Какой суффикс в слове после

Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают

Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.

Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.

Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.

Зачем нужны суффиксы

Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».

Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».

Что такое формообразующий суффикс

Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.

Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:

  1. У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
  2. У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
  3. У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
  4. У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
  5. У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
  6. У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).

Как найти суффикс в слове

Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.

Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.

Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».

Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.

Что надо знать про [j] в суффиксах

Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).

Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».

Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.

-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.

Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».

-Ть у глаголов – окончание или суффикс

Спросите у своего учителя.

В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.

В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.

В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.

Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.

2.7. Суффиксы. Постфиксы

1. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Например: добрый – добр от а (суффикс —от – словообразовательный), добр ее , добр ейш ий (суффикс —ее – формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс —ейш – формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

Учить – учи тель , учитель ств о, учитель ск ий.

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее ( -ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;

Быстр ее , быстр ей , дорож е , стар ше , глубоч айш ий, мудр ейш ий.

суффикс прошедшего времени глагола -л ;

Пришё л , узна л .

суффикс повелительного наклонения глагола -и ;

некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

Ср.: граждан ин (ед.ч.) – граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) – друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [ а ], но и за счёт суффикса -j- – [друз’ j а́]); сын (ед.ч.) – сын овь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [ а ], но и за счёт суффикса -овj – [сынΛв’ j а́]); ут ён ок (ед.ч.) – ут ят а (мн.ч.).

некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

Ср.: мать – (нет) мат ер и, время – (нет) врем ен и.

Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) – -ть, -ти, -чь (бежа ть , вез ти , бере чь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива ( -ть, -ти, -чь ) как окончание (!).

2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (чита ющ ий, чита ем ый, прочита вш ий, прочита нн ый) и деепричастий (чита я , прочита в ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

Ср.: книж- к -а – книж- ек ; скольз- к -ий – скольз- ок , смеш- н -ой – смеш- он , стар- ец – стар- ц -а, блюд- ц -е – блюд- ец .

Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков ( к / ч , ова / уj ).

Ср.: книж- к -а – книж- еч -к-а, ком- ок – ком- оч -ек, пир- ова -ть – пир- уj -ю.

4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

Например:

    Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка .

    В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк(а): «Сашенька – уменьшительно-ласкательное к Саш а».

    В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс (а): «Вишенка – маленькая вишн я».

    В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина – единичная составляющая гороха» ; суффикс (а): «Горошинка – маленькая горош ина».

    В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать – предаваться мечт ам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель – тот, кто любит мечт ать»; суффикс прилагательного (ый): «Мечтательный – такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю».

    В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный – такой, который правильно созн аёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.

    1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е) – влад- ениj -е, -тиj(е) – взя-тиj-е, -иj(е) – самолюб-иj-е, -j(е) – счасть-j-е, -j(ё) – старь-j-ё, -ациj(я) – делег-ациj-я, -иj(я) – арм-иj-я. Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

    2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

    Ср.: юбоч-к-а (корень юбоч-юбк-а и суффикс (а)) – пил-оч-к-а (корень пил-пил-а и два суффикса: а) -оч- (здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) – пил-к-а, пил-ок; б) —к(а) – пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).

    3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

    Ср.: косн- ость (от косн ый, где косн— – корень), готов— ность (от готов ый, где готов— – корень), грамот-н- ость (ср.: грамот —аграмот— н —ыйграмот-н- ость ).

    4) Выделение в качестве суффикса части корня или основы.

    Люб л -ю (корень любл— с чередованием б / бл );

    бесед- уй -те (в данном суффиксе наблюдается чередование -ова- / -уj- , причем обычно [ j ] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) – бесед- у[j] —ю, а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть – бесед- уй -те).

    5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).

    В русском языке есть несколько суффиксов, которые могут располагаться после окончания:

    возвратный суффикс -ся ( -сь );

    Учит ся , учила сь .

    суффиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь (обратите внимание на то, что эти элементы пишутся через дефис!).

    Какой- то , какой- либо , какой- нибудь .

    В лингвистике для этой разновидности суффиксов есть специальный термин – постфиксы.

    Постфикс -ся выступает в двух вариантах:

    после согласных – -ся ;

    Учил ся , занял ся , ветвить ся .

    после гласных – -сь .

    Учила сь , заняла сь , ветвила сь .

    Что такое суффикс? Суффикс — это…

    Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит обыч­но для обра­зо­ва­ния новых слов.

    Чтобы понять, что такое суф­фикс в рус­ском язы­ке, нач­нем с того, что сло­во состо­ит из осно­вы и окон­ча­ния. В осно­ву вхо­дят все мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния, кото­рое явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной частью сло­ва, и фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов.

    В мор­фем­ном соста­ве сло­ва суф­фикс рас­по­ла­га­ет­ся непо­сред­ствен­но за кор­нем:

    Эта мор­фе­ма слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов и неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских форм.

    ОпределениеСуффикс — это мор­фе­ма, кото­рая сто­ит после кор­ня или после дру­го­го суф­фик­са и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов или их форм.

    Словообразовательные суффиксы

    В рус­ском язы­ке новые сло­ва обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов:

    • дом → дом ик ;
    • тра­ва → трав ян ой;
    • соло­вей → соловь ин ый;
    • груст­ный → грустн о .

    Такой спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов назы­ва­ет­ся суф­фик­саль­ным.

    Значения суффиксов

    Обратим вни­ма­ние, что сло­ву «домик» суф­фикс -ик- при­да­ет уменьшительно-ласкательное зна­че­ние. Значит, суф­фик­сы не толь­ко обра­зу­ют новое сло­во, но и могут при­да­вать ему допол­ни­тель­ное зна­че­ние лас­ка­тель­но­сти, умень­ши­тель­но­сти или уве­ли­чи­тель­но­сти, пре­не­бре­же­ния. С помо­щью таких суф­фик­сов гово­ря­щий выска­зы­ва­ет свое отно­ше­ние к пред­ме­там и явле­ни­ям. Например, выде­лим оце­ноч­ные суф­фик­сы в соста­ве слов:

    • мысль → мысл ишк а;
    • снег → снеж ок ;
    • рыба → рыб ешк а;
    • чело­век → чело­веч ищ е.

    Обратим вни­ма­ние на чере­до­ва­ние кор­не­вых соглас­ных перед суф­фик­са­ми: г//ж, к//ч.

    СуффиксыИх зна­че­ниеПримеры
    -к-Придают сло­вам умень­ши­тель­ное
    или лас­ка­тель­ное зна­че­ние
    туча — туч­ка
    -ик-дождь — дож­дик
    -ок-ветер — вете­рок
    -ичк-вода — водич­ка
    -ник-Указывает на про­фес­сию
    или зани­ма­е­мую долж­ность
    печь — печ­ник
    -щик-бетон — бетон­щик
    -тель-учить — учи­тель
    -ист-связь — свя­зист
    -арь-воро­та — вра­тарь
    -есть-Обозначает свой­ство
    или каче­ство
    све­жий — све­жесть
    -от-пря­мой — пря­мо­та
    -изн-белый — белиз­на
    -ищ-Называет местопожар — пожа­ри­ще

    Один или два суффикса?

    В мор­фем­ном соста­ве мно­гих слов мож­но ука­зать не один, а два и даже три суф­фик­са, кото­рые нани­зы­ва­ют­ся друг за дру­гом, как бусин­ки, на про­из­во­дя­щую осно­ву. Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, сколь­ко суф­фик­сов в сло­ве, состав­ля­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и нахо­дим про­ме­жу­точ­ные сло­ва с опре­де­лен­ным суф­фик­сом:

    • уч ить → уч еб а → учеб­ник; уч еб ник ;
    • цвет → цвет ист ый → цве­тист ость ; цвет ист ость .

    Рассмотрим мор­фем­ный состав слов «шапоч­ка», «весточ­ка», «зава­роч­ка». Выясним, мож­но ли в их соста­ве ука­зать общий суф­фикс -очк-.

    Понаблюдаем:

    • шапк а → шапоч к а (к//ч, бег­лая глас­ная «о» в корне);
    • весть → вест очк а;
    • вар ить → за вар ить → завар к а → завар оч к а (в суф­фик­се -оч- чере­ду­ют­ся к//ч и бег­лая глас­ная «о»).

    Только в отгла­голь­ном суще­стви­тель­ном «зава­роч­ка» выде­лим два суф­фик­са. В соста­ве слов «шапоч­ка» и «весточ­ка» при всей их похо­же­сти раз­ные суф­фик­сы: -к- и -очк-.

    Суффиксы частей речи

    В мор­фем­ном соста­ве слов каж­дой части речи суще­ству­ют свои харак­тер­ные суф­фик­сы.

    Например, у суще­стви­тель­ных суф­фик­сы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель обра­зу­ют назва­ния лиц муж­ско­го рода по про­фес­сии или роду заня­тий:

    • лёт чик
    • водо­про­вод чик
    • фонар щик
    • бетон щик
    • ака­дем ик
    • траг ик
    • машин ист
    • лингв ист
    • писа тель
    • чита тель .

    У имён при­ла­га­тель­ных ука­жем свой набор суф­фик­сов:

    • -ив-/-ев- (лен ив ый, плюш ев ый);
    • -чив- (задум чив ый, вкрад чив ый);
    • -лив- (забот лив ый, дожд лив ый);
    • -ист- (пре­рыв ист ый, золот ист ый);
    • -ов- (кокос ов ый, дел ов ой);
    • -оват-/-еват- (смугл оват ый, ноздр еват ый) и т. п.

    Глаголы име­ют суф­фик­сы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:

    • смотр е ть
    • пил и ть
    • мур­лык а ть
    • пол о ть
    • раз­вед ыва ть
    • рас­краш ива ть
    • бесед ова ть
    • танц ева ть
    • стук ну ть.

    Формообразующие суффиксы

    Суффиксы обра­зу­ют не толь­ко новые сло­ва, но и их грам­ма­ти­че­ские фор­мы. Такие суф­фик­сы мы назо­вем фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

    Например, фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве инфи­ни­ти­ва:

    • мур­лы­ка ть мур­лы­ка л ;
    • отво­зи ть — отво­зи л ;
    • засея ть — засея л ;
    • воз­не­на­ви­де ть — воз­не­на­ви­де л .

    Причастие обра­зу­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

    • -ащ-/-ящ- (лет ящ ий, визж ащ ий), -ущ/-ющ (мур­лыч ущ ий, бор ющ ийся);
    • -им-/-ем- (при­нос им ый, беле ем ый);
    • -вш-, -ш- (опа вш ий, при­нёс ш ий);
    • -нн-, -енн-, -т- (раз­вея нн ый, повал енн ый, натёр т ый).

    У осо­бой гла­голь­ной фор­мы дее­при­ча­стия можем вычле­нить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

      • -а/-я (бега я , слыш а );
      • -в, -вши, -ши (услы­ша в , скры вши сь, потряс ши ).

    Формы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий обра­зу­ем с помо­щью суф­фик­сов:

    • кра­си­вый — кра­сив ее , кра­сив ейш ий;
    • весе­ло — весел ее ;
    • чисто — чищ е .

    Как найти суффикс в слове?

    Чтобы най­ти суф­фикс дей­ству­ем так.

    Сначала выде­лим в сло­ве окон­ча­ние, затем — корень. Часть сло­ва меж­ду кор­нем и окон­ча­ни­ем и будет суф­фик­сом.

    1. котёнк а , котёнк у

    В сло­ве «котё­нок» нуле­вое окон­ча­ние.

    2. кот , кот ик, кот ище

    В сло­ве «котё­нок» корень — кот —

    Суффикс в сло­ве «котё­нок» — — ёнок — (сто­ит меж­ду кор­нем — кот — и нуле­вым окон­ча­ни­ем).

    Видеоурок



    источники:

    http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/650-27_suffiksy_postfiksy.html

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/suffiks/44892-chto-takoe-suffiks-suffiks-jeto.html