Какое сказуемое совмещает лексическое значение с грамматическим

Типы сказуемого.
Тире между подлежащим и сказуемым

Определение сказуемого

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи (предмет речи в предложении обозначает подлежащее). Сказуемое обычно согласуется с подлежащим и отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? (В большинстве случаев к сказуемому можно поставить более конкретные вопросы – что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.) Мне запомнится таянье снега этой горькой и ранней весной. (что говорится о таянье снега?). Ребенок идет босиком по тропинке, несет землянику в открытой корзинке (что делает ребенок?). Как золотая птичка, дрожит огонь впотьмах (что происходит с огнем?). И желтовата и красна в последней четверти луна (какова луна?). Мы – ранняя проба природы (что мы такое?). Я рыбак (кто я такой?), а сети в море унесло. (А.А. Тарковский)

Упражнение. Найдите сказуемые и выделите их.

Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Ответ. Сударь, я шапочных и шляпочных дел мастер. Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь, и плакал, как ребенок, с горя. Это такой трагический, особенный фасон. Это шапка-невидимка. Как только вы ее наденете, так и исчезнете, и бедный мастер вовеки не узнает, идет она вам или нет. Берите, только не примеряйте при мне. Я этого не перенесу! (Е.Л. Шварц)

Лексическое и грамматическое значение сказуемого

Каждое сказуемое имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение сказуемого – название действия (На ту знакомую гору сто раз я в день прихожу. В.А. Жуковский), состояния (Уже бледнеет день, скрываясь за горою. В.А. Жуковский), качества (Как солнца за горой пленителен закат. Молчалива и грустна милая Светлана. В.А. Жуковский), родового понятия (Любовь есть неба дар. В.А. Жуковский) и др.
Грамматическое значение сказуемого – время и наклонение.
Лексическое и грамматическое значения могут быть выражены одним словом, а могут – двумя или несколькими словами.

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным. Кузнечик на лугу стрекочет в своей защитной плащ-палатке. (А.А. Тарковский) – изъяв. накл., наст. вр. Сергей Сергеич, я пойду и буду ждать вас в кабинете. (А.С. Грибоедов) – изъяв. накл., буд. вр. (первый глагол – в форме будущего простого, второй – будущего составного; оба сказуемых – простые глагольные). Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский) – изъяв. накл., прош.вр. Вы, отроки-други, возьмите коня. (А.С. Пушкин) – пов. накл. Я никогда не знала б вас, не знала б горького мученья. (А.С. Пушкин) – условн. накл.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологическим оборотом, в составе которого есть глагол в каком-либо наклонении. Покойница с ума сходила восемь раз. (А.С. Грибоедов) Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщался, как мелким бесом рассыпался! (А.С. Пушкин)

К простым глагольным относят и сказуемые, у которых нет формального показателя наклонения, времени и грамматического подчинения подлежащему. Это сказуемые, выраженные

усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д. . Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор. (А.С. Пушкин); А ты, сударыня, чуть из постели прыг, с мужчиной! с молодым! (А.С. Грибоедов); . А князь Гвидон с берега душой печальной провожает бег их дальный; глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет. (А.С. Пушкин); Сюда спешу, хвать, об порог задел ногою и растянулся во весь рост. (А.С. Грибоедов); Но царевна в обе руки хвать – поймала. (А.С. Пушкин);

инфинитивом в значении изъявительного наклонения: И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)

Бывает, что в простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; тогда возникают дополнительные смысловые оттенки. Например, в предложении Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри (А.С. Пушкин) форма повелительного наклонения употреблена в значении изъявительного (ср. как он ни бился), но с дополнительным значением условного (ср. как бы он ни бился).
В предложении . Ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй хоть спереди, хоть с тыла (А.С. Грибоедов) повелительное наклонение в значении изъявительного создает дополнительный оттенок возможности (ветер может дуть откуда угодно – он ничему не помешает).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме (в инфинитиве). Основное лексическое значение выражено глаголом в инфинитиве, а вспомогательный глагол выражает общие грамматические значения наклонения, времени, лица, а также добавочные значения.

В составном глагольном сказуемом могут употребляться вспомогательные глаголы двух типов:

фазисные (указывающие на начало, продолжение или конец действия): начать, стать, продолжать, кончить, перестать, прекратить, бросить. Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевдаются, а люди могут обману

Сказала что-то я – он начал хохотать. (А.С. Грибоедов);

модальные ( со значением возможности, желания и пр.): мочь, хотеть, желать, готовиться, стремиться, решить, уметь и др. Он славно пересмеять умеет всех. При нем не смела я дохнуть, у вас спросить, на вас взглянуть. Нам, Алексей Степаныч, с вами не удалось сказать двух слов. Чины людьми

ться. А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. (А.С. Грибоедов) Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы. (Н.В. Гоголь) Но почему с рифмовником бродить по белу свету наперекор стихиям и уму так хочется и в смертный час поэту? Я сделал для грядущего так мало, но только по грядущему тоскую и не желаю начинать сначала. (А.А. Тарковский)

Модальное значение могут выражать не только вспомогательные глаголы, но и некоторые краткие прилагательные и причастия, наречия (слова категории состояния), существительные: рад, должен, готов, обязан, способен, вынужден, надо, можно, нельзя, мастер, в состоянии, в силах и пр. Молчалин за других себя забыть готов. Она не родила, но, по расчету по моему, должна родить. А ты расславить это рад? Ведь надобно ж зависеть от других. Не мастерица я полки-та различать. (А.С. Грибоедов)
В этом случае грамматическое значение наклонения и времени выражает глагол-связка быть в нужной форме, так что сказуемое состоит из 3 слов: 1) связки; 2) вспомогательного компонента, выраженного кратким прилагательным или причастием, наречием, существительным; 3) глагола в неопределенной форме (отсутствие связки, как в примерах, приведенных выше, указывает на настоящее время изъявительного наклонения; правильнее сказать, что в таких предложениях связка нулевая). Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. . Алкид, зажмурив глаза и открыв рот, готов был зарыдать самым жалким образом, но, почувствовав, что за это легко можно было лишиться блюда, привел рот в прежнее положение и начал со слезами грызть баранью кость. Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины. Кучер, заметивши, что один из них был большой охотник становиться на запятки, хлестнул его кнутом. (Н.В. Гоголь)
Составное глагольное сказуемое может иметь осложненную форму; в этом случае, кроме инфинитива основного глагола, употребляется инфинитив вспомогательного глагола: В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. (А.С. Грибоедов)

Упражнения

1. Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье.

Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.

Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.

Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Ответ: хочу вдохнуть, стало сниться, не мог проститься, начал падать.

Сказуемое не буду спать простое глагольное, т.к. это будущее составное время глагола. Глагол начну можно принять за фазовый вспомогательный, но в предложении нет глагола в неопределенной форме, поэтому начну – простое глагольное сказуемое.

2. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Ответ: простые глагольные – увидели, бросалось в глаза (устойчивое выражение), позволяете, услышал, растопырился, буду слушать, потеплел, зовут, ответил; составные глагольные – хочу слушать, придется проткнуть, в состоянии помочь.

Важно обратить внимание учеников на то, что не каждое сочетание спрягаемого глагола и инфинитива представляет собой составное глагольное сказуемое. В предложении Тут начал он зевать и приказал отвести себя в свой номер (Н.В. Гоголь) первое сказуемое – составное глагольное (фазисный глагол в прошедшем времени + основной глагол в инфинитиве), а второе – простое глагольное; действие, обозначенное в инфинитиве отвести, относится не к подлежащему, а к какому-то другому лицу, слуге или хозяину гостиницы, поэтому инфинитив отвести выполняет здесь функцию дополнения. В предложении Он отправился взглянуть на реку, протекавшую посредине города (Н.В. Гоголь) инфинитив цели взглянуть является обстоятельством при простом глагольном сказуемом, выраженном глаголом движения.

3. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.

Один молодой афинянин обратился в суд. Он утверждал, что его одряхлевший отец выжил из ума и потому не способен распоряжаться имуществом семьи. Старик не стал оправдываться – он лишь прочел судьям только что законченную трагедию. После этого спор был сразу решен в его пользу, а сына признали бессовестным лжецом. Трагедия называлась «Эдип в Колоне», а старика звали Софокл. (О.Левинская)

1) обратился в суд – простое глагольное;
2) выжил – простое глагольное;
3) не способен распоряжаться – составное глагольное;
4) не стал – простое глагольное.

Составное именное сказуемое

В составном именном сказуемом есть глагольная связка, выражающая грамматическое значение, и основной (именной) компонент – слова или словосочетания разных частей речи (чаще всего – имена существительные или прилагательные), в которых содержится лексическое значение сказуемого.

В качестве связки в составном именном сказуемом чаще всего используется глагол быть в форме какого-нибудь наклонения. Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес (А.С. Пушкин) – условн. накл. В суровой доле будь упрям, будь хмурым, бедным и согбенным. (Н.С. Гумилев) – повелит. накл. Его голос был песней огня и земли. (Н.С. Гумилев) – изъявит. накл., прош. вр. Разрушающий будет раздавлен, опрокинут обломками плит. (Н.С. Гумилев) – изъявит. накл., буд. вр.
В настоящем времени глагол быть обычно отсутствует; иными словами, связка нулевая: Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее. Лгунишка он, картежник, вор. (А.С. Грибоедов) Однако встречается и связка в форме настоящего времени глагола быть: Дщерь ада, злоба есть содетель бесчисленных лютейших бед. (В.А. Жуковский) Мысль изреченная есть ложь. (Ф.И.Тютчев)
В составном именном сказуемом могут использоваться и другие глаголы-связки: являться, оставаться, становиться, стать, делаться, считаться, называться, казаться, оказаться, представляться и т.п.; они различаются значениями. Поместье наше называлось хутором, – хутор Каменка, – главным имением нашим считалось задонское, куда отец уезжал часто и надолго , а на хуторе хозяйство было небольшое, дворня малочисленная.
Всего же поразительнее оказалась в городе вакса.
Затем детская жизнь моя становится разнообразнее
. (И.А. Бунин)
Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными. (М.Е. Салтыков-Щедрин) И кажется совсем не трудной, белея в чаще изумрудной, дорога не скажу куда. (А.А. Ахматова)

Бывает нелегко правильно определить границы сказуемого и его вид, если в предложении есть глагол быть в спрягаемой форме. Нужно напомнить учащимся, что этот глагол может быть не только связкой в составном именном сказуемом. Если он употреблен в значении «иметься», «находиться», «происходить», тогда он является в предложении простым глагольным сказуемым. Вчера был бал, а завтра будет два. (А.С. Грибоедов) Налево был угрюмый лес, направо – Енисей. (Н.А. Некрасов) Тут были родные ушедших туда, куда я сама торопилась. (Н.А. Некрасов)
Глагол быть не употребляется как вспомогательный в составном глагольном сказуемом: будет летать, будем помнить – это составное будущее время глагола и, следовательно, в предложении – простое глагольное сказуемое. Мы будем помнить и в летейской стуже, что десяти небес нам стоила земля. (О.Э. Мандельштам)

В качестве именной части составного именного сказуемого обычно выступают

краткие прилагательные и причастияДом зеленью раскрашен (причастие) в виде рощи. Сам толст (прилагательное), его артисты тощи (прилагательное) (А.С. Грибоедов);

имена существительные в именительном или творительном падежеПокойник был почтенный камергер. (А.С. Грибоедов) Супружество нам будет мукой. (А.С. Пушкин) Кружевом, камень, будь и паутиной стань. (О.Э. Мандельштам);

полные имена прилагательные в именительном или творительном падеже – Ведь полоумный твой отец. (А.С. Грибоедов) Неужели я настоящий и действительно смерть придет? В такие минуты и воздух мне кажется карим. (О.Э. Мандельштам) Я не буду больше молодым. (С.А. Есенин);

имена прилагательные в сравнительной или превосходной степениАх, злые языки страшнее пистолета. Ну, постоянный вкус в мужьях всего дороже! (А.С. Грибоедов)

Кроме того, именная часть сказуемого может быть выражена предложно-падежными формами существительногоА я перед ней в неоплатном долгу. (А.А. Тарковский) Ум с сердцем не в ладу. (А.С. Грибоедов); местоимениемКак все московские, ваш батюшка таков. Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. (А.С. Грибоедов); наречиемВедь я ей несколько сродни. (А.С. Грибоедов); инфинитивомЕго утеха – по лесам скитаться за зверями. (В.А. Жуковский); фразеологическим оборотомОн не в своем уме. Любезнейший! Ты не в своей тарелке. (А.С. Грибоедов)
Именная часть может быть выражена словосочетанием, основное лексическое значение которого содержится не в главном, а в зависимом слове. Старушки все – народ сердитый. Он человек заметный. Мой муж – прелестный муж. Бал вещь хорошая, неволя-то горька. (А.С. Грибоедов)
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно и др., вносящие в сказуемое значение сравнения. Твой каждый стих – как чаша яда, как жизнь, спаленная грехом. (А.А. Тарковский)

Упражнение. Найдите составные именные сказуемые.

Любимое занятие Васьки Печенкина – пускание змея. Из этого мирного занятия он сделал себе разбойничий промысел. Когда его змей пущен, Васька чувствует себя единственным хозяином неба, и перед ним наши бедные змеи все равно что воробьи перед коршуном. Змей Печенкина могуч и огромен. (К.И. Чуковский)

Ответ: пускание, пущен, чувствует себя хозяином, все равно что воробьи, могуч и огромен.

Составное именное сказуемое может иметь осложненную форму, если связка употребляется в инфинитиве и дополняется спрягаемым вспомогательным глаголом, вносящим в сказуемое добавочное значение. Да умный человек не может быть не плутом. (А.С. Грибоедов) Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. (М.Е. Салтыков-Щедрин)Так не старайся быть умней. (О.Э. Мандельштам)
Бывают сказуемые, в которых лексическое значение выражено не только именной частью, но и полнозначным глаголом, употребленным вместо связки. Как правило, это глагол движения или состояния: Он подымет облако пыли, зашумит бумажной листвой и совсем не вернется – или он вернется совсем другой. (О.Э. Мандельштам) В этом предложении одинаково важно и то, что он (ритм или ветер) вернется (это было бы простое глагольное сказуемое), и то, что он станет другим (составное именное). И ты печальная сидела (А.С. Пушкин) (сидела и была печальна). В школьных учебниках подобные сказуемые называют разновидностью составных именных сказуемых.

Упражнения

1. Найдите простые глагольные сказуемые, выраженные 1)глаголом быть в нужной форме; 2) фразеологическим оборотом; 3) составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть.

Медвежонок был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой, и жил он в будке на лицейском дворе. Принадлежал он генералу Захаржевскому, управляющему царскосельским дворцом и дворцовым садом. Каждое утро лицеисты видели, как, собираясь идти в обход, генерал трепал по голове медвежонка, а тот порывался сорваться с цепи и пойти вслед за ним.
И вот однажды на глазах у лицеистов произошло событие, которое внесло медвежонка в политическую историю лицея.
Генерал Захаржевский, проходя однажды мимо будки, к ужасу своему, обнаружил, что будка пуста: медвежонок-таки сорвался с цепи. Начали искать – безуспешно: ни на дворе, ни в саду медвежонка не было. Генерал потерял голову: в двух шагах был дворцовый сад. (Ю.Н. Тынянов)

Ответ: 1) …ни на дворе, ни в саду медвежонка не было; в двух шагах был дворцовый сад; 2) потерял голову; 3) был довольно рослый, с умными глазами, с черной мордой….

2. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.

Александр Македонский мечом прошелся по Персии, подчинил своей власти Египет, достиг берегов Индийского океана. На обширнейшей территории образованного им государства утвердился греческий язык. На его основе во втором веке до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысячи лет греческий язык был государственным языком Византийской империи.
Но в Западной Европе лишь в четырнадцатом столетии начали изучать язык великих мыслителей древности . Только тогда он стал признаком учености для просвещенных людей своего времени.

Ответ: 1) был государственным языком; стал признаком; 2) начали изучать.

3. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано неправильно.

Был он заяц обстоятельный, высмотрел у вдовы, у зайчихи, дочку и жениться хотел. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был обстоятельный – составное именное;
2) высмотрел – простое глагольное;
3) хотел жениться – составное глагольное.

4. Найдите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.

Был он старый служака зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

1) был – простое глагольное;
2) умел строить – составное глагольное;
3) выворачивать с корнями – составное именное;
4) знал искусство – составное именное.

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

Между подлежащим и составным именным сказуемым с нулевой связкой нередко ставится тире. Наличие или отсутствие тире определяется тем, какими частями речи выражены главные члены и какие слова стоят в предложении между ними.
Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Грушницкий – юнкер. Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка! Мой ответзаглавие этой книги. (М.Ю. Лермонтов) Любовь – святой хранитель иль грозный истребитель душевной чистоты. Бессмертье. тихий светлый брег; наш путь – к нему стремленье. (В.А. Жуковский) Ах! боже мой! неужли я из тех, которым цель всей жизни – смех? (А.С. Грибоедов) Сказуемое может быть выражено словосочетанием с главным словом – существительным в именительном падеже: Таманьсамый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю. Лермонтов)
Перед сказуемым могут быть слова это, вот, значит; тире ставится перед этими словами: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. (А.С. Грибоедов)
Если в сказуемом есть глагол-связка, тире не ставится: Провиденье было тайный кормщик твой. (В.А. Жуковский) Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь? (М.Ю. Лермонтов)
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть

частица (чаще всего встречается отрицательная частица не): Грех не беда, молва не хороша. (А.С. Грибоедов) Но дурной каламбур не утешение для русского человека. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии. (М.Ю. Лермонтов);

союз (сравнительный или любой другой): Базар как поле, засеянное вразбивку то рожью, то овсом, то гречью, (О.Э. Мандельштам) Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки. (М.Ю. Лермонтов);

вводное слово: Этот человек, без сомнения, неудачник.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но сказуемое находится перед подлежащим, тире между ними не ставится: Славное место эта долина! Ужасные бестии эти азиаты! (М.Ю. Лермонтов) (в этих предложениях слова долина и азиаты являются подлежащими, а славное место и ужасные бестии – сказуемыми). В реплике героини поэмы В.А. Жуковского Князь киевский родитель мой подлежащее родитель, потому что она отвечает на вопрос о себе, а не о киевском князе; следовательно, тире не нужно.

Упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания соответствует правилам.

1. . А шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется.
2. Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения?
3. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма.
4. Моя солдатская шинель – как печать отвержения.
5. . Муж Веры, Семен Васильевич Г. в, – дальний родственник княгини Лиговской.

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – глаголом в неопределенной форме (или словосочетанием с главным словом – глаголом в неопределенной форме): Тебе на свете жить – беда. Неиспытанная радость – ими жить, для них дышать. Отрада нам – о счастье слезы лить! Великим, мудрым быть – твое определенье. (В.А. Жуковский) Производить эффект – их наслаждение. Его цельсделаться героем романа. (М.Ю. Лермонтов)
Нужно ставить тире и в случае, когда оба главных члена предложения выражены глаголами в неопределенной форме: Ученого учить – только портить.

Тире обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением: Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. (А.С. Грибоедов)
Тире ставится, если оба главных члена выражены именительным падежом количественного числительного (или оборотом с числительным) или один – именительным падежом количественного числительного, а другой – именительным падежом имени существительного: Колесоодно из гениальнейших изобретений в истории человечества. Трижды три – девять.

Упражнения

1. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такие, в которых расстановка знаков препинания не соответствует правилам.

1. Орды пришельца – снедь мечей. (В.А. Жуковский)
2. О друг мой! Ум всех радостей палач! (В.А. Жуковский)
3. Любовь – себя забвенье! (В.А. Жуковский )
4. Все бедствия твои – мечты воображенья. (В.А. Жуковский)
5. Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий – только отклик искаженный торжествующих созвучий? (В.С. Соловьев)
6. Я – попугай с Антильских островов. (Н.С. Гумилев)
7. Она не бледная жена, но венценосная богиня. (Н.С. Гумилев)
8. Все мы, святые и воры, из алтаря и острога, все мы – смешные актеры в театре Господа Бога. (Н.С. Гумилев)
9. Звездный луч – как соль на топоре. (О.Э. Мандельштам)

Ответ: 2, 5, 6, 8, 9.

2. Найдите неверное утверждение.

Не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, если перед сказуемым стоит

1) частица;
2) согласованное определение;
3) вводное слово;
4) глагол-связка.

3. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания соответствует современным правилам.

1. Вернер человек замечательный по многим причинам.
2. Из двух друзей всегда один раб другого.
3. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер.
4. А вы, может быть, не знаете, что такое «оказия»? Это – прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которым ходят обозы через Кабарду из Владикавказа в Екатериноград.
5. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою.

4. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам.

1. Да только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он, потому что по-ихнему он все-таки ее муж, а что Казбич – разбойник, которого надо было наказать.
2. Одно слово – для нас целая история.
3. Идеи – создания органические.
4. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?
5. Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп.
6. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты.

Стоит обратить внимание учеников на то, что нужно различать предложения со словом это между подлежащим и сказуемым: Ирпень – это память о людях и лете, о воле, о бегстве из-под кабалы. (Б.Л. Пастернак) – и предложения, где местоимение это – подлежащее и между ним и сказуемым тире не ставится: Это поистине новое чудо, это, как прежде, снова весна. (Б.Л. Пастернак)
Учитель должен быть готов к недоуменным вопросам учеников, обнаруживших, что правила постановки тире между подлежащим и сказуемым очень часто нарушаются в печатных текстах. Этому есть по крайней мере два объяснения. Во-первых, не все случаи, подробно расписанные в справочниках для работников печати, рассматриваются в школе. Например, справочники указывают, что не следует ставить тире, если между подлежащим и сказуемым стоит наречие: Но это спокойствие часто признак великой, хоть скрытой силы. (М.Ю. Лермонтов) Во-вторых, в большинство формулировок включены слова как правило, обычно, т.е. допускается вариативная пунктуация, наличие или отсутствие тире определяется интонацией, наличием или отсутствием паузы, необходимостью логического выделения. Но в экзаменационных работах ученики и абитуриенты не должны отступать от правил, авторские знаки рассматриваются как ошибки.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Типы сказуемых: таблица с примерами, 8 класс

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, выраженного подлежащим. Сказуемое имеет два значения – лексическое и грамматическое. Первое отражает реальность, названную в подлежащем, а второе характеризует выражение с точки зрения соответствия или несоответствия действительности, показывает, как соотносится высказывание с моментом речи. Грамматическое значение выражается формами наклонения и временем в изъявительном наклонении. Выделяют три типа сказуемого: простое глагольное (ПГС), составное глагольное (СГС), составное именное (СИС). Рассмотрим подробнее каждый из этих типов.

§ Простое глагольное сказуемое

ПГС может быть выражено двумя способами:

В первом случае ПГС – это:

  1. Глагол в спрягаемой форме (не инфинитив, то есть согласуется с подлежащим). Например: Дети играют (играли бы, будут играть, пусть играют) в мяч.
  2. Инфинитив. Здесь сказуемое и подлежащее не согласуются. Например: Как заиграет гармонь, собака сразу выть.
  3. Глагольное междометие. Например: Мяч подлетел высоко вверх и бац прямо в воду. В это случае обычно используются усеченные формы глаголов, такие как: хвать, толк, прыг, скок.

Во втором случае ПГС – это словосочетание, которое может быть выражено:

  1. Несколькими словами, которые синтаксически связаны друг с другом, но не являются фразеологизмом.
    • Чтобы добраться до берега, нужно еще плыть и плыть (повторение глагола в одной и той же форме для подчеркивания длительности происходящего);
    • Удружил так удружил (глагол в одной и той же форме повторяется, присутствует частица так для подчеркивания того или иного действия, его силы);
    • Есть не ест, а добавки просит (повторение одного глагола в разных формах либо повторение глаголов с одним корнем для усиления смысла сказуемого).
    • Возьми да сделай. Сходи да купи (употребление смыслового глагола в сочетании со вспомогательной формой глагола, которая придает словосочетанию дополнительную смысловую нагрузку, а сама при этом не имеет собственного лексического значения);
    • Возьму да куплю. Возьму и приду (сочетание одного глагола с другим в той же форме с добавлением частиц да, и, да и);
    • Он так и подпрыгнул от испуга. А Иван Иванович знай себе спит (употребление глагола с частицами ну и, так и, себе, да как);
    • Они там кишмя кишат. Она его поедом ест (применение глагола в сочетании с однокоренной формой наречия);
    • Он уж было подумал дурное, но неловкая ситуация вскоре разрешилась (Сочетание спрягаемого глагола с модальными частицами пусть, давай, будто, было, чуть не, только что, точно, едва ли, да и др.). Вот еще несколько примеров: Она только и делает, что валяется на диване целый день. Да прибудет с тобой сила. Пусть сбудутся твои мечты. Я чуть не умер со смеху. Давай я тебе помогу. Он едва ли не прыгал от счастья.
    • Пойду отдохну немного (сочетание двух глаголов в одинаковой форме для указания на цель какого-либо действия);
  2. Фразеологизмами. Действие единое, которое невозможно разделить по смыслу. Например: бить в баклуши, наврал с три короба, белены объелся, забил тревогу, горит желанием, зализывает раны, качает права, коптит небо и прочее. Чаще всего к такому устойчивому словосочетанию можно подобрать глагол-синоним (бездельничать, обманул, обезумел, запаниковал, жаждет, восстанавливается). Как видно из примеров, в роли главного слова выступает глагол в спрягаемой форме.

Способы выражения ПСГ

Несколько важных замечаний:

  • Запятая перед модальными частицами (будто, точно, как бы и др.) не ставится, так как главные члены предложения не могут быть отделены друг от друга запятыми.
  • Модальная частица было означает незавершенное действие и запятыми не выделяется, в отличие от вводных слов бывало, бывает. Например: Он уж было испугался (было – частица). Он, бывает, сильно переживает из-за всякой ерунды (бывает – вводное слово).
  • Осложненные ПГС не содержат знаков препинания.

Краткие выводы: ПГС выражается глаголом в любом из трех наклонений.

§ Составное глагольное сказуемое

СГС формируются из двух частей:

  • основная часть — инфинитив (заключает в себе смысловую нагрузку, называет действие);
  • вспомогательная часть — приинфинитивная часть (несет грамматическую нагрузку, указывает на стадию совершения действия, а также выражает возможность действия, его желательность и прочее).

Чтобы словосочетание превратилось в СГС, должно соблюдаться два условия:

  1. Вспомогательная часть не должна полностью выражать лексический смысл сказанного. Например: Он стал – что делать? Я собираюсь – что делать? Если в конструкции глагол + инфинитив присутствует знаменательный глагол, то он один является ПГС, а инфинитив играет роль второстепенного члена предложения. Например: Он вышел (зачем?) позвонить. Я пришла помочь. Она попросила не мешать ей.Я пришел (зачем?) посмотреть расписание на следующую неделю. Я оглянулся (для чего?) посмотреть, не оглянулась ли она.
  2. Действие неопределенной формы глагола должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то неопределенная форма глагола не является частью сказуемого. Например: Ты хочешь играть. Хочешь играть – это СГС (хочешь ты и играть будешь ты). Я прошу тебя сыграть. Прошу – это ПГС, поиграть – дополнение (прошу я, а играть будет он или она). Вот еще несколько примеров: Я попросил его замолчать (попросил я, а замолчать должен он). Брат предложил мне купить лотерейный билет (попросил брат, а купить должен я).

Таким образом, не являются составным глагольным сказуемым:

  1. Сочетание ПГС с инфинитивом, который выступает в качестве дополнения при наличии в предложении нескольких лиц, выполняющих разные действия. Например: Они упрашивали ее вернуться (они упрашивали, а вернуться должна она). Здесь же стоит указать список глаголов волеизъявления, при которых инфинитив всегда является объектным, то есть выступает в качестве дополнения: умоляет, просит, рекомендует, убеждает, призывает, приглашает, попросил, доверил, научил, разрешил, помешал, запретил, приказывает, вынуждает, требует, предлагает, помогает и другие.
  2. Сочетание ПГС с инфинитивом, которое обозначает цель действия. Например: Мама вышла позвать меня на обед («позвать» – это инфинитив цели).
  3. Также СГС не будет являться составная форма будущего времени глагола. Например: На следующей неделе он будет отдыхать на море. Через месяц будет проходить соревнование по плаванию.

Чтобы отличить ПГС-фразеологизм от СИС, следует иметь в виду, что:

  • неделимое словосочетание во многих случаях можно заменить одним словом (лясы точить – разговаривать, подложить свинью – подставить, задирать нос – зазнаваться, кануть в Лету — исчезнуть);
  • в ПГС-фразеологизме глагол нельзя заменить связкой быть, а в СИС – можно. Например: Он потерял дар речи – ПГС («Он был дар речи» – заменить нельзя). Мама пришла усталая – СИС («Мама была усталая» – заменить можно).

Если приинфинитивная часть указывает на стадию действия, такое значение называют фазисным, или фазовым (от слова «фаза»). Если приинфинитивная часть как-то характеризует действие, отражает отношение субъекта к этому действию, то такое значение называют модальным.

Стадию процесса выражают следующие глаголы: стать, начать, продолжать, прекращать, приниматься, бросить и подобные им. Например: Я начал готовиться к экзаменам. Он перестал мне нравиться.

Отношение субъекта к совершаемому им действию может заключаться в таких словах:

  • мочь, уметь, хотеть, стараться, желать, бояться, любить, думать, ненавидеть, рассчитывать, терпеть, стыдиться и другие. Например: Я умею играть на гитаре. Я боюсь летать на самолете. Эти слова выражают необходимость, желательность, возможность, способность и т.д.;
  • быть (глагол-связка в настоящем времени применяется в нулевой форме, то есть не пишется, но подразумевается) в сочетании с кратким прилагательным (рад, намерен, готов, способен, должен) или с наречиями и существительными с модальным значением. Например: Он был готов пройти через любые испытания. Он готов встретиться с другом.

Способы выражения СГС

В некоторых случаях конструкция может усложняться из-за дополнительного употребления глагола. Например: Он уже начал готовиться выступать на конференции. Она с детства мечтала научиться играть на фортепиано.

Рассмотрим подробнее основные случаи осложнения СГС:

  1. Вспомогательная часть СГС выражена СИС, а не глаголом. Например: Она обязана прийти. Слово «прийти» – субъектный инфинитив, основная часть. Слово «обязана» является кратким прилагательным, в конструкции выполняет вспомогательную функцию. Дело в том, что в отличие от модального глагола (может, хочет), прилагательное не указывает на время и наклонение. Поэтому конструкция нуждается в добавлении глагольной связки (в представленном примере это глагол быть в нулевой форме). Таким образом, в составе СГС присутствует еще одно сказуемое – составное именное (глагол обязана и нулевая связка). Именная часть таких сказуемых обычно выражается модальными краткими прилагательными: способен, рад, готов, вынужден, а также наречиями: надо, нельзя, жаль, можно и т.д.
  2. Главная часть конструкции представлена СГС, которое включает инфинитив с фазовым или модальным значением и глагол в неопределенной форме, выражающий главную мысль словосочетания. Например: Моя подруга хочет поступить в институт. Основной фрагмент — поступить в институт – может быть самостоятельным СГС (Она поступила в институт).
  3. Вспомогательная часть СГС выражена СИС с модальным значением (нельзя, можно, обязан и т.д.) и основная часть представлена СГС (двумя инфинитивами). Например: Ему можно начинать действовать. Слово «можно» выполняет вспомогательную функцию, является СИС с модальным значением, которое не может быть самостоятельным сказуемым. Словосочетание «начинать действовать» – основная часть, представленная двумя инфинитивами (один фазовый, другой смысловой). Вне данной конструкции эта часть может быть самостоятельным СГС (Он начал действовать).

Вспомогательный глагол СГС

Краткие итоги: СГС – это сказуемое, которое образовано из вспомогательного глагола и примыкающего к нему инфинитива.

СГС образуется из двух частей, каждая из которых не способна по отдельности выразить в полной мере значение сказуемого.

Лексическое значение несет в себе глагол-инфинитив, а грамматическое значение берет на себя вспомогательный глагол. Последний также выражает модальное (желательность, необходимость, стремление и т.д.) или фазисное значение (начало, конец, продолжительность действия).

Самые распространенные вспомогательные глаголы: начать, продолжать, хотеть, стать, мочь. Также эту задачу могут выполнять краткие прилагательные в сочетании со служебным глаголом-связкой быть в любом наклонении.

Сложное глагольное сказуемое состоит из трех (иногда четырех) компонентов:

  • два вспомогательных – спрягаемая форма + инфинитив (выражают грамматическое значение);
  • основной – инфинитив (выражает вещественное значение).

Например: Ученики могли не успеть вернуться домой.

Вспомогательные компоненты: могли не успеть. Могли выражает модальность, прошедшее время, грамматическую зависимость от подлежащего. Не успеть выражает дополнительное модальное значение. Возвратиться – главный компонент, означающий движение (вещественное значение).

§ Составное именное сказуемое

СИС формируется из двух частей:

  • связка, вспомогательный фрагмент – определяет грамматические особенности конструкции, иногда придает дополнительный смысловой оттенок;
  • именная часть (основная) – заключает в себе суть сказанного.

Вспомогательная часть может быть:

  1. Отвлеченная. Выражена глаголом быть в значении «являться». Его задача – отражать только грамматическое значение сказуемого. В настоящем времени глагол-связка применяется в нулевой форме. Например: Она (есть кто?) школьница. Она была школьницей. Мальчик болен.
  2. Полуотвлеченная (полузнаменательная). Сюда относятся глаголы: явиться, бывать, остаться, бывать, представиться, оказаться, сделаться, считаться, слыть, называться и другие. Эти слова выражают грамматическое значение сказуемого и придают дополнительный лексический оттенок основной части. Такие глаголы обычно не употребляются самостоятельно вне конструкции. Например: Собака оказалась дрессированной. Мужчина представился директором фирмы. Женщина представилась врачом. Он казался здоровым.
  3. Знаменательная. В эту категорию входят глаголы: бежать, вернуться, стоять, лежать, сидеть, работать, ходить, жить, приехать, бродить, родиться и другие. Все они обозначают какую-то деятельность, состояние, движение. Например: Мой друг работает учителем. Они вернулись домой расстроенные. Он жил мечтами.

Наибольшую сложность представляет последний тип СИС, так как знаменательные глаголы в большинстве случаев выступают в роли самостоятельного сказуемого. Например: Он шел домой. Если глагол используется в качестве связки, то его лексическое значение становится менее важным, чем смысл имени, которое связано с глаголом. Например: Он шел домой радостный. Здесь более важно то, что он был радостным, а не то, что он шел (а не летел, ехал, бежал или плыл).

Чтобы конструкцию можно было считать СИС, она должна соответствовать таким условиям:

  1. Знаменательный глагол должен легко заменяться словосочетанием с грамматической связкой быть. Например: Она пришла последней. — Она была последней.
  2. Связку можно опустить. Например: Она пришла последней. – Она последняя.

Именная часть может быть выражена одним словом либо несколькими словами.

Однословная конструкция может быть представлена:

  1. Существительным (чаще всего в именительном или творительном падеже). Например: Он работал учителем. Она была моей сестрой. Также может употребляться существительное в ином падеже с предлогом или без него. Например: Пациент был без сознания. Я остался без гроша в кармане.
  2. Прилагательным. Форма может быть краткая или полная (творительный или именительный падеж). Степень сравнения – любая. Например: Этот пес стал намного умнее. Речь его была убедительна. Она веселая.
  3. Полным (в именительном или творительном падеже) или кратким причастием. Например: Конверт не был запечатан. Он болен. Шины оказались проколотыми.
  4. Местоимением. Например: Эта книга моя.
  5. Числительным в именительном или творительном падеже. Например: Я была вторая в очереди. Их дом – третий с конца улицы.
  6. Наречием. Например: Ему было жарко. Женщине было страшно. Она сказала это всерьез.

Если основная часть сказуемого выражена несколькими словами, то это могут быть:

  1. Синтаксически связанное словосочетание, которое не является фразеологизмом:
    • Слово с количественным значением в сочетании с существительным в родительном падеже. Например: Девочка трех лет от роду;
    • Слово с качественным значением в сочетании с существительным в родительном падеже. Например: Этот мужчина низкого роста. Ее муж был не из робкого десятка;
    • Существительное в сочетании с зависимым словом или словами. При этом существительное не несет основной смысловой нагрузки, главный смысл вкладывается в зависимое от имени слово. Например: Он лучший студент в ВУЗе. Существительное чаще всего можно убрать из предложения, и смысл от этого не потеряется;
    • Цельное словосочетание с местоимением, которое является главным словом. Например: Это нечто особое.
  2. Фразеологизм. Например: Он был стреляный воробей.

Способы выражения СИС

Важные моменты:

  1. Если сказуемое состоит только из одного слова, которое выражено именем или наречием (связка при этом нулевая), то такая конструкция всегда является СИС.
  2. Прилагательные и причастия в краткой форме всегда являются частью СИС.
  3. Именная часть СИС почти всегда стоит в именительном или творительном падеже.

СИС также может быть осложнено введением в конструкцию модального или фазисного вспомогательного глагола. Например: Сестра хотела выглядеть бодрой. Мой сын уже начал становиться послушным.

Рассмотрим подробнее основные случаи осложнения СИС:

  1. Связка ставится в неопределенную форму и осложняется глаголами в спрягаемой форме либо СИС с модальным значением. Например: Он хочет выиграть приз. Здесь СИС состоит из СИС (выиграть приз) и СГС (хочет выиграть).
  2. Схема: СИС + связка-инфинитив + именная часть СИС. Например: Она просто обязана была выиграть этот приз. Здесь осложненное СИС состоит из СИС (обязана была), СГС (обязана была выиграть) и СИС (выиграть приз).

Краткие выводы: СИС складывается из двух элементов: вспомогательного глагола-связки (быть, стать, становиться, казаться, называться и т.д.) и именной части (существительное, прилагательное, причастие, числительное, местоимение, наречие).

Грамматическое значение выражается глаголом-связкой, а лексическое заключается в именной части.

В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует, то есть связка нулевая (Москва – столица нашей Родины).

Сложное именное сказуемое состоит из трех компонентов. Главное отличие от сложного глагольного сказуемого заключается в том, что вещественное значение выражается не инфинитивом. Например: Она мечтала быть успешной (прилагательное). Я хотел быть первым (числительное). Глаза были широко распахнуты (причастие). Теперь он решил стать доктором (существительное).

§ Алгоритм определения типа сказуемого

Чтобы выяснить, к какому типу относится сказуемое в том или ином предложении, нужно сделать следующее:

  1. Найти в предложении грамматическую основу.
  2. Определить, из скольких частей состоит сказуемое. Для этого нужно:
    • найти спрягаемую форму глагола, а если таковой нет, то прибавить нулевую связку;
    • проверить, нет ли в составе сказуемого фразеологизмов, неделимых сочетаний, описательных оборотов (в таких случаях количество входящих в сказуемое компонентов будет меньше числа слов);
    • выяснить, не является ли спрягаемая форма глагола глаголом движения (если да, то инфинитив не входит в состав сказуемого – он является обстоятельством цели);
    • определить, разными субъектами или одним и тем же лицом осуществляется действие, названное глаголом в спрягаемой форме и инфинитивом (если лица разные, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является дополнением);
    • в остальных случаях (когда оба действия осуществляет один и тот же субъект, а глагол в спрягаемой форме не является глаголом движения), инфинитив входит в состав сказуемого.
  3. Определить тип сказуемого по количеству компонентов:
    • один компонент – сказуемое простое глагольное;
    • два компонента – составное;
    • три компонента – осложненное составное.
  4. Определить тип составного сказуемого по способам выражения компонентов, используя такие формулы:
    • спрягаемая форма + инфинитив = СГС;
    • спрягаемая форма / нулевая связка + не инфинитив = СИС;
    • спрягаемая форма + инфинитив + инфинитив = осложненное глагольное сказуемое;
    • спрягаемая форма + инфинитив + не инфинитив = осложненное именное сказуемое.

Алгоритм определения типа сказуемого

Образец разбора:

Двери распахнуты настежь.

Спрягаемая форма глагола отсутствует. Распахнуты – краткое страдательное причастие. Можно ввести глагол-связку были, будут. Таким образом, здесь две части – нулевая связка и присвязочный компонент (в данном случае краткое причастие). Схема такая: нулевая связка + не инфинитив. Тип сказуемого – составное именное.

Распространенная ошибка: сказуемое с нулевой связкой и страдательным причастием нередко относят к ПГС, так как причастие – форма глагола, а связка не очевидна. Важно помнить, что причастие не выражает модальность и время, в отличие от нулевой связки (которая в настоящем времени «не видна» в предложении). Поэтому сказуемое здесь – составное именное, а не простое глагольное, ведь в нем два компонента, а не один.

Другой пример:

Дорога покрыта щебнем.

Покрыта – краткое страдательное причастие. Можно добавить глагол-связку – была, будет. Здесь два компонента – нулевая связка и присвязочный элемент (покрыта). Схема: нулевая связка + не инфинитив = СГС.

Распространенная ошибка при разборе: неразличение субъекта и объекта действия, названного инфинитивом. Например:

  1. Он попросил меня помочь ему в решении задачи. Меня – это субъект, а не объект действия, который обозначает инфинитив. То есть: помог я, а не он. Инфинитив в этом случае не является частью сказуемого, так как действие осуществляет не лицо, указанное в подлежащем, а другой субъект.
  2. Для сравнения: Он хотел мне помочь. Мне – это объект действия, которое обозначает инфинитив. Действие осуществляет лицо, названное подлежащим. То есть: он хотел, он и помог. Инфинитив является частью сказуемого (в данном случае составного глагольного).

Другой пример разбора:

Автор книги легко умел находить ключ к сердцу читателя.

Спрягаемая форма глагола – умел. Не является глаголом движения. Действия выполняются одним субъектом, которое названо подлежащим, то есть автором (автор умел, автор находил ключ). Следовательно, инфинитив субъектный, является частью сказуемого. Тип сказуемого – составное глагольное.

§ Итоги

Для удобства и наглядности представим все способы выражения сказуемого с помощью таблицы.

Вид сказуемого

Способ выражения

Пример

Глагол в личной форме

1) Фазовый или модальный глагол в личной форме + инфинитив смыслового глагола.1) Я мечтаю сыграть роль на сцене.2) Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + смысловой инфинитив.2) Он не готов был встретиться с ней.

1) Глагол-связка + существительное1) Этот человек – настоящий профессионал в своем деле.2) Глагол-связка + прилагательное2) Зима прекрасна в своем белом одеянии.3) Глагол-связка + числительное3) Самое счастливое число – семь.4) Глагол-связка + местоимение4) Это мое личное мнение.5) Глагол-связка + причастие5) Здание больницы еще не построено.6) Глагол-связка + инфинитив6) Отец принял решение серьезно поговорить с сыном.7) Глагол-связка + наречие7) Эта кофточка смотрелась на женщине очень красиво.8) Глагол-связка + слово-состояние8) В помещение было жарко.9) Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетание9) Одно из самых опасных заболеваний – воспаление легких.10) Глагол-связка + фразеологизм10) Этот мальчик – белая ворона.

Типы сказуемых. Схема

Например:

Она была бы счастлива мне помочь. Вспомогательные компоненты – краткое прилагательное + глагол-связка (была бы счастлива — выражают грамматическое значение сказуемого). Основной компонент – помочь (вещественное значение сказуемого).

Я должен идти вторым. Вспомогательные компоненты – прилагательное + нулевая связка (должен). Главный компонент – инфинитив + числительное (идти вторым).

В школьных учебниках такие конструкции (была рада встретиться, должны были увидеть) представляются как составные глагольные.

§ Задания для самопроверки

Чтобы проверить, насколько хорошо усвоилась информация, предлагаем нашим читателям выполнить несколько заданий на тему «Типы сказуемых».

ВАРИАНТ I

1. Назовите тип сказуемого
1) В теннис я начал играть пять лет назад. 2) Ошибка была несущественна. 3) Чтение книг – лучший способ развить фантазию. 4) Его слова были мне неприятны. 5) Моя подруга всегда хотела стать лучшей в своем деле. 6) Александр Бебрис – лучший преподаватель английского языка. 7) Моя сестра мечтает побывать в США. 8) Завидев приближение хозяина, Шарик стал активно махать своим длинным пушистым хвостом.
2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.
1) Эта девушка очень мила. 2) Собаки – наши верные друзья. 3) Летнее солнце очень жаркое. 4) Он бредит своей мечтой. 5) Ветер разбивает волны о прибрежные скалы. 6) Улица была пустынна и темна. 7) Работы студентов проверены. 8) Он должен вернуться к трем часам дня.
3. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые.
1) Шум начал усиливаться. 2) Он пообещал научить меня всему, что знает сам. 3) Катя все время отвлекала меня разговорами во время урока, так что мне пришлось попросить ее замолчать. 4) Мой друг пошел купить молока. 5) Учитель задал выучить несколько сложных правил. 6) Мы решили поговорить с ней начистоту. 7) Люди в очереди толкались и кричали друг на друга. 8) Завтра он будет вести урок вместо меня.
4. Распределите сочетания «спрягаемая форма глагола + инфинитив» по трем группам: СГС, ПГС + обстоятельство цели, ПГС + дополнение.
Стремился достичь, продолжала действовать, не перестает говорить, умоляла помочь, позвали играть, предложил участвовать, придет послушать, забыл предупредить, попросила успокоиться, побежал встречать, заставила вспомнить, остались поговорить, отправились посмотреть, не разрешил войти, поручили передать, решила срыть, взял почитать, боялся признаться.
5. Найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип.
1) Моя подруга работает преподавателем в институте. 2) Каждая его картина была необыкновенная. 3) Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами. 4) Учить моего подопечного музыке – настоящая пытка, особенно для его соседей. 5) Куртка оказалась дырявая. 6) Мальчик был семи лет от роду. 7) Виктор просто обязан был поделиться со мной этой информацией. 8) Моя подруга — лучшая ученица в нашем классе. 9) Мужчина был очень плотного телосложения. 10) Ей больше незачем притворяться. 11) Завтрашние пробы – моя последняя надежда. 12) Давай больше не будем ссориться.
6. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.
Быстро начало темнеть. Подул ветерок, и легкая рябь потревожила зеркальную гладь озера. Ночные зверьки стали потихоньку выбираться из своих укрытий, но вскоре их спугнул шум проезжавших мимо машин. Один из автомобилей остановился у обочины, и из него вышли два человека. В свете горящих фар явственно вырисовывались очертания этой загадочной парочки: первый был высокий и худой, а второй — коренастый и плотный. Тихо переговариваясь, они решительно направились в самую глубь густых зарослей, явно намереваясь кого-то найти.

  1. Темнеть – ПСГ.
  2. Выбираться – ПСГ.
  3. Был высокий и худой – СИС.
  4. Решительно направились – СИС.

ВАРИАНТ II

1. Назовите тип сказуемого
1) Вечером я буду смотреть мой любимый сериал. 2) Катя была так счастлива помочь им. 3) Голос девушки был чист и звонок подобно трелям соловья. 4) Сегодняшний матч – самый важный этап в чемпионате. 5) Играйте честно, в противном случае вас дисквалифицируют. 6) Я был рад помочь вам, дорогая кузина. 7) Иван Иванович был сильно опечален моим уходом из команды. 8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.
2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.
1) Выбирать книгу пришлось долго. 2) Современный кинематограф вызывает разочарование. 3) Земля – третья планета от Солнца. 4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать. 5) Спектакль оказался скучным. 6) Вода в реке очень холодная. 7) Двери были распахнуты настежь.
3. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые.
1) Лето только началось, и впереди нас ожидали яркие солнечные дни. 2) Пускай он оставит меня в покое. 3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. 4) Со следующего месяца я буду участвовать в конкурсе красоты. 5) Мой друг уехал в другой город погостить у родственников. 6) Давайте потанцуем. 7) Дорога начала петлять, и я боялся, что мы заблудимся. 8) Перестань мучить меня своими жалобами.
4. Распределите сочетания «спрягаемая форма глагола + инфинитив» по трем группам: СГС, ПГС + обстоятельство цели, ПГС + дополнение.
Не думал отрекаться, велел подождать, начал угрожать, пригласила отметить, не стоит обижаться, предложил встречаться, не устает восхищаться, научил плавать, не умеет кататься, ухитрился продать, сумел сдержаться, вынудила соврать, запретил распространяться, мешала слушать, позвали обедать, спустился открыть, убедил попробовать, решился признаться, потребовала отдать.
5. Найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип.
1) Я хотел бы встретиться с тобой завтра вечером. 2) Мой отец вернулся с работы очень усталый. 3) Сестра попросила не мешать ей готовиться к экзаменам. 4) Выйду прогуляться на полчасика. 5) Не будь занудой, моя дорогая. 6) Я так сильно испугалась, что еще долго не могла вымолвить ни слова. 7) Я больше не мог смотреть ему в глаза: мне было стыдно. 8) Телефон с громким стуком упал на пол, но остался цел и невредим. 9) В июле мы планируем сделать ремонт. 10) Этот фильм оказался дешевкой. 11) Я хотел бы научиться плавать, да вот только воды страшно боюсь. 12) Кошка по-хозяйски развалилась на столе.
6. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.
До поездки оставалось несколько недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать, — купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные! Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца. Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем уровне.

  1. Оставалось – ПСГ.
  2. Нужно подготовиться – СГС.
  3. Сделать – ПСГ.
  4. Постарается воплотить задумку – СГС.

Общее задание

7. Тест на знание русского языка по теме «Типы сказуемого».

  1. Выберете предложение с ПГС:
    а) Завтра я буду сдавать экзамен. б) Мой друг бросил играть в футбол. в) Она чувствовала себя лишней. г) Я была счастлива провести время с лучшей подругой.
  2. Назовите предложение с СГС:
    а) Он вышел из класса и захлопнул за собой дверь. б) Окна в доме были распахнуты настежь. в) Я попросил ее выслушать меня. г) Друзья стали подбадривать меня, и грусть исчезла.
  3. Найдите предложение с СИС:
    а) Его губы растянулись в улыбке. б) Мама выглядела очень усталой. в) Я решил поступить в университет. г) Она умела находить выход из самых сложных ситуаций.
  4. Определите, какая характеристика дана неправильно:
    а) Руки у нее были ледяные (СИС). б) Собака – лучший друг человека (СИС). в) Он подошел и прошептал ей что-то на ухо (СГС).
    г) Она не пожелала явиться на собеседование (СГС).
  5. Отметьте предложение с СИС:
    а) Этот фильм сняли задолго до твоего рождения. б) Водная гладь стояла нетронутая. в) Из-за горизонта показались верхушки вековых деревьев. г) Автобус должен подойти с минуты на минуту.
  6. Укажите предложение с СГС:
    а) Два человека стояли в маленькой мрачной комнате и о чем-то разговаривали. б) Битва была в самом разгаре. в) Он неохотно посмотрел в его черные холодные глаза, которые, подобно рентгену, видели тебя насквозь. г) Противник начал сдавать позиции.
  7. Обозначьте предложение с СИС:
    а) И грянула гроза. б) Теперь этот человек пользовался моим полным доверием и безграничным уважением. в) Как выяснилось, он не был предателем. г) Жаль, что правда вскрылась так поздно.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ I

  1. СГС, СИС, СИС, СИС, СИС, СИС, СГС, СГС.
  2. 1) Мила – краткое прилагательное. 2) Друзья – существительное. 3) Жаркое – прилагательное. 5) Разбивает – глагол. 6) Была пустынна, темна – отвлеченный глагол и краткие прилагательные. 7) Проверены – краткое страдательное причастие. 8) Должен вернуться – краткое прилагательное с модальным значением и субъектный инфинитив.
  3. ПГС: 2) Знает. 3) Отвлекала. 4) Пошел. 5) Задал. 7) Толкались, кричали. 8) Будет вести. СГС: 1) Начал усиливаться. 2) Пообещал научить. 3) Пришлось попросить. 6) Решили поговорить.
  4. СГС: стремился достичь, продолжала действовать, не перестает говорить, забыл предупредить, решила скрыть, боялся признаться. ПГС + обстоятельство цели: позвали играть, придет послушать, побежал встречать, остались поговорить, отправились посмотреть, взял почитать. ПГС + дополнение: умоляла помочь, предложил участвовать, попросила успокоиться, заставила вспомнить, не разрешил войти, поручили передать.
  5. 1) Работает преподавателем – СИС. 2) Была необыкновенная – СИС. 3) Нужно помогать – СГС, пробьются – ПСГ. 4) Пытка – СИС. 5) Оказалась дырявая – СИС. 6) Был семи лет от роду – СИС. 7) Обязан был поделиться – СГС. 8) Ученица – СИС. 9) Был плотного телосложения – СИС. 10) Притворяться – ПСГ. 11) Надежда – СИС. 12) Давай не будем ссориться – СГС.
  6. 3.

ВАРИАНТ II

  1. ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.
  2. 1) Пришлось выбирать – вспомогательный глагол со значением необходимости и субъектный инфинитив. 2) Вызывает – глагол. 3) Планета – существительное. 4) Нет – частица, начинаю переживать – глагол с фазисным значением и субъектный инфинитив. 5) Оказался скучным – полузнаменательный глагол и прилагательное. 6) Холодная – прилагательное. 7) Были распахнуты – отвлеченный глагол и страдательное причастие.
  3. ПГС: 1) Началось, ожидали. 2) Пускай оставит. 3) Прочитайте. 4) Буду участвовать. 5) Уехал. 6) Давайте потанцуем. 7) Боялся, заблудимся. СГС: 7) Начала петлять. 8) Перестань мучить.
  4. СГС: не думал отрекаться, начал угрожать, не стоит обижаться, не устает восхищаться, не умеет кататься, ухитрился продать, сумел сдержаться, решился признаться. ПГС + обстоятельство цели: пригласила отметить, позвали обедать, спустился открыть. ПГС + дополнение: велел подождать, предложил встречаться, научил плавать, вынудила соврать, запретил распространяться, мешала слушать, убедил попробовать, потребовала отдать.
  5. 1) Хотел бы встретиться – СГС. 2) Вернулся усталый – СИС. 3) Попросила – ПСГ. 4) Выйду – ПСГ. 5) Не будь занудой – СИС. 6) Испугалась — ПСГ, не могла вымолвить – СГС. 7) Не мог смотреть – СГС. 8) Упал – ПСГ, остался цел, невредим – СИС. 9) Планируем сделать – СГС. 10) Оказался дешевкой – СИС. 11) Хотел бы научиться плавать – СГС, боюсь – ПСГ. 12) Развалилась – ПСГ.
  6. 4.

Общее задание (тест): а, г, б, в, б, г, в.



источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/tipy-skazuemyh-tablicza-s-primerami-8-klass.html