Какое сказуемое выражено наречием

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Синтаксическая роль наречия

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 320.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 320.

В русском языке наречие может примыкать к существительным, глаголам, прилагательным, другим наречиям. В данной статье описана основная синтаксическая роль наречия, приведена удобная таблица с примерами и важные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Каким членом предложения является наречие?

В русском языке наречия обозначают признак, в словосочетаниях и предложениях могут примыкать к глаголам, наречиям, прилагательным или существительным.
Основная синтаксическая роль наречия – обстоятельство, однако в некоторых случаях оно может употребляться в качестве несогласованного определения.

Роль в предложении

Примеры

Обстоятельство

Девочки вернулись (когда?) рано.

Петя прочел книгу (как?) внимательно.

Мы нашли (в какой мере?) слишком простое решение.

Определение (только если наречие примыкает к существительному)

Женщина заказала рис (какой?) по-китайски.

Он услышал спокойные шаги (какие?) вниз.

Лена любит чтение (какое?) вслух.

Может ли наречие быть сказуемым?

Наречия не могут выступать в роли сказуемого.

Различают глагольное, именное и наречное сказуемое.

Лекция: Главные и второстепенные члены предложения.

1. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

2. Понятие о второстепенных членах предложения.

Главные члены предложения

Названия членов предложенияЧто обозначаетНа какие вопросы отвечаетЧем бывает выражено
ПодлежащееПредмет, о котором говорится в предложениикто? что?Любой частью речи, но чаще — существительным и местоимением
Сказуемое 1) простое 2) составное: — глагольное — именноеДействие предмета или что говорится о нѐмЧто делает? Что делает? Каков предмет? Кто он таков? Что он такое?Глаголом Вспомогательный глагол + инфинитив Глагол-связка + именная часть (су-ществ., прилаг., ме-стоим., причаст.)

Подлежащее может быть выражено:

1) существительным в именительном падеже: Лекция была очень интересной;

а) личным: Он всегда добивался поставленной цели;

6) отрицательным: Ничто не может помешать мне осуществить свою мечту;

в) неопределѐнным: Кто-то уже готовил доклад на эту тему;

3) количественным числительным в именительном падеже: Десять — это чѐтное число;

4) субстантивированными прилагательными и причастиями: Новое в жизни требует и новых названий. Присутствующие активно участвовали в решении проблемы;

5) неопределѐнной формой глагола: Любить природу — значит не только любоваться еѐ красотой, но и беречь еѐ;

6) синтаксически неделимыми словосочетаниями: Десять студентов отрабатывали практику в центральной городской больнице;

7) фразеологическим сочетанием: Кромешная мгла заполнила всѐ помещение.

Различают глагольное, именное и наречное сказуемое.

Глагольное сказуемое может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом. (Он читает. Мыс зеленеет. Читать — это не только узнавать факты.)

В состав глагольного сказуемого могут входить глаголы со значением начала, конца или продолжения действия. (Он хочет читать. Она может выступить. Сын стал учиться в колледже.) В позиции глагольного сказуемого могут использоваться устойчивые словосочетания или соединения слов, возникающие в предложении. (Учѐба играет большую роль. Отец оказал влияние на сына. Я привык решать сам.)

Именное сказуемое может быть выражено именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного, числительного (Мой друг — врач. Хорошая учѐба — залог хорошей работы. Погода тѐплая. Эта книга твоя. Это занятие второе.), а также кратким прилагательным, кратким причастием. (Он внимателен. Она усидчивее, чем подруга. Материал выучен.)

Наречное сказуемое может быть выражено наречием с разными лексическими значениями. — (Учиться интересно. Город вдалеке.)

Как глагольное, так и именное и наречное сказуемое могут иметь в своѐм составе краткие прилагательные со значением долженствования, возможности, необходимости (должен, намерен, обязан, готов), например: Я намерен хорошо учиться.

В разговорной речи место сказуемого может быть замещено целым предложением. (Студенты — один лучше другого. Девушки — одна краше другой. Книга — можно пять раз читать. Хорошая репутация — это когда тебе доверяют.) В позиции сказуемого могут использоваться также сочетания двух личных форм глагола (Друзья встретились наговорились. Девочка смотрит улыбается.)

Второстепенные члены предложения

Члены предложения, зависящие от других членов предложения и поясняющие их в каком-либо отношении, называются второстепенными.

В зависимости от синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В основу такого деления положены прежде всего логические понятия объекта и обстоятельства, например: Вокруг великолепным белым ковром расстилалась снежная равнина — обстоятельство, выраженное наречием вокруг, поясняет сказуемое расстилалась; определение, выраженное именем прилагательным снежная, поясняет подлежащее равнина.

Названия членов предложенияЧто обозначаетНа какие вопросы отвечаетЧем бывает выражено
ДополнениеПредметКого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чѐм?Существ., местоим. и др. частями речи.
Определение: — согласованное (т.ч.приложение) — несогласованноеПризнак предметаКакой? чей?Прилаг., местоим. и др. част. Речи Существительным Существ., глаголом и др. част, речи
Обстоятельства: — места — времени — цели — причины и место образа действия — условия — уступки -время -цель -причину — образ действия — условие — уступкуПризнак действия: Когда? С какого времени? До какого времени? Зачем? Для чего? С какой целью? Почему? По какой причине? Как? Каким образом? При каком условии? Несмотря на что?Где? Куда? Откуда?Существ., наречием и др. частями речи

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и служащий для распространения или пояснения сказуемого или другого члена предложения. Дополнение (лат. — предмет) обозначает объект действия, состояния или признака, например: слушать лекцию, бояться воды, верность другу.

Дополнение может быть выражено:

а) именем существительным: Врач несѐт ответственность за жизнь (за что?) больного;

б) местоимением: Мне (кому?) очень нравится читать;

в) именем числительным: Оставшееся количество вещества разделим на три;

г) наречием: Задание надо было выполнить на сегодня;

д) неопределѐнной формой глагола: Я прошу тебя сообщить о твоем здоровье;

е) субстантивированным прилагательным: Неожиданно заговорили о былом.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение относится к переходному глаголу и обозначает объект, на который непосредственно распространяется действие. Прямое дополнение выражается существительным в винительном падеже без предлога: Студенты слушают лекцию. Оно может быть выражено также существительным в родительном падеже, если: 1) действие направлено не на весь предмет, а только на его часть: Отрежь мне хлеба; 2) сказуемое выражает отрицание: Он не сказал самого главного.

Все остальные дополнения называются косвенными.

Оно обозначает непрямой объект, отвечает на вопросы косвенных падежей и относится к непереходным глаголам, существительным, прилагательным, наречиям и выражается всеми формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов: Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Определение

Определение (лат. — определение) — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?

Определение всегда относится к слову с предметным значением, т. е. к существительному или слову, употребляемому в значении существительного, и выражает различные его признаки: а) качество или свойство — интересная книга, устойчивый характер; б) отношение к другому предмету, действию, месту или времени — железный столб, точильный инструмент, дорожный знак, утренний сон; в) принадлежность — его мысль; г) количество или порядок предметов — двух студентов, первый экзамен.

В зависимости от характера синтаксической связи с поясняемым словом определения делятся на два вида: согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже, например: верный друг, яркие краски, написанная повесть.

Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания, например: зал для концертов, чтение вслух.

Особым видом определения является приложение.

Приложение (лат.— приложение) — определение, выраженное именем существительным, обычно согласованным с определяемым словом в падеже и числе.

Приложение относится к существительному и обозначает:

1) качество или свойство предмета, лица: На бугре берѐза — свечка в лунных перьях серебра

(С. Есенин). Дождь-ситничек зарядил надолго;

2) профессию лица, его звание, должность, национальность, социальное положение, родственные отношения: По лѐгкой подтянутой фигуре его можно было принять за вышедшего в запас офицера-строевика (В. Овечкин). Молодая женщина-врач беседовала с пациентом. Два мальчика-подростка оживлѐнно что-то рассказывали друг другу. На конкурсе победила девушка-россиянка;

3) названия рек, морей, озѐр, гор, городов, сѐл: Река Днепр впадает в Днепровский лиман Чѐрного моря;

4) вид родового понятия — названия растений, птиц: Травы мята, зверобой, полынь обладают лечебными свойствами;

5) названия газет, журналов, произведений, предприятий, фирм: В журнале «Медицинская сестра» часто рассказывается об интересных людях этой профессии.

Обстоятельство

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким образом? почему?

По значению обстоятельства делятся на обстоятельства образа действия, меры и степени, места, времени, условия, цели, причины, уступки, условия (см. табл. 61). Грамотно и уверенно отвечали студенты-выпускники, на экзамене. Кругом расстилалась бескрайняя пустыня. Вдали мелькнул долгожданный огонѐк.

Обстоятельства могут быть выражены наречиями или существительными в формах косвенных падежей с предлогами и без предлогов.

Кроме того, обстоятельства образа действия, времени, причины, цели могут быть выражены деепричастными оборотами, например: 1) Часто занимаясь в библиотеке, я научился работать со справочной литературой. 2) Мы неоднократно проводили опыты, желая получить необходимые результаты.

Обстоятельство цели может быть выражено неопределѐнной формой глагола, например; Я пришѐл повидать тебя.

1. Чем отличается предложение от словосочетания?

2. Что обозначают главные члены предложения?

3. Какими частями речи они могут быть выражены?

4. Какую роль играют в предложении второстепенные члены?

5. Насколько важно употреблять в нашей речи предложения, где есть второстепенные члены предложения?

Упражнение

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Обозначьте главные члены предложения, укажите, чем они выражены.

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Каждый помнит родных, друзей, свой дом, школу, светлые и горестные дни.

Каждый человек — частица своего народа. И потому есть у нас общая, народная память.

Память народная — это Куликово поле и поле Бородина. Память народная — это древний курган над Волгой, где сооружѐн мемориал героям Великой Отечественной войны. Нескончаемо идут сюда люди. Приходят волгоградцы, приезжают гости из разных краѐв страны, изо всех стран мира, чтобы пройти к вершине кургана.

Непростые чувства переживает здесь человек. Вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории помогает ощутить глубинную связь со своим народом.

Упражнение

Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Найдите и подчеркните образные определения и обстоятельства в отрывке из стихотворения И. Бунина.

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поѐт и бродит осень.

Темнеет день за днѐм, — и вот опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых

сосен. Угрюмо бор гудит, несутся листья

вдаль. Но в шумном ропоте и песне безнадежной

Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,

Укор былой весне, и ласковый, и нежный.

Опишите свой любимый уголок природы, используя образные определения и обстоятельства.


источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskaya-rol-narechiya

http://poisk-ru.ru/s2938t7.html