Картинки правописание непроизносимых согласных в корне слова

Карточки по теме «Непроизносимая согласная»
тренажёр по русскому языку (3 класс)

Совершенствовать умение распознавать, писать, подбирать проверочные слова с непроизносимыми согласными

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_po_teme_neproiznosimye_soglasnye.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте. Выпишите слова с непроизносимыми согласными, рядом напишите слова, где эти согласные произносятся.

1. И туман и непогоду осень поздняя несет. В этом году зима запоздала. 2. Ненастье мешало детям гулять. Долго стояла ненастная погода. 3. Солнечных дней было мало. Солнце все меньше грело землю. 4. Места за Окой очень красивые. Места за Окой очень красивые. Местность была мне знакома.

Прочитайте. Как называются эти слова? Найдите слова с непроизносимыми согласными.

Свист, свисток, свистнул. Звезда, звездочка, звездный. Солнышко, солнечный, солнце. Опоздал, поздно, поздний (час). Весть, вестник, известный. Грустный, грусть, грустит. Трость, тростник, тростинка. Честный, честность, честь.

Спишите. Подчеркните непроизносимые согласные; выделите корень. Какие слова являются проверочными?

К словам с непроизносимыми согласными подберите проверочные слова. Напишите, подчеркните непроизносимые согласные.

Сердце, радостный, поздно, местность, солнце, известный, звездный, свистнуть, тростник, грустный, ненастный.

Сердечко, радость, известие, солнышко, место, опоздал, тростинка, звезда, грусть, свист, ненастье.

Подчеркните непроизносимые согласные

Вместо слов, данных в скобках, напишите слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?

Честный поступок, (доблесть) воин, (радость) праздник, (поздно) вечер, (ненастье) погода, (грусть) вид, (счастье) находка, (уста) ответ, (место) житель, (прелесть( цветок, (ярость) ветер.

Подчеркните непроизносимые согласные.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Лев Николаевич Толстой всем сер…цем любил детей. Ребятишки из окрес…ных деревень ходили к нему в школу. Он учил крестьянских детей грамоте.

Извес…ный писатель писал для детей учебные книги. Для азбуки он написал много интере…ных рассказов, басен и сказок. Дети всей России учились читать по его книгам.

Объясните употребление заглавной буквы.

Во втором предложении подчеркните главные члены

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки по русскому языку 2 класс «Парные согласные»

Карточки по русскому языку (Рамзаева) , 2 класс по теме «Парные согласные» для индивидуальной и фронтальной работы.

Индивидуальные карточки по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Индивидуальная карточка содержит готовые задания, достаточно вставить букву и написать проверочное слово. Данный вид работы можно использовать на этапах повторения и закрепления.

Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.

Карточки по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

Данный материал предназначен для работы по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне» и может быть использован как карточки на этапе закрепления.

Непроизносимые согласные. Карточки.

Карточки можно использовать как закрепление изученного материала ( индивидуально, в парах), а можно как проверку знаний.

Карточки по теме «Согласные буквы»

Папка содержит набор карточек по теме «Согласные буквы».

Непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые соглас­ные в корне сло­ва — это зву­ки, кото­рые не про­из­но­сят­ся в скоп­ле­нии соглас­ных. Буквы, обо­зна­ча­ю­щие непро­из­но­си­мые соглас­ные, обя­за­тель­но пишут­ся в слове.

Что такое непроизносимые согласные?

В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии неко­то­рых слов в их корне зву­чат не все согласные.

В ряде лек­сем меж­ду глас­ны­ми суще­ству­ют труд­но­про­из­но­си­мые скоп­ле­ния соглас­ных звуков:

  • вств (здра вств уй, чу вств овать, я вств енный, де вств енный);
  • здн (пра здн овать, пра здн ик, по здн ий, по здн о, бе здн а, звё здн ый);
  • ндск (гол­ла ндск ий, шот­ла ндск ий, фин­ля ндск ий);
  • нтск (гига нтск ий, дипло­ма нтск ий, диле­та нтск ий);
  • стл (по стл анный, сча стл ивый, сове стл ивый, уча стл ивый);
  • стн (доб­ле стн ый, захо­лу стн ый, яро стн ый);
  • лнц (со лнц е);
  • рдц (се рдц е);
  • стск (раси стск ий, наци­о­на­ли стск ий)

При про­из­не­се­нии неко­то­рых слов в ука­зан­ных груп­пах соглас­ных выпа­да­ет один из них, обо­зна­чен­ный бук­вой «в», «д», «т» или «л».

Понаблюдаем, какие непро­из­но­си­мые соглас­ные име­ют­ся в словах:

  • сер д це [с’ э р ц э]
  • гиган т ский [г’ и г а н с к’ и й’]

Но в пись­мен­ной речи непро­из­но­си­мые соглас­ные обо­зна­чать необ­хо­ди­мо. Ведь при изме­не­нии грам­ма­ти­че­ской фор­мы или в одно­ко­рен­ном сло­ве непро­из­но­си­мые соглас­ные про­яв­ля­ют себя:

  • сер д це — сер­деч­ный, сердечко;
  • гиган т ский — гиганты.

Как проверить непроизносимый согласный в слове?

Написание сло­ва с непро­из­но­си­мым соглас­ным тре­бу­ет про­вер­ки. Невзирая на про­из­но­ше­ние, в корне сле­ду­ет напи­сать необ­хо­ди­мую бук­ву, сохра­няя целост­ность мор­фе­мы. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся дву­мя спо­со­ба­ми, что­бы убе­дить­ся, есть ли непро­из­но­си­мый соглас­ный в слове.

Для соглас­но­го зву­ка, если после него нахо­дит­ся глас­ный, эта фоне­ти­че­ская пози­ция в сло­ве явля­ет­ся силь­ной, то есть тогда про­ве­ря­е­мый соглас­ный слы­шит­ся ясно и отчетливо.

Позиция непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ста­но­вит­ся силь­ной так­же в кон­це сло­ва и в слу­ча­ях, если за ним сле­ду­ет непар­ный сонор­ный звук (л, м, н, р, й):

К при­ме­ру, при про­из­не­се­нии слов «груст­ный», «кост­ный», «ярост­ный» в скоп­ле­нии соглас­ных зву­ков «стн» про­па­да­ет звук «т». Чтобы пра­виль­но их напи­сать, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом, изло­жен­ным выше:

  • груст­ный — гру­стен, гру­стить, грусть;
  • кост­ный — косточ­ка, кость, кости, окостенеть;
  • ярост­ный — в яро­сти, ярость.

Слова, в которых нет непроизносимых согласных

Следует учи­ты­вать, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных «сн» нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не сле­ду­ет писать соглас­ный «т» в сле­ду­ю­щих лексемах:

Чтобы убе­дить­ся в отсут­ствии непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка в при­ве­ден­ных сло­вах, посту­па­ем точ­но так­же: изме­ня­ем их фор­му или ищем одно­ко­рен­ное про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром в сомни­тель­ном месте появит­ся глас­ный звук.

  • Опа сн ый — опасен;
  • иску сн ый — искусен;
  • ужа сн ый — ужасен;
  • вку сн ый — вкусен;
  • сло­ве сн ый — словеса;
  • чуде сн ый — чудеса;
  • небе сн ый — небеса.

Прилагательные «чудес­ный», «небес­ный», «сло­вес­ный» име­ют в сво­ем соста­ве фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ес-, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­ны фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла и кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных «чудо», «небо», «сло­во».

  • Чудо — чуд ес а — чуд ес н ый;
  • небо — неб ес а — неб ес н ый;
  • сло­во — слов ес а — слов ес н ый, слов ес н ость , слов ес ник .

Не сле­ду­ет встав­лять лиш­ний соглас­ный в соче­та­ния «ств» в сле­ду­ю­щих словах:

  • уча ств овать
  • че ств овать
  • ше ств овать
  • я ств а.

Следует запом­нить напи­са­ние вот этих слов:

Различаем так­же напи­са­ние сле­ду­ю­щих слов:

  • ровес­ник (ров­ный по вёс­нам) — сверс т ник (оди­на­ко­вый по возрасту);
  • шество­вать (шествие) — ше ф ство­вать (шефы);
  • яст­ва (ста­ро­сла­вян­ское ясти — есть) — я в ствен­ный (явь, явить­ся, явление);
  • наперс­ник (ста­ро­сла­вян­ское пер­си — грудь) — напёр­сток (перст — палец);
  • кос­ный (отста­лый, реак­ци­он­ный) — кос т ный бульон (кости).

Существительное «сверст­ник» вос­хо­дит к обще­сла­вян­ско­му сло­ву «верс т а», кото­рое слу­жи­ло мерой не толь­ко дли­ны, но и воз­рас­та. Знание это­го помо­жет напи­сать бук­ву «т» в сло­ве «сверс т ник».

Видеоурок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

Презентация по русскому языку на тему «Непроизносимые согласные»

Выбранный для просмотра документ konspekt_uroka_2.docx

Урок русского языка на тему:

«Написание слов с непроизносимыми согласными»

Предмет: русский язык

Тема : «Написание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель : сформировать представление о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне.

— познакомить с новой орфограммой и способом ее проверки;

— активизировать словарный запас детей при подборе родственных слов;

— развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов.

— анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

— использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

— формировать высказывание, используя правило о правописании непроизносимых согласных;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point , учебник для 3 класса по русскому языку

Мотивация к учебной деятельности.

— Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Повернитесь друг к другу и подарите улыбки. Ведь улыбка согревает, поднимает настроение и помогает справится с любой задачей.

Сегодня нам поможет девиз нашего урока, который подсказала мне мудрая сова. Прочитаем его вместе.

На доске открыт девиз урока

Перо пишет, а ум водит.

Как вы думаете, что сова хотела сказать нам этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)

Какие еще качества нужны в учении?

Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.

(Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)

Постановка проблемы урока

Ребята, у вас на столах лежит стихотворение, прочитайте его шепотом

Здравствуй, солнце красное.

Здравствуй, утро ясное.

В радостный прелестный день, Заниматься нам не лень.

К кому обращаются? Как нужно прочитать.

Сравните свой текст и мой.

Давайте прочитаем мой текст, с пропущенными буквами.

— Мы прочитали текст, с пропущенными буквами. Смысл потерялся?

— Что–то было непонятно?

— А может здесь и не надо ничего писать?

— Как же называются согласные, если они не произносятся?

Ребята, мы встали перед проблемой !

— Теперь вы можете поставить цель нашего урока!

— Прочитайте цель урока.

Какова тема нашего урока?

— Прочитайте тему урока.

Ребята, сегодня вы САМИ определили цель и сформулировали тему урока.

Сейчас вам предстоит вывести правило.

(О солнышке, об утре, о прелестном дне)

Мы видим пропущенные буквы.

Ответы 2-3 учащихся.

После появления на слайде хором прочитали.

И для этого проведем исследование.

Исследуем слово местность.

Есть непроизносимый согласный?

— Подберите родственные слова.

Посмотрите на экран – я их уже записала.

-Ребята, где находится непроизносимый согласный?

— Что мы знаем об орфограмме корня?

— Какую букву вставим?

— Попробуйте сформулировать правило.

А что нам предлагает учебник. Прочитаем правило на с. 118 хором.

«Как пользоваться правилом»:

Проверяю, есть ли в нем непроизносимый согласный.

Подбираю однокоренное проверочное слово.

Вернемся к нашему пробному действию.

Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (Называем слово и подбираем к нему проверочное)

Мы справились с пробным действием?

Помогло ли правило?

Вставь пропущенную букву

Иногда и так бывает:
Вовсе звук не пропадает.
На стыке двух согласных (СН)
Его в слове нет совсем.

Кроме непроизносимых согласных в корне слова бывают сомнительные согласные, когда в слове нет буквы т, а звук [т] произносится.

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
записать слова

Чтение вместе с учителем.

Все гласные и согласные в корне пишутся одинаково.

Чтение хором правила.

Ответы учеников. (Здравствуй, солнце, здравствуй, радостный, прелестный.)

Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.

Не всегда пишется согласный Записывают в тетрадь

Сейчас работа в паре.

Вот веселая наука —

Говорит теперь : «А ну-ка!

Если понял и запомнил

Пропуски смелей заполни!»

Со….е , ме…ый , се…е, радо…ый

Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

Слайд 20 –проверка

Составь с одним из слов предложение.

Записать и разобрать по членам

— Переходим к следующему этапу нашего урока.

— Я хочу узнать, как каждый из вас научился применять правило.

Для этого я предлагаю самостоятельную работу.

Также помните слова мудрой совы: Прежде, чем написать – нужно подумать.

Проверьте себя по образцу.

— Оцените себя, как вы справились с заданием. Если вы не допустили ошибок и доказали – поставьте +. Если были затруднения — ?

— Поднимите руки, кто поставил

Значит, что нужно сделать?

Вы – молодцы! Но все равно с этим правилом вы еще будете работать.

Где полученные знания можно применить?

-Вот и закончился урок. Наша работа была плодотворной.

Сова хочет услышать ваше мнение об уроке. Продолжите предложение. Кому трудно – выберите слова-подсказки.

У вас таблица самооценки. Поставьте « плюс» или «минус» напротив каждой строчки. Поставьте себе отметку за урок.

Выбранный для просмотра документ neproiznos.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

.Перо пишет, а ум водит.

Здра_ствуй, со_нце красное. Здра_ствуй, утро ясное. В радос_ный прелес_ный день, Заниматься нам не лень. ? ? ? ? ?

Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, И что писать , неясно нам… Что же делать, как нам быть? Как проблему – то решить? Но пишутся в тетрадке. Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать!

Цель урока: работать над правописанием непроизносимых согласных в корне слова.

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

Исследование: мес?ность Мес_ность, место, местечко, мес_ный, совмес_ный. Т Т Т

[ Д Т В л ] — нет Д Т В Л — есть СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать!

Непроизносимые согласные в корне проверяй так: грустный – грустит звездный – звезда

Алгоритм «Как пользоваться правилом»: 1) Произношу слово. 2) Проверяю, есть ли в нем непроизносимый согласный. 3) Подбираю однокоренное проверочное слово. 4) Пишу слово. 5) Обозначаю орфограмму.

Здра_ствуй, со_нце красное. Здра_ствуй, утро ясное. В радос_ный прелес_ный день, Заниматься нам не лень. ? ? ? ? ?

Здра_ствуй, со_нце красное. Здра_ствуй, утро ясное. В радос_ный прелес_ный день, Заниматься нам не лень. в в л т т

Ребята, берегите зрение!

Иногда и так бывает: Вовсе звук не пропадает. На стыке двух согласных (СН) Его в слове нет совсем. Кроме непроизносимых согласных в корне слова бывают сомнительные согласные, когда в слове нет буквы т, а звук [т] произносится.

Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву т писать напрасно. т

Работа в парах Вот веселая наука Говорит теперь : «А ну-ка! Если понял и запомнил Пропуски смелей запомни» Со…..е, ме.….ый, се…..е, чуде…ый лнц сн рдц стн

Ужастно интерестно всё то, что неизвестно! Подумай!

Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Проверь!

Продолжи предложение: 1.На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я … 3.Урок для меня показался… 4.За урок я… 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был… активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже легким / трудным

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. В паре помогал подбирать проверочные слова. Внимательно слушал учителя, одноклассников . Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Будьте как , красивыми! Будьте (прелесть), милыми! Между собою (честь)! Будьте всегда (счастье)!

Будьте как солнце, красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Каменева Ольга АлександровнаНаписать 2981 20.12.2015

Номер материала: ДВ-274431

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    20.12.2015 833
    20.12.2015 277
    20.12.2015 452
    20.12.2015 523
    20.12.2015 1552
    20.12.2015 668
    20.12.2015 364

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/neproiznosimyie-soglasnyie.html

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-neproiznosimie-soglasnie-700910.html