Какое значение имеет латинский суффикс ide

Какое значение имеет латинский суффикс ide

Лекция № 8. Способы словообразования

Основные способы словообразования – аффиксальный и безаффиксный.

К аффиксальным относятся способы образования производных путем присоединения словообразовательных аффиксов (префиксов, суффиксов) к производящим основам.

Безаффиксные способы используются преимущественно для образования сложных слов.

Сложным является слово, состоящее более чем из одной производящей основы. Сложное слово образуется способом основосложения.

Слово, в структуре которого имеется только одна производящая основа, называется простым: например, costoarticularis – сложное слово, a costalis и articularis – простые слова.

Существуют также смешанные способы словообразования: префиксация + суффиксация, сложение + суффиксация, способ создания сложносокращенных слов и др.

Суффиксацией называется присоединение суффикса к производящей (мотивирующей) основе. Полученное этим способом производное называется суффиксальным. Суффиксы выполняют важную классифицирующую функцию.

Благодаря им слова соотносятся с соответствующими классами понятий: например, все имена существительные с суффиксами -ul-(-cul-), -ol принадлежат к классу так называемых деминутивов – слов с уменьшительным значением (lobulus – «долька», tuberculum – «бугорок», foveola – «ямочка»).

Отглагольные (производные от основы глагола) существительные с суффиксом -io выражают общее категориальное значение «процесс», «действие» (flexio – «сгибание», rotatio – «вращение», curatio – «лечение»). Отглагольным существительным с суффиксом -or присуще общее категориальное значение «орудие, инструмент, которым производится действие» или «лицо, производящее действие» (m. flexor – сгибающая мышца, т. rotator – вращающая мышца, prosector – прозектор – «тот, кто рассекает»: лицо, производящее вскрытие трупа).

Трудно переоценить классифицирующую функцию терминоэлемента-суффикса, соотносящего слова с определенным терминологическим понятием. Так, все существительные с суффиксом -itis выражают общее терминологическое понятие «воспалительное заболевание, воспаление».

Суффикс всегда существует только в связанном виде, т. е. в составе производного. Например, суффикс -itis только в сочетании с производящей основой приобретает вышеуказанное значение, в то время как латинское inflammatio – самостоятельное слово, означающее «воспаление».

При суффиксации в качестве производящих используются основы разных частей речи – существительных, глаголов, прилагательных. Определенные суффиксы сочетаются с основами определенных частей речи.

1. Присоединение суффикса, начинающегося с согласного, к корню слова обычно происходит с помощью соединительного гласного -i-, как правило в латинских словах, и -о– – в словах греческого происхождения: например, лат. cruc-i-formis – «крестообразный», tuberos-i-tas – «бугристость»; греч. bronch-o-genus – «бронхогенный».

2. При образовании прилагательных суффикс присоединяется к основе существительного, определяемой из формы род. п. ед. ч.: thotax, acis – thotrac-ic-us; cartilage, inis – cartilagin-e-us.

3. Как правило, производящая основа и суффикс принадлежат к одному языку – или к латинскому, или к греческому. Однако в терминологии немало специально «придуманных» гибридных слов, особенно среди прилагательных: например, brachi-al-is, acromi-al-is, pyramid-al-is, petr-os-us, arteri-os-us, где основы греческого, а суффиксы латинского происхождения. Встречаются прилагательные, в структуру которых включены и греческий, и латинский суффиксы.

2. Частотные латинские и греческие суффиксы

I. Деминутивы – существительные с общим словообразовательным значением «уменьшительность».

Мотивированное уменьшительное существительное (деминутив) сохраняет род мотивирующего слова, от которого оно произведено. Склоняются эти мотивированные слова только по I или II склонению независимо от того, к какому склонению принадлежит мотивирующее слово: например, nodus, -i (m); nodulus; vas, vasis (n) vasculum.

1. Некоторые искусственно образованные термины не имеют уменьшительного значения; такими являются обозначения стадий развития эмбриона: gastrula, blastula, morula, organella.

2. Не имеют также уменьшительного значения существительные macula (пятно), acetabulum (вертлужная впадина) и некоторые др.

II. Существительные с общим словообразовательным значением «действие, процесс».

1. Существительные этого очень продуктивного словообразовательного типа обозначают операции, способы обследований, физиологические функции, лечения, теоретические понятия в различных дисциплинах: например, auscultatio – аускультация, выслушивание; percussio – перкуссия, постукивание; palpatio – пальпация, ощупывание. Все три термина обозначают методы исследования внутренних органов. Имеются производные на -io, обозначающие не только действие, процесс, но и результат этого действия, например, decussatio – перекрест (образование в форме X); impresso – вдавление; terminatio – окончание, конец.

2. Среди искусственно образованных слов на -io некоторые происходят не от глагольной, а от именной основы, например decapsul-atio – декапсулация, оперативное удаление оболочки органа; hepat-isatio – гепатизация, уплотнение легочной ткани.

3. Существительные с общим словообразовательным значением «предмет (орган, инструмент, прибор), которым производится действие; лицо, осуществляющее деятельность».

4. Существительные с общим словообразовательным значением «результат действия».


Суффиксы прилагательных

I. Прилагательные с общим словообразовательным значением «характеризуемый или богатый признаком, указанным производящей основой».

II. Прилагательные с общим словообразовательным значением «принадлежащий или относящийся к тому, что названо производящей основой».


1. Если производящая основа оканчивается на -l или -r, то происходит диссимиляция суффикса -al-(-ar-), например: vertebralis, clavicularis.

2. Чаще всего к основе греческого существительного прибавляется суффикс -ё -us греческого происхождения, а к основе латинского существительного – латинский суффикс -ё -us, обычно имеющий значение «характеризуемый признаком» или «состоящий из того, что названо основой»: oss-e-us – костный, cartliagin-e-us – хрящевой.

3. Ряд прилагательных с суффиксом -al-(-ar-) имеет нестандартное общее значение «подобный»: circularis – круговой, reticularis – сетчатый, pyramidalis – пирамидный.

III. Прилагательные с общим словообразовательным значением «похожий на то, что названо основой слова».

Большинство прилагательных этого типа искусственно созданы в XVII в. анатомами. Некоторые из них, например m. arytaenoidcus (черпаловидная мышца), m. mastoideus (сосцевидная мышца), m. pterygoideus (крыловидная мышца), вовсе не похожи на предметы, названные мотивирующими основами. Таким же «противоречием» отмечен термин vena mastoidea (сосцевидная вена), так как она не похожа на сосок, ее название объясняется тем, что она относится к processus mastoideus (сосцевидному отростку). Аналогичное объяснение у термина venae sigmoldeae. Вены, обозначаемые этим термином, совсем не похожи на греческую букву сигму, но они относятся к colon sigmoideum (сигмовидной ободочной кишке).

IV. Прилагательные с общим словообразовательным значением «несущий то, что названо производящей основой».

V. Прилагательные с общим словообразовательным значением:

1) «порождающий, производящий, вызывающий то, что названо основой» (активный смысл);

2) «порождаемый, вызываемый, обусловленный тем, что названо основой» (пассивный смысл).

Если производящих основ две или более, то производное является сложным словом. Сложение – наиболее продуктивный способ образования терминов греко-латинского происхождения. Сложные слова можно образовать двумя способами: чистым сложением или сложением, сочетающимся с суффиксацией. При чистом сложении последняя – опорная часть – представлена самостоятельным словом. Опорной она называется потому, что вводит его в определенный грамматический класс (существительных или прилагательных), оформляет слово в грамматическом отношении. Например: glossopharyngeus: 1-й компонент сложения glosso– + 2-й, опорный, компонент pharyngeus (прилагательное 1-й группы); rhinencephalon: 1-й компонент rhin– + 2-й, опорный, encephaion (существительное II склонения греческого происхождения на -on).

Среди древних латинских слов сложные слова встречаются редко, например: orificium – отверстие (os, oris – «отверстие» + связанный корень от facio, -ere – «делать»); homicida – человекоубийца (homo + связанный корень от caedo, -ere – «убивать»).

В современной анатомической номенклатуре сложных слов, произведенных от основ исконно латинского происхождения, очень мало. Это искусственные образования, созданные в послеантичные времена: например, lymphonodus – лимфатический узел, fibrocartilago – волокнистый хрящ, corticopontinus – корково-мостовой.

Среди искусственных сложений немало гибридов: один из компонентов латинского происхождения, другой – греческого: например, neocortex (греч. neos – «новый» + лат. cortex – «кора») – новая кора; myoseptum (греч. mys, myos – «мышца» + лат. septum – «перегородка») – мышечная перегородка.

Сложных существительных среди анатомических наименований единицы, сложных прилагательных очень много, при этом производящие основы могут быть одноязычные – или только латинские, или только греческие: например, лат. tibiona-vicularis, septomarginalis; греч. pterygopharyngeus, thora-coacromialis. В то же время имеется значительное число гибридных сложений: musculoperoneas, zygomaticofnrotalis и т. д.

Некоторые особенности основосложения

1. В качестве наиболее употребительного словообразовательного средства, с помощью которого две или несколько производящих основ объединяются в единое слово, применяется интерфикс, или соединительный гласный. В медицинской терминологии самым распространенным является интерфикс -о-, реже используется -i-. В исконных словах древнегреческого языка употребляется только интерфикс -о-, латинского – -i-: например, лат. aur-i-scalpium (auris – «ухо» + scalpo – «скоблить, вырезать») – ухочистка; viv-i-ficatio (vivus – «живой» + facio – «делать») – оживление.

Однако в искусственных неологизмах эта языковая закономерность перестала соблюдаться. Независимо от происхождения применяется интерфикс -o– (neur-o-cranium, cary-o-lysis, lept-o-meniux, лат. aurepalpebraiis, лат. nasolacrimal и т. п.). Первые компоненты сложения обычно указываются в словарях и справочниках вместе с интерфиксом: thoraco-, spondylo-. Безынтерфиксное соединение компонентов обычно имеет место, хотя и не всегда, если первый компонент заканчивается гласным или второй компонент начинается с гласного: например, терминоэлементы brady– (греч. bradys – «медленный»): brady-cardia; brachy– (греч. brachys – «короткий»): brachy-dactylia; rhin– (греч. rhis, rhinos – «нос»): rhin-encephalon.

2. Вариантность производящей основы. В латинском и греческом языках имеются существительные и прилагательные (III склонения), у которых основы словоформ именительного и родительного падежей различаются: например, cortex, cortic-is; греч. som-a, somat-os – «тело»; греч. meg-as, megal-u – «большой»; греч. pan, pant-os – «всё» и т. д. В качестве производящей основы латинских слов выступает основа родительного падежа: pariet-o-graphia, cortic-o-visceralis; у греческих слов производящей основой также чаще оказывается основа родительного падежа. Вместе с тем иногда производящая основа выступает в вариантной форме – то именительного, то родительного падежа, например: pan-, pant – «всё» (pan-demia, pant-o-phobia), mega– – «большой» (megacolon, megal-o-biastus).

Встречаются и трехвариантные формы одного и того же терминоэлемента: начальные – haemo-, haemato-, конечный -aemia с общим значением «относящийся к крови» (haemo-glоbinum, haemato-logia, an-aemia).

3. Фонетико-графическая вариантность основ. Некоторые греческие основы испытали разную степень латинизации. В одних случаях сохранилось произношение, близкое к греческому языку, в других происходило сближение с нормой латинского языка. В результате одна и та же морфема может писаться по-разному: греч. cheir – «рука» – cheir и chir; греч. koinos – «общий», «совместный» – coenosis, koino-. Употребляется различная транскрипция греческого слова neuron – «нерв» в русских терминах: неврология, но нейрохирургия; нейрит (аксон) и неврит (воспаление нерва).

Префиксация, т. е. присоединение префиксальной морфемы (приставки) к корню, не меняет его значения, а лишь добавляет к этому значению некоторый компонент, указывающий на локализацию (выше, ниже, спереди, сзади), направление (приближение, отдаление), протекание во времени (прежде чего-либо, после чего-либо), на отсутствие или отрицание чего-либо.

Приставки развились преимущественно из предлогов, поэтому их прямые значения совпадают со значениями соответствующих предлогов.

У некоторых приставок на базе прямых значений развились вторичные, переносные. Так, у греческого предлога-приставки para– («около, рядом») развилось переносное значение «отступление, отклонение от чего-либо, несоответствие внешних проявлений сущности данного явления»: например, para-nasalis – околоносовой, но para-mnesia (греч. mnesis – «память») – парамнезия – общее название искажений воспоминаний и обманов памяти; paratyphus – паратиф – общее название инфекционных болезней человека, вызываемых определенными бактериями рода Salmonella, характеризующихся некоторыми клиническими проявлениями, сходными с симптомами брюшного тифа.

В описательных наименованиях, употребляемых в морфологических дисциплинах, терминоэлементы-префиксы имеют прямое значение. В терминах, выражающих понятия патологических состояний, болезней, нарушенных функций органов и тому подобное, терминоэлементы-префиксы часто употребляются со вторичными значениями.

В разных подсистемах медицинской терминологии и в биологии греческие и латинские терминоэлементы-префиксы имеют исключительно широкое применение. При этом в анатомической номенклатуре преобладают латинские приставки, а в терминологии патологической анатомии, физиологии, клинических дисциплин – префиксы греческого происхождения.

Как правило, латинские приставки присоединяются к латинским корням, греческие – к греческим корням. Однако встречаются и исключения, так называемые гибриды, например в словах epi-fascialis – надфасциальный, endo-cervicalis – внутришейный приставки греческие, а производящие основы – латинские. При префиксации в качестве производящей основы выступает целое слово: intra-articularis – внутрисуставной.

Антонимичные приставки. Важную роль в функционировании медицинских терминов играют антонимичные приставки, т. е. такие, значения которых противоположны: например, лат. intra– – «внутри» и extra– – «снаружи», «извне» и др.

Латино-греческие дублетные приставки. Значения ряда латинских приставок совпадают со значениями определенных греческих приставок или очень близки им:

лат. media– – греч. meso– – «посредине», «между».

При присоединении приставок к основам могут происходить изменения в приставке под влиянием начального звука основы. Главным образом это проявляется в ассимиляции (лат. assimilalio – «уподобление», «сходство»): конечный согласный в приставке полностью или частично уподобляется начальному звуку производящей основы. У некоторых латинских приставок может происходить элизия, т. е. выпадение конечного согласного. У греческих приставок ana-, dia-, cafa-, meta-, para-, and-, epi-, apo-, hypo-, meso– элизия проявляется в отпадении конечного гласного перед начальным гласным основы. Тем самым устраняется возможное зияние (гласный с гласным).

5. Префиксально-суффиксальные производные

Слова, образованные одновременным присоединением к корню (основе) приставки и суффикса, называются префиксально-суффиксальными производными. Так в древнегреческой терминологии возникли термины hypo-gastr-ium (греч. hypogastrion) – нижняя часть живота, mes-enter-ium (греч. mesenterion) – брыжейка. Впоследствии были образованы по той же модели термины mesogastrium, epigastrium и названия всех брыжеек (mesometrium, mesovarium и т. п.). Таким же образом возникли perichondrium, periodontium, paracolpium, endocardium, pericardium, epineurium и т. п. Сначала был создан термин epithelium для обозначения тонкой кожицы над грудным соском (греч. thele – «сосок»), затем значение термина расширилось и по его модели были созданы термины mesothelium, endothelium.

1. Если одна или несколько производящих основ входят в состав производной основы не целиком, а в укороченном виде, такое слово называется сложносокращенным. Так, если первый компонент произведен от основы прилагательного, в составе которого имеются суффиксы -(o)ld-, -al(-ar-), -os-, -ic-, то обычно происходит укорочение производящей основы на этот суффикс. Укороченная основа совпадает с корнем соответствующего существительного. Многие производные образованы с корневой морфемой thyr(e)o(греч. thyreos – «щит»), отсеченной от основы прилагательного thyr(e)oideus, входящего в состав мотивирующих словосочетаний glandula thyr(e)oidea – щитовидная железа или cartilago thyr(e)oidea – щитовидный хрящ: например, thyreotropus – тиреотропный – действующий на щитовидную железу; thyreotomia – тиреотомия – рассечение щитовидного хряща; thyreotoxicosis – тиреотоксикоз.

2. Если мотивирующее слово является сложным, то может опускаться одна из корневых морфем. Так, в терминах патологии, функциональных нарушений крови обычно опускается корневая морфема cyt(us): например, leucocytus, но leucopenia (вместо более полного leucocytopenia).

Латинский язык для медиков: конспект лекций.

Суффиксы существительных.

I. Деминутивы – существительные с общим словообразовательным значением «уменьшительность».

NВ!

Мотивированное уменьшительное существительное (деминутив) сохраняет род мотивирующего слова, от которого оно произведено. Склоняются эти мотивированные слова только по I или II склонению независимо от того, к какому склонению принадлежит мотивирующее слово: например, nоdus, -i (m); nоdulus; vаs, vаsis (n) vаsсulum.

1. Некоторые искусственно образованные термины не имеют уменьшительного значения; такими являются обозначения стадий развития эмбриона: gаstrulа, blаstulа, mоrulа, оrgаnеllа.

2. Не имеют также уменьшительного значения существительные mасulа (пятно), асеtаbulum (вертлужная впадина) и некоторые др.

II. Существительные с общим словообразовательным значением «действие, процесс».

1. Существительные этого очень продуктивного словообразовательного типа обозначают операции, способы обследований, физиологические функции, лечения, теоретические понятия в различных дисциплинах: например, аusсultаtiо – аускультация, выслушивание; реrсussiо – перкуссия, постукивание; раlраtiо – пальпация, ощупывание. Все три термина обозначают методы исследования внутренних органов. Имеются производные на -iо, обозначающие не только действие, процесс, но и результат этого действия, например, dесussаtiо – перекрест (образование в форме Х); imрrеssо – вдавление; tеrminаtiо – окончание, конец.

2. Среди искусственно образованных слов на -iо некоторые происходят не от глагольной, а от именной основы, например dесарsul-аtiо – декапсулация, оперативное удаление оболочки органа; hераt-isаtiо – гепатизация, уплотнение легочной ткани.

3. Существительные с общим словообразовательным значением «предмет (орган, инструмент, прибор), которым производится действие; лицо, осуществляющее деятельность».

4. Существительные с общим словообразовательным значением «результат действия».

Упражнение 58. Изучите Лексический минимум №8, обратите внимание на построение сложных прилагательных.

ТЕМА 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В АНАТОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ: СУФФИКСАЦИЯ И СЛОЖЕНИЕ. СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Цель. Ознакомление с основными суффиксами, использующимися для образованияприлагательных в анатомической терминологии. Формирование навыков перевода терминов, образованных с помощью суффиксации и сложения.

§22. Способы словообразования

В медицинской терминологии используются различные способы словообразования:

• аффиксальное – путём присоединения аффиксов (префиксов и суффиксов);

• безаффиксальное – путём сложения нескольких корневых основ;

• смешанное – путём сложения основ в сочетании с аффиксальным словообразованием.

Суффиксация

Образование слова путём присоединения суффикса называют суффиксацией. Суффикс обладает несколькими функциями. Во-первых, он указывает на принадлежность к той или иной части речи. Как вы уже знаете, суффиксы -al и -ar характерны для большинства прилагательных II группы. Во-вторых, каждый суффикс указывает на определённое значение слова. Так, суффиксы -al и -ar указывают на принадлежность или отношение к анатомическому образованию. И в-третьих, поскольку суффикс стоит в слове перед окончанием и входит, как правило, в предпоследний слог, суффикс влияет на постановку ударения в слове. Например, суффиксы -āl и -ārявляются долгими, а значит – ударными, а суффиксы -ŭl, -cŭl, -ŏl, наоборот, краткими и безударными.

Прилагательные образуются от существительных путём присоединения суффикса к основе существительного. Например, прилагательное dorsalis (спинной, тыльный) образовано от существительного dorsum, i n прибавлением суффикса -āl к основе dors-. Любой суффикс образует прилагательное определённой группы, поэтому к нему добавляются определённые родовые окончания. Поскольку суффикс -al образует прилагательные II группы, после него могут идти только окончания -is, -e: dorsalis, e (и не может быть окончаний -us, -a, -um).

Группа прил.СуффиксОкончаниеЗначение суффиксаПримеры
II II I I I-āl- -ār- -īn- -ĭc-(греч.) -ē- (греч.)-is, e -is, e -us, a, um -us, a, um -us, a, umпринадлежащий, относящийся к …mentālis, e – подбородочный mandibulāris, e — нижнечелюстной palatīnus, a, um – нёбный tympanĭcus, a, um – барабанный pharyngēus, a, um – глоточный
I-ōs--us, a, umхарактеризуемый, изобилующий, богатый признакомcavernōsus, a, um – пещеристый, кавернозный
I-ě--us, a, umсостоящий из …ossěus, a, um — костный
I II-ide-(греч.) -form--us, a, um -is, eпохожий на …pterygoideus, a, um — крыловидный vermiformis, e – червеобразный

Приведём ещё несколько примеров образования прилагательных от существительных:

thorax, ăcis m грудная клетка → основа thorac-+ суффикс -ĭc-+ окончание -us, a, umthoracicus, a, um грудной

bucca, ae f щека → основа bucc-+ суффикс -āl-+ окончание -is, ebuccālis, eщёчный

cartilāgo, inis fхрящ → основа cartilagin-+ суффикс -ĕ-+ окончание -us, a, umcartilaginĕus, a, um хрящевой

NB!1.Не следует смешивать суффикс , указывающий на состав, и суффикс ē, указывающий на отношение, принадлежность.

2. Суффикс, начинающийся на согласный, присоединяется к производящей основе с помощью соединительного гласного -ĭ- (в латинских словах). Например, это происходит при образовании слова vermiformis, e червеобразный от слова vermis, is m червь (основа verm-): verm+ĭ+form+is, e.

Упражнение 54. Образуйте прилагательные со значением «относящийся к. », переведите их.

а) Суффикс c: относящийся к аорте (aorta, ae f), желудку (gaster, tris f), селезенке (splen, is m), тазу (pelvis, is f), диафрагме (diaphragma, ătis n), системе (systēma, ătis n), поджелудочной железе (pancreas, ătis n), привратнику (pylōrus, i m);

б) Суффикс : относящийся к пищеводу (oesophăgus, i m), гортани (larynx, ngis m), фаланге (phalanx, ngis f), мозговой оболочке (meninx, ngis f), копчику (coccyx, ỹgis m);

в) Суффикс n: относящийся к собаке (canis, is m, f), женщине (femina, ae f), матке (uterus, i m), шпоре (calcar, āris n), коню (equus, i m);

г) Суффиксы l, -ār: относящийся к плечу (brachium, i n), животу (abdōmen, ĭnis n), груди (pectus, ŏris n), ладони (palma, ae f), глазу (ocŭlus, i m), коре (cortex, ĭcis m), почке (ren, renis m), пирамиде (pyrămis, ĭdis f), доле (lobus, i m), прямой кишке (rectum, i n).

Упражнение 55. Образуйте прилагательные со значением «похожий на то, что названо основой». К основам латинских слов присоединяйте суффикс -form, к основам греческих слов – суффикс -ide. Переведите прилагательные.

a) Похожий на щит (гр. thyreo-), шило (гр. stylo-), сосок (гр. masto-), меч (гр. xipho-), ладью (гр. scapho-), букву «дельта» (гр. delto-), паутину (гр. arachno-);

б) Похожий на грушу (лат. pirum, i n), нить (лат. filum, i n), клин (лат. cuneus, i m), чечевицу (лат. lens, lentis f), гриб (лат. fungus, i m), веретено (лат. fusus, i m), луковицу (лат. bulbus, i m).

Упражнение 56. Образуйте прилагательные со значением «богатый, изобилующий . », переведите их.

Богатый, изобилующий артериями, волокнами, венами, отверстиями, нервами, пульпой (мякотью), буграми, камнями (petra, ae f), сывороткой (serum, i n), слизью (mucus, i m), чешуёй (squama, ae f), губками (spongia, ae f), водой (aqua, ae f), маслом (oleum, i n), пузырьками (vesicula, ae f), ворсинками (волосками) (villus, i m).

Упражнение 57. Выделите суффиксы, укажите их значение, переведите термины.

Papillae filiformes, papillae fungiformes, processus muscularis, pars laryngēa, pars spongiosa, recessus piriformis, ductus thoracicus, cartilagines alares, plexus venosus, arteria hepatica, facies costalis, venae pulmonales, ductus hepatici, nervi cervicales, glandula thyroidea, pars mucosa, pars uterina, lobus nervosus, fossa rhomboidea, arteria palatina, arcus tendinĕus.

Сложение

Образование новых слов безаффиксальным способом, то есть путём сложения нескольких корневых основ широко используется в анатомо-гистологической терминологии, в особенности для образования сложных прилагательных. Такие прилагательные употребляются для обозначения образования, идущего от одного органа к другому или относящегося к двум органам.

При образовании таких прилагательных, как правило, корневая основа одного прилагательного соединяется с полной формой другого прилагательного, например: styloideus, a, um шиловидный + hyoideus, a, um подъязычный = stylohyoideus, a, um шило-подъязычный.

Присоединение основ друг к другу происходит с помощью соединительной гласной -o-(так же, как в русском языке): temporalis, e височный → корневая основа tempor-+ -o- + parietalis, e → temporoparietalis височнотеменной.

Упражнение 58. Изучите Лексический минимум №8, обратите внимание на построение сложных прилагательных.

Лексический минимум №8

arteriosus, a, um артериальный

chondroglossus, a, um хрящеязычный

chondropharyngeus, a, um хрящеглоточный

distalis, e дистальный

fascia, ae f фасция

genioglossus, a, um подбородочно-язычный

geniohyoideus, a, um подбородочно-подъязычный

hyoglossus, a, um подъязычнo-язычный

laryngēus, a, um гортанный

mylohyoideus, a, um челюстно-подъязычный

pharyngēus, a, um глоточный

recessus, us m углубление, карман

spina, ae f ость

spinosus, a, um остистый

styloglossus, a, um шилоязычный

stylohyoideus, a, um шилоподъязычный

styloideus, a, um шиловидный

thyrohyoideus, a, um щитоподъязычный

venosus, a, um венозный

Упражнение 59. Переведите термины со сложными прилагательными а) с латинского на русский; б) с русского на латинский.

а) Angulus distobuccalis, angulus distolabialis, angulus distolingualis, nervus glossopharyngeus, canalis palatovaginalis, canalis nasopalatinus, musculus occipitofrontalis, musculus temporoparietalis, musculus stylopharyngēus, arteria sphenopalatina, articulatio temporomandibularis, foramen zygomaticoorbitale, pars glossopharyngea, fascia buccopharyngea, musculus genioglossus, musculus hyoglossus, musculus mylohyoideus, arcus palatoglossus, arcus palatopharyngeus.

б) Хрящеязычная мышца, шилоязычная мышца, нёбно-язычная мышца, нёбно-глоточная мышца, крылоглоточная часть, щёчноглоточная часть, щитоглоточная часть, крылонижнечелюстной шов, клиновидно-нёбное отверстие, клиновидно-решётчатое углубление, крыловидно-нёбная ямка, крыловидно-остистый отросток, носослёзный канал, шилососцевидное отверстие, скулолицевое отверстие, клиновидно-нижнечелюстная связка, скулоглазничная артерия, челюстно-подъязычная ветвь, медиальная глазнично-лобная ветвь.

Упражнение 60. Переведите термины на русский язык.

Sulci venosi, sulci arteriosi, regiones mentalis, regiones cervicales, glandula mucosa, glandulae labiales, r. apicalis, rr. glandulares, a. angularis, aa. temporales profundae, vv. parietales mediales, n. nasopalatinus, nn. digitales dorsales, lamina externa, foramina incisiva, foranen spinosum, foramen venosum, lig. stylohyoideum, lig. stylomandibulare, fascia masseterica, fascia superficialis, palatum durum, palatum molle, processus styloideus, spinae mentales, spinae palatinae, spina ossis sphenoidalis, recessus opticus, recessus pharyngeus, raphe palati, raphe palpebralis lateralis.

Проверьте, чему вы научились!

Ответьте на предложенные вопросы и выполните предложенные задания.

1. Какую информацию несёт латинский суффикс?

2. К чему следует присоединять суффикс при образовании прилагательного от существительного?

3. Какие значения имеют суффиксы прилагательных -āl, -ār, -īn, -ĭc, -ē, -ĕ, -form, -ide,-ōs? К какой группе будут относиться прилагательные, образованные с помощью каждого из этих суффиксов?

4. Как образуются сложные прилагательные?

Упражнение 61. Образуйте от глагольных основ существительные со значением «результат действия». Переведите существительные. Подберите из изучаемого вами иностранного языка (англ., нем., франц.) соответствия образованным вами латинским словам.

Fiss- расщеплять; commiss- скреплять, соединять; junct- соединять, связывать; apert- открывать; flex- сгибать; struct- строить; sculpt- высекать, ваять; cult- обрабатывать, заботиться, усердно заниматься; curvat- искривлять, сгибать, mixt- смешивать.

Упражнение 62. Образуйте от каждой глагольной основы существительные с суффиксами —or и -io и переведите их. Найдите в изучаемом вами иностранном языке (англ., нем., франц.) соответствия образованным вами латинским словам. Отличаются ли их значения от значений латинских слов?

Rect- управлять; curat- заботиться, ухаживать, лечить; flex- сгибать; extens- вытягивать, расширять, разгибать; rotat- вращать; supinat- сгибать назад, оборачивать лицом вверх; pronat- наклонять вперёд; perforat- продырявливать; depress- давить вниз, подавлять; composit- составлять, складывать; repetit- повторять; instruct- устраивать, приготовлять, наставлять; sect- разрезать, делить; correct- исправлять; monit- напоминать, наставлять, советовать.

Лексический минимум №9

m. buccinator, oris m щёчная мышца

m. constrictor, oris m констриктор (сжиматель)

m. corrugator, oris m мышца сморщивающая

m. depressor, oris m мышца опускающая

m. dilatator, oris m мышца расширяющая, дилататор

m. extensor, oris m мышца разгибающая, разгибатель

m. flexor, oris m мышца сгибающая, сгибатель

m. levator, oris m мышца поднимающая

m. masseter, eris m жевательная мышца

m. rotator, oris m мышца вращающая

m. sphincter, eris m сфинктер

m. tensor, oris m мышца напрягающая, натягивающая

choledochus, a, um желчный (ductus choledochus – общий желчный проток)

dentura, ae f дентура (всезубы верхнейи нижнейчелюсти)

fissura, ае fщельpupilla,ae fзрачок
incisura, ае fвырезкаscapula, ae fлопатка
mentum, i nподбородокtendinĕus, a, umсухожильный
pancreas, ătis nподжелудочная железаtympanum, i nбарабан
pancreaticus, a, umподжелудочныйvelum, i mзанавеска

Упражнение 66. Переведите, обращая внимание на построение наименований мышц по их функции: а) с латинского на русский; б) с русского на латинский.

a) Musculus constrictor labiorum, musculus levator glandulae thyroideae, musculus depressor septi nasi, musculus depressor ossis hyoidei, musculus buccinator; musculus corrugator menti, musculus dilatator pharyngis, musculus flexor digitorum profundus; musculus extensor digitorum longus, musculus sphincter ductus pancreatici, musculus levator veli palatini, musculi rotatores cervicis, musculi levatores costarum breves, nervus musculi tensoris tympani;

б) Мышца, напрягающая нёбную занавеску; мышца, опускающая перегородку носа; мышца, опускающая угол рта; мышца, поднимающая угол рта; жевательная мышца; дилататор зрачка; сфинктер зрачка; сфинктер общего желчного протока; сфинктер влагалища, поверхностный сгибатель пальцев; короткий разгибатель пальцев стопы; мышцы-вращатели груди (грудной клетки); поверхность щёчной мышцы; длинные мышцы, поднимающие рёбра; наружный сфинктер заднего прохода (задний проход – anus, i m); сухожильная дуга мышцы, поднимающей задний проход; сумка мышцы, натягивающей небную занавеску; хрящеглоточная часть среднего констриктора глотки.

Проверьте, чему вы научились!

Ответьте на предложенные вопросы и выполните предложенные задания.

1. Какое значение имеют существительные, образованные с помощью суффикса -ūr? К какому склонению и роду они относятся?

2. Какое значение имеют существительные, образованные с помощью суффикса -io? К какому склонению и роду они относятся?

3. Какое значение имеют существительные, образованные с помощью суффикса -ōr? К какому склонению и роду они относятся?

4. Какое значение имеют существительные, образованные с помощью суффиксов -ŭl-, -cŭl-,-ŏl-? От чего зависит их род и склонение?

5. Из каких компонентов построены наименования мышц по их функциям?

6. Каковы различия в употреблении падежей в русском и латинском языках в терминах, включающих наименования мышц по их функциям?

ТЕМА 8. ПРЕФИКСАЦИЯ В АНАТОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. ПРИСТАВКИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Цель. Ознакомление с основными префиксами, использующимися для образованияприлагательных и существительных в анатомической терминологии. Формирование навыков перевода терминов, образованных с помощью префиксации.

Префиксация

Префиксацией называется образование нового слова с помощью префикса, или приставки. В анатомо-гистологической терминологии приставки преимущественно указывают на расположение в пространстве (под, над, за, внутри и т.д.). В терминах присутствуют как латинские, так и греческие приставки. Как правило, латинские префиксы присоединяются к латинским корням, а греческие – к греческим. Значения некоторых латинских приставок совпадают со значениями определённых греческих приставок. Например, русской приставке над- соответствуют латинский префикс supra- и греческий префикс epi-. Поэтому приставки удобнее рассматривать и запоминать группами, включающими синонимичные (близкие по значению) и антонимичные (противоположные по значению) приставки. Наиболее часто встречающиеся латинские и греческие приставки представлены в приведённой ниже таблице, греческие префиксы снабжены в ней пометкой «(греч.)».

Наиболее распространённые латинские и греческие приставки:

ПриставкаЗначение приставкиПримеры
extra-вне-; расположение снаружи, за пределами анатомического образованияextrapulmonalis, e – внелёгочный
intra-внутри-; расположение внутри тканей органаintracranialis, e — внутричерпной
supra- (super-)над-; расположение выше анатомического образованияsupraorbitalis, e — надглазничный
infra-под-; расположение ниже анатомического образованияinfraorbitalis, e – подглазничный
sub-под-; расположение непосредственно под анатомическим образованиемsublingualis, e – подъязычный
epi- (греч.)над-; расположение поверх анатомического образования, верхняя часть целогоepigastricus, a, um — надчревный
hypo- (греч.)под-; нижняя часть целогоhypoglossus, a, um – подъязычный
pre- (prae-)пред-; расположение впереди, перед анатомическим образованиемpraefrontalis, e – предлобный
post-позади-, после-; расположение после анатомического образованияpostaxillaris, e — послеподмышечный
retro-позади-, за-; расположение непосредственно позади анатомического образованияretroauricularis, e — заушной
inter-меж-; положение между анатомическими образованиямиinterosseus, a, um — межкостный
para- (греч.)около-, рядом; расположение возле органа; клетчатка около органаparanasalaris, e — околоносовой
peri- (греч.)вокруг-; расположение вокруг органа; наружная оболочка органаperiarterialis,e — вокругартериальный

NB! 1. Приставке infra- обычно противопоставляется приставка supra-. Приставке hypo- противопоставляется приставка epi-.

2. Запомните, что прилагательное «подъязычный» может переводиться на латинский язык по-разному в составе разных терминов. Так, с существительными «кость», «мышца» и «сумка» употребляется прилагательное hyoideus, a, um:

os hyoideum – подъязычная кость

musculus stylohyoideus – шилоподъязычная мышца

bursa infrahyoidea – подподъязычная сумка

В сочетании с существительным «нерв» используется прилагательное hypoglossus, us, um:

nervus hypoglossus – подъязычный нерв

В сочетании с остальными существительными употребляется sublingualis, e:

glandula sublingualis – подъязычная железа

3. При переводе на русский язык термина, имеющего в составе приставку, нередко используется метод транслитерации, то есть побуквенной передачи, приставки, например: parasympaticus, a, um –парасимпатический, postcommunicalis, e – посткоммуникационный.

4. Префикс peri- часто переводится так же, как префикс para-: около-: periauricularis, e – околоушной. Возможны варианты и в переводе других приставок, поэтому для правильного запоминания термина обращайтесь к анатомическому атласу.

Лексический минимум №10

cilium, i nресницаspatium, i nпространство, промежуток
epigastricus, a, umнадчревныйsupercilium, i nбровь
gaster, tris fжелудокtonsilla, ае fминдалина
gastricus, a, umжелудочныйtonsillaris, eминдаликовый
ocularis, eглазнойtrachea,ае fтрахея
oculus, i mглазtrigonum, i nтреугольник
peritoneum, i nбрюшинаvascularis, eсосудистый
peritonealis, eбрюшинныйvertebralis, eпозвоночный
parotideus, a, umоколоушной

Упражнение 69. Подберите пары терминов с противоположным значением. Переведите все термины на русский язык.

Упражнение 70. Определив значения приставок, переведите термины на русский язык.

Arteria suprascapularis, musculi suprahyoidei, foramen supraorbitale, margo infraorbitalis, crista infratemporalis, canalis hypoglossus, glandula submandibularis, musculi suboccipitales, bursa subtendinea musculi subscapularis, papilla parotidea, processus paramastoideus, lobulus paracentralis, processus intrajugularis, nodi intraglandulares, nodi intrapulmonales, nodi retropharyngeales, trigonum retromolare, bursa retrohyoidea, spatium perivasculare, spatium peripharyngeum, regio epigastrica, recessus epitympanicus, septa interradicularia, membrana intercostalis interna, arteriae interlobulares, incisura preoccipitalis, lamina pretrachealis, pars prevertebralis, fascia extraperitonealis.

Упражнение 71. Переведите термины на латинский язык.

Общая межкостная артерия; межпозвоночная поверхность; межмышечная сумка; наружные межреберные мышцы; подрёберные мышщы; подтеменная борозда; подлопаточная ямка; поднижнечелюстной проток; подъязычный нерв; подъязычная складка; надглазничный край; надминдаликовая ямка; надчревная ямка; околомолярный бугорок; околоушной проток; заглоточное пространство; позадимолярная ямка; околозубные (peri-) ветви; забрюшинная (extra-) связка; внебрюшинное пространство; предпозвоночная пластинка; предзрительные артерии; постцентральная борозда; околовлагалищный лимфатический узел.

ТЕМА 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В АНАТОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ: СУФФИКСАЦИЯ И СЛОЖЕНИЕ. СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Цель. Ознакомление с основными суффиксами, использующимися для образованияприлагательных в анатомической терминологии. Формирование навыков перевода терминов, образованных с помощью суффиксации и сложения.

§22. Способы словообразования

В медицинской терминологии используются различные способы словообразования:

• аффиксальное – путём присоединения аффиксов (префиксов и суффиксов);

• безаффиксальное – путём сложения нескольких корневых основ;

• смешанное – путём сложения основ в сочетании с аффиксальным словообразованием.

Суффиксация

Образование слова путём присоединения суффикса называют суффиксацией. Суффикс обладает несколькими функциями. Во-первых, он указывает на принадлежность к той или иной части речи. Как вы уже знаете, суффиксы -al и -ar характерны для большинства прилагательных II группы. Во-вторых, каждый суффикс указывает на определённое значение слова. Так, суффиксы -al и -ar указывают на принадлежность или отношение к анатомическому образованию. И в-третьих, поскольку суффикс стоит в слове перед окончанием и входит, как правило, в предпоследний слог, суффикс влияет на постановку ударения в слове. Например, суффиксы -āl и -ārявляются долгими, а значит – ударными, а суффиксы -ŭl, -cŭl, -ŏl, наоборот, краткими и безударными.

Прилагательные образуются от существительных путём присоединения суффикса к основе существительного. Например, прилагательное dorsalis (спинной, тыльный) образовано от существительного dorsum, i n прибавлением суффикса -āl к основе dors-. Любой суффикс образует прилагательное определённой группы, поэтому к нему добавляются определённые родовые окончания. Поскольку суффикс -al образует прилагательные II группы, после него могут идти только окончания -is, -e: dorsalis, e (и не может быть окончаний -us, -a, -um).

Группа прил.СуффиксОкончаниеЗначение суффиксаПримеры
II II I I I-āl- -ār- -īn- -ĭc-(греч.) -ē- (греч.)-is, e -is, e -us, a, um -us, a, um -us, a, umпринадлежащий, относящийся к …mentālis, e – подбородочный mandibulāris, e — нижнечелюстной palatīnus, a, um – нёбный tympanĭcus, a, um – барабанный pharyngēus, a, um – глоточный
I-ōs--us, a, umхарактеризуемый, изобилующий, богатый признакомcavernōsus, a, um – пещеристый, кавернозный
I-ě--us, a, umсостоящий из …ossěus, a, um — костный
I II-ide-(греч.) -form--us, a, um -is, eпохожий на …pterygoideus, a, um — крыловидный vermiformis, e – червеобразный

Приведём ещё несколько примеров образования прилагательных от существительных:

thorax, ăcis m грудная клетка → основа thorac-+ суффикс -ĭc-+ окончание -us, a, umthoracicus, a, um грудной

bucca, ae f щека → основа bucc-+ суффикс -āl-+ окончание -is, ebuccālis, eщёчный

cartilāgo, inis fхрящ → основа cartilagin-+ суффикс -ĕ-+ окончание -us, a, umcartilaginĕus, a, um хрящевой

NB!1.Не следует смешивать суффикс , указывающий на состав, и суффикс ē, указывающий на отношение, принадлежность.

2. Суффикс, начинающийся на согласный, присоединяется к производящей основе с помощью соединительного гласного -ĭ- (в латинских словах). Например, это происходит при образовании слова vermiformis, e червеобразный от слова vermis, is m червь (основа verm-): verm+ĭ+form+is, e.

Упражнение 54. Образуйте прилагательные со значением «относящийся к. », переведите их.

а) Суффикс c: относящийся к аорте (aorta, ae f), желудку (gaster, tris f), селезенке (splen, is m), тазу (pelvis, is f), диафрагме (diaphragma, ătis n), системе (systēma, ătis n), поджелудочной железе (pancreas, ătis n), привратнику (pylōrus, i m);

б) Суффикс : относящийся к пищеводу (oesophăgus, i m), гортани (larynx, ngis m), фаланге (phalanx, ngis f), мозговой оболочке (meninx, ngis f), копчику (coccyx, ỹgis m);

в) Суффикс n: относящийся к собаке (canis, is m, f), женщине (femina, ae f), матке (uterus, i m), шпоре (calcar, āris n), коню (equus, i m);

г) Суффиксы l, -ār: относящийся к плечу (brachium, i n), животу (abdōmen, ĭnis n), груди (pectus, ŏris n), ладони (palma, ae f), глазу (ocŭlus, i m), коре (cortex, ĭcis m), почке (ren, renis m), пирамиде (pyrămis, ĭdis f), доле (lobus, i m), прямой кишке (rectum, i n).

Упражнение 55. Образуйте прилагательные со значением «похожий на то, что названо основой». К основам латинских слов присоединяйте суффикс -form, к основам греческих слов – суффикс -ide. Переведите прилагательные.

a) Похожий на щит (гр. thyreo-), шило (гр. stylo-), сосок (гр. masto-), меч (гр. xipho-), ладью (гр. scapho-), букву «дельта» (гр. delto-), паутину (гр. arachno-);

б) Похожий на грушу (лат. pirum, i n), нить (лат. filum, i n), клин (лат. cuneus, i m), чечевицу (лат. lens, lentis f), гриб (лат. fungus, i m), веретено (лат. fusus, i m), луковицу (лат. bulbus, i m).

Упражнение 56. Образуйте прилагательные со значением «богатый, изобилующий . », переведите их.

Богатый, изобилующий артериями, волокнами, венами, отверстиями, нервами, пульпой (мякотью), буграми, камнями (petra, ae f), сывороткой (serum, i n), слизью (mucus, i m), чешуёй (squama, ae f), губками (spongia, ae f), водой (aqua, ae f), маслом (oleum, i n), пузырьками (vesicula, ae f), ворсинками (волосками) (villus, i m).

Упражнение 57. Выделите суффиксы, укажите их значение, переведите термины.

Papillae filiformes, papillae fungiformes, processus muscularis, pars laryngēa, pars spongiosa, recessus piriformis, ductus thoracicus, cartilagines alares, plexus venosus, arteria hepatica, facies costalis, venae pulmonales, ductus hepatici, nervi cervicales, glandula thyroidea, pars mucosa, pars uterina, lobus nervosus, fossa rhomboidea, arteria palatina, arcus tendinĕus.

Сложение

Образование новых слов безаффиксальным способом, то есть путём сложения нескольких корневых основ широко используется в анатомо-гистологической терминологии, в особенности для образования сложных прилагательных. Такие прилагательные употребляются для обозначения образования, идущего от одного органа к другому или относящегося к двум органам.

При образовании таких прилагательных, как правило, корневая основа одного прилагательного соединяется с полной формой другого прилагательного, например: styloideus, a, um шиловидный + hyoideus, a, um подъязычный = stylohyoideus, a, um шило-подъязычный.

Присоединение основ друг к другу происходит с помощью соединительной гласной -o-(так же, как в русском языке): temporalis, e височный → корневая основа tempor-+ -o- + parietalis, e → temporoparietalis височнотеменной.

Упражнение 58. Изучите Лексический минимум №8, обратите внимание на построение сложных прилагательных.

Лексический минимум №8

arteriosus, a, um артериальный

chondroglossus, a, um хрящеязычный

chondropharyngeus, a, um хрящеглоточный

distalis, e дистальный

fascia, ae f фасция

genioglossus, a, um подбородочно-язычный

geniohyoideus, a, um подбородочно-подъязычный

hyoglossus, a, um подъязычнo-язычный

laryngēus, a, um гортанный

mylohyoideus, a, um челюстно-подъязычный

pharyngēus, a, um глоточный

recessus, us m углубление, карман

spina, ae f ость

spinosus, a, um остистый

styloglossus, a, um шилоязычный

stylohyoideus, a, um шилоподъязычный

styloideus, a, um шиловидный

thyrohyoideus, a, um щитоподъязычный

venosus, a, um венозный

Упражнение 59. Переведите термины со сложными прилагательными а) с латинского на русский; б) с русского на латинский.

а) Angulus distobuccalis, angulus distolabialis, angulus distolingualis, nervus glossopharyngeus, canalis palatovaginalis, canalis nasopalatinus, musculus occipitofrontalis, musculus temporoparietalis, musculus stylopharyngēus, arteria sphenopalatina, articulatio temporomandibularis, foramen zygomaticoorbitale, pars glossopharyngea, fascia buccopharyngea, musculus genioglossus, musculus hyoglossus, musculus mylohyoideus, arcus palatoglossus, arcus palatopharyngeus.

б) Хрящеязычная мышца, шилоязычная мышца, нёбно-язычная мышца, нёбно-глоточная мышца, крылоглоточная часть, щёчноглоточная часть, щитоглоточная часть, крылонижнечелюстной шов, клиновидно-нёбное отверстие, клиновидно-решётчатое углубление, крыловидно-нёбная ямка, крыловидно-остистый отросток, носослёзный канал, шилососцевидное отверстие, скулолицевое отверстие, клиновидно-нижнечелюстная связка, скулоглазничная артерия, челюстно-подъязычная ветвь, медиальная глазнично-лобная ветвь.

Упражнение 60. Переведите термины на русский язык.

Sulci venosi, sulci arteriosi, regiones mentalis, regiones cervicales, glandula mucosa, glandulae labiales, r. apicalis, rr. glandulares, a. angularis, aa. temporales profundae, vv. parietales mediales, n. nasopalatinus, nn. digitales dorsales, lamina externa, foramina incisiva, foranen spinosum, foramen venosum, lig. stylohyoideum, lig. stylomandibulare, fascia masseterica, fascia superficialis, palatum durum, palatum molle, processus styloideus, spinae mentales, spinae palatinae, spina ossis sphenoidalis, recessus opticus, recessus pharyngeus, raphe palati, raphe palpebralis lateralis.

Проверьте, чему вы научились!

Ответьте на предложенные вопросы и выполните предложенные задания.

1. Какую информацию несёт латинский суффикс?

2. К чему следует присоединять суффикс при образовании прилагательного от существительного?

3. Какие значения имеют суффиксы прилагательных -āl, -ār, -īn, -ĭc, -ē, -ĕ, -form, -ide,-ōs? К какой группе будут относиться прилагательные, образованные с помощью каждого из этих суффиксов?


источники:

http://ur-consul.ru/Bibli/Latinskiyi-yazyk-dlya-myedikov-konspyekt-lyektsiyi.55.html

http://lektsia.com/1x51f9.html