Какой суффикс в слове понимать

Корень слова «понимать»

Происхождение

Слово “понимать” исторически пришло из древнерусского языка. «Яти» – означало объять, овладеть. Отсюда образовалось слово понять – овладеть определенным кругом знаний, понимание. Слово понимать – имеет тоже значение, что и понять. Корень слова понимать исторически преобразовался – поним. В данном словарном ряду происходит чередование ня/ним (занимательный – занять). Суффикс «а» считается словообразовательным для данной части речи, «ть» – окончание.

Разбор слова по составу

Основа слова: ПОНИМ .

Какой способ образования: Бессуфиксальный .

Слово «понимать» содержит следующие морфемы или части:

  • Приставка: —
  • Корень слова: ПОНИМ
  • Суффикс: —
  • Окончание: АТЬ

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 35% ответили правильно)

Проверочное слово к слову «понимать»

Проверочное сло­во к сло­ву «пони­мать» невоз­мож­но подо­брать из-за чере­до­ва­ния в корне род­ствен­ных слов. Чтобы узнать, что в корне сло­ва «пони­мать» пишет­ся бук­ва «и», при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

При про­из­но­ше­нии это­го гла­го­ла удар­ным явля­ет­ся глас­ный суффикса:

По этой при­чине воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в напи­са­нии бук­вы «и» или «е» в корне слова:

Правописание слова «понимать»

Чтобы убе­дить­ся в напи­са­нии бук­вы «и» в корне иссле­ду­е­мо­го гла­го­ла, преж­де обра­тим­ся к род­ствен­ным сло­вам и опре­де­лим в их соста­ве корень:

В рус­ском язы­ке гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «пони­мать» соот­но­сит­ся с гла­го­лом совер­шен­но­го вида «понять». Эти род­ствен­ные гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в речи в значении:

  1. пости­гать сущ­ность, зна­че­ние какого-либо явления;
  2. уметь, раз­би­рать­ся в чём-либо;
  3. пости­гать смысл речи на чужом языке.

Как видим, в корне род­ствен­ных слов чере­ду­ют­ся эле­мен­ты -я-/-им-. Это исто­ри­че­ское чере­до­ва­ние невоз­мож­но дока­зать уда­ре­ни­ем с помо­щью про­ве­роч­но­го сло­ва. В напи­са­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Понаблюдаем, как рабо­та­ет это правило:

Чтобы усво­ить это пра­виль­ное напи­са­ние, про­чтем при­ме­ры предложений.

Примеры

Таня вдруг ста­ла пони­мать, что ей нуж­но спешить.

Видно, я не хотел пони­мать оче­вид­ное, как бы ни было мне тяжело.

Андрей не мог не пони­мать, что обсто­я­тель­ства сло­жи­лись не в его пользу.

А кто дол­жен пони­мать твои претензии?

Необходимо пони­мать, что мно­гое зави­сит от пра­виль­но­го выбора.

Уже в зре­лом воз­расте Алина ста­ла пони­мать музы­ку Бетховена.

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/ponimat-proverochnoe-slovo.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe