Какие термины как подлежащее и сказуемое были введены ломоносовым

Подлежащее — что это такое

В каждом предложении есть грамматическая основа, состоящая из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Это его каркас и мы в общих чертах рассмотрели его в одном из наших предыдущих уроков. Сегодня же поговорим о составляющих этого каркаса и узнаем что такое подлежащее.

Подлежащее как часть предложения

Этот термин ввёл М.В. Ломоносов: подлежащее – значит «лежащее в основе».

Слово/Словосочетание, которое представляет собой главный предмет или объект в предложении и отвечает на вопросы «кто?», «что?», называется Подлежащим и относится к главным членам предложения.

Подлежащее в двусоставном предложении указывает на то, к чему относится информация, содержащаяся в сказуемом:

  • Засмеятьсядобрым, светлым смехом может только глубокая, добрая (кто? что?) душа (Н.В. Гоголь).
  • Сначала в семействе чувствовалась (кто? что?)неловкостьв обращении с князем Андреем (Л. Толстой).

В односоставных предложениях, где нет сказуемого, подлежащее в одиночку играет роль основы и указывает обычно на место, время событий:

  • Земская больница. Утро (А.П. Чехов).
  • Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет (А.Блок).

Вопросы и обозначения

К подлежащему задают вопросы именительного падежа кто? что? Оно обозначает предмет (одушевлённый или неодушевлённый), лицо, явление, отвлечённое понятие:

  1. Птицывсё громче и хлопотливее щебетали в чаще (Л. Толстой).
  2. Солотча – извилистая неглубокая река (К. Паустовский).
  3. Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле… (И.С. Тургенев).
  4. Установилась хорошая погода (А.М. Горький).
  5. Приятные думы, пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод (А.М. Горький).

В качестве условного обозначения этот главный член принято подчёркивать одной чертой .

Как найти подлежащее в предложении

Подлежащее указывает на предмет речи. Поэтому чтобы его найти, надо понять, про что говорится в предложении: Солнце скрылось за горою, затуманились речные перекаты (А. Коваленков). Пусть сильнее грянет буря! (А.М. Горький).

  1. В первом предложении сообщается о солнце и перекатах . Проверяем, задав вопросы от сказуемых: скрылось (кто? что?) солнце, затуманились (кто? что?) перекаты.
  2. Второе предложение про бурю :пусть грянет (кто? что?) буря. Лучше задавать именно два вопроса, чтобы не спутать подлежащее с дополнением.

В предложении с похожими формами важен порядок слов. Например: Весло задело платье. Здесь в соответствии с порядком слов весло должно считаться существительным именительного падежа и, следовательно, подлежащим: задело (кто? что?) весло.

Однако никогда не надо забывать и о смысле, который важнее порядка слов: Солнце закрыло облако. Здесь указанное действие может совершать только облако : закрыло (кто? что?) облако.

Бывают случаи, когда для определения подлежащего нужен более широкий контекст. Например, в предложении Вчера приехала сестра Александра подлежащим может быть сестра Александра (т.е. Александра – это имя сестры) или только сестра (если Александр её брат).

Способы выражения подлежащего

В роли подлежащего чаще всего выступают существительные или местоимения именительного падежа. Это связано с тем, что первая из указанных частей речи обладает обобщённым значением предметности и наиболее удобна для выражения предмета мысли и речи, а вторая — является её заместителем:

  • Ничего не понимая и виляя хвостом, Тётка пошла за ним.
  • Через минуту она уже сидела в санях около ног хозяина… (А.П. Чехов).

Но подлежащим может быть также любая другая часть речи, употреблённая в роли существительного, то есть субстантивированная (перешедшая в категорию имён существительных). Представим способы выражения подлежащего в виде таблицы.

Способы выраженияПримеры выражения подлежащего в предложении
Имя существительное Метель надвинулась сразу. Густо пошёл снег (Н.Островский).
МестоименияЛичные Я ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев).
Неопределённые Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский).
Отрицательные Ничто не сблизит больше нас (М.Ю Лермонтов).
Вопросительно-относительные Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? (А.С. Пушкин).
Указательные Это было в семидесятых годах (Л.Толстой).
ОпределительныеЭтак всякий может петь (А.П. Чехов).
ПритяжательныеПускай моё пропадает (Л. Толстой).
Прилагательное Прекрасное должно быть величаво (А.С. Пушкин).
Причастие Танцующие теснились и толкали друг друга (А.И. Куприн).
ЧислительныеКоличественные Шестнадцать делится на два.
ПорядковыеА тот третий что во поле ветер (нар. песня).
Собирательные Двое покинули зал.
Наречие Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Р. Рождественский).
Неопределённая форма глагола (инфинитив) Учить – ум точить.
Союзы, Частицы, МеждометияЭто « если бы », отнесённое им к прошедшему, сбылось (И.С. Тургенев).
И опять слышится « бу-бу-бу » (А.П. Чехов).

Словосочетание в качестве подлежащего

Предложения с подлежащим, представленные ниже, выражены синтаксически цельным словосочетанием.

Сущ.+ сущ. Р.п.Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (М. Шолохов)
Сущ.+ сущ. Т.п.Базаров с Аркадием уехали на второй день (И.С. Тургенев).
Мест. + мест. Р.п.Каждый из нас по-своему лошадь (В.В. Маяковский)
Мест.+ мест. Т.п.Мы с тобой бестолковые люди…(Н.А. Некрасов).
Мест.+ сущ. Т.п.Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (А.М. Горький).
Числ.+ сущ. Р.п.Три танкиста, три весёлых друга – Экипаж машины боевой (Б. Ласкин).
Числ.+ мест. Р.п.И ни один из нас не замёрз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).
ФразеологизмМуки Тантала были ему не под силу (А.П. Чехов).
Имя собственноеШирокой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев)

При нахождении подлежащего в таких предложениях важно обращать внимание на форму сказуемого:

  • Дед с матерьюшли впереди всех (А.М. Горький). В этом предложении глагол-сказуемое множественного числа, поэтому подлежащим следует считать словосочетание дед с матерью .
  • Дедс матерью шёл впереди всех. Подлежащим будет только слово дед , так как глагол-сказумое единственного числа.

Особенностью подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов свыше, больше, меньше, около является отсутствие формы именительного падежа: Около десятка книг прочитано за полгода.

ВОПРОСЫ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА В ТРУДАХ М. В. ЛОМОНОСОВА ПО ГРАММАТИКЕ И РИТОРИКЕ

lt;. gt; Признаки материалистического мировоззрения обнаруживаются и в ломоносовском истолковании «предложения» («речи», по терминологии Ломоносова): «Вещь иметь должна прежде свое бытие, потом деяния» (§ 81).

Все остальные члены предложения служат для распространения состава предложения: «Вещей и деяний свойства и обстоятельства умножают наши понятия и названиями их речь распространяют». Например: Облака, сгущенные влажностью, покрыли освещенное солнцем небо; Темность облаков покрывает ясность неба; Об лака покрывают небо на востоке; Земля тучнеет от росы. «Сей порядок речений и их полность хотя с чином натуры сходствуют, однако вольность человеческих мыслей превращает порядок оных и выключает из речи то, чему бы по натуре быть должно было. Поэтому возможны изменения в порядке слов, инверсии. Пример инверсионного словорасположения: Тучнеет от росы земля».

Настойчиво выдвигая мысль о соотнесенности речи с действительностью, или об отражении действительности в речи, Ломоносов рассматривает предложение как выражение суждения (или «рассуждения», по терминологии той эпохи): «Сложение знаменательных частей слова, или речений. производит речи, полный разум в себе составляющие чрез снесение разных понятий». Ломоносов, следовательно, к ранее отмеченным признакам предложения — законченности мысли и грамматически оформленной связи слов — присоединяет еще один, самый существенный: «снесение» (т. е. сопоставление, объединение) разных понятий в акте предикации.

Кроме простого «сочинения речений», т. е. простого предложения, Ломоносов различает еще две синтаксические категории: «сочинение сложное», т.

«Сложное сочинение» — это «соединение нескольких речей, полный разум в себе содержащих». Образование сложного предложения, по Ломоносову, осуществляется с помощью относительных (или «возноситель- ных») местоимений, деепричастных оборотов и союзов. «Отсюда рождаются разные периоды: одночленные, двучленные, тричленные, четы- речленные». lt;.. .gt;

«Сочинение частей слова» у Ломоносова сводится к правилам сочетания слов в предложении по принципу согласования и управления. Например: «Существительные сопряженные, к одной вещи надлежащие, падежом согласные, родом и числом различествовать могут: Стихотворство моя утеха; Физика мои упражнения». Сначала излагаются общие принципы сочетания слов, или образования словосочетаний как двусловных, так и многословных. Например: «Когда два имени существительные, к разным вещам принадлежащие, полагаются в слове без союза, одно должно быть в родительном падеже: множество народа, туча стрел, столп церкви, сын отечества. Когда же значит владение, существительное требует прилагательного: дом отца моего, стихи древнего Гомера, или другого существительного: стихи Гомера-стихо- творца».

Ломоносов различает «сочинение имен», «сочинение глаголов», «сочинение вспомогательных частей слова» и «сочинение частей слова по разным обстоятельствам».

Ломоносов выделяет несколько типов именных словосочетаний, типичных для русского языка (например, словосочетания с именами числительными, словосочетания при сравнительной степени, именные словосочетания для обозначения превосходства — Волга из рек российских превеликая, красноречивый Цицерон из всех ораторов и т. п.). При описании словосочетания определяется его смысловое содержание, а также лексическое значение составных частей. Например: «Существительные, до похвалы или похудения надлежащие, требуют родительного падежа: человек превосходного остроумия, младенец слабого сложения». Впрочем, тот же принцип взаимодействия лексических и грамматических значений был выдвинут еще Смотрицким.

Однако Ломоносов, устанавливая правила сочетания слов, приходит к выводу о наличии разных степеней грамматической обобщенности и абстрагированности форм словосочетания. В связи с этим в отдельных случаях он гораздо более выразительно подчеркивает тесную и глубокую зависимость синтаксических связей от лексических значений сочетающихся слов. «Прилагательных имен падежи, с коими они сочиняются, — пишет он, — общим правилам не подвержены ради разных их знаменова- ний, что должно знать из употребления. Непостоянства сего примеры: силен словом, рукою; силен в слове, в споре; счастлив братом; счастлив в игре; на бою и проч.»

Среди разных типов глагольных словосочетаний Ломоносовым описаны действительные и страдательные обороты, наиболее употребительные формы предложно-глагольных конструкций, сочетания безличных глаголов с инфинитивом (случается найти петуху жемчужину), другие виды конструкций с инфинитивом или инфинитивных конструкций, деепричастные обороты и др.

lt;. gt; Необходимо отметить, что к учению о «сочинении глаголов» Ломоносов относит также некоторые типы одночленных предложений — безличных и инфинитивных, так как в них нет высказывания о бытии или деянии вещи, т. е. нет существенных признаков «речи», или предложения в понимании Ломоносова. Так, говоря об инфинитиве, или о «наклонении неокончательном», Ломоносов считает необходимым здесь же упомянуть об инфинитивных конструкциях. Таким образом, Ломоносов в главе о «сочинении глаголов» дает тонкую характеристику основных модальных типов инфинитивных предложений.

В следующей (четвертой) главе Ломоносов, еще не выделяя из круга словосочетаний вопроса о значениях предлогов и о функциях союзов, рассматривает «сочинение вспомогательных частей слова». Здесь речь идет о роли местоимений, наречий, междометий, предлогов и союзов в образовании словосочетаний и об употреблении их в составе словосочетаний. Так, по словам Ломоносова, «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению и к важности служит»: вижу восходящую брани тучу.

В Риторике Ломоносов излагает развернутую теорию предложения. «Предложением» здесь называется то, что в «Российской грамматике» именуется «речью». Теория предложения в Риторике тесно связывается с логической теорией суждения (или, по терминологии того времени, «рассуждения»). «Сложенные идеи, — пишет Ломоносов, — состоят из двух или многих простых идей, между собою сопряженных и совершенный разум составляющих. А ежели сложенная идея состоит из многих простых, тогда нередко сопрягаются иные из них союзами и предлогами, наприклад: Богатство и честь суть побуждения к трудам. Таким образом, сложенные идеи по-логически называются рассуждениями, а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют». В предложениях выделяются две основные части: подлежащие и сказуемые. Предложения разделяются на утвердительные и отрицательные, которые, в свою очередь, бывают общие и особенные. Подлежащее и сказуемое могут выражаться отдельными словами, но могут состоять и из группы слов. «Простые идеи, к терминам темы приисканные, должно сопрягать одну с другою, как подлежащее и сказуемое, и так составлять предложения утвердительные или отрицательные, общие или особенные». Вот примеры предложений, распадающихся на составы — подлежащего и сказуемого: Всяк ободренный надеждою / день и ночь неусыпно трудится; Весенние ясные дни / отзывают неусыпного. lt;. gt;

Вникая в суть ломоносовского учения о сочинении частей слова (т. е. частей речи), об образовании предложений и периодов, можно наметить те проблемы синтаксиса, которые были поставлены гениальным ученым-энциклопедистом перед русским языковедением и решение которых завещано им своим ближайшим ученикам и последователям в области русской грамматики:

    Необходимо было точнее определить границы и объем синтаксиса.

Таким образом, само учение о «сочинении» частей речи, лежавшее в основе русского синтаксиса до 20-30-х годов XIX в., нуждалось в преобразовании. Такое преобразование могло состоять или в сближении учения о частях речи с учением о предложении и его членах, или же в создании теории словосочетаний как своеобразных синтаксических единств.

  1. Ломоносовым была выдвинута вполне правильная и глубокая мысль о разных степенях зависимости синтаксических связей слов от группировки слов по семантическим разрядам или группам. Однако сам Ломоносов собрал слишком мало материала для того, чтобы сгруппировать слова в пределах разных частей речи по общим семантическим разрядам и положить эту группировку в основу анализа синтаксических связей.
  2. Ломоносовское учение о предложении и его главных членах — подлежащем и сказуемом — не исчерпывало вопросов, относящихся к строю предложения, к различиям типов предложений, к составу предложений и к приемам выражения синтаксических отношений между словами внутри предложения.

Эти вопросы, выдвинутые Ломоносовым, в последующей традиции не всегда решались и разрабатывались в том направлении, которое было указано Ломоносовым. Русская синтаксическая наука в ее идеалистических ответвлениях не пошла по ломоносовскому пути. lt;.gt;

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Обобщение по теме «Члены предложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Главные и второстепенные члены предложения.
  2. Способы выражения членов предложения.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресат действия, орудие действия.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С.75-90.
  1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.113 – 117.
  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.154 – 163.
  3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-328.
  4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 259.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово может рассматриваться как член предложения только в связи с другими словами, т.е. в составе предложения. Членами предложения могут быть только самостоятельные части речи. Служебные части речи членами предложения не являются.

Основной единицей синтаксиса является предложение. Предложение не может быть построено без грамматической основы – главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного главного члена). И подлежащее, и сказуемое могут быть выражены одним словом или сочетанием слов.

Термины «подлежащее» и «сказуемое» были введены М. В. Ломоносовым. Откуда взялись эти термины? Подлежащее значит «лежащее в основе предложения». Сказуемое – это то, что «сказано о подлежащем».

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?». Обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Обычно выражается глаголом, но может быть выражено именем существительным и именем прилагательным.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, то между ними ставится тире.

Если в предложении есть и подлежащее, и сказуемое, то такое предложение называется двусоставным. Если же в предложении только один главный член, то такое предложение называется односоставным.

В предложении, кроме главных, могут быть второстепенные члены предложения. В русском языке существуют следующие второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: «какой?», «чей?». Обычно выражается прилагательными.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». Обычно выражается наречиями или именами существительными в косвенных падежах.

Каждый член предложения имеет собственное условное обозначение.

Связи между членами предложения мы устанавливаем по вопросам и графически показываем при помощи стрелок от одного члена предложения к другому. Также мы определяем часть речи, которой выражен тот или иной член предложения.

Если в предложении есть хоть один второстепенный член, то такое предложение является распространённым. Если в предложении есть только грамматическая основа, то это предложение – нераспространённое.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Определите, в каком случае правильно определена грамматическая основа предложения.

Каждый должен знать правила дорожного движения.

1) каждый должен;

3) каждый должен знать;

4) правила знать.

Разбор задания: Анализируем предложение. Находим сказуемое – должен знать. Кто должен знать? Каждый. Следовательно, каждый – это подлежащее, а должен знать – сказуемое. Ответ: каждый должен знать.

  1. Выделите зелёным цветом грамматическую основу, жёлтым – дополнение, голубым – обстоятельство, малиновым – определение.

На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.

Разбор задания: В предложении говорится о том, что болтался обрывок, следовательно, это грамматическая основа – выделяем зелёным. Задаём вопрос от сказуемого: болтался (где?) на шее; это обстоятельство места – выделяем голубым. От слова на шее задаём вопрос (кого?) собаки; это дополнение – выделяем жёлтым. Задаём вопрос от подлежащего. Обрывок (чего?) верёвки; это дополнение – выделяем жёлтым. Верёвки (какой?) толстой; это определение – выделяем малиновым.

Ответ: На шее собаки болтался обрывок толстой верёвки.


источники:

http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/voprosyi-sintaksisa-russkogo-yazyika-trudah-70396.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7645/conspect/