Какой суффикс отличается от остальных по значению

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно — ласкательным значением -к-полян к а, свин к а
-ик-, -екпаровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик-стуль чик , телефон чик
-ок-дым ок , кузов ок
-очк-коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-)девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк-пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-)берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк-гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек-лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-)баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-)медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности-ин-фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-трав инк а, рос инк а
предмет-ник-парус ник , решеб ник
-ниц-вафель ниц а, сахар ниц а
-тель-проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства-ость-, -есть-честн ость , верн ость , гор есть
-от-чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыб ак , бедн як , остр як
-ец-хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист-гитар ист , карат ист
-ник-охот ник , помощ ник
-чик-заказ чик , красав чик
-щик-гон щик , кабель щик
-тель-строи тель , повели тель
лицо женского полачемпион к а, артист к а
-ниц-помощ ниц а, писатель ниц а
-ш-секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-)горож анин , римл янин
-ец-эстон ец , итальян ец
-ич-москв ич , псков ич

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

значение действия-а-пис а ть, чит а ть
-е-смотр е ть, красн е ть
-и-приход и ть, свет и ть
значение длительного, повторяющегося действия-ива- (-ыва-)проговар ива ть, дочит ыва ть
значение однократного, законченного действия-ну-свер ну ть, прыг ну ть
-ова- (-ева-)торг ова ть, танц ева ть

Основные суффиксы наречий

-е-трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о-весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и-героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а-издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Проверочная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Словообразование»

Проверочная работа по русскому языку

по теме «Словообразование»

Исакова Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Алябьевская СОШ»

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Укажите неверные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) В русском языке существует один тип основы: производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод

в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший

4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?

а) -ист- б) -ец- в) -ость- г) -ниц-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я

6. Какое слово образовано суффиксальным способом?

а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный

7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?

а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический

б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический

в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый

г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.

10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.

11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать , нагрудный , немосквич , тотчас , ход , травля , ученый (сущ.) , нефтепродукты

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Укажите верные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) Суффиксы могут быть синонимичными;

д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)

в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный

4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?

а) -ств- б) -изн- в) -ость- г)-тель-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь

6. Какое слово образовано приставочным способом?

а) направо б) направить в) направлять г) направиться

7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый

б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать

в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый

г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть

в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.

Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.

10. Выпишите два слова с окончанием -о.

11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.

12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон

старался, гайморит (любые 2 слова)

Суффиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный), приставочный (префиксальный), приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный), приставочный (префиксальный), сложение слов (лексико-синтаксический), безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), сложение основ (лексико-синтаксический).

соскочил, разлетелось, пришпорил (любые 2 слова)

Суффиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный),приставочный (префиксальный), приставочный (префиксальный),приставочный (префиксальный),сложение слов (лексико-синтаксический),безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический),сложение основ (лексико-синтаксический).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Исакова Марина ГеннадьевнаНаписать 62378 10.11.2016

Номер материала: ДБ-338522

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.11.2016 356
    10.11.2016 611
    10.11.2016 342
    10.11.2016 4981
    10.11.2016 1090
    10.11.2016 1240

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами о среднем общем образовании

Время чтения: 1 минута

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Суффикс в русском языке

Термин суффикс заимствован из латинского языка, где слово suffixus значит «прикреплённый», «приколоченный». Такое название точно отражает фиксированность посткорневого расположения этой морфемы в слове.

Виды суффиксов

Морфема служит для образования как новых слов, так и словоформ. В зависимости от этого относится к одному из двух видов:

В школьном курсе русского языка видовое разделение присутствует или отсутствует в зависимости от избранной учебным заведением программы. В среде специалистов классификация содержит разночтения.

Суффиксы частей речи

В отличие от приставок, отличающихся универсальностью ( при знак, при ступить, при дорожный), суффиксы закреплены за определёнными частями речи, образующимися при их участии. Подразделяются на две группы:

  1. однозначные – образуют слова с одним значением:
  • мудрый – мудр ость (отвлечённый признак или состояние);
  • загореть – загоре л ый (признак, приобретённый в результате действия).
  1. многозначные – количество значений, придаваемых образуемым словам, не ограничивается одним:
  • студент – студент к а (феминитив);
  • тереть – тёр к а (предмет, предназначенный для совершения действия;
  • книга – книж к а (уменьшительный);
  • выкроить – выкрой к а (результат действия).

Существительное

Суффиксы имён существительных классифицируются по характерным для них признакам.

ПризнакВидыПримеры
ПроисхождениеИсконныепеть – пев ец
водить – води тель
кот – кот ёнок
ЗаимствованныеБудда – будд изм (лат.)
шпион – шпион аж (франц.)
ИспользованиеПолученное и исходное слово – одна часть речитанк – танк ист
дом — дом ик
Полученное и исходное слово – разные части речигадать (глаг.) – гада лк а (сущ.)
белый (прил.) – бел изн а (сущ.)

В таблице представлены словообразующие варианты. Также ряд исследователей говорит о нулевом выражении морфем указанного типа в случае словообразования бессуффиксным способом от глаголов (переезжать – переезд), прилагательных (зелёный – зелень), существительных (кум — кума), числительных (третий – треть).
Касательно суффиксального формообразования существительных лингвистика к единому мнению не пришла. То к формообразующим суффиксам, то к интерфиксам относят наращения, возникающие в основе существительных при изменении падежа или числа (чудо – чуд ес а, дочь – доч ер и, имя – им ен а).

Прилагательное

Как и в существительных, в этой части речи используются морфемы, различающиеся по происхождению.

Исконныелипа – лип ов ый
путь — пут ев ой
ртуть – ртут н ый
мечтать — мечта тельн ый
Заимствованныетеатр – театр аль н ый (лат.)
опция – опци он аль н ый (франц.)
импульс – импульс ивн ый (лат.)
грация – граци озн ый (лат.)

Заимствованные варианты в основном используются с иноязычными корнями.
Прилагательные образуются суффиксальным способом от:

  1. существительных:
  • глина – глин ян ый,
  • ветвь – ветв ист ый,
  • змея – зме ин ый.
  1. глаголов:
  • устать – уста л ый,
  • плавить – плав к ий,
  • удивить – удиви тельн ый.
  1. прилагательных:
  • тонкий – тон еньк ий,
  • жёлтый – желт оват ый.

Лингвисты также говорят о нулевых формах, которые наблюдаются в прилагательных, возникших на основе существительных, глаголов и словосочетаний (золото – золотой, проходить – прохожий, одна рука – однорукий).

Формообразующие варианты -е, -ее, -ей, -ейш-, -айш- используются в степенях сравнения (выш е , точн ее , сильн ей , умн ейш ий, глубоч айш ий).

Наречие

Так как наречия неизменяемы, в их состав формообразующие морфемы не входят.

СуффиксЗначениеИсходное словоПримеры
-о (-е)Оценка действияприлагательноеловк о
искренн е
То же. Прибавляется вместе с приставками из-, до-, с-издавн а
досух а
справ а
-ждыКоличество событий, кратность повторения действийколич. числительноеедино жды
три жды
-учи
(-ючи)
Образ действияглаголбуд учи
уме ючи

При переходе в наречия изменяемых слов и сочетаний окончания трансформируются в суффиксы (вниз у , сначал а ).

Словообразующие элементы -либо , -нибудь и -то , при помощи которых образуются неопределённые местоимения и наречия (куда- либо , что- нибудь , с кем- то ), традиционно относятся к суффиксам, но согласно альтернативной позиции причисляются к постфиксам.

Глагол

Глагольные суффиксы – достаточно дискуссионная область лингвистики.

Ряд морфем признаётся их словообразовательной разновидностью безоговорочно (праздник – праздн ова ть, горе – гор ева ть, наладить – налаж ива ть, придумать – придум ыва ть, успеть – успе ва ть, дуть – ду ну ть).

Гласные перед -ть в начальной форме рассматриваются в двух вариантах. Традиционно учебный курс включает их в ту же категорию, что и предыдущие. Однако ряд исследователей выделяет из них группу, в это число не входящую.

ХарактеристикаПримеры
Образуют глаголы от других частей речи, вносят в слово дополнительное значение. Причисляются к суффиксам.ужин – ужин а ть
лай – ла я ть
общ. значение действия
ах – ах а тьот звукоподражаний
умный — умн е тьстановиться кем-то
зверь – звер е тьуподобиться кому-то
хитрый — хитр и тьдействие по признаку и др.
Выделяются в словах с отсутствующим (утраченным) исходным вариантом, в словообразовании не участвуют, дополнительного смысла не вносят. Причисляются к интерфиксам.завис е ть, слыш а ть, ум е ть, знать и пр.

К формообразующим безоговорочно относят:

  1. -л- в прошедшем времени глагола и в образованном от него условном наклонении (потруди л ись, выполни л бы);
  2. нулевые разновидности в тех же формах (испёк, унёс бы);
  3. -и- в повелительном наклонении (расскаж и , берег и );
  4. нулевое выражение в этих же случаях (отрежь, брось).

Завершение инфинитива -ть ( -ти ) то также включается в этот перечень, то рассматривается в качестве окончания.

Нет единства мнений по поводу причисления к названным морфемам или вычленения в самостоятельную категорию по́стфиксов – элементов, занимающих постпозицию по отношению к окончанию. Учебная программа средней школы относит к постфиксам возвратные -ся и -сь , при этом рассматривая их как частный случай суффикса.

Принадлежность их к словообразующим или формообразующим морфемам также двойственна. Традиционно названные постфиксы относятся к первой разновидности, однако высказывается мнение о разделении их на подгруппы.

ХарактеристикаПримеры
Образуют глаголы с возвратным значением от невозвратных. Словообразоват.кусать – кусать ся
трясти — трясти сь
Невозвратный вариант отсутствует. Формообразоват.улыбать ся

Причастия и деепричастия

Рассматривая причастие и деепричастие в качестве самостоятельных частей речи, их суффиксы причисляют к словообразовательным. При отнесении названных слов не к самостоятельным единицам, а к глагольным формам их суффиксы становятся формообразовательными. В школе в зависимости от избранного учебного комплекса представлены оба варианта трактовки.

У причастий выбор безударного суффикса зависит от грамматических признаков исходного глагола и образованного слова (ударный гласный в суффиксе в проверке не нуждается).

ПричастиеВремяГлаголПримеры
ДействительноеНастоящееI спряженияпашут — паш ущ ий
знают — зна ющ ий
II спряжениядышат – дыш ащ ий
любят — люб ящ ий
Прошедшеес основой на гласнуюсдать – сда вш ий
с основой на согласнуюотцвести — отцвет ш ий
СтрадательноеНастоящееI спряжениячитает — чита ем ый
II спряжениявидит — вид им ый
Прошедшеес основой на -а (-я)сдержать – сдержа нн ый
посеять — посея нн ый
с другой концовкой основы (конечная гласная убирается)вылечить – вылеч енн ый
осмотреть — осмотр енн ый
произвольный (исторически сложившееся образование)сжать – сжа т ый
измять – измя т ый

Деепричастные суффиксы определяются видовой принадлежностью слова, совпадающей с принадлежностью исходного глагола.

Вид деепричастияИсходный глаголПримеры
Несовершенныйв настоящем временидышат – дыш а
прыгают — прыга я
с суффиксом -ва- – в инфинитивеузнавать — узнава я
Совершенныйв прош. временис основой на гласн. и суф. -л-посмотрел – посмотре в
сорвался — сорва вши сь
с основой на согласную и 0 суф.потёк – потёк ши
в будущем временипривезут — привез я

Оценочные (эмоционально-экспрессивные) суффиксы

Слова, образованные с их помощью, отличаются от исходных эмоциональной окрашенностью. По этой причине уже с позапрошлого века бытует мысль о принадлежности таких морфем к формообразующим. Используются в составе существительных, качественных прилагательных и наречий, передавая отношение говорящего к называемому: ироничное, презрительное, пренебрежительное, восхищённое, ласковое и пр.

Классификация оценочных суффиксов базируется на передаваемой ими эмоции.

ЗначениеПримеры
Размерно-оценочноеуменьшительноестуль чик , флаж ок лож ечк а;
син еньк ий
увеличительноеслон ищ е, звер ин а;
здоров ущ ий
Эмоционально — оценочноеласкательноекот ик , вод иц а, коров ушк а, лис оньк а, ветер ок , хлеб ушек ;
умн еньк ий, лёг оньк ий
пренебрежительноежад юг а, пьянч уг а;
бедн оват ый
Размерно-эмоциональноеуменьшительно-ласкательноеслов ечк о, собач к а, горл ышк о;
мал юсеньк ий
уменьшительно-уничижительноеврун ишк а, шапч онк а, старик ашк а

В таблице отсутствуют примеры наречий, поскольку они образуются от прилагательных и имеют ту же структуру основы плюс наречный суффикс.

Выделение суффиксов

Корректное выделение морфем в слове влияет на выбор орфографических правил для их проверки, однако определение затруднено наличием сходных по звуковому и буквенному выражению вариантов, имеющих несовпадающий морфемный состав. Примеры совпадений приведены ниже:

  1. Ток арь (точить), лек арь (лечить), пек арь (печь) — тот, кто занимается указанным делом. Слесарь – от немецкого Schlosser, основа состоит только из корня.
  2. Суп чик (суп) – ключ ик (ключ) – мальчик (бессуфф.), труж ениц а (труд) – листвен ниц а (лиственный).
  3. Стекло в окне запотело. – существительное (корень, окончание).

Масло стекло со стенок бутылки. – глагол (приставка, корень, суф. прош. вр., окончание).

  1. Без поклажи в дороге легко . – категория состояния (корень, суффикс).

Облако легко и прозрачно. – краткое прилагательное (корень, окончание).

Алгоритм действий при разделении слова на морфемы следующий:

  1. Определение части речи.
  2. Нахождение формообразующих морфем, если слово изменяемо.
  3. Вычленение корня путём подбора родственных слов.
  4. Установление аффиксов путём выстраивания словообразовательной цепочки. При установлении каждого звена цепочки следует учитывать: слово образовалось от того, через которое объясняется его значение . Если в слове, использованном для объяснения, отсутствует, фрагмент целиком, то это цельный суффикс, даже при наличии родственных вариантов со сходными более дробными элементами.
  • дух овит ый – обладающий духом (запахом), т. е. морфема -овит- неделима, несмотря на существование родственного дух ов ой.

Ошибка в вычленении морфем грозит неверным написанием. Например, при проверке выбора суффиксов -ова- (-ева-) / -ива- (-ыва-) глагол ставится в первое лицо. При выпадении морфемы в ней требуется написание о (е), при сохранении – и (ы).

  • выпыт ыва ть – выпыт ыва ю;
  • ноч ева ть – ночую.

Однако при образовании несовершенного вида от совершенного к основе добавляется не один из перечисленных вариантов, а -ва- (всегда под ударением), и слово такому способу проверки не поддаётся.

  • преодоле ва ть (преодол е ть) – преодолеваю.

Связь морфемики с орфографией требует внимательного отношения к определению состава слова.


источники:

http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-slovoobrazovanie-1338787.html

http://russkijyazyk.ru/suffiks