Карточки по правописанию приставок 10 класс

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)20.19 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Безударная гласная в корне слова

1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________

не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________

любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________

нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________

искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________

ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________

обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________

погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________

не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________

необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________

ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________

Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________

растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________

экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________

сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________

нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________

т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________

скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________

скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________

ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________

прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________

глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________

созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________

2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.

А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.

Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,

в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.

Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.

3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».

Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________

Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________

Зар_сль___________________ з_рница ______________________________

Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________

Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________

Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________

Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________

Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________

Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________

Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________

Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________

В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________

Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________

Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________

Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________

4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пром_кашка подр_внял кусты

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С

Во_хождение на вершину ра_паковать вещи

Чере_чур много и_течь кровью

Во_полнить пробклы прои_шедший случай

Во_звание шалишь и_подтишка

Мирово_зрение _гинуть навсегда

Чре_мерный восторг _даться на милость

Ра_жечь ни_ринуться с обрыва

Бе_системный _гореть дотла

_двинутые парты ни_посланная милость

Бе_брежное небо живу _десь

Правописание приставок ПРИ и ПРЕ

Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу

Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны

Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности

Пр_зреть сироту пр_следовать врага

Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие

Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель

Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством

Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант

Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям

Пр_задуматься пр_терпеться к боли

Пр_вратиться в посмешище пр_вивка

Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам

Пр_клонить колени коленопр_клонённый

Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен

Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья

Камень пр_ткновения знаки пр_пинания

Пр_вратности судьбы пр_ворожить

Пр_норавливаться к обстоятельмтвам

С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,

двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,

суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ. Правописание приставок. (Задание 10)

Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать:

пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-, взо-, наи-, недо-

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРИСТАВКИ:
анти-, архи-, де- , дез- , дис- , ин-, контр-, ре-, суб-, экс-

Втащить, обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь, наслаждение, отблеск, подписчик, доверенный, перешеек, заоблачный, неосвещённый.

Карточка «Неизменяемые приставки»

Вставьте буквы и выделите приставки:

З..ливные, п..пискивала, от..брали, о..гадать, д..гадаться, пр..исходил, ..жечь, пр..свещать, з..чинщик, пр..дписание, п..дклеить, о..давать, пр..консультировать, пр..бабушка, п..добрать, с..провождениё, п..дойти, о..ключить, пр..дсказать, п..дпустить, не..плаченный, с..звучно, пр..родина, п..дсолнечник, не..гораемый, об..греватель, нед..варенный, н..испособнейший.

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Вставьте буквы, выделите приставки.

1 О..ключить, пре..сказать, по..пустить 5 Не..плаченный, с..звучно, пр..родина

2 Р..спорядиться, с..гласие, ..крутить 6 Поз..вчера, п..дчеркнуть, не..хватный

3 По..солнечник, о..бросить, пре..писание 7 Н..испособнейший, з..брать, пр..язык

4 Об..греватель, нед..варить, ..тпить 8 Н..право, п..днимать, ..тгадать.

3. Вставьте буквы, разберите слова по составу. Укажите слова с непроизносимыми приставками.

1 И..ношенный, 2 не..говорчивый, 3 пр..дедушка, 4 д..лгоиграющий,

5 ..нимите, 6 непр..миримость, 7 р..згоняя, 8 ..смотрелась.

4. Работа с деформированным текстом. Исправьте ошибки, укажите слова с неизменяемыми приставками. Графически объясните знаки препинания.

Тапор низом звучал глуше и глуше. Сочьные белые щепки летели на расистую траву, и лёгкий треск паслышался изза ударов. Дерево всдрогнула в сем телом, погнулась и быстра выпремилось, исспугано колеблясь на своём корне. На мгновение всё зотихло, но сново погнулось дерево. С нова послышался треск в его стволе, и, ломая сучья, зпустив ветви, оно рухнуло мокушкой на сырую землю. Малиновка свиснула и взпархнула выше. (16 ошибок).

5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите слова с неизменяемыми приставками.

Пушкин с..сла(н,нн)ый в Михайловское как всегда,много читает. «Книг ради бога книг!» — просит он в пис..ме к брату. В списках з..каза(нн,н)ых им книг русские и з..рубежные поэты Байрон и Шиллер Вальтер Скотт и Крылов Шекспир и Державин. Читает Пушкин конеч..но и Ломоносова и Карамзина и Руссо. (Из)книг пр..чита(нн,н)ых им в Михайловском с..ставил..сь целая библ..отека и (в)последстви(е,и) её выв..зили в ящиках на две(нн,н)адцати п..дводах. Пушкин шутил что здесь он пер..читал две(нн,н)адцать телег книг. (16 знаков препинания).

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НА …З И …С

На конце приставок пишется буква «С» перед глухими согласными, «З» перед звонкими согласными.

! (Запомнить глухие согласные поможет фраза: «Фока, хочешь поесть щец?»? В данном предложении все согласные звуки глухие.)

БЕЗ-, ВЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-, ДИЗ- БЕС-, ВС-, ВОС-, ИС-, НИС-, РАС-, РОС-, ЧРЕС-, ЧЕРЕС-, ДИС-

Безвкусный, бессильный, ниспадать, восхождение, чересседельный, чрезвычайный, иссохший, роспись, извержение, исступление, чересчур , исподтишка

! Приставки «З-» НЕ БЫВАЕТ!! Приставка «С-» — НЕИЗМЕНЯЕМАЯ! Сжечь, сбить, сгореть, сбежать, сделать, спеть

! Приставок «НЕЗ-» и «НЕС-» — НЕ БЫВАЕТ!! Есть сочетание приставок «НЕ-» и «С-»: Несгораемый, несбитый, несделанный, несдуваемый

Исчерпать, распределить, бесценный, беспорядочный, разжигать, исцелить, бездонный, расчесать, восклицание, вскружить, бескорыстный, разгореться, разбуженный, беспричинный, издавать, взбодрившись, несжатый, сбить.

Распространённые ошибки при работе с приставками на ..з- и ..с-:

1 Если после приставки, оканчивающейся на З-С стоит гласная или ъ, то на правописание данной приставки они не влияют, так как З или С слышится в этом случае отчётливо. ( РАЗузнать, БЕЗъядерный ).

2 Правописание приставки С в словах не зависит от последующего согласного, Приставка С – неизменяемая! ( Сбежать, скатиться ).

3 Приставку на ..З- и ..С- можно не заметить, если слово имеет две приставки. ( Невостребованный ).

4 Не путайте слова с приставками на ..З- и ..С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками. Беспокоить — беситься разбить — разительный воздержаться — возница низвергнуть — низкорослый растереть — растение росчерк — росистый

! Правописание приставок дис- ( диз- ) не зависит от глухости или звонкости последующего согласного: диз- пишется, если корень начинается с гласной буквы ( дизъюнкция ), дис -, если корень начинается с любой согласной (дисгармония, дисбаланс).

Карточка « Приставки на ..З- и ..С-».

1 Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Ра..хаживать, чере..чур, бес..цельность, ..делать, здесь, и..живать, бе..просветная, во..создать, и..подтишка, в..думать, не..гибаемый, и..кажённый, бе..жалостный, ни..послать, ра…порядиться, ра..положиться, ра..тущий, и..числять, бе..компромиссный, н..звергнуть, не..жатый, не..гораемый, неи..бежность, ра..секреченный, бе..прибыльный, бе..голосый, ра..стелить, ра..хожий.

2 Вставьте пропущенные буквы, укажите слова с орфограммами на приставки. Найдите наречия и разберите их по составу. Графически объясните постановку знаков препинания.

1Бер..г спускался крутым о..косом, а за(ним) ра..ст..лалась озеро, г..ревш..е на солнце как ра..плавле(н,нн)ое. 2 Тр..пинка то в..б(и,е)рается круто (в)верх, то (с,з)бегает в з..ро(з,с)шую к..лючим кустарником н(и,е)зину, п..рес(е,и)кает её смел(о,а) и, из(а,о)гнувшись, снов.. по..н(е,я,и)мается на пр..горок. 3 В бледно(жёлтом) ра..светном небе ре(з,с)ко очерчивались, словно выреза(нн,н)ые из плотной чёрной бумаги, силуэты скал. 4 (На)прав(о,а) лежала р(о,а)внина, такая(же) ровная и бе..граничная, как небо. 5 Д..леко в ра..рывы мягких туч.. светило широкими лучами солнце, и степь дымилась и бл..стела. 6 На том месте, где, петляя, река и..в(е,и)вается змейкой, ра..п..л..жился ст..рожевой пост п(е,и)хотного батал(ь,ъ)она, охр..нявший (не)большой участок левого бер..га Дона.

3 Вставьте пропущенные буквы. Разберите слова по составу. Укажите слова с орфограммой «..З-, и ..С- на конце приставки».

1 ра..ширить 2 (не)..держанность 3 пр..граждё(н,нн)ый 4 вз..скательный

ра..шифрованный 6 бе..болезне…ый 7 н..полн..вший 8 предусмотр..нный

4 Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1 П..пробуй в..глянуть на молнию когда ра..кроивши черные как уголь тучи (не)ст..рпимо з..тр..пещет она целым потопом блеска. 2 В(а,о)звр..тясь в гости..ую они уселись (в)троем: старики в..помнили прежнее время и анекдоты своей службы а Алексей ра..мышлял о том какую роль играть ему в пр..сутствии Лизы. 3 Сотник сидел почти (не)подвижен в своей светлице; та(же самая бе..надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице с..хранялась в нем и (до)ныне. 4 Крестясь и что(то) бормоча пр..летел п..чальный человечек без шляпы с соверше(н,нн)о бе..умным лицом и..царапа..ой лысиной и в соверше..о мокрых штанах. 5 Мы сели за стол; хозяин был чре..вычайно в духе.. и скоро в..селость его ..делалась общею; пробки хлопали (по)минутно стаканы пенились и шипели бе..пр..станно и мы со (вс)евозможным усердием желали от..езжающему доброго пути и всякого блага. 6 Он осекся и опять уставился на меня с теми(же) вытараще..ыми глазами и с тою(же) длинною судорожною бе..смысленно(вопрошающей) улыбкой ра..дв..гающейся все более и более.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-

Написание букв «Е», «И» в приставках ПРЕ — и ПРИ — зависит от значения приставки:

1 = около, возле, рядом (пространственная близость) 1 = очень, весьма Н-р: Прибрежный, привокзальный, Прибалтика Н-р: Премилый, 2 Приближение, присоединение преувеличить Н-р: Прибежать, приплыть, прилепить, 2 = пере- (через, приклеить, приползти, прикупить по-иному, по-другому) 3 = слегка, чуть-чуть, ненадолго (неполнота действия) Н-р: Преграда, Н-р: Присесть, прилечь, приклонить(ветку) преступить (закон), 4 Действие сверху вниз преобразить Н-р: Прихлопнуть, пристукнуть, пришлёпнуть 3 = над, сверх 5 Сопутствующее действие Н-р: Приплясывая, приговаривая Н-р: Преобладать 6 Действие, доведённое до конца Н-р: Придумать 7 Действие в своих интересах Н-р: Присвоить, прикарманить

! В некоторых словах буквы Е и И являются смыслоразличительными. Приставку ПРИ- в таких словах всегда можно объяснить прямым значением, ПРЕ – переносным.

ПРИдать (значение, силы ) ПРЕдать друга ПРИтворить дверь(слегка) ПРЕтворить мечту ПРИклонять ветки ПРЕклоняться перед кем-то ПРИступать к делу(приближение) ПРЕступать закон ПРИбывать в Москву(приближение) ПРЕбывать в Москве(быть) ПРИёмник (принимает, присоединяет) ПРЕемник (последователь) ПРИходящий (приближение) ПРЕходящий (временный) ПРИзирать сироту(присматривать) ПРЕзирать (не уважать) ПРИдел в церкви (присоединение) ПРЕдел (граница) ПРИвратник (=возле ворот) ПРЕвратный (изменчивый)

! В некоторых словах ПРЕ и ПРИ не зависят от значения или входят в состав корня. Их нужно запоминать или проверять по словарю.

ПРИвилегия ПРИрода ПРЕподнести ПРЕобладать ПРИключение ПРИсяга ПРЕпятствие ПРЕзидент ПРИоритет ПРИчудливый ПРЕгрешения ПРЕзидиум ПРИсутствие ПРИчина ПРЕследовать ПРЕльщать ПРИличный ПРИчёска Знаки ПРЕпинания ПРЕпарат ПРИверженец ПРИказ ПРЕтензия ПРЕмьера НеПРИхотливый ПРИказ ПРЕтендент камень ПРЕткновения

Карточка «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

1 Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

Пр..увеличивать, пр..школьный, пр..подавать, пр..морский, пр..тормозить, пр..коснуться, пр..одолевать, пр..образование, пр..интересный, пр..открывать, пр..брежный, пр..свистывать, пр..неприятный, пр..кратить, пр..слониться, пр..забавный, пр..граждать, пр..глушил, пр..ключение, пр..обрёл, Пр..морье, пр..вратности судьбы, пр..небрегать, пр..следовать, пр..одолеть, пр..вращение, пр..возмочь, пр..следуя, пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать.

2 Вставьте пропущенные буквы. В каких строчках во всех словах пропущена одна и та же буква.

1 пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать, камень пр..ткновения 2 пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный, знаки пр..пинания 3 пр..следовать, непр..клонный, пр..винтить, пр..вратник 4 Пр..морье, непр..миримый, пр..обрести, пр..бывать в Снежинск 5 пр..страстный, пр..тормозить, пр..вышение скорости, непр..ступные горы 6 пр..вращение, пр..высить, пр..красный, пр..клоняться перед мудростью 7 пр..успевать, пр..плести, пр..рывание, пр..ступный замысел 8 пр..зреть сироту, пр..способленный, пр..вилегии, пр..оритет

3 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите основы предложений. Найдите субстантивированное причастие (употреблённое в значении существительного).

1 Мы пр..бл..жались к Парижу и я бе..пр..ста(н,нн)о спрашивал скоро(ли) увидим его. 2 Ей п..казалось что в его взгляде промелькнуло пр..зрение. 3 Послы пр..близились и на к..вре перед тронными ступенями пр..клонили к..лени. 4 Пр..следование пр..дставлялось бе..полезной тратой времени. 5 Те (не)многие м..нуты.. которые были нужны для пр..од..ления этого пр..пятствия показались пр..ехавшему вечностью. 6 Громко засм..явшиеся они (в)скоре опять пр..умолкли (на)время. 7 К нашим сказкам милый рыцарь пр..клоните слух.

4 Внимательно прочитайте текст и напишите его под диктовку. Графически объясните знаки препинания.

В душные июльские ночи двери в палаты не прикрывались. Многие теперь признавались, что полюбили просыпаться рано, ещё сквозь дремоту слыша бесцеремонный птичий щебет над самым ухом. Прилетевший с гор ветерок треплет края простыни, приветливо касается спящих детей. Несмотря на все превратности войны, на непрестанную боль и страдания, они улыбаются, предаваясь утренней неге. Ночь унесла с собой все вчерашние огорчения. Рассветный холодок, запах акации и росы будто сами собой входят в грудь, и родится беспричинная радость. Всё вокруг преображается. Всего хочется: и утренней каши, и книжку предложить соседу, с которым вчера поссорился, и птицу на кровать приманить.

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ «Ы», «И» ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

! После русских приставок, оканчивающихся на согласную, пишется буква «Ы», а не «и». В данной орфограмме написание соответствует произношению.

Н-р: ПОД Ы ТОЖИТЬ (от и тог), РАЗ Ы ГРАТЬ (от и грать), БЕЗ Ы НТЕРЕСНЫЙ (от и нтерес), ОТ Ы СКАТЬ (от и скать), БЕЗ Ы НИЦИАТИВНЫЙ (от и нициатива) ! ИСКЛЮЧЕНИЕ: ВЗ И МАТЬ

! Буква «И» сохраняется:

1 После иноязычных приставок ДЕЗ- , СУБ- , КОНТР- , ТРАНСПОСТ- , СУПЕР- Н-р: суперигра, постимпрессионизм, дезинфекция, субинспектор, трансиорданский, пости мпрессионизм, суперинтендант 2 В приставках-исключениях МЕЖ- и СВЕРХ- . После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- сохраняется « И », так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется « Ы ». Н-р: межинститутский, сверхинтересный, сверхинициативный, межиздательский 3 Буква « И » сохраняется, если первая часть слова не приставка, а корень или его часть. Н-р : пединститут, спортинвентарь, санинструктор 4 После числительных ДВУХ- , ТРЁХ- , ЧЕТЫРЁХ- сохраняется « И ». Н-р: двухигольный, трёхимпульсный

Безыдейный, безыскусственный, безынвентарный, предыстория, сыграть, подытожить, розыгрыш, безысходный, предыюльский, безымпульсный, изысканный. Сверхидейный, межиздательский, дезинформация, спортинвентарь, панисламист

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ

! Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я :

1 После приставки , оканчивающейся на согласную: подъезд , объезд ;

2 В словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант , трансъевропейский ; (но перед гласными А, О, Э, У твёрдый знак (Ъ) НЕ ПИШЕТСЯ! Панамериканский, контрудар.

3 В сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный . НО: трехэтажный ;

! Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, главюрист, детясли.

Правописание разделительного ь (мягкого знака) . Разделительный ь (мягкий знак) пишется: 1 внутри слова в корне или после корня перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин , вьюга ; 2 в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон , шампиньон , интерьер . НО: ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ! (заимствованное).

Въезд, подъём, съехидничать, разъяриться, объегорить, разъёмный, межъярусный, адъютант, адъюнктура, Барьер, лисьи, костью, воробьи, завьюжило, фортепьяно, портьера, соловьиный.

КАРТОЧКА «ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ» Отработка задания А-14

1 Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните орфограммы.

Без…дейная информация, без…мпульсный датчик, без…нициативный помощник, небез…нтересный фильм, без. скровая сварка, без. скусный рассказ, без. сходное положение, вз…мать налоги, вз…гравшее самолюбие, вз. скательный вкус, дез. нтегральная схема, из…скан ная обстановка, предложить контр. гру, предъявить контр. ск, меж. гровая тренировка, меж. нститутская конференция, меж. рригационный период, меж. здательское соглашение.

2 Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор. Укажите конструкции, которые не являются словосочетаниями.

Выр..с меж..языковой бар..ер, предпол..гался пред..юбилейный вечер, с..ёжиться от пр..к..сновения, из..ять из обращения, п..едестал п..чёта, под..ёмная реш..тка, кар..ер зар..стает, ин..екция после ож..га, предл..гают пред..явить, ад..ютант вск..чил на лошадь, без..ядерные державы, подош..л к..мпан..он, выр..сли шампин..оны, заст..лает в..юнок, зар..сти бур..яном, суб..ективное отношение, план контр..атаки небез..звестный пл..вец, пред..ыдущий предпр..ниматель, соб..рать спорт..нвентарь, без..глое р..стение, без..дейное тв..рение, сверх..зысканный ухаж..р, раз..гралось ср..жение, без..мянная реч..нка, от..скать не(з,с)г..ревшие вещи.

3 Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Расставьте знаки препинания. Напишите предложения в исправленном виде под диктовку.

1 Новъючиные тежолыми воеными боипрепасами лошади медлено поднемались на виршыну горы кнашим позицыям. У каменых ворот везда в крепость некого небыло. 2 Разезд казаков рысъю отошол подгору. 3 Что-за звуки за песни льються день деньской от зори до зори. 4 Женя открыла колитку чьейто серой двух этажной дачи. 5 Не подолёку за деревьями открывался не обьятный лозурный простор. 6 В педынституте для спорт инвентаря была отведенна спецыальная комната. 7 Я был не обходимое лицо пятого акта не вольно я разигрывал жалкую роль палача или придателя. 8 Квечеру намывшийся и обевшийся я сидел в столовой а Саня и тётя Даша седели по правую и левую руку и смотрели на меня с токой любовю что мне было совестно чесное слово!

4 Вставьте пропущенные буквы. Укажите строчки, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

1 Пан..сламизм, сверх..нустриализация, при..сковый, об..ск 2 Пед..нститут, сан..нспектор, вз..мать, пред..дущий, с..мпровизировать 3 Пре..скусный, меж..здательский, пред..юльский, вз..скание, вз..мать 4 Меж..рригационный, дез..нфекция, вз..мать, сверх..нтересный 5 Без..скусный, пред..стория, пред..нфарктный, без .. мпульсный 6 Роз .. ск, по .. ск, от .. скивать, вз .. скание, раз .. щем, из .. сканный 7 Под .. мать, без .. нициативный, не .. нтересный, небез .. звестный 8 С .. мпровизировать, об .. гранный, с .. ск, вз .. грать, роз .. грыш

КАРТОЧКА «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК» (ЗАДАНИЕ А – 15)

Вставьте буквы, укажите условия их выбора. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1 пр..вращение, пр..увеличить, пр..огромный, пр..следовать, пр..ступный умысел 2 ин..екция, грузопод..ёмник, необ..ятный, ар..ергард, кон..юктивит 3 и..брать, не..гибаемый, ра..бросать, ..жечь, ра..стелить, ..доровье 4 под..грывать, беспро..грышный, на..грыш, сан..нспектор, контр..гра 5 н..право, п..днимать, под..рвать, пр..язык, поз..вчера, ..тбросить 6 об..ятия, из..ян, необ..езженный, раз..ярённый, об..ездить, интерв..юировать 7 пр..родина, с..знание, под..йти, от..брали, ..крутить, ..моральный 8 под..скать, вы..скивать, под..тожить, дез..нфекция, вз..мать, сверх..нтересный 9 пр..удивительный, пр..сечь, пр..восходный, пр..следовать, пр..одолеть 10 под..язычный, двух..этажный, меж..ярусный, суб..ект, ад..ютант, глав..юрист 11 в..лететь, бе..платный, не..говорчивый, и..черпать, чере..чур, и..подтишка 12 и..подтишка, не..группированный, в..бираться, ..гореть, чере..седельный, ..десь 13 пан..американский, пан..европейский, транс..океанский, контр..ярус, ин..екция 14 не..плаченный, под..греть, нед..есть, от..мстить, не..хватный, об..греватель 15 пр..вычка, пр..следовать, непр..ступные горы, пр..возмочь, пр..образование 16 раз..скивать, пост..ндустриальный, под..тожить, вз..мать, спорт..нвентарь 17 с..ехал, обез..яний, транс..европейский, необ..ятный, с..обез..яничать 18 не..глядный, с..звучие, з..расти, ..логичный, ..смотренный, д..веренный 19 Пр..морье, пр..обрести, непр..миримый, пр..клоняться перед мудростью 20 бе..дорожье, в..будоражить, не..жатый, неи..бежность, ни..послать 21 небез..нтересный, по..мённо, по..нтересоваться, пед..нститут, пред..юльский 22 пред..явить, кар..ера, фел..етон, ад..ютант, в..ездная, подош..ют 23 в..южный, под..езжая, с..ёмка, вар..ирование, бур..ян, в..ётся 24 карьерист, вьются, видеос..ёмка, п..едестал, в..юга, пред..юбилейный 25 бе..конечный, в..карабкаться, не..говорчивый, ..жечь, ра..ставить, ни..падать 26 пр..чудливый, пр..брежный, пр..следовать, непр..ступная цитадель, пр..вилегия 27 небез..нтересный, роз..ск, по..скать, меж..гольный, вз..мать, из..ян 28 расп..ложенный, в..образить, пр..бабушка, н..дпилить, з..облачный 29 ни..вергать, не..горбившийся, ра..двоение, и..сякать, чере..чур, и..подтишка 30 пр..касаться, пр..нести, пр..вратник, пр..бывать в Москву, пр..оритет 31 транс..ранский, сов..нформбюро, сверх..скусный, супер..гра, без..мпульсный 32 батал..он, сверх..естественный, п..еса, с..ехидничать, трёх..этажный, вороб..и 33 бе..характерный, ра..кидать, ..бежавший, ..дание, ра..росшийся, ра..чесать 34 под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний, пр..внук, с..гласие, не..хватный 35 пред..явитель, неот..емлимый, трёх..язычный, транс..европейский, ад..ютант 36 пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный, пр..следовать, пр..одолеть, пр..чуда 37 пр..дать силы, пр..хлопнуть, пр..топтывая, пр..ползти, Пр..балтика, пр..вилегия 38 пр..вратить, пр..граждать, пр..нарядить, пр..следовать, пр..спокойно, пр..тендент 39 пр..манка, пр..одолеть, пр..ступный умысел, пр..ступить к действию, пр..оритет 40 пр..своить, непр..ступная крепость, пр..бывать в городе, пр..клоняться перед силой 41 пр..вилегия, пр..поднести, пр..обладать, камень пр..ткновения, знаки пр..пинания 42 пр..оритет, пр..следовать, пр..зреть сироту, пр..клонять ветки, пр..творить дверь

1 Внимательно прочитайте текст, отметьте трудные случаи написания, объясните знаки препинания. Обратите внимание на изученные орфограммы.

Когда на южной окраине города рассвело, третья батарея уже окопалась, и стояла замаскированная. За снегами поднялось зимнее солнце, и все увидели немецкие танки, изготовившиеся к атаке. Они не скрывались, и оттого, что двигались всё время, их трудно было сосчитать. Но их было много. Впереди несколько слева третьей батареи стояла тяжёлая батарея другого полка. Комбата её издали можно было отличить по высокой чёрной папахе с красным верхом. Он стоял у колеса пушки, одной рукой держа бинокль, другой, в перчатке, делал знаки расчёту, и, повинуясь его руке, стволы пушек разворачивались. Видно было, как работают под щитом номера, наводчик крутит колёсики поворотного и подъёмного механизмов. Батарея готовилась открыть огонь по танкам. После первого снаряда танки ожили. Они ждали этого, опасались идти в атаку по снежному полю, не зная наших огневых точек, и вызывали огонь на себя. Теперь всей мощью они навалились на батарею. Снаряды густо рвались вокруг неё, и бойцы только отстреливались.

Задание к диктанту.

— Графически объясните знаки препинания.

— Разберите по составу слова:

НАВАЛИЛИСЬ, ЗАМАСКИРОВАННАЯ, ДЕРЖА, ВОКРУГ, ИЗГОТОВИВШИЕСЯ

— Укажите все орфограммы в приставках.

2 Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания , раскройте скобки.

Теперь уже н(е,и)кто (не)сч..тает сверх..естестве(н,нн)ым и (не)об..яснимым тот факт что (с)начала хр..стианства и до татаро(монгольского) н..шествия Киевская Русь была страной высокой и пр..красной письме(нн,н)ой культуры. (В)ведение хр..стианства и пр..общение её к византийской книжности уст..новило пр..емстве(н,нн)ость двух письме..ых культур. Это сильно пр..умножило интерес восточных сл..вян к книге и способствовало ра..пространению письме..ости ещё на з..ре их ц..вилизации.

(Не)без осн..вания пр..дполагают что грамотность была у нас воспринята (в)течении(и,е) самого короткого времени и бе..пр..пятственно ра..вивалась на первых порах. (Не,и)что (не)пр..граждало народу путь к грамоте и наши пр..родители быстро овл..девали сравнительно высоким ур..внем письма. Это п..дтверждается с..хр..нившимися на..писями на прялках пр..чудливых гребнях для ра(сс,с)чёсывания на (не)пр..хотливой гли..яной посуде.

Наука (не)даром пр..даёт огромное значение изучению стари..ых предметов. Без пр..увеличения можно сказать что археологические находки пр..взошли все ожидания учёных пр..открыв картины живой древности.

Задания по теме «Правописание приставок»

Данная работа представляет теоретический материал для систематизации и обобщения знаний по теме «Правописание приставок» и практический материал (задания и упражнения) для отработки навыков.

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме «Правописание приставок»»

Комплекс упражнений по теме «Правописание приставок»

1. Теоретический материал для систематизации и обобщения знаний.

Правописание зависит от лексического значения

Правописание зависит от ударения

Правописание зависит от последующего звука

* приставки ПА и ПРА в современном русском языке являются непродуктивными, но сохранилась слова с этими приставками: праязык, пращур, прадедушка, пасынок, падчерица, паводок

1. ПРЕ пишется в двух случаях:

— в значении «очень», «самый» (превосходный);

— в значении «пере» (через, по-иному)(преступление).

— в значении приближения (пришёл);

-в значении присоединения (приклеить);

— в значении неполноты действия (пританцовывать;

— в значении нахождения близости к чему-либо (приморский).

* необходимо отметить, что правописание приставок ПРЕ-ПРИ также зависит от значения слова в конкретном контексте (паронимы):

преклонить колени(уважать) — приклонить (присоединить);

презирать врага (ненавидеть) — призреть сироту (дать приют).

* некоторые слова (в основном, иноязычные, не имеют в своем составе приставки ПРЕ-ПРИ), такие слова необходимо запомнить: президент, привилегия, приоритет и др.

Под ударение пишется НЕ, без ударения — НИ (нЕкто — никтО)

2. РАЗ-РОЗ, РАС-РОС

Под ударением пишется О, без ударения А: рОзыск — разЫскивать, рОспуск — распускАть

Приставки на -з — с:

Правописание данных приставок зависит от последующего за приставкой звука:

Если следует глухой звук (п,к,т,ф,ш,с,х,ч,щ), то в приставке пишем глухой С, если следует звонкий звонкий звук (б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р и любой гласный), то пишем звонкий З.

2. Тренировочные упражнения по правописанию приставок ПРЕ-ПРИ

2.1.Распределите слова в таблице в зависимости от лексического значения

ПРЕ — в значении «очень», «самый»

ПРЕ — в значении ПЕРЕ

Преинтересное событие, прекрасный день, преступит черту, препятствие, презабавный малыш, пренеприятный человек, преградить путь, преобразовать формулу, превеселый друг, превращение реальности, пребольшой привет, преломление света, преувеличить доход, превеликий царь, преуспеть в учебе, премудрый руководитель, пресмыкающееся.

2.2.Распределите слова в таблице в зависимости от значения приставки ПРИ

Нахождение вблизи чего-то

Пришкольный, прилететь, приземлиться, пришить, приоткрыть, приусадебный, прищурить, приползти, прибить, приклеить, присоседиться, присесть, пригородный, прижать, приходить, приостановить, прискакать, пригубить (вино), прикрутить, приуральский, прибежать.

2.3. Вставьте пропущенные буквы в слова-паронимы, основываясь на контексте

пр. емник трона — радиопр. емник

пр. ступить закон — пр. ступить к делу

пр. дать друзей — пр. дать блеск

пр. бывать в плохом настроении — пр. бывать в город

пр. творить дверь — пр. творить мечту в жизнь

пр. ходящие трудности — пр. ходящие гости

одолеть пр. дел — церковный пр. дел

2.4. Вставьте пропущенные буквы в слова с приставками ПРЕ-ПРИ

* примеры в таблице взяты с сайта http://morphemeonline.ru/prefix-pre-pri.html

3. Тренировочные упражнения по правописанию приставок на -з — с

3.1. Распределите слова на три столбика в зависимости от звуков перед приставками

Безоблачный, расстегнуть, чересполосица, безотказный, безвкусный, бесценный, возвращать, исходить, вздрогнуть, вспомнить, безотцовщина, известность, испепелить, чрезмерный, исподволь, безобразный, рассказ, разносчик, иссушил, изморозь, возмущенный, восхождение, низвергнуть, разукрасить, рассыпать, бессчетный, истомленный, взойти, всплеск, восход.

3.2. Спишите слова, вставляя буквы. Выделите корень и приставку в каждом слове, подчеркните буквы, от которых зависит правописание приставки.

Бе. следно и. чезнуть, точный ра. чет, чере. чур ра. горячиться, провести ра. следование, и. дательская деятельность, и. бирательная кампания, ра. считать доходы, чре. вычайное происшествие, ра. следовать причины аварии, бе. ропотный, ра. статься, бе. толковый, ра. чесать, ра. винтить, ра. чистить, ра. ложить, бе. платный, ра. сольник, в. лететь, бе. дорожье, бе. молвный, бе. шумный, и. черпать, ра. сердить, бе. культурье, ра. свет, ра. фасовать, ни. падать, ни. вергнуть, ра. топтать, и. лить, бе. мятежный, ра. жечь.

3.3. Существительные с предлогами замените прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

3.4. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

4. Необходимо обращать внимание на приставку С — она неизменяемая.

При написании слов нужно выделять корни и учитывать, что приставка С может находится рядом с другой приставкой. На приставку С правила написания приставок на -з — с не распространяются.

В словах здание, здоровье, здесь нет приставки (приставки -з- не существует).

Например, в слове несгораемый пишем приставку С, так как приставка НЕ не влияет на написание (корень -гор-). В этом слове нет приставок на -з — с.

4.1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

. борник песен, . жатое изложение, старинное . дание, . дать в аренду, . жечь обломки, . густить краски, . беречь энергию, . гладить противоречия, . гинуть навсегда, . дешний климат, . дравые мысли, провозгласить . дравицу, путевка в . дравницу, . дельная оплата.

4.2. Распределите в таблице слова в зависимости от вида приставок

Приставки на -з — с-

По. твержденные факты, бе. следно и. чезнуть, . держать слово, точный ра. чет, странное пр. исшествие, министерство пр. свещения, явное пре. почтение, короткое пер. мирие, д. веренное лицо, по. ставить под удар, п. слать заявку, . становить машину, чере. чур ра. горячиться, . делать заявление, бе. причинно обидеться, . бережения населения, провести ра. следование, и. дательская деятельность, и. бирательная кампания, ра. считать доходы, чре. вычайное происшествие, ра. следовать причины аварии, . жатое изложение, . густить краски, . шитое платье.

*Примеры по теме «Правописание приставок на -з — с» взяты с сайта http://videotutor-rusyaz.ru

Материалы для записи под диктовку по теме «Правописание приставок» (приставки ПРЕ-ПРИ, приставки на -з — с) из книги Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая».

1. Творец, философ, «матерый человечище», Толстой по природе своей оставался старинным русским барином, в самом прекрасном смысле слова.

2.В этот многосложный и, увы, давно утраченный душевный комплекс входили такие понятия, как моральная и физическая чистоплотность, невозможность лгать в глаза, злословить о человеке в его отсутствие, боязнь задеть чьи-то чувства неосторожным словом и просто быть чем-то неприятным для людей.

3. Но к старости, кроме благоприобретенных принципов любви и сострадания к людям, в нем все больше проявлялось неприятие гадкого, грязного, скандального.

4. На протяжении всего конфликта с женой Толстой был почти безупречен.

5. Он ее жалел, пресекал любые попытки злословить на ее счет, даже когда знал справедливость этих слов.

6. Он подчинялся, насколько возможно и даже невозможно, ее требованиям, порой самым нелепым.

7. Но в сердцевине этого поведения, которое удивляло и даже раздражало его сторонников, были не отвлеченные принципы, а натура старого барина, да просто прекрасного старика, который болезненно переживает любую ссору, раздор, скандал.

8. Поэтому самым сильным чувством, которое испытывал Толстой в каретном сарае, был страх.

9. И – не избежать скандала, мучительной, душераздирающей сцены, которая станет crescendo того, что происходило в Ясной Поляне последнее время.

10. В последние годы, напротив, благодарил Бога, когда Он посылал ему испытания.

11. Со смиренным сердцем принимал любые «неприятности».

Материалы для записи под диктовку по теме «Правописание приставок» (приставки ПРЕ-ПРИ, приставки на -з — с) из книги Павла Басинского «Полуденный бес».

1. Сегодня Покров, вспомнил Недошивин.

2. В голове вспыхнул огненный шар.

3. Боль затравленно отступила в затылок и притаилась.

4. Не давая ей времени опомниться, он вслепую достал из ящика стола серебряную фляжечку с вензелем «И. Н.», быстро свинтил ей крышку и сделал несколько глотков.

5. Шумно и печально вздохнул, как спящий пес, и отпустил глаза на волю.

6. Он смотрел вокруг растерянным взглядом близорукого человека.

7. По его серому от ночных бдений лицу пошли розовые пятна, лоб вспотел.

8. Однако с недавнего времени это перестало его беспокоить.

9. В последнее время он все чаще и чаще вспоминал отца.

10. Иван Платонович Недошивин, сенатор и либерал, известный московский социолог, был казнен в 1918 году.

11. После гибели отца они с братом Родионом голодали и незаметно превратились в профессиональных нищих.

12. Потом был лагерь для беспризорных, потом они потеряли друг друга.

13. Сестра рассказывала, что с Чичериным его познакомили до революции в Петербурге в каком-то поэтическом кафе во время выступления Бальмонта.

14.Платона пристроили в Москве.

15. К 1936 году он был уже девять лет как женат, взяв в жены миленькую курносенькую сотрудницу из архива и превратив ее в приличную домохозяйку.

16. Воспитанием их единственного сына занималась она, а он строго-настрого приказал ей следить, чтобы мальчик: а) никогда не лгал (пусть лучше сознается в проступке и получит прощение); б) содержался в чистоте и опрятности; в) не заносился перед менее обеспеченными детьми и не тушевался перед более богатыми.

17. В какой-то момент он искренне поверил в то, что смерть отца была результатом необходимого и неизбежного исторического процесса.

18. Подростковый кошмар притупился в его памяти, страна жила всё лучше и веселее.


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-dlya-podgotovki-k-ege-pravopisanie-pristavok-zadanie-3247058.html

http://multiurok.ru/index.php/files/zadaniia-po-teme-pravopisanie-pristavok.html