Карточка 1 по теме «Правописание безударных личных окончаний глагола»
тренажёр по русскому языку (4 класс)
Карточка содержит алгоритм и упражнения на правописание безударных окончаний глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezud_okonch_glagola.kartochka_1.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Повтори правило по схеме.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Настоящее время Будущее время
-еть, -оть -ать, -ять,-уть, -ыть, — ить Брить, стелить слышать, дышать смотреть, видеть, ненавидеть 1 спряжение 2 спряжение — е шь, — ё шь — и шь — е те, — ё те — и те — ут, -ют, — а т, — я т Запиши в тетрадь, вставляя пропущенные окончания. Определи спряжение, выдели окончания. Ем или Им? Пиш..м, стро..м, обид..м, чита..м, приход..м, выбега..м, принос..м, ответ..м, вид..м, плач..м, слыш..м, скаж..м, дыш..м, отдыха..м, хвата..м, кашля..м . От данных глаголов образуй глаголы 2-го лица единственного числа. Запиши. Укажи спряжение. Выдели окончание. Ловить — …., готовить -…, утонуть -…, укрыть — …., лопнуть -…, узнать — … . Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи спряжение, выдели окончание. Вы наступа…те, ты покупа…шь, он сажа…т, они мысл…т, ты закрут…шь, мы закрут…м, ты напил…шь, ты хлопоч…шь, он се…т. Вы хлопоч…те, ты налива…шь, он тян…т, они стро…т, ты наруб…шь, они дыш…т, ты смотр…шь, ты исправ…шь, он лома…т. Спиши, вставляя пропущенные буквы в окончании глагола. Определи спряжение, выдели окончание. Кто вперед смотр__т, тот далеко вид__т. За двумя зайцами погон__шься, ни одного не пойма__шь. По теме: методические разработки, презентации и конспектыКарточки для урока русского языка по теме «Безударные личные окончания глаголов». Имеется проверка. Можно работать как в парах, так и в группах. Работа с этим материалом поможет сформировать навык написания безударных личных окончаний глаголов. Карточка содержит упражнения на отработку правописания безударных личных окончаний глагола. Карточка содержит упражнения для формирования навыков правописания безударных личных окончаний глагола. Карточка содержит упражнения на правописание личных окончаний глаголов. Карточки по русскому языку 4 класс «Правописание глаголов»Упражнения по теме «Правописание глаголов» Восстанови пословицы. Соедини линией начало и конец пословицы. После драки …. не будешь знать голоду Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ. Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. Составьте словосочетания с глаголами. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Надо было торопит. ся. Километра через два д. лина вдруг стала сужива. ся. Начали попада. ся глинистые сланцы. Ширина д. лины то суживае. ся метров до ста, то расширяе. ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди. ся, если не держа. ся главного русла. По хребту, поросш. му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива. ся, осматрива. ся, иначе легко сби. ся с пути. (В. Арсеньев) Поставьте вопросы к глаголам. Обозначьте орфограммы на месте вставленных букв. Подчеркните глаголы-антонимы. 1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ёт(?)ся, там счас..ливо ж..вёт(?)ся. 3. С умным знат(?)ся — ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од..вает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не к..лышет(?)ся 1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю 2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть. 3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок. Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке. Диктант с противопоставлением ( от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне): зажигать – опираться – Выборочный диктант: в ыпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е — и. 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е — и. 1. Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. 2. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок. 3. Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь. Распределительный диктант ( распределить следующие слова в 2 столбика в зависимости от правописания гласной в корне). Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах. Чист. ть, молв. ть, порт. ть, мыл. ться, опостыл. ть, знач. ть, спор. ть, обезлюд. ть, обезум. ть, та. ть, прав. ть, вер. ть, кашл. ть, плак. ть, езд. ть, ка. ться, замет. ть, наде. ться, завис. ть, обид. ть. Объясните правописание глагольных суффиксов. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива). Леле. л, наде. лся, послыш. лся, всматрив. лся, вид. лся, обид. л, знач. л, та. л, оконч. л, повес. л, вылеч. л, ненавид. л, спор. л, кле. л, стро. л, се. л. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа. Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение. (Он) подыщ. т работу, (он) дополн. т ответ, дыш. тся легко, засе. шь поле, обкле. шь обоями, вытр. шь насухо, колыш. тся знамена, народ бор. тся, снег та. т, все завис. т от обстоятельств, брод. шь по аллеям, он ненавид. т ложь, сказанного не ворот. шь, ты все мож. шь, солнце гре. т, окно заиндеве. т, слыш. шь все шорохи, хоч. тся выиграть. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 1) За двумя зайцами погон. шься — ни одного не пойма. шь. 2) Много буд. шь знать — скоро состар. шься. 3) Правда глаза кол. т. 4) Конь вырв. тся — догон. шь, слова сказанного не ворот. шь. 5) Руки не протян. шь, так и с полки не достан. шь. 6) Дождь вымоч. т, а солнышко высуш. т. 7) Мягко стел. т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме. т: он и паш. т, он и се. т. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов. 1) На краю горизонта тян. тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон. т стаю туч на край небес, ель надломленная стон. т, глухо шепч. т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар. т раз и ждет, пока звук не раста. т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр. т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига. т звезды; влажный ветерок изредка набега. т легкой волной; слыш. тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев) Вставьте окончания глаголов 3 л. мн. ч., предварительно определив спряжение. Слыш..тся звуки, колыш..тся трава, се..тся дожди, завис..т от нас, напрасно тревож..тся, наслажда..тся, реде..т облака, объединя..тся в союз, дыш..т свежестью, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, увлека..тся спортом. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось. Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть. Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры #Определение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки. Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний. I спряжение II спряжение Алгоритм определения спряжения глагола:1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр. 2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу: 3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть\ в неопределенной форме: Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка. Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание. П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками. Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму. Игорь пиш _т (писать, . ). Собака скреб_т ( . ). Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму. С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , . ) весна. Замира….шь (________________ , . ) от смутных предчувствий и улыба….шься (________________ , . ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , . ) теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т (________________ , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , . ) ярко и своими лучами купа….тся ( , . ) в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся (________________ , . ) и темне….т (________________ , . ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , . ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш. т ( ________________ , . ). Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму. Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся (________________ , . ) от домашней свиньи: облада….т (________________ , . ) более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся ( ________________ , . ) в широколиственных и смешанных лесах. Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения. Вер_ш_ (________________спр.), леч_ш_ся (________________ спр.), Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения. Догон_ш_ (________________ спр.), гре_ш_ся ( ________________спр.), Готов_ш_ ( ________________ спр.), воз_ш_ся ( ________________спр.), От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов. Спр. ед. ч. мн. ч. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч. т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь. Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь. Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени , измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов. На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов. Из пословицы слов не выкин…шь. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов. Сам не зна…шь, где найдёш…, где потеря…шь. Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение. Замяука…т Нервнича…т Определи спряжение глаголов. Обозначь орфограмму. Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму. Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти. Определите спряжение глаголов Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить. Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень). источники: http://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-klass-pravopisanie-glagolov-2411071.html http://7gy.ru/shkola/russkij-yazyk/1515-kartochki-trenazhery-na-opredelenie-spryazheniya-glagolov.html |