170 примеров сложных слов с двумя корнями
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
- мусор о про вод
- молок о воз
- музык о вед
- хлеб о роб
- звезд о лёт
- тайн о пись
- счет о вод
- снег о ход
- лес о воз
- машин о пись
- верх о лаз
- тих о ход
- смол о кур
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
- лес о промышл енн ик
- мух о лов к а
- золот о иск а тель
- сок о вар к а
- власт о люб и[й ‘ э ]
- плод о жор к а
- град о началь ник
- мед о вар н я
- перв о курс ник
- масл о бой н я
- плод о род и[й’ э]
- плоск о дон к а
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
- плод о ягод н ый
- смол о нос н ый
- черн о волос ый
- мук о моль н ый
- счет о вод н ый
- шар о образ н ый
- план о мер н ый
- равн о цен н ый
- розов о щек ий
- сер о глаз ый
- пив о вар енн ый
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
- овц е вод
- нефт е про вод
- жизн е люб
- пол е вод
- леж е бок а
- пищ е вод
- овощ е вод
- солнц е пёк
- пт иц е вод
- солнц е ворот
- ча е вод
- пт иц е ед
- солнц е цвет
- пт иц ел ов
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
- плам е вид н ый
- корабл е стро и тель н ый
- плат ёж е способ н ый
- пт иц е вод ческ ий
- муж е подоб н ый
- паль ц е вид н ый
- овощ е консерв н ый
- жи зн е люб ив ый
- мор е ход н ый
- солнц е защит н ый
- пеш е ход н ый
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
- плащ — палатк а
- машин а — автомат
- плать е — халат
- с чёт — фактур а
- кресл о — кровать
- авто мобиль — цистерн а
- школ а — интернат
- салон — ателье
- плуг — се я л к а
- библи о тек а — хран и л ищ е
- каноэ — дв ой к а
- кафе — ресторан
- роман — эпопе я
- вакуум — камер а
- вы ши в к а — панно
- магазин — ателье
- пись м о — заяв к а
- кофе мол к а
- мело драм а
- кофе машин а
- кофе вар к а
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
- красив ое кресло-кровать или красив ая кресло-кровать;
- уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
- красивое кресло -кровать (ср. р.);
- далекая школа -интернат (ж. р. );
- стальной плуг -сеялка (м. р.);
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
Видеоурок «Сложные слова»
Тест по русскому языку «Морфемика и словообразование» .
Тест по русскому языку «Морфемика и словообразование» (6 класс)
A1. Что такое морфема?
самостоятельная часть речи 2) наименьшая значимая часть слова 3) неизменяемая часть слова 4) корень слова
А2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?
приставка 2) суффикс 3) корень 4) окончание
А3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные
вода, водитель, водный 2) лес, лесной, лесник 3) гора, горный, гореть 4) вести, приведёт, привет
А4. В каком слове нет окончания?
тишь 2) озноб 3) выстрел 4) наугад
А5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НА- ?
надрубка, надежда, надувной 2) наблюдение, наибольший, навзрыд 3) наивный, название, наилучший 4) навылет, нависает, нагреть
А6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
свалка, удивление, весело 2) нависает, страдание, перевяжет 3) связной, перегородка, пришкольный 4) высокий, разлюбил, наклейка
А7. Слова какого ряда имеют две приставки?
предпосылка, предсказание, предубеждение 2) предрассветный, преподнести, преувеличить 3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть 4) предъюбилейный, предполагать, предугадать
А8. Укажите слово с двумя суффиксами
водяной 2) лесок 3) ленивица 4) львица
А9. Какие приставки имеют значение высшей степени качества проявления признака?
пре-, сверх- 2) при-, над- 3) пре-, при- 4) над-, пере-
A10. Укажите слово с окончанием -ОЙ
1) конвой 2) отбой 3) отвагой 4) открой
Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов. (3)Под лучами солнца блестят разноцветные искорки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.
В1. Выпишите слово, состоящее из двух корней.
В2. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.
В3. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
В4. Выполните фонетический разбор слова наряд
Какова тема текста? 2. Озаглавьте текст. 3. Каким настроением проникнут текст? 4. В чём смысл употребления эпитета ослепительный?
Тест по русскому языку «Морфемика и словообразование» (6 класс)
A1. Какие части слова служат для образования новых слов?
корень и окончание 2) корень и суффикс 3) суффикс и приставка 4) приставка и окончание
А2. Какие морфемы входят в основу слова?
приставка, корень, суффикс 2) корень, окончание 3) суффикс, окончание, корень 4) приставка, суффикс, окончание
А3. Укажите слово с нулевым окончанием
тетрадь 2) тетрадка 3) поставили 4) сном
А4. Слова какой части речи не имеют окончания?
глагола 2) наречия 3) местоимения 4) прилагательного
А5. Какое из слов имеет нулевое окончание?
низкий 2) наряд 3) изложение 4) рассказала
А6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА- ?
зажечь, законный, замолчать 2) загородный, задумчивый, закатился 3) замшевый, заикается, зазеленел 4) заморский, занозить, замок
А7. Слова какого ряда имеют два суффикса?
обидчик, законный, придумал 2) услышал, питание, задержал 3) обещание, выдернул, розовый 4) отцовский, прорежет, усидчивый
А8. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
крепкий, подсыпает, слушает 2) засекретил, влево, высоко 3) уползает, приплясывают, подснежник 4) заботливый, полоска, помойка
А9. Слова какого ряда не имеют суффикса?
хижина, тина, кабина 2) лавина, глубина, длина 3) картина, баранина, глина 4) тишина, впадина, перекладина
А10. Какой суффикс указывает на оттенок цвета?
1) -ов- 2) -тельн- 3) -ан-, -ян- 4) -оват-, -еват-
Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Рябину называют осенней красавицей. (2)Она не боится холода, а её ягоды становятся сладкими от мороза. (3)Рябина — полезная ягода. (4)Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц, а птицы истребляют вредоносных насекомых.
В1. Выпишите слово, состоящие из двух корней.
В2. Выпишите из предложения 4 слова, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.
В3. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
В4. Выполните фонетический разбор слова рябина
1. Какова тема текста ? 2. Определите идею текста. 3. Каким настроением проникнут текст? 4. Что вы можете сказать о рябине? В чём её красота?
Ответы на тест по русскому языку Морфемика и словообразование
1 вариант А1-2 А2-1 А3-2 А4-4 А5-4 А6-3 А7-2 А8-3 А9-1 А10-3 В1. разноцветные В2. Осторожно
2 вариант А1-3 А2-1 А3-1 А4-2 А5-2 А6-2 А7-2 А8-3 А9-1 А10-4 В1. вредоносных В2. обогащает, привлекает, истребляют
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Жукова Юлия ВладимировнаНаписать 11156 17.12.2018
Номер материала: ДБ-309607
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 29.11.2018 554
- 29.11.2018 218
- 09.11.2018 927
- 15.10.2018 1343
- 15.10.2018 7627
- 26.09.2018 401
- 20.08.2018 1136
- 26.06.2018 291
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии
Время чтения: 2 минуты
В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Выберите из данных утверждений верные. 1) Морфемы — это корень, приставка, суффикс и окончание.
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 605,988
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
http://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-morfemika-i-slovoobrazovanie-3454819.html
http://www.soloby.ru/733234/%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5