Какое слово состоит из двух корней одного суффикса и окончания

170 примеров сложных слов с двумя корнями

Приведем при­ме­ры слож­ных слов с дву­мя кор­ня­ми и соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» меж­ду ними и без соеди­ни­тель­ных глас­ных. Выясним, как опре­де­лить род слож­ных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, напри­мер:

Слова с дву­мя и более кор­ня­ми в мор­фем­ном соста­ве назы­ва­ют­ся слож­ны­ми. В боль­шин­стве слож­ных слов меж­ду кор­ня­ми нахо­дят­ся соеди­ни­тель­ные глас­ные «о», «е» , или эти интер­фик­сы в мор­фем­ном соста­ве сло­ва могут отсут­ство­вать.

Соединительная глас­ная «о» пишет­ся после твер­дых соглас­ных пер­вой осно­вы слож­но­го сло­ва, а глас­ная «е» — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусор о про вод
  • молок о воз
  • музык о вед
  • хлеб о роб
  • звезд о лёт
  • тайн о пись
  • счет о вод
  • снег о ход
  • лес о воз
  • машин о пись
  • верх о лаз
  • тих о ход
  • смол о кур

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лес о про­мышл енн ик
  • мух о лов к а
  • золот о иск а тель
  • сок о вар к а
  • власт о люб и[й ‘ э ]
  • плод о жор к а
  • град о началь ник
  • мед о вар н я
  • перв о курс ник
  • масл о бой н я
  • плод о род и[й’ э]
  • плоск о дон к а

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плод о ягод н ый
  • смол о нос н ый
  • черн о волос ый
  • мук о моль н ый
  • счет о вод н ый
  • шар о образ н ый
  • план о мер н ый
  • равн о цен н ый
  • розов о щек ий
  • сер о глаз ый
  • пив о вар енн ый

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овц е вод
  • нефт е про вод
  • жизн е люб
  • пол е вод
  • леж е бок а
  • пищ е вод
  • овощ е вод
  • солнц е пёк
  • пт иц е вод
  • солнц е ворот
  • ча е вод
  • пт иц е ед
  • солнц е цвет
  • пт иц ел ов

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • плам е вид н ый
  • корабл е стро и тель н ый
  • плат ёж е спо­соб н ый
  • пт иц е вод ческ ий
  • муж е подоб н ый
  • паль ц е вид н ый
  • овощ е кон­серв н ый
  • жи зн е люб ив ый
  • мор е ход н ый
  • солнц е защит н ый
  • пеш е ход н ый

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащ — палатк а
  • машин а — авто­мат
  • плать е — халат
  • с чёт — фак­тур а
  • кресл о — кро­вать
  • авто мобиль — цистерн а
  • школ а — интер­нат
  • салон — ате­лье
  • плуг — се я л к а
  • биб­ли о тек а — хран и л ищ е
  • каноэ — дв ой к а
  • кафе — ресто­ран
  • роман — эпо­пе я
  • ваку­ум — камер а
  • вы ши в к а — пан­но
  • мага­зин — ате­лье
  • пись м о — заяв к а
  • кофе мол к а
  • мело драм а
  • кофе машин а
  • кофе вар к а

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся пра­виль­ным:

  • кра­сив ое кресло-кровать или кра­сив ая кресло-кровать;
  • уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но опре­де­ля­ет­ся:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части сло­ва:

  • кра­си­вое крес­ло -кро­вать (ср. р.);
  • дале­кая шко­ла -интер­нат (ж. р. );
  • сталь­ной плуг -сеял­ка (м. р.);

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой:

Видеоурок «Сложные слова»


Тест по русскому языку для 9 класса

Тест для повторения пройденного материала.

С вариантами и ответами

Просмотр содержимого документа
«Тест по русскому языку для 9 класса»

Тест по русому языку 9 класс

«Повторение изученного в 5-8 классе»

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) перепрыгивать; 3) попутный;

2) разбрасываться; 4) лукоморье.

Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющие сосредоточиться, выражающий невнимательность»?

1) Равнодушный; 3) ленивый;

2) апатичный; 4) рассеянный.

Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:

1) вечный — 6 букв, 7 звуков; 3) въезд — 5 букв, 4 звука;

2) каюта — 5 букв, 6 звуков; 4) дорогое — 7букв, 7 звуков.

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;

2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;

3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;

4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатири_, ненавид_шь врага.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;

2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;

3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;

4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.

В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. Мне нездоровит_ся.

Б. Они решили отправит_ся в путь.

В. Он справит_ся о пароходе на пристани.

Г. Спряч_тесь скорее от дождя.

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);

2)(светло)синий, (по)медвежьи, (пол)окна;

3)(авиа)связь, (как)либо, (русско)французский

4)(полу)остов, (во)первых, (высоко)качественный.

8. Укажите правильное объяснение написания н и нн в суффиксах.

1)Книга прочитанна — нн в суффиксе краткого причастия;

2) путанный след — нн в суффиксе прилагательного, образованного от бесприставочного

глагола совершенного вида;

3) балованный ребенок — нн в прилагательном, образованном от страдательного причастия на — ованный;

4) возбуждено спорить — в суффиксе краткого причастия.

9. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

1) (Не) законченный мною чертеж я оставил на столе.

2) Справка была выписана (не) правильно.

3) Сквозь (не) занавешенное окно была видна вся комната.

4)Река, которая встретилась отряду, была (не) глубока, и все легко перешли вброд.

10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?

Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_(2) мог он уловить н_(3) шума боя , н_(4) стрельбы, н_(5) даже гула канонады.

1)1 2)2 3)1, 2 4)1,3,4,5.

11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.

3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.

4)Утром ребята работали или в саду или в огороде.

12.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Утомившись в дороге, я крепко заснул.

2)Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная кононада.

3)Друзья мои, прекрасен наш союз!

4)Кажется ваша история там наделала много шуму.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Дождь (1) казалось (2) зарядил надолго. Море на сотни миль вокруг (3) казалось (4) пустынным.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Самовар бы я вам поставил ( ) да чаю у меня нет.

1)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.

3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да не ставится запятая.

15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?

1)Подъезжая к городу, между ними зашел деловой разговор.

2)У обоих героинь романа брак оказался несчастливым.

3)Мелкий дождь льет, не переставая, и ветер дует все в одну сторону.

4)Большая часть участников конференции осталось на концерт.

16. В каком слове ударение падает на второй слог?

Прочитайте предложения и выполните задания 17-20

А. Один таскал сначала легкие камни, а потом принялся за тяжелые, так что последних камней уже не смог дотащить.

Б. Однажды я вспомнил с детства знакомую мне притчу о двух работниках, переносивших камни.

В. Другой же поступил наоборот и окончил свою работу благополучно.

Г. И вдруг открылся мне глубокий смысл этой бесхитростной истории.

17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился

18. Определите стиль и тип речи.

1)разговорный стиль, повествование и описание;

3)художественный стиль, рассуждение;

3)публицистический стиль, описание;

4)художественный стиль, повествование;

19. Укажите правильную характеристику слова благополучно (предложение В)

2)краткое прилагательное; 4) краткое причастие;

20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения Б.

Тест по русому языку 9 класс

«Повторение изученного в 5-8 классе»

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) побеждая; 3) гололед;

2) переписываться; 4) прабабушка.

2.Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «столкновение противоположных сторон, мнений, сил»?

1) обида; 3) конфликт;

2) апатия; 4) проблема.

3) Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах: 1) вьюга — 6 букв, 7 звуков; 3) пробежаться — 11 букв, 11 звуков; 2) обезьяна — 8 букв, 8 звуков; 4) красная — 7 букв, 7 звуков.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) на подросш_м дерев_, без пишущ_й машинк_, покупа_м ботинк_;

2) о ближайщ_м объект_, до соседн_й деревн_, по новейш_й технологи_;

3) мы бор_мся за мир, с засидевш_мся мечтател_м, от последн_й заметк_;

4) в гаснущ_м камин_, по лучш_й дорог_, на последн_м педсовет_.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра_задорить, бе_дельничать, бе_предел, бе_вкусица;

2) заг_рать, пл_вунец, изл_гать, пл_вчиха;

3) обм_реть, подб_ру, выл_чить, изм_нение;

4) девч_нка, волч_нок, грош_вый, кош_лка.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска

А. Мы решили подписат_ся на газету.

В. Как убереч_ся от простуды.

Г. Она задумывает_ся о будущем.

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Кое)как, (право)сторонний, (по)всюду; 3) (пол)апельсина, (пол)ночи,

2) (Юго)западный, (пол)лимона, (по)бережье; 4) (пол)Европы, (во)вторых,

8. Укажите правильное объяснение написания Н и НН в суффиксах?

1) скошенная трава — нн в суффиксе причастия, образованного от бесприставочного глагола совершенного вида;

2) на улице ветрено — н в суффиксе краткого причастия;

3) брошенный камень — нн в суффиксе причастия, образованного от бесприставочного

глагола совершенного вида;

4) задание проверенно — нн в суффиксе краткого причастия.

9. В каком предложении не с последующим словом пишется слитно?

1) забор был (не)окрашен.

2) мы шли (не)замечая дороги.

3) ответ был (не)правильным.

4) (не)потушенная с вечера лампа.

10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?

Н_(1) слышно было н_(2) веселых песен, н_(3) смеху, н_(4) звонких голосов.

11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1)Мне нравятся собаки кошки рыбки и хомячки.

2)Петя возьми тетрадь выпиши слова подчеркни глаголы.

3)Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.

4)Утром ребята работали в саду или в городе.

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1)Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

2)Единственным попутчиком не слушавшим лесничего была Наташа, застенчивая худенькая девушка.

3)Чуть дрожат, качаясь, сосны.

4)Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

2) 1, 2, 3, 4 ; 4) 2, 4;

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не

2)Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.

3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.

4)Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая

15. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?

1)Большинство учеников хорошо сдало выпускные экзамены.

2)Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.

3)Молодой человек, проходя мимо сада, увидел пятилетнюю девочку, которая стояла

4)Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез на нее

16) В каком слове ударение падает на второй слог?

Прочитайте предложения и выполните задания 17-19.

А.Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими

среди цветов и листьев.

Б.Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.

В.Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

Г.В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетятся сюда на работу.

17. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы

18. Определите стиль и тип речи.

1)Художественный стиль, повествование;3)публицистический стиль, описание;

2)художественный стиль, рассуждение 4)разговорный стиль, повествование и

19. Укажите правильную характеристику слова посветлевшее (предложение А).

20. Дайте полную синтаксическую характеристику предложения А.

Ответы к проверочной работе по русскому языку 9 класс

по теме «Повторение изученного в 5-8 классе».

Однокоренные слова

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок) или к разным частям речи (лес — лесной).
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни: гора — гористый — горный — корень -гор-; угореть — загорать — перегорать — корень -гор-, но эти корни разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются .
  3. Слов, состоящих из корня и окончания (типа вода, село, поле и др.), в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса (сельский, домик, юность и др.); корня, приставки и суффикса (напольный, надомник и др.).
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    • — де — — надеть, переодеть;
    • — ня — — занять, нанять, отнять;
    • — пт — — птенец, пташка, птица;
    • — сяг — — присяга, досягать, посягать;
    • — у — — разуть, обуть;
    • — ул — — улица, переулок;
    • — й — — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:

  • садовник — сад — садовый (однокоренные слова);
  • садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).

Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.

Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)

  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.


источники:

http://multiurok.ru/files/test-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa.html

http://www.sites.google.com/site/velikijrusskijazyk9/home/urok-2