически показываем при помощи стрелок от одного члена предложения к другому. Также мы определяем часть речи, которой выражен тот или иной член предложения.
Если в предложении есть хоть один второстепенный член, то такое предложение является распространённым. Если в предложении есть только грамматическая основа, то это предложение – нераспространённое.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Определите, в каком случае правильно определена грамматическая основа предложения.
Каждый должен знать правила дорожного движения.
1) каждый должен;
3) каждый должен знать;
4) правила знать.
Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое – должен знать. Кто должен знать? Каждый. Следовательно, каждый – это подлежащее, а должен знать – сказуемое. Ответ: каждый должен знать.
- Выделите зелёным цветом грамматическую основу, жёлтым – дополнение, голубым – обстоятельство, малиновым – определение.
На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.
Разбор задания: В предложении говорится о том, что болтался обрывок, следовательно, это грамматическая основа – выделяем зелёным. Задаём вопрос от сказуемого: болтался (где?) на шее; это обстоятельство места – выделяем голубым. От слова на шее задаём вопрос (кого?) собаки; это дополнение – выделяем жёлтым. Задаём вопрос от подлежащего. Обрывок (чего?) верёвки; это дополнение – выделяем жёлтым. Верёвки (какой?) толстой; это определение – выделяем малиновым.
Ответ: На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.
http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/voprosyi-sintaksisa-russkogo-yazyika-trudah-70396.html
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7645/conspect/