Какой суффикс отличается от остальных по значению ств

Проверочная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Словообразование»

Проверочная работа по русскому языку

по теме «Словообразование»

Исакова Марина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Алябьевская СОШ»

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Укажите неверные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) В русском языке существует один тип основы: производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод

в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший

4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?

а) -ист- б) -ец- в) -ость- г) -ниц-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я

6. Какое слово образовано суффиксальным способом?

а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный

7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?

а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический

б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический

в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый

г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.

10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.

11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать , нагрудный , немосквич , тотчас , ход , травля , ученый (сущ.) , нефтепродукты

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Укажите верные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) Суффиксы могут быть синонимичными;

д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)

в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный

4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?

а) -ств- б) -изн- в) -ость- г)-тель-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь

6. Какое слово образовано приставочным способом?

а) направо б) направить в) направлять г) направиться

7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый

б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать

в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый

г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть

в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.

Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.

10. Выпишите два слова с окончанием -о.

11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.

12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон

старался, гайморит (любые 2 слова)

Суффиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный), приставочный (префиксальный), приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный), приставочный (префиксальный), сложение слов (лексико-синтаксический), безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический), сложение основ (лексико-синтаксический).

соскочил, разлетелось, пришпорил (любые 2 слова)

Суффиксальный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный (преффиксально-суффиксальный),приставочный (префиксальный), приставочный (префиксальный),приставочный (префиксальный),сложение слов (лексико-синтаксический),безаффиксный, безаффиксный, переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический),сложение основ (лексико-синтаксический).

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Исакова Марина ГеннадьевнаНаписать 62576 10.11.2016

Номер материала: ДБ-338522

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.11.2016 356
    10.11.2016 611
    10.11.2016 342
    10.11.2016 4981
    10.11.2016 1090
    10.11.2016 1240

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками

Время чтения: 2 минуты

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

В России запустят телепроект о российских вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Примеры слов с суффиксом ств

Примеры слов с суффиксом ств из разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия). Слова из этого списка могут быть полезны при выполнении домашнего задания.

Суффикс -ств- образует существительные со значением:

  • союза, объединения лиц, которые названы в исходном слове (братство, начальство, юношество, землячество);
  • со значением учреждения (посольство, представительство);
  • отвлеченного признака (лукавство, богатство, изящество, супружество);
  • лица, наделенного признаком, названным исходным словом (божество, ничтожество, высочество)

Суффикс -ств(ова)(ть) образует глаголы со значением: осуществлять что-либо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности (блаженствовать, бесчинствовать, безмолвствовать).

Суффиксы состояния

Суффиксы обозначающие состояние

Значение состояния в именах существительных среднего рода ярче всего выражается суффиксом -ств(о), -еств(о). Правда, общее значение состояния в этом суффиксе и производных от него обрастает многими побочными отвлеченными значениями и оттенками (например, значением социального, профессионального, идеологического, психологического явления, характеристического качества и т. п.). Это многообразие значений обусловлено в значительной степени различиями основ, с которыми сцепляется суффикс —ств-. Значение состояния или свойства преобладает в образованиях от именных основ — как прилагательных, так и существительных. Например: вдовство, девство, детство, юношество, господство, коварство, скопидомство, упрямство, довольство, могущество, первенство, молодечество, нахальство, удобство, одиночество и т. п.

Вариант -ство служит для обозначения состояния и свойства, по значению соответствующих прилагательным на -ской: удальство (удальской), щегольство (щегольской), ханжество (ханжеской) и т.п.

Понятно, что значение суффиксы состояния в словах на -ство, образованных от именных основ, иногда покрывается общим значением отвлеченного понятия, например: гражданство (права гражданства), единство, мещанство (в переносном смысле: внутреннее мещанство и т. п.), особенно у таких слов с местоименными основами, как качество, количество, свойство и т. д.

Оттенки этого общего отвлеченного значения очень разнообразны. Сюда принадлежат обозначения идейных течений, политических направлений, общественных движений, принципиальных установок, например: славянофильство, вольнодумство, вольтерьянство и т. п.

В словах, производных от названий лиц на -ник или от глаголов на -ни-чать, суффикс -ств(о) и варианты его -ничеств(о) и -ичеств(о) могут обозначать не только пребывание в каком-нибудь состоянии, но и занятие, дело, ремесло, профессию, характер деятельности, общественное направление: плотничество, огородничество, сапожничество, мошенничество, хищничество и т. п. Ср.: закладничество, народничество, местничество (в современном, новом употреблении), областничество.

Значение состояния в этой группе слов (например, ударничество) остается основным. От этого типа слов обособился самостоятельный суффикс -ниче-ств(о) (ср. вариант -ичество), соотносительный с глагольным суффиксом -ни-ча(ть). Ср.: бродяжничество, местничество, лодырничество.

Суффикс -ничеств(о) в современном книжном языке иногда приобретает оттенок пренебрежения (под влиянием -ничанье), обозначая какое-нибудь явление с отрицательной или иронической квалификацией: кустарничество, культурничество (ср. «голос культурничества»), шалопайничество, местничество, начетничество и т. п. Но тут чаще всего отражается влияние лексических значений основы.

В сочетании с морфемой -вод (-водство) суффикс -ств(о) обозначает сельскохозяйственный промысел, отрасль сельского хозяйства, разведение чего-нибудь: скотоводство, садоводство, кролиководство, животноводство, пчеловодство, оленеводство и т. п. Ср. у Салтыкова-Щедрина: «И даже хреноводство, горчицеводство… Видит он, что штука эта идет на рынке бойко, и думает: сем-ка, я удеру штуку, прекращу празднование воскресных дней, а кроме того заведу клоповодство».

Можно указать и другие ответвления от суффикса -ств(о) в сочетании с именными основами.

1. В советское время становится продуктивным суффикс -честв(о) (в соответствии с обозначением лиц на -енец и с относительными прилагательны ми на -ческий) для обозначения состояния, общественного явления, направления: оборончество, пораженчество, выдвиженчество, иждивенчество, упрощенчество и т. п.

2. Очень продуктивен также сложный суффикс -тельств(о) , соотносительный с названиями действующих лиц на -тель и с именами прилагательными на -тельский. Суффикс -тельств(о) употребляется для образования

отвлеченных существительных со значением деятельности, пребывания в каком-нибудь состоянии, продукта каких-нибудь действий, например: издевательство, домогательство, попустительство, надругательство, стяжательство и т. д.

По-видимому, чаще всего слова этого типа образуются не сразу от глагольных основ, с помощью суффикса -тельств(о) (как домогательство, невмешательство), а посредством присоединения суффикса -ств(о) к основам существительных на -тель (поручительство). Именно этим последним способом образуются слова с собирательными значениями типа учительство, правительство и т. п. Собирательное значение вообще очень распространено у слов с суффиксами -ств(о), -еств(о), -ничеств(о), -тельств(о), образованных от именных основ со значением сословия, класса, группы, категории людей: потомство, дворянство, купечество, чиновничество, рыцарство, человечество, юношество, семейство, начальство, студенчество и т. п.

Отвлеченные значения суффикса -ств(о) в современном литературном языке отчасти синонимичны с значениями суффикса -изм.

Образования на -ство, произведенные от глагольных или отглагольноименных основ, выражают также, кроме значения состояния, значения действия, поступка, деятельности: убийство, бегство, устройство и т. п.

Сюда же примыкает суффикс -овств(о) (ср. прилагательные на -овский) со значением действия, склонности к каким-нибудь действиям, характера поведения: мотовство, шутовство, хвастовство, воровство, сватовство и т. п.

Непродуктивен архаический церковнославянский суффикс -стви(е), бывший синоним суффикса -ств(о) в кругу отвлеченных образований: действие, противодействие, воздействие, сочувствие, предчувствие, спокойствие и т. п.

Значение состояния свойственно также словам, образованным от основ существительных с помощью суффикса -ь(е) и приставки без-: бездорожье, безверие, бескультурье, бесправие, безлюдье, безлошадъе, безрыбье и т. п. Эти слова выражают состояние отсутствия чего-нибудь. Ср. в письме Н. А. Некрасова к А. В. Дружинину (от 6 августа 1855 г.): «Путает меня также безьязычие, бескнижие и безлюдие, предстоящие мне за границей».

Другие приемы употребления суффикса -ие, -ье маловыразительны и непродуктивны. Выделяются лишь отдельные небольшие ряды слов, например слова с отвлеченным значением на -ие, реже на -ье, образованные от основ имен и глаголов: здоровье, веселие, величие, знаменье, условие, удушье, раздумье и т. п.

Статья на тему Суффиксы состояния

Похожие страницы:

Понравилась статья поделись ей


источники:

http://chastislova.ru/suffix/%D1%81%D1%82%D0%B2

http://znaesh-kak.com/r/g/%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F