Какой суффикс придает слову значение большой

Какой суффикс придает слову значение большой 1) — ^ к — 2) — ^ очк — 3) — ^ ищ — 4) — ^ ник -?

Русский язык | 1 — 4 классы

Какой суффикс придает слову значение большой 1) — ^ к — 2) — ^ очк — 3) — ^ ищ — 4) — ^ ник -.

Какее общее значение придают словам суффиксы — к — ?

Какее общее значение придают словам суффиксы — к — .

Одинаковое ли значение у суффикса — ок — в словах.

Сундучок, стрелок, знаток, игрок?

Какое значение может придать слову суффикс — ЕНЬК -?

Какое значение может придать слову суффикс — ЕНЬК -.

Определи от каких слов при помощи какой морфемы оброзовались данные слова?

Определи от каких слов при помощи какой морфемы оброзовались данные слова.

Какое значение придают слову суффиксы?

Запиши слова по группам, в зависимости от значения суффикса.

Какое значение объединяет все суффиксы?

Докажи, что суффиксы являются трудягами Можно ли суффиксы в приведённых словах назвать синонимами?

Какое значение придают словам суффиксу и окончание ла, ло, ли?

Какое значение придают словам суффиксу и окончание ла, ло, ли?

1) Образуйте новые слова, используя суффиксы, данные в скобках?

1) Образуйте новые слова, используя суффиксы, данные в скобках.

Выделитев словах корни и суффиксы.

Виноград( — арь, — инк(а), — ник).

Рассказ( — чик, — ик).

Дождь( — инк(а), — ев(ой), — лив(ый), — ик).

2) Придайте данным словом уменьшительное значение с помощью подходящих суффиксов : — еньк — , очк(а), — ечк(а), — ёнок).

Значение придают словам суффикс ец их онок ёнок?

Значение придают словам суффикс ец их онок ёнок.

Какое значение придает суффикс — ат — словам бородатый, усатый, хвостатый, рогатый?

Какое значение придает суффикс — ат — словам бородатый, усатый, хвостатый, рогатый?

Какое значение придает суффикс онк слову?

Какое значение придает суффикс онк слову.

Запиши три три слова с суффиксом ник имеет значение название помещения?

Запиши три три слова с суффиксом ник имеет значение название помещения.

Однокоренные слова с помощю пристовок и суффиксов?

Однокоренные слова с помощю пристовок и суффиксов.

Езд , по , пере , на , к , очк , ник.

Вы находитесь на странице вопроса Какой суффикс придает слову значение большой 1) — ^ к — 2) — ^ очк — 3) — ^ ищ — 4) — ^ ник -? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

Язык существует в двух своих разновидностях : устной и письменной. Первоначально на языке только говорили и звучание — самая естественная форма существования языка — было единственной его формой. Потребность передавать речь на расстоянии, сохранять..

Творительный падеж у слова с молоком. Вот и всё.

1. В саду созрели груши, сливы, яблоки. 2. Грибники собрали маслята, подберёзовики, боровики. 3. Около школы посадили клёны, берёзы, каштаны.

Яблоки, персики Лисички, белые грибы Дубы и берёзки.

Стиль : художественный, Тип речи : повествование — описание.

Пе́ночкапеночка — слово из 3 слогов : пе — но — чка. Ударение падает на 1 — й слог. Транскрипция слова : [п’энач’ка]п— [п’] — согласный, парный глухой, парныймягкий е— [э] —гласный, ударный н— [н] — согласный, непарный звонкий, парныйтвёрдый о— [а]..

1. Наш дом стоял возле живописного озера. В доме всегда было уютно. 2. учить — учёба, дружить — дружба ; свежий — свежесть, бодрый — бодрость крепкая дружба, утренняя свежесть Нас с другом связывает крепкая дружба. Утренняя свежесть приятно бодрит..

Я скрылся своим любимым покрывалом. Моя крепка покрывало мою голову.

1) Покрывало после стирки стало белое и без единого пятнышка. 2) Одеяло покрывало бледное тело, скорее всего ещё живое.

Миша мечтает съездить в город орёл. Высоко в небе парил орёл. Старый пират сошёл на берег За свой характер кот получил кличку Пират.

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно — ласкательным значением -к-полян к а, свин к а
-ик-, -екпаровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик-стуль чик , телефон чик
-ок-дым ок , кузов ок
-очк-коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-)девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк-пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-)берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк-гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек-лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-)баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-)медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности-ин-фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-трав инк а, рос инк а
предмет-ник-парус ник , решеб ник
-ниц-вафель ниц а, сахар ниц а
-тель-проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства-ость-, -есть-честн ость , верн ость , гор есть
-от-чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыб ак , бедн як , остр як
-ец-хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист-гитар ист , карат ист
-ник-охот ник , помощ ник
-чик-заказ чик , красав чик
-щик-гон щик , кабель щик
-тель-строи тель , повели тель
лицо женского полачемпион к а, артист к а
-ниц-помощ ниц а, писатель ниц а
-ш-секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-)горож анин , римл янин
-ец-эстон ец , итальян ец
-ич-москв ич , псков ич

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

значение действия-а-пис а ть, чит а ть
-е-смотр е ть, красн е ть
-и-приход и ть, свет и ть
значение длительного, повторяющегося действия-ива- (-ыва-)проговар ива ть, дочит ыва ть
значение однократного, законченного действия-ну-свер ну ть, прыг ну ть
-ова- (-ева-)торг ова ть, танц ева ть

Основные суффиксы наречий

-е-трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о-весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и-героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а-издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Сценарий занятия с использованием ИКТ «Образование существительных с уменьшительно — ласкательным и увеличительным значением»

Татьяна Костырина
Сценарий занятия с использованием ИКТ «Образование существительных с уменьшительно — ласкательным и увеличительным значением»

ТЕМА: Образование существительных с уменьшительно – ласкательным и увеличительным значением при помощи суффиксов:-к-, -ик -,–чик,—ок-, -ечк-, -очк-, -ц-, -еньк-,-ушк-,- ачк, -иц-, -ец-,-очек-, -ечек-; -ищ-, -ин.

Цель. Восполнение пробелов в формировании лексического запаса, формирование навыков образования слов суффиксальным способом.

Задачи.

1. Научить детей образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением при помощи суффиксов.

2. Развивать навык практического использования в речи существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением.

3. Активизировать лексический запас.

4. Совершенствовать навык чтения, формировать осмысленность чтения.

5. Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, зрительно-моторные координации.

Оборудование: плакаты с изображениями маленького домика, большого дома; карточки с изображениепм окон и написанными суффиксами; блокноты; тексты писем; списки подарков: красивая картина, блестящий чайник, светлая скатерть, красный диван, большой ковер, светлая штора, высокий цветок, синяя ваза; таблички с номерами квартир и фамилиями: Таракашкин, Сапожкин, Черепушкин, Мурашкин, Мулькищин, Промокашищин, Кондрашищин, Тютелькищин; компьютер.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Логопед: -Здравствуйте. Вспомните, чем мы занимались на прошлом занятии?

Сегодня мы будем учиться правильно образовывать слова, обозначающие большие и маленькие предметы с помощью суффиксов и будем использовать новые слова в своей речи, чтобы она была красивой и разнообразной.

— Назовите, пожалуйста, каждый свою фамилию.

-А в книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Гулькин, а также профессорша Мордочка. Как вы думаете, эти герои большие или маленькие?

Ученик: — Я думаю, что герои маленькие, потому что их фамилии звучат ласково, как будто называют маленького человечка.

Логопед: — Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, то у Штанишкина была бы фамилия Штанищин, а у Козявкина? (Козявищин, у Букашкина? (Букашищин). А профессорша, наверное, была бы Мордище.

— Сегодня мы побываем в гостях у малышей и великанов.

2. Образование существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением.

2.1. Логопед: -Прочитайте стихотворение, вставляя вместо картинок слова.

Жил да был веселый гном,

Он себе построил дом.

Рядом жил поменьше гномик,

Он себе построил домик.

Логопед:- Запишите в тетрадях слова, которые в стихотворении были обозначены картинками. Чем отличаются значения слов гном- гномик, дом- домик?

Ученик: — Слова гном, дом обозначают большие предметы, а слова гномик, домик обозначают маленькие предметы.

Логопед: — Чем отличаются по написанию слова гном- гномик, дом- домик? За счет чего у слов гномик, домик появилось значение маленького предмета?

Ученик: — В словах гномик, домик после корня стоит суффикс – ик-.

Логопед:- Малыши- гномики построили себе домик, вот он (на доске изображение маленького домика, логопед помещает в него карточку с суффиксом –ик). Увидели великаны домик малышей, взмахнули своими ручищами и прокричали голосищами: «А нам тоже негде жить. Может нам построить такой же дом? Но мы же большие, и в маленьком домике не поместимся». Давайте поможем великанам, как мы назовем очень большой дом?

Логопед: Чем отличаются значения слов дом- домище?

Ученик: — Слово дом обозначает большой предмет, а слово домище обозначает очень большой предмет.

Логопед: — Чем отличаются по написанию слова дом- домище?

Ученик: — В слове домище после корня стоит суффикс – ищ-. (Логопед вынимает суффикс – ищ- из карточки с написанным словом «домище»).

Логопед:- А как можно назвать большой дом, если использовать суффикс –ин (Логопед вставляет суффикс – ин- в карточку с написанным словом «дом»

На доске изображение большого дома, логопед помещает в него карточки с суффиксами –ищ, -ин.

2.2. «Помоги гномам и великанам».

Логопед:- Обрадовались малыши и великаны и решили как можно быстрее въехать в свои дома. Но, пока они собирались, перепутали все свои вещи. Великаны быстро разобрали свои вещи и ушли, а малыши долго не могли разобраться, потому что их вещи были мелкие. Давайте им поможем. Список этих вещей у вас на карточках, прочитайте слова, скажите, какие слова обозначают маленькие предметы.

— А теперь назовите суффикс, с помощью которого были образованы слова.

— Какое значение придает слову суффикс.

Ученики читают слова, написанные на карточках, выбирают слово с уменьшительно- ласкательным значением, произносят выделенный суффикс, объясняют, какое значение он придает слову:

— Слово бантик обозначает маленький предмет, в слове бантик после корня стоит суффикс – ик-. Суффикс – ик – придает слову значение маленького предмета.

Суффиксы вынимают и помещают в таблицу.

Слова: карамель-карамелька, дом- домик, колокол- колокольчик, дуб- дубок, вилка- вилочка, тело- тельце, человек- человечека, изба- избушка, изба- избушка, письмо- письмецо, объявление- объявленьице, Витя- Витенька.

Логопед:- Назовите еще раз суффиксы, с помощью которых были образованы слова. Суффиксы -к-, -ик -,–чик,-чек-, -очек-, -ечек-,- ачк-, -ечк-, -ичк-, -очк-,-ц-, -иц-, -ец-, -еньк-, -ушк-. придают словам уменьшительно- ласкательное значение.

2. 3. «Игровая комната».

Логопед: — Переселились малыши и великаны в свои дома и стали делать ремонт, сначала они оборудовали детские комнаты. Чем играют дети?

Ученик:- Дети играют игрушками.

Логопед:-Прочитайте названия игрушек. Образуйте новые слова при помощи данных суффиксов. Выберите игрушки, которые возьмут малыш, великан. Какое значение придает слову суффикс? Ученик:- Слон, слоник, слонина, слонишка, слонище. В словах слонище, слонина суффиксы –ищ-, -ин-, они придают словам значение большого предмета. В словах слоник, слонишка суффиксы –ик-, -ишк-, они придают слову значение маленького предмета.

Слова: кот, котик, котишка, котище, котина.

Рыба, рыбка, рыбочка, рыбища, рыбина.

Тигр, тигришка, тигрина, тигрище, тигрёнок.

Логопед:- Молодцы, ребята! Помогите Гному и Гномику разобрать вещи, читайте слово и говорите, чья это вещь, проверим, правильно ли вы выполнили задание.

2.4. «Маленький- очень маленький».

Логопед:- У нас в кабинете хорошо и тепло. С давних пор люди стремились к уюту., обогревали свои жилища. Наш кабинет обогревается при помощи системы центрального отопления, или батарей. А что использовали люди в старину для обогрева домов?

Ученик: — В старину дома обогревали печи. На экране появляется изображение печи.

Логопед:- А малыши сделали в своем доме печку. Но чтобы в детской комнате было потеплей, они установили в ней очень маленькую печку. Как мы её назовем?

Ученик: — Печечку (на экране появляется слово печечка).

Логопед:- Как у нас хорошо получилось: печь- печка- печечка. А теперь попробуйте назвать эти предметы так же.

Ученики называют картинки, образуют новые слова со значением «маленький», «очень маленький». Выделяют суффиксы, при помощи которых образованы слова (- Печь- печка- печечка. В слове печка суффикс –к-, он придает слову значение маленького предмета, в слове печечка суффикс –ечк-, он придает слову значение очень маленького предмета).

Иллюстрации: печь, дом, окно, гриб, утюг, лист.

Логопед: — Назовите суффиксы в словах грибочек, утюжочек, листочек.

3. Динамическая пауза.

Логопед: -Встаньте около своих парт.

Сейчас я буду говорить предложения, если действие выполняет большой герой, то и вы его повторите в полную силу, а если действие выполняет маленький герой, то повторяйте действие в неполную силу, потихоньку, а если очень большой герой- повторяйте движение преувеличенно сильно.

Предложения: Лиса в ладоши хлопает.

Слон ногами топает.

Комар над землей летает.

А осёл его догоняет.

Лисичка в ладоши хлопает. Лисища в ладоши хлопает.

Слоник ногами топает. Слонище ногами топает.

Комарик над землей летает. Комарище над землей летает

А ослик его догоняет. А ослище его догоняет.

Детки сели на стульчики.

4. Закрепление навыка образования слов с уменьшительно- ласкательным значением.

4.1. «Какое слово лишнее. Почему?»

Логопед:- Вот и готовы дома малышей и великанов, стоят они красивые. Жители перед тем, как въехать, решили вспомнить людей, которые помогали им в строительстве и отделке домов. Давайте и мы всомним профессии людей. Прочитайте слова. Какое слово лишнее?Объясни 2 причины, почему оно лишнее.

Ученики называют лишние слова и объясняют, почему они так решили: ключик- это не название профессии, это предмет для открывания замков, так же в слове ключик суффикс –ик-, а в словах- нназваниях профессий суффикс –чик-.

4.2. «Письмо от великанов и малышей».

Логопед:- Великаны и малыши поселились в своих домах. Они перевезли вещи, расставили мебель, украсили свои домики и написали друг другу письма, в которых описывают свои дома. У вас на столах заготовки писем. Кристина и Костя, допишите письмо так, если бы это писали малыши. Оксана и Даша, допишите письмо так, если бы это писали великаны.

На карточках тексты писем.

В дом_е есть светлая комнат_а. В комнат_е стоят стол_ и шкаф_. В комнат_е светло, ярко светит ламп_а. На каждом окне красивая штор_а. На стол_е лежат словар_и, тетрад_и и карандаш_и. На окне стоит роз_а.

Логопед:- А теперь посмотрите на экран и прочитайте письмо, которое написали малыши нам про желтеньких цыплят, живущих в их дворе. Читайте предложения и вставляйте пропущенные суффиксы.

4.3. «Подарки малышам и великанам».

Логопед:- Обрадовались малыши и великаны, пошли в магазин за подарками. Чтобы не было одинаковых подарков, друзья распределили между собой, кто что будет покупать и составили список желательных вещей. Эти списки у вас на столах. Костя, ты писал письмо от имени малышей. Тогда и подарок твой должен быть для малышей. Я продавец в магазине, как ты ко мне обратишься?

Ученик:- Извините пожалуйста, нельзя ли у вас купить синенькую вазочку?

Логопед:- А у нас синенькой нет, есть красненькая и желтенькая. Какую возьмете?

Списки подарков: красивая картина, блестящий чайник, светлая скатерть, красный диван, большой ковер, светлая штора, высокий цветок.

4.4. «Помоги найти нужную квартиру».

Логопед:- Гости направились друг к другу, но забыли номера квартир. Растерялись малыши и великаны, что же делать? Чтобы помочь гостям, нужно выполнить следующее задание. Начинаем игру «Найди нужный конверт». Внимательно слушайте инструкцию.

Задание: — Костя, принеси конверт, который лежит справа от двери (на учительском столе, в учительском столе, под учительским столом) .

После выполнения задания Логопед спрашивает ребенка: Откуда ты взял конверт?

Фамилии героев в конвертах:

Таракашкин, Сапожкин, Черепушкин, Мурашкин, Мулькищин, Промокашищин, Кондрашищин, Тютелькищин.

Логопед : — Прочитайте фамилии героев. Как вы думаете, чья это квартира- малыша или великана? Как вы догадались?

Логопед. : -А теперь посмотрите на экран и назовите малышей по именам, не забывайте, что они маленькие и называем мы их ласково.

5. Итог занятия.

Логопед:- Сегодня на занятии мы придумывали и называли много слов. Какая часть помогала образовывать новые слова? Давайте вспомним эти суффиксы.

Слайд 4. Таблица «Суффиксы с уменьшительно- ласкательным значением»

— Вспомните или придумайте по 1 слову с каждым суффиксом.

Логопед:- Великаны и малыши прощаются с нами. Они приготовили вам подарки (детям раздаются блокноты). В них написаны предложения, которые писал вам очень маленький гномик, он еще не очень грамотный и, возможно, сделал ошибки. Исправьте ошибки дома к следующему занятию.

Предложения: Пришла белоснежная зимища.

Возле ёлки следы крупного волчонка.

Моё местечко в театре оказалось занятым.

Старшая сестра взяла зонт, а младшая — зонтище.

На нашей улице вырос новый многоэтажный домик.

Прикреплённые файлы:

kostyrinatg-ppt_8704e.ppt | 3218 Кб

Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья» Данная игра предназначена для отработки существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом «В»: («Кто живет в домике?»,.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Лэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природы Лэпбук «Вода»Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе,.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/76

http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-zanjatija-s-ispolzovaniem-ikt-obrazovanie-suschestvitelnyh-s-umenshitelno-laskatelnym-i-uvelichitelnym-znacheniem.html