Карточки правописание сложных слов 10 класс

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку по теме

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.

1. Задания карточки по вариантам: «Правописание сложных прилагательных и существительных».

2. Работа по карточкам : «Корректоры»

3. Презентации (2 шт.) «Сложные существительные и прилагательные»

Скачать:

ВложениеРазмер
slozhnye_slova_no1.docx18.5 КБ
slozh.pril_.docx18.76 КБ
slozh.no4_.pptx346.73 КБ
slozh.no3_.docx28.55 КБ
slozh.no2_.ppt222 КБ
prilozhenie_kartochka.docx11.53 КБ
korrektory_kartochka.docx13.38 КБ
zadanie_kartochka.docx13.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание сложных слов

  • знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

  1. Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
  2. Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
  3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
  4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. .

X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:

1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант — образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант — образованные от сложных существительных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.

Предварительный просмотр:

Тема урока 10 класс повторение

Правописание сложных прилагательных

Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности. оборудование:

1. Доска: запись целей урока, таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».

2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).

3. Оформление урока: фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени).

I.Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний 1. Слово учителя — Внимание!

Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица. Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны! /. / Слова бывают разные — То дельные, то праздные.

То честные, правдивые, То ласково-фальшивые. Есть чистые, алмазные, А есть свинцово-грязные. /. /Поэт, тебе назначено Засеять душу зернами. Так сей же не иначе, Как чистейшими, отборными. Не злыми, не сварливыми, А добрыми, правдивыми. (За правильные ответы — баллы (фишки).

Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.) — Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) (1 балл) — Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные) (2 балла) — Это сложные прилагательные.

(Вывесить на доске с пропуском орфограммы. ) Мы к ним вернемся в течение урока. 2. объявление темы урока

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала 1.

Слово учителя — Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух ос нов, но пишутся по-разному.

Написание сложных прилагательных

Через дефис Слитно

1. Оттенки цветов: жемчужно-белый; ярко-синий; бледно-зеленый Образованные на основе словосочетания: Железнодорожный (от железная дорога); древнерусский (от Древняя Русь)

2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный 3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский; горько-соленый; мясо-молочный

2. распределительный диктант-миниатюра

Задание Записать под таблицей слова по нужным колонкам.

Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.

Слово учителя — Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис? — А когда слитно? — Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных. V. Закрепление материала 1. Экскурсия по музею Уч и т е л ь. Давайте пройдем по залам музея словесности.

Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни. — Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом (2 чел. ). Задание двоим ученикам у доски Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни (максимум 3 балла). Задание остальным Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя карандашом сверху написание.

Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический. Наука Искусство Здоровье политика Северо-западный (от сущ.) иссиня-черный (оттенки) лечебно-профилактический (и) двуязычный (от словосочет. ) светлолицый (от словосочет.) кисло-молочный (и) общественно-политический (искл.) Десятиэтажный (от словосочет.

) садово-огородный (и) 2. «Я — художник» У ч и т е л ь. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Посмотрите на картину крымской художницы Л.

Исаевой и на фото «Осенний Крым». Какое разнообразие красок! Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова). 3. проблемный вопрос (3 балла) — Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский? — Запишите эти пары слов: слитно, дефис.

4. Словарная работа Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.

5. Контроль Словесная живопись — А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, Точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но Из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить. Задание Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию. (Работа на 5 минут. ) ТЕКСТ Вот мы прошли. 1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На . 2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются.. .3. (темно-красные) пятна осин. С. 4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется. 5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие. 6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще. 7. (кисло-горькие). Проверка задания — чтение отредактированного текста (3 балла) У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт. VI.

Итог урока 1. Беседа — Какие цели перед нами стояли в начале урока?

— Мы их достигли? — Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла) — Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так? (2 балла) 2.

оценивание — Встаньте, пожалуйста, те, кто набрал 5 баллов или больше за урок? Это высокий уровень. — Кто набрал 2—3 балла за урок? Это достаточный уровень. — Кто набрал 1 балл? Это средний уровень — Остальным нужно быть внимательнее и активнее в следующий раз.

3. «психологическое поглаживание» — Большое спасибо за урок.

Мне очень понравилось с вами работать.

VII. Домашнее задание Теория по учебнику. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной. Повторить написание слов с пол — , полу-.

Практикум. Карточка-тренажёр. «Сложные существительные.»

1. Пишутся слитно:

1) сложные существительные, первую часть которых образуют элементы авиа- (сокращение от слова авиация), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, макро-, микро-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро-, независимо от их количества в слове: автомотогонки, фонокинофотодокументы;

2) сложные существительные с глагольной первой частью на –и : вертихвостка . Исключение: перекати-поле.

2. Пишутся через дефис:

1) сложные названия механизмов, а также научные, технические, общественно-политические термины. Но пишутся слитно слова с первой частью борт — и со второй частью – метр : бортмеханик, динамометр ;

2) составные названия политических партий и направлений, а также их сторонников: национал-социалистическая, социал-демократия, либерал-демократ;

3) сложные единицы измерения: киловатт-час . Но: трудодень, трудочас ;

4) сложные названия растений, имеющие в своём составе глагол в личной форме или союз: не-тронь-меня, иван-да-марья ;

5) слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-премьер, унтер-офицер, экс-чемпион ;

6) составные фамилии русские и иноязычные: Римский-Корсаков, Гей-Люссак . Однако служебные слова в составе иноязычных фамилий пишутся отдельно: Леонардо да Винчи, Лопе де Вега , за исключением тех случаев, когда без служебного слова фамилия не употребляется: Ван-Дейк ;

7) иноязычные составные имена с первой частью дон -, если вторая часть отдельно не употребляется: Дон-Жуан (ср. дон Базилио );

8) названия промежуточных стран света: юго-восток, северо-запад ;

9) составные географические наименования, в том числе и такие, которые имеют в своём составе служебные слова: Каменец-Подольск, Ростов-на-Дону.

3. При соединении с помощью союза и двух или нескольких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при последнем слове, а при предшествующих словах вместо неё используется так называемый висячий дефис: газо- и электросварка (вместо: газосварка и электросварка), авто-, мото- и велогонки.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

I . Новое (лет…) исчесление; скрывались в (штаб…) квартире; новое (стерео…) кино; рассказ (оч…) видца; отдалённый (микро…) район; необходимый (фото…) элемент; праздное (врем…) препровождение; расположен на (север…) востоке; молодой (премьер…) министр; (народ…) население Европы; гигантский (завод…) автомат; мировой (авто…) пробег.

II . Сорвать (стоп…) кран; неутомимый (радио…) любитель; опытный (мор…) плаватель; учиться в (школе…) интернате; весеннее (равн…) денствие; построить (овощ…) хранилище; премьера в (кино…) театре; (юг…) запад; отложенная (аэро…) (фото…) съёмка; перестройка в (метео…) службе; (экс…) чемпион; (мест…) рождение нефти; приезд (вице…) президента.

III . Сказочная (жар…) птица; (вело…) кросс; изменения в (био…) сфере; русский (басн…) писец; отмечать (пят…) (десят…) летие; студенческое (общ…) житие; открывшееся (кафе…) кондитерская; проект (электр…) станции; дул (норд…) ост; заниматься (земл…) делием; специалист в (агро…) технике; немолодой (унтер…) офицер.

I . Новое летоисчесление; скрывались в штаб- квартире; новое стереокино; рассказ очевидца; отдалённый микрорайон; необходимый фотоэлемент; праздное времяпрепровождение; расположен на северо-востоке; молодой премьер-министр; народонаселение Европы; гигантский завод-автомат; мировой автопробег.

II . Сорвать стоп-кран; неутомимый радиолюбитель; опытный мореплаватель; учиться в школе-интернате; весеннее равноденствие; построить овощехранилище; премьера в кинотеатре; юго-запад; отложенная аэрофотосъёмка; перестройка в метеослужбе; экс-чемпион; месторождение нефти; приезд вице-президента.

III . Сказочная жар-птица; велокросс; изменения в биосфере; русский баснописец; отмечать пятидесятилетие; студенческое общежитие; открывшееся кафе-кондитерская; проект электростанции; дул норд-ост; заниматься земледелием; специалист в агротехнике; немолодой унтер-офицер.

Правописание сложных существительных: набор карточек

Сложные существительные, которые пишутся слитно

1. Сложное существительное пишется слитно, если содержит в себе следующие элементы: авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро-
Примеры: кинолента, маркрообъект, геология, стереосистема, электродвигатель.

Исключения!
Пишутся через дефис сложные слова с перечисленными элементами, если их вторая часть — имя собственное.
Примеры: лже-Анастасия, лже-Василий. Есть, правда, одно историческое исключение: самозванец Лжедмитрий, участник Смутного времени.

2. Даже если в слове несколько подобных элементов, сложное существительное все равно пишется слитно.
Примеры: телерадиовышка, архив кинофотодокументов.

Исключения!
Если элементы соединены союзом «и», после первого из них ставится дефис.
Примеры: авто- и мотогонки, теле- и радиопрограмма.

Сложные существительные, которые пишутся через дефис

1. Сложные существительные, в которых отсутствуют соединительные гласные
Пример: диван-кровать, кресло-качалка, премьер-министр.

2. Сложные существительные, в состав которых входят элементы: блок-, пресс-, экс-, вице-, штаб-, обер-, унтер-, лейб-, мини-, макси-, миди-
Примеры: мини-юбка, экс-президент, штаб-офицер.

Исключения!
Блокпост, блокфлейта



3. Сложные существительные — единицы измерения
Да, возможно вы вряд ли когда-нибудь с ними встретитесь в диктанте или в реальной жизни, но русский язык многообразен.
Примеры: койко-день, самолёто-вылет, грамм-молекула

Исключения!
Слова, начинающиеся на «трудо»: трудодень, трудоночь, трудочас.

4. Сложные существительные, в которых есть элемент с оценочным значением: пай-, горе-, чудо-, ура- и т.п.
Примеры: чудо-девочка, пай-мальчик, горе-редактор.

5. Названия промежуточных стран света, в каком бы «составе» они не шли
Примеры: северо-восток, юго-юго-восток, норд-норд-ост.

6. Названия аппаратов и сложных механизмов, а также термины, в составе которых 2 самостоятельных слова.
Примеры: динамо-машина, стоп-кран, мотор-генератор.

7. Названия растений и городов, в составе которых есть частицы и союзы
Примеры: Иван-да-Марья, Ростов-на-Дону, мать-и-мачеха.

8. Научная терминология, в состав которой входят буквы латиницы, названия физических явлений
Примеры: β-каротин, Х-лучи, альфа-частицы.

Исключения!
Рентгенлучи, ультрафиолетовые лучи, инфракрасные лучи


источники:

http://infourok.ru/praktikum-kartochka-trenazhyor-slozhnye-sushestvitelnye-4329465.html

http://rosuchebnik.ru/material/pravopisanie-slozhnykh-sushchestvitelnykh-nabor-kartochek/