Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)
тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс) | 20.19 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Безударная гласная в корне слова
1. Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.
А) упл_тнение слоёв_______________ раск_лотая ваза_________________ отд_лённая деревня __________________ бескрайняя д_лина _____________ обн_жить пороки_____________________ внезапно озл_бился ____________
не нужно усл_жнять __________________ дальняя ст_рона _______________
любит см_ковать_____________________ раскр_ить ткань _______________
нельзя г_лодать _____________________ упр_стить выражение ___________
искреннее пок_яние __________________ нам_лоть кофе________________
ум_лять о пощаде ____________________ ум_лять достоинства ___________
обн_жить недостатки _________________ обл_котиться о перила __________
погл_щать свет ______________________ др_жит от холода ______________
не хочу отр_виться ___________________ нужно подб_дрить _____________
необходимо осн_стить ________________ мудрый ст_рожил ______________
ст_рожил ог_род ___________________ ут_пические идеи ______________
Б) интенсивное нагр_вание _________ угн_тение бесправных ___________
растр_пать волосы ___________________обд_лил ребёнка ________________
экономика разв_вается _______________ флаги разв_ваются______________
сп_шите к нам ____________________ сп_шите данные________________
нав_вать тоску ______________________ нав_вать кудри ________________ прож_вать мясо ______________________адрес прож_вания ______________
т_сненная обложка___________________ ст_снённые условия____________
скр_пить печатью ____________________ скр_пя сердце_________________
скр_пучая телега_____________________ скр_пичный ключ______________
ч_стоплотное животное _______________ч_столюбивый человек __________
прист_жная лошадь___________________ прист_жной воротничок_________
глаза сл_паются ______________________осл_плён фарами ______________
созревают оз_мые ____________________лишился своих з_мель ___________
2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.
А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.
Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,
в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.
Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.
3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».
Эск_латор_________________ ст_рожил посёлка______________________
Сокр_щение_______________ р_стовщик ___________________________
Зар_сль___________________ з_рница ______________________________
Покл_нился_______________ пл_вучий остров_______________________
Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки____________________
Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей______________________
Заж_гательная (смесь)_________ упом_наемые (сведения)_________________
Д_лины_____________________ д_лёкие (страны)________________________
Прим_рять ботинки________________ ум_лять достоинства________________________
Соч_тать_________________________ выпл_вка стали_____________________________
Р_стовщический____________________ зам_нать _________________________________
В_пиющий произвол_______________ р_птать на судьбу_______________________
Усл_жнить задание_________________ угн_тение______________________________
Зам_рать рукава_____________________ осн_щенный__________________________
Разр_дить посевы___________________ спл_титься______________________________
4. (В формате ЕГЭ) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Пром_кашка подр_внял кусты
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С
Во_хождение на вершину ра_паковать вещи
Чере_чур много и_течь кровью
Во_полнить пробклы прои_шедший случай
Во_звание шалишь и_подтишка
Мирово_зрение _гинуть навсегда
Чре_мерный восторг _даться на милость
Ра_жечь ни_ринуться с обрыва
Бе_системный _гореть дотла
_двинутые парты ни_посланная милость
Бе_брежное небо живу _десь
Правописание приставок ПРИ и ПРЕ
Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу
Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны
Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности
Пр_зреть сироту пр_следовать врага
Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие
Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель
Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством
Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант
Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям
Пр_задуматься пр_терпеться к боли
Пр_вратиться в посмешище пр_вивка
Пр_зрительный взгляд пр_даваться мечтам
Пр_клонить колени коленопр_клонённый
Пр_вратности судьбы пр_восходный спортсмен
Преуспевающий коммерсант пр_старелый судья
Камень пр_ткновения знаки пр_пинания
Пр_вратности судьбы пр_ворожить
Пр_норавливаться к обстоятельмтвам
С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,
двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,
суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.
Карточки для подготовки к ЕГЭ «Приставки»(10-11 кл)
Распределите слова на группы. Объясните правописание приставок.
Ра_пределить, пр_красный, _делка, н_говорились, _горбиться, пр_спокойно, ни_вергать, пр_вратник, пр_стройка, непр_менно, ро_черк, бе_печный, пр_грешение, з_колоть, п_дорожник, бе_вкусный, пр_остановить, и_черпать, ра_пределить, по_клеить, пр_подавать, пр_тормозить, пр_зидент, пр_бывать (на воздухе), об_греватель, пр_вратности (судьбы), бе_культурье, во_хождение, пре_писание, пр_вокзальный, пр_неприятный, пр_интересный, бе_духовный, пр_митивный
Распределите слова на группы. Объясните правописание приставок.
Ра_пределить, пр_красный, _делка, н_говорились, _горбиться, пр_спокойно, ни_вергать, пр_вратник, пр_стройка, непр_менно, ро_черк, бе_печный, пр_грешение, з_колоть, п_дорожник, бе_вкусный, пр_остановить, и_черпать, ра_пределить, по_клеить, пр_подавать, пр_тормозить, пр_зидент, пр_бывать (на воздухе), об_греватель, пр_вратности (судьбы), бе_культурье, во_хождение, пре_писание, пр_вокзальный, пр_неприятный, пр_интересный, бе_духовный, пр_митивный
Распределите слова на группы. Объясните правописание приставок.
Ра_пределить, пр_красный, _делка, н_говорились, _горбиться, пр_спокойно, ни_вергать, пр_вратник, пр_стройка, непр_менно, ро_черк, бе_печный, пр_грешение, з_колоть, п_дорожник, бе_вкусный, пр_остановить, и_черпать, ра_пределить, по_клеить, пр_подавать, пр_тормозить, пр_зидент, пр_бывать (на воздухе), об_греватель, пр_вратности (судьбы), бе_культурье, во_хождение, пре_писание, пр_вокзальный, пр_неприятный, пр_интересный, бе_духовный, пр_митивный
Распределите слова на группы. Объясните правописание приставок.
Ра_пределить, пр_красный, _делка, н_говорились, _горбиться, пр_спокойно, ни_вергать, пр_вратник, пр_стройка, непр_менно, ро_черк, бе_печный, пр_грешение, з_колоть, п_дорожник, бе_вкусный, пр_остановить, и_черпать, ра_пределить, по_клеить, пр_подавать, пр_тормозить, пр_зидент, пр_бывать (на воздухе), об_греватель, пр_вратности (судьбы), бе_культурье, во_хождение, пре_писание, пр_вокзальный, пр_неприятный, пр_интересный, бе_духовный, пр_митивный
Запишите слова с приставками пре- /при-. Объясните правописание
Пр_сыпать, пр_сладкий, пр_успевать, пр_колючий, пр_граничный, пр_высокий, пр_рост, пр_пугнуть, пр_дать друга, пр_дать забвению, пр_бывать к станции, пр_терпеть изменения, пр_зреть сироту, пр_зирать ложь, церковный пр_дел, пр_клонить стебель, оставаться непр_клонным, пр_творить окно, пр_творить в жизнь, пр_ступные замыслы, пр_зирать опасность, при_твориться спящим, сообщить о пр_бытии поезда, пр_бывать в городе.
Запишите слова с приставками пре- /при-. Объясните правописание
Пр_сыпать, пр_сладкий, пр_успевать, пр_колючий, пр_граничный, пр_высокий, пр_рост, пр_пугнуть, пр_дать друга, пр_дать забвению, пр_бывать к станции, пр_терпеть изменения, пр_зреть сироту, пр_зирать ложь, церковный пр_дел, пр_клонить стебель, оставаться непр_клонным, пр_творить окно, пр_творить в жизнь, пр_ступные замыслы, пр_зирать опасность, при_твориться спящим, сообщить о пр_бытии поезда, пр_бывать в городе.
Запишите слова с приставками пре- /при-. Объясните правописание
Пр_сыпать, пр_сладкий, пр_успевать, пр_колючий, пр_граничный, пр_высокий, пр_рост, пр_пугнуть, пр_дать друга, пр_дать забвению, пр_бывать к станции, пр_терпеть изменения, пр_зреть сироту, пр_зирать ложь, церковный пр_дел, пр_клонить стебель, оставаться непр_клонным, пр_творить окно, пр_творить в жизнь, пр_ступные замыслы, пр_зирать опасность, при_твориться спящим, сообщить о пр_бытии поезда, пр_бывать в городе.
Запишите слова с приставками пре- /при-. Объясните правописание
Пр_сыпать, пр_сладкий, пр_успевать, пр_колючий, пр_граничный, пр_высокий, пр_рост, пр_пугнуть, пр_дать друга, пр_дать забвению, пр_бывать к станции, пр_терпеть изменения, пр_зреть сироту, пр_зирать ложь, церковный пр_дел, пр_клонить стебель, оставаться непр_клонным, пр_творить окно, пр_творить в жизнь, пр_ступные замыслы, пр_зирать опасность, при_твориться спящим, сообщить о пр_бытии поезда, пр_бывать в городе.
Карточки правописание приставок 10 класс с ответами
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
1) пре образовать (ПРЕ- в значении «пере-»), пре неприятный (ПРЕ- в значении «очень»), пре следовать (ПРЕ- в значении «пере-»)
2) сверх ъестественный, съёмка (по традиции, т.к. С- была приставкой, хотя сейчас выделить значение корня -ём- трудно), двух ъярусный (Ъ пишется в сложных словах с числительными)
3) по никнуть (приставки по- неизменяемая), прадедушка (приставка в значении «первоначальный, наиболее древний», позавчера (с двумя приставками слово: по- и за-)
4) черес чур, ис синя-чёрный, бес крайний (приставки оканчиваются на -С, потому что корни начинаются с глухого согласного)
5) взыскать, безынициативный, сверхизысканный (после иностранных приставок и приставки СВЕРХ- И на Ы не меняется)
и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.
Орфограммы, проверяемые в данном задании:
9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки
1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-,БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-
ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.
2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:
отказать — Отклик, наказать — нАспех.
3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,
где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.
4. Приставка ПРА- употребляется в словах:
5. Приставка ПА- встречается только под ударением:
6. Следует различать пары:
ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный
ПОделка и ПОДделка
ПОдевать и ПОДдевать
ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный
ПОдразнить и ПОДдразнить
9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С
ниЗ-ниС ( не путать с НЕ+С)
которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.
3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)
звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з
С — перед глухим согласным (расСматривать)
глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф
Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.
2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.
В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.
3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).
В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).
5. Близ — предлог (близ дома).
Но: близстоящий, близсидящий (причастие).
9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.
Приставка ПРИ- имеет значение:
— близость (приморский — близко от моря);
— неполное действие (приоткрыть);
— действие, доведённое до конца (придумать);
— близкое к приставке ДО- (приписывать);
— усиление действия (приналечь);
— действие в собственных интересах (принарядиться).
Приставка ПРЕ- имеет значение:
— очень (прекрасный — очень красивый);
— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).
В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:
прИбывать в город — прЕбывать в городе;
прИдать вид — прЕдать друга;
прИзреть сироту — прЕзирать недруга;
прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);
прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);
прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)
прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);
прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);
прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);
прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);
прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);
прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);
прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;
прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);
прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)
прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)
Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:
пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.
Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.
Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и
http://infourok.ru/kartochki-dlya-podgotovki-k-ege-pristavki-10-11-kl-4621101.html
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=344