Карточка правописание окончаний прилагательных и причастий

Карточки для словарной по теме «Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий»

Карточки для словарной работы по теме » Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий»

Просмотр содержимого документа
«Карточки для словарной по теме «Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий»»

Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий

С надёжн. м врач. м, со старательн. й учениц. й, о ловк. м спортсмене, прежн. ю подругу, об умел. м мастере, за метк. м стрелком, у аккуратн. й девочки, со строг. м юношей, о проворн. м школьнике, со старш. м братом, о младш. й сестре, с хорош. м товарищ. м, об опасн. м наводнени. бел. м пушист. м снегом, в ясный зимн. й полдень, с ф. олетов. м оттенком и глубок. ми син. ми тенями, станов. тся лиловато – пепельн. м, снег кажется розов. м, золот. м, ранн. й весной, благородн. е и сильн. е люди, в берёз. в. й роще, ярко – син. е звёздочки, прошлогодн. е листья, с больн. м сыном, с лучш. м другом, спуск в широк. ю зелён. ю д. лину, залиты весенн. ю водою.

Чудн. м светом, на отлогом песчан. м берегу, пахло особенно свеж. й сыростью, с летн. ю теплотою, при ясн. м небе и ярк. м солнечн. м освещени. ранн. погож. я осень, тих. е свеж. е утро, помню кленов. е аллеи, тонк. й ар. мат опавш. й листвы, запах антоновск. х яблок и осенн. й свежести, в свеж. м воздухе, по больш. й дороге, в поредевш. м саду, к больш. му шалашу, зловещ. е космы бегущих облаков, над тяжёл. ми свинцов. ми тучами, тёпл. м осенн. м днём, кажд. ю научн. ю статью, хребты синеват. х гор, новый охотнич. й домик, тёпл. м осенн. м днём, отрывн. й календарь, в широк. ю зелён. ю д. лину, залиты весенн. й водой, озаряла чудн. м светом, на отлог. м песчан. м берегу, пахло особенн. й свеж. й сыростью, с летн. й теплотою,

Стремился прочитать каждую появляющ. юся статью, в сгустивш. мся тумане, увидеть сверкающ. ю снежн. ю вершину, любоваться бескрайн. м бушующ. м морем, сообщать о начавш. мся шторме, тихо плетущ. яся лошадка, разросш. йся лесом, на полн. м лоснящ. мся лице, выражение торжественн. й неподвижност. в освещённ. м квадрате, чуть мелькающ. м огнём, выходивш. е на галерею окна, под обаянием глубок. й и искренн. й тоски, расклее. н. е афиши, о стелющ. мся растени. сказал о выполненн. м задани. слышащ. еся голоса, видели спеющ. ю клубнику, тающ. м снегом, сеющ. мся дождём, о строящ. мся заводе, по не зависящ. м от нас обстоятельствам, беспокоящ. яся о здоровье ребёнка, мечущ. йся в жару, в чернеющ. м лесу.

Шумящ. м потоком, устремляющ. гося потока, задымивш. юся речку, закрасневш. еся зори, у волнующ. гося озера, колеблющ. мся ветерком, встречающ. мися льдинами, поросш. м болотом, на раскачивающ. юся берёзку, расстилающ. еся тучи, сгибающ. хся колосьев, о бушующ. м океане, осыпающ. йся листвы, о хранящ. хся письмах, сражающ. мися отрядами, рокочущ. го мотора, строящ. юся бригаду, затвердевш. ю почву, на развороченн. ю дорогу, в посвежевш. м воздухе, над бушующ. м океаном.

К выстроенн. му зданию, царствующ. му согласию, разгоравш. гося костра, о разносивш. йся песне, разливш. йся рекой, на растрескавш. мся стекле, раскрутивш. йся пружиной, колеблющ. мся листом, запоминающ. мся удовольствием, рассыпавш. еся украшения, затянувш. мся собранием, продолжавш. еся развлечения, покрытые спел. й высок. й рожью, с крупн. м и часты. дождём, при ясн. м небе и ярк. м солнечн. м свете, чуж. м незнаком. м голосом, последствия недавн. го больш. го пожара, быть в хорош. м праздничн. м настроени. работать в больш. м дружн. м коллективе, на свеж. м воздухе.

Карточки по русскому языку на тему «Правописание падежных окончаний прилагательных» (6 класс)

Прилагательные, которые даны справа, поставь в нужном падеже. Спиши.

В лагерь пришли ребята из (какой?) деревни.

В (какой?) роще много грибов и ягод.

Берёзка покрылась (какой?) листвой.

Эта улица ведёт к (какой?) площади.

Приятно пить (какую?) воду.

Мы любовались (какой?) поляной.

Туристы шли по (какой?) тропинке.

Ученик получил (какую?) грамоту.

Из (какой?) рощи вышли дети.

Спиши предложения. Вместо вопросов вставь подходящие по смыслу слова.

С (какого?) утра до (какого?) вечера перелетает пчёлка с цветка на цветок.

Вот села она на (какую?) ромашку. От неё перелетела на (какой?) колокольчик.

Потом полетела на (какую?) кашку. Всё лето работает (какая?) труженица.

Слова для справок : ранний, поздний, душистая, голубой, маленький.

Прилагательные, данные в скобках, поставь в нужном падеже.

На (вечерняя) звезду, в (хорошая) квартире, до (ближайшая) рощи, с (тяжёлая) сумкой, по (синий) небу, до (соседний) села, к (умный) человеку, с (весёлый) смехом, с (хороший) товарищем, о (хороший) товарище, у (добрый) соседа, на (высокий) дереве, под (могучий) дубом, над (синий) морем, о (синий) море.

Прилагательные, данные в скобках, поставь в нужном падеже .

Приятно дышать (морозный) воздухом. Ледокол вывел суда из (ледовый) плена. Мы отдыхали в тени (могучий) дуба. Он был (сильный) человеком. Давно не было такого (жаркий) лета. Я доволен своим новым (тёплый) пальто. Лето было очень (дождливый). Давно не было такой (ненастная) погоды.

Напиши полные ответы на вопросы, используя слова в скобках.

Где находился лагерь? (красивая местность)

Где много грибов и ягод? (дальний лес)

Что проверил учитель? (контрольная работа)

Чем любовались туристы? (красивый вид)

Чем покрыта трава? ( блестящая трава)

Где работают дети? (пришкольный участок)

Напиши полные ответы на вопросы, используя слова в скобках.

Где поселились грачи? (берёзовая роща)

С кем встретился брат? (старый друг)

Над чем поднялся туман? (ближнее озеро)

Где отдыхает молодёжь? (новый клуб)

Напиши ответы, используя данные в скобках прилагательные.

На какую дорожку вышли ребята? (узкая лесная).

Какой дорожкой они вышли к речке? (узкая лесная).

Какой лентой вьётся речка (широкая извилистая).

На какую ленту похожа река? (широкая извилистая).

За какую гору скрылось солнце? (высокая дальняя).

За какой горой скрылось солнце? (высокая дальняя).

Спиши, прилагательные в скобках ставь в нужном падеже.

Весной проснутся пчёлы от (зимний) сна. Тень ( высокий старый ) дуба падает на дорогу. С (синий) неба льются лучи (яркий) солнца. Наша деревня стоит возле(дремучий) леса. С (пасмурный тёмный) тучи изредка падали снежинки. С (ранний) утра до (поздний) вечера снуют воробьи около дома.

Спиши. Вставь пропущенные окончания, определи род и падеж.

Соревнуемся с соседн.. классом. Делают ремонт в соседн.. классе. Жили в стар.. соснов.. бору. Познакомились со стар.. соснов.. бором. Гуляли на чист.. свеж.. воздухе.

Дышали чист.. морозн.. воздухом. Лежали на душист.. свеж.. сене. Любовались чист..

морозн.. воздухом. Любовались ясн.. син.. небом. Солнце сияет на ясн.. чист.. небе.

Напиши ответы на вопросы .

Куда спешит девочка? (утренний поезд).

Кому дали премию? ( хороший работник)

К чему спешили туристы? (дальнее светлое озеро).

Напиши ответы, используя данные в скобках слова. Определи падеж и род прилагательных.

На чём ехали экскурсанты? (скорый поезд). На каком катере плыли рыболовы?

(быстроходный). Какой дорогой возвращались туристы? (ближняя). Каким воздухом полезно дышать? (чистый свежий).

Допиши окончания прилагательных. Определи род и падеж.

В снежн.. шубку оделся лес. Зимой не услышишь звонк.. песни птиц. Высоко в син.. небе летят самолёты. На извилист.. тропинке видны следы зверьков.

Спиши, прилагательные, данные в скобках, поставь в нужном падеже. Определи род и падеж.

Летом отправились в (ближайшая берёзовая ) рощу. Гуляли в (берёзовая) роще. Переправлялись через (широкий глубокий) реку. Добирались домой (ближний) дорогой. Пели (весёлый) песню. Возвращались с (весёлый) песней.

Спиши, вставляя окончания прилагательных. Определи род и падеж.

Ранн.. апрельск.. утром проснулось солнышко и взглянуло на холодн.. землю. А там зима свеж.. снегом укрыла равнины, серебрист.. инеем украсила деревья. В л.су поб.жал в.сёлый ручеёк и запел весен.. звонк.. песню.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Допиши окончания прилагательных, определи род и падеж.

Бел.. снегом всё покрыло: и д.роги и д.ма. Вышла в плат.е бел.. наша зимушка – зима. Выше сосен и берёз свеж.. ветер мч.лся. Кругом всё в тонк.. кружеве теней. А лес укрыт пуш.ст.. инеем, уснул до первых вешних дней. На в.рхушк. высок.. дерева громко стучит крепк.. клювом дятел.

Спиши рассказ, прилагательные, данные в скобках, поставь в нужном падеже.

Летом мы с братом зашли в (тёмная густая) чащу леса. С большим трудом мы выбрались из неё на (узкая) тр.пинку. Тр.пинка прив.ла нас на (красиваязелёная) лужайку. Своим появлением мы испугали (проворная) белку. Она быстро взобралась на (высокая) ель. Над (густая сочная) травой и цв.тами л.тали пчёлы. Они собирали (ароматная цветочная) пыльцу. Вот прон.слась малиновка, села на (кудрявая) берё.ку и запела (весёлая звонкая) песню.

Вместо точек в скобках поставь нужный вопрос, допиши окончания прилагательных.

По (……. )ясн.. син.. небу н.слись лё.кие облака. Тёплый ветер гонит волны (………?) по зелён. полю пшеницы. По (………. ) свеж.. изумруду зелени ж.лтели одуванчики. Кудрявые облака тихо плывут по (………?) син.. простору. Цветы повернули свои г.ловки к (……….?) горяч.. со.нцу. Долго мы бр.дили по (……. ) берёзов… лесу, по (………?) пшеничн.. полю, по (……….?) соседн.. лугу. Все радовались (……….?) летн… ясн.. дню.

Напиши ответы на вопросы. Используй слова, данные в скобках.

Каким шумом огласились овраги? (радостный весенний). Чем были покрыты деревья? (блестящий пушистый иней). Под каким солнцем созревают апельсины? (горячее южное). Каким воздухом наполнилась комната? (свежий чистый). По какому лесу проходила дорога? (частый дремучий). В каком воздухе носились пушинки снега? (холодный морозный). Каким дождём размыты дороги? (летний грозовой). Над каким болотом стелется туман? (дальнее соседнее).

Спиши, раскрывая скобки, определи род и падеж прилагательных.

Стая гр.чей л.тит к (берёзовая) рощ. . Выгл.нуло со.нце и осв.тило рощу (яркий) светом. Д.ревья оделись (зелёная) листвой. Над (душ.стая) сирен.ю гудели труд.любивые пчёлы. Под (могучий) дубом расположились туристы на отдых. С (ранний) утра и до (поздний) вечера без устали л.тают ласточки. Корабль вернулся из (дальнее) плавания, С (ночной) неба гл.дят тысячи звёзд. Молния вспыхнула (яркий) огнём. Р.ка в.ётся (широкая) лентой.

Спиши текст, вставив нужные по смыслу прилагательные.

… ..утром мы отправились в …… лес. На ……воздухе мы почувствовали себя бодрыми и весёлыми. Всё было покрыто ……. снегом. В ……….воздухе красиво сверкал …… иней.

Слова для справок : ранний, зимний, блестящий, свежий, прозрачный, морозный.

Допиши окончания прилагательных. Определи род и падеж.

Спел.. зерном, о спел.. зерне, душист.. сеном, о душист.. сене, близк.. другом, о близк.. друге, безбрежн.. морем, о безбрежн.. море, фруктов.. садом, о фруктов.. саде.

Спиши, допиши окончания.

Зимние каникулы Саша провёл у своего дяди, л.сника . Ранн.. утр.. Саша

с дядей вышли из деревн. . Ноч.ю в.юга зан.сла лес глубок.. пушист.. снег.. . Надо прочистить широк.. тропинку к сторожк. . Вес.ло работать на чист.. морозн.. воздух. . А потом можно кататься по гладк.. доро.к. .

Спиши, слова, данные в скобках, поставь в нужном падеже.

Я долго бр.дил по (старый лес) и сил.но устал. Но вот тр.пинка кончилась, и я вышел на (лесная поляна). В (дальний конец) п.ляны ст.яла избушка. На (маленьое крыльцо) избуши сидел ст.рик. На полян. было много ульев. Скоро на (лесная поляна) запылал костёр. Над костром в (маленький чайник) кипела вода. Ст.рик уг.стил меня чаем и (свежий душистый мёд). Я отдохнул, поблагодарил (старый пчеловод) и пошёл домой.

Спиши, прилагательные ставь в нужном падеже. Определи род и падеж.

Долго задерживается в нашей (средняя) полос. ненас.ная ос.нь. Всё вокруг подёрнуто (сизый) дымом тумана. Небо ч.сто п.крывалось (т.жёлые осенние) облаками. Оно зал.вало землю (мелкий х.лодный) дождём. Но вот наконец дождались (настоящая) зиму. Земля покрылась (бел.снежный) к.вром.Не осталось ни одного (тёмное) пятнышка. Голые д.ревья убрались (серебристый пышный) инеем.

Спиши. В скобках поставь нужный вопрос. Допиши окончания прилагательных.

Мы вышли из дома (……….?)ранн.. морозн.. утром. В (………?) дремуч.. лесу охотники нашли медвеж.ю берлогу. Тихо шуршит камыш при (………?) утренн.. ветерке. В (…….?) зимн.. воздухе плавно круж.лись сн.жинки.На (……?) тёмн.. неб. Засветились яркие звёзды. В (……. ) глубок.. овраг.. журч.л ручей. Багровое со.нце спряталось за (……. ) тёмн.. лесом.

Напиши ответы, используя данные в скобках слова. Укажи род и падеж прилагательных.

Кому подарил отец щенка? (младший сын Юра). У кого вырос щенок и стал большой собакой? (трудолюбивый мальчик). К кому привязалась собака? (любимый хозяин). Где (по чему?) однажды бежал мальчик? (обрывистый берег озера). Куда он упал оступившись? (глубокое озеро). К кому бросилась собака и кого она спасла? (тонувший друг).

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках поставь нужный вопрос.

(……. ) Ранн.. утр.. мы отправились в лес. На (……….?) зимн.. воздух.. мы ч.вствовали себя бодрыми и весёлыми. Всё было покрыто (………?) бел.. пушист.. снег.. . В (…….?) бел.снежн убор. Каждое дерево кр.сиво выделялось на (…….?) светл.. фон. неба. В (…….?) веж.. воздух. Кр.сиво сверкал иней на ветках б.рёз и елей.

Спиши. Поставь прилагательные в нужном падеже.

Весной проснутся пчёлы от (зимний) сна. Тень (высокий старый) дуба падает на дорогу. С (синее) неба лились лучи (яркое) со.нца. Наша деревня ст.ит возле (дремучий) леса. С (ранний) утра до (поздний) вечера снуют вороб.и около дома.

Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»

Класс: 7

Ключевые слова: причастие , карточки-занятия

В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.

Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.

Дидактический материал разделен по темам:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Вставьте пропущенные буквы.

Закле…нный, сдерж. нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.

Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.

Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.


источники:

http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-padezhnyh-okonchanij-prilagatelnyh-6-klass-4666307.html

http://urok.1sept.ru/articles/678083