Карточки русский язык правописание наречий

Карточки по теме «Наречие» 7 класс
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Карточки для работы по теме «Наречие» можно использовать при работе в 7 классах, при повторении темы в 8 и в 10 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
kartochki_po_teme_narechie_v_7_klasse.docx25.56 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

19. Подчеркните как члены предложения выделенные слова; надпишите сверху, какой частью ре
чи они выражены; выделите в них суффиксы.

1. Цветы СИЛЬНЕЕ пахнут к дождю. — Он СИЛЬНЕЕ своего брата. 2. Живой цветок всегда ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ искусственного. — Избушка при солнечном свете выглядела ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ. 3. Лес ДАЛЬШЕ речки. — Утром мы отправимся ДАЛЬШЕ. 4. Сегодня его речь звучала ЯРЧЕ. — Этот тюльпан ЯРЧЕ других.

20. Вспомните 3-4 пословицы, поговорки, устойчивых словосочетания, которые содержат
наречия.

21. Прочитайте текст.

Из истории слова ВДРЕБЕЗГИ

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы отмирания одних слов и рождение других.

Так, в древнерусском языке употреблялось существительное ДРЕБЕЗГ со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие ВДРЕБЕЗГИ.

Подчеркните в тексте 4-5 наречий. В каком значении употребляется наречие ВДРЕБЕЗГИ?

Составьте предложение (словосочетание) с данным наречием:

Сделайте уфологический разбор 2-3 наречий из текста:

26. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого ещё (не) изученного края (не) мысл. мо без серьёзной научной работы. 2. Следу. щие экспедиции охв. тившие гораздо большие участки тайги ст. новя(т, ть)ся (не) изм. римо масштабнее и дают (не) мало интересных научных результатов. 3. Ему (не) редко приходилось бывать на границ. с Кореей. 4. БИБЛИОГРАФАМ путешественника до сих пор (не) известно, за какие военные заслуги он был удосто. н таких высоких наград. 5. (Не) поддельно заинтересован. ые, точные вопросы зад. ёт Арсеньев пров. дникам сопров. ждавшим его в походах по (не) хож. ным и (не) езж. ным тропам тайги. 6. В начале века доб. раться до Владивостока было (не) изм. римо труднее. 7. Среди пассажиров этого (не) болып. го -парохода было (не) мало интересных людей. 8. Подробные карты этого (не) исследован. ого до конца района существуют сравнительно (не) давно. 9. Солнце всё смелее проб. вась сквозь листья и ветки (не) уловимо м. няет краски пр. брежного леса.

Объясните значение выделенного слова:

27. А. Раскройте скобки.

(Не) лепый поступок, взлететь (не) высоко; взлететь (не) высоко, а низко; надеть (не) красивый плащ; плащ (не) красивый, но прочный; путь (не) близок, а далёк; дорога (не) ровная; дорога (не) ровная, но короткая; очень (не) красивый зонт; далеко (не) лёгкое дело; (не) лёгкое задание; задача (не) лёгкая, но интересная; (не) легко было в пути; (не) легко далась ему эта победа; (не) весёлый, а грустный взгляд; далеко (не) весёлое путешествие; (не) весёлый мальчик; он был (не) весел; (не) благодарный слушатель; вовсе (не) трудная задача; её (не) трудно было решить; (не) трудная задача; отвечал (не) брежно; полный (не) вежда; вёл себя (не) принуждённо; (не) ряшливый вид; река была (не) широка; путь (не) короток, а длинен; бормотал что-то (не) внятное; (не) завидное положение; домашние (не) урядицы; говорил явную (не) правду; (не) известный певец; (не) урожайный год; очень (не) интересный тип; читал (не) громко, но выразительно; (не) стерпимая боль; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) солоно хлебавши; (не) отразимость выводов.

27. Б. Раскройте скобки.

(Не) допустимо резкий тон; ответить (не) обдуманно; решение (не) продумано; рассчитать (не) точно; рассчитать (не) точно, а приблизительно; спросить (не) громко, а тихо; (не) безынтересно отметить; (не) виданно торжественный парад; писать (не) брежно; приехать (не) ожиданно; (не) истово сопротивляться врагу; приблизиться (не) заметно; (не) искренне вздохнуть; (не) вполне серьёзно относиться к делу; вести себя (не) принужденно; (не) организованно провести собрание; отвечать (не) уверенно; говорил (не) громко, а тихо; держаться (не) возмутимо; поступить (не) обдуманно; (не) медленно принять меры; (не) узнаваемо измениться; (не) высоко, а низко.

28. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В выделенных словах поставьте ударение.

1. Восточный ветер Н. КОГДА (не) пр. носит дождя (примета). 2. Мой знакомый, как человек, Н. КОГДА обучавшийся в университете, любил употреблять выр. жения учёные. (И. Тург.)3. Через рощу прот. кала та самая реч. нка, которая Н. СКОЛЬКО ниже огибала деревню. 4. Сейчас мне решительно Н. КОГДА было вступать с кем (нибудь) в дискуссии. 5. План совсем Н. КУДА (не) годится.

  1. Я пробежал по всем комнатам, но Н. ГДЕ (ни, не) кого (не) увидел (И. Тург.)
  2. Я Н. СКОЛЬКО (не) уд. вился его приезду. 8. Склонность её к чере. чур смелым сочетаниям цветов Н. ЧУТЬ его (не) коробила. 9. Мне сегодня Н. КАК нельзя опазд. вать.

29. Раскройте скобки. Объясните графически выбор НЕ—НИ. Подчеркните наречия.

А. (Ни, не) где не встретились, (ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не со-зетовался, (ни, не) как не мог понять, (ни, не) чуть не волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не) когда (ни, не) кому ни в чем не отказывал; (ни, не) сколько не удивился, (ни, не) мало не сожалел о своей поездке, (ни, не) когда (ни, не) откуда не получать писем, помощи ждать (ни, не) от кого, (ни, не) к кому не обращаться, (ни, не) с кого спрашивать, (ни, не) когда ни на кого не обижался, (ни, не) сколько не беспокоился, (ни, не) почем не забыть, шагу (ни, не) где ступить.

30. Образуйте от выделенных слов наречия. Запишите их в составе словосочетания, выделите суффиксы. Образец: ОРГАНИЗОВАННОЕ собрание — собрание прошло (как?) организованно.

ИСПУГАННАЯ девочка — вскрикнула (как?)

ИСКРЕННИЙ поступок — поступил (как?)

НЕЧАЯННЫЙ удар — толкнул (как?)

БЕШЕНЫЙ темп — мчаться (как?)

РАССЕЯННЫЙ человек — смотрел (как?)

ВЗВОЛНОВАННЫЙ бурей — слушал (как?)

ПУТАНЫЙ ответ — говорил (как?) ___

Сделайте вывод: В наречиях на -О, -Е пишется столько Н,….

31. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Подчеркните их как члены предложения. ПОМНИТЕ: Краткие причастия можно заменить глаголами прошедшего времени; краткие прилагательные (они часто выступают в роли однородных членов предложения) полными, к наречиям ставим вопрос КАК?

1. Выставка ОРГАНИЗОВАНА спонсорами (организовали спонсоры). 2. Экскурсия прошла (как?) ОРГАНИЗОВАННО (в слове ОРГАНИЗОВАННЫЙ две НН). 3. Ученица (какова?) ДИСЦИПЛИНИРОВАННА и ОРГАНИЗОВАННА (дисциплинированная и организованная). 4. Собрание ВЗВОЛНОВАНО сообщением (собрание взволновало сообщение). 5. Все слушали сообщение (как?) ВЗВОЛНОВАННО. 6.Голоса были РЕЗКИ и ВЗВОЛНОВАННЫ (резкие и взволнованные). 7. Семена РАССЕЯНЫ по полю (семена рассеяли). 8. Она была РАССЕЯННА и НЕВНИМАТЕЛЬНА (рассеянная и невнимательная). 9. Вчера он слушал РАССЕЯННО (как?).

32. Н или НН? Определите как части речи слова с Н—НН.

Ресурсы изыска(н,нн)ы дирекцией; средства вложе(н,нн)ы в строительство; ее манеры изыска(н,нн)ы; поля ограниче(н, нн)ы рвом; поведение искусстве(н,нн)о; люди были подавле(н,нн)ы и унылы; вещи утеря(н,нн)ы в дороге; девочка рассея(н,нн)а и невниматель(н,нн)а; тучи рассея(н,нн)ы ветром; поступил обдума(н,нн)о; ее поведение необдума(н,нн)о и несерьезно; ответы неувере(н,нн)ы; не увере(н,нн)ы в исходе; стремления возвыше(н,нн)ы; ученица организова(н,нн)а; рубашка выглаже(н,нн)а; дорога дли(н,нн)а; даль тума(н,нн)а.

Обращение гума(н, нн)о; ошибки исправле(н, нн)ы; друзья образова(н, нн)ы; история безнравстве(н, нн)а; речи проникнове(н, нн)ы и торжестве(н, нн)ы; девочка собра(н, нн)а и организова(н, нн)а; девочка весела и взволнова(н, нн)а; собрание хорошо организова(н, нн)о; дерево срубле(н, нн)о; их взгляды очень ограниче(н, нн)ы; малыши измуче(н, нн)ы дорогой; следы зайцем запута(н, нн)ы; друзья начита(н, нн)ы и воспита(н, нн)ы; дерево слома(н, нн)о ветром; его поведение гума(н, нн)о; преступление доказа(н, нн)о; очарова(н, нн)а красотой.

34. H или НН? Вставьте пропущенные буквы.

Взволнова(н, нн)ый разговор; дети взволнова(н, нн)ы случившимся; голоса были резки и взволнова(н, нн)ы; все трудности време(н, нн)ы; девочка избалова(н, нн)а родителями; некоше(н, нн)ый луг; стены вымаза(н, нн)ы краской; овощи сваре(н, нн)ы в кастрюле; попробовать пече(н, нн)ый мамой торт; масл. (н, нн)ый блин; масл. (н, нн)ые краски; ягоды подавле(н, нн)ы в корзине; эти люди злы и ограниче(н, нн)ы; деревья посаже(н, нн)ы в саду; сплете(н, нн)ая корзина; работа исправле(н, нн)а; купле(н, нн)ая книга; мороже(н, нн)ое мясо; солом. (н, нн)ая шляпка; исти(н, нн)ая правда; вещь подли(н, нн)а; ране(н„ нн)ый в плечо; нехоже(н, нн)ые тропы; неезж. (н, нн)ые дороги; подкова(н, нн)ая лошадь.

37. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните графически условия выбора О—А на конце наречий.

1. Справ… и слев… от меня постоянно возникали силуэты каких (то) странных фигур. 2. Он наскоро кормит лошадей и, . делавши (не) обходимые покупки, спешит засветл. доехать домой. 3. Направ. тускло л..снилось рж..ное поле; налев… вздымались деревья сада, длин…ые, (не) подвижные. 4. Он почти (не) шевелился и лиш… изредк… приподнимал понурую голову. 5. Сначал… мы считали под…ёмы и спуски, но потом бросили — было не до них. 6. Бл…снёт рыба золотым боком и снов… уйдёт в глубину. 7. Ещё задолг… до водопада потоки увл…кают лодку. 8. (Не) стоило занов… заводить все эти разговоры. 9. Влев… от дороги, проложен…ой между дикор…стущих яблонь, груш, побережье покрыто глубокими оврагами. 10. Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыт… накормит.

36. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1. Прошлое и настоящее сл..ваю(т, ть)ся для неё, и она (не)много путан. о говорит. 2. Однажды поз. ней осенью отчаян. о зазвонил на. треснутый колокольчик около калитки. 3. Внизу было тихо, безветрен. о н даже (как) буд(то) тепло. 4. Сердце его бешен. о зак. лотилось. 5. Од. нокое облако лежало среди (не) обыкновен. о ярких звёзд. 6. Я даже отд. лён. о (не) могла себе представить этого. 7. Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю. 8. Я очень ветрен. о, быть может, поступила. 9. К речной ловле рыбы нужно пр. менять (не) сравнен. о больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. 10. Его постоян. о и (не) удержимо т. нуло в путь. 11. Они пр. выкли относи(т, ть)ся к тем, кто появляется в их таёжных селениях, насторожен. о, (не) доверчиво. 12. Всё, что случилось со мной, было так стран. о, так (не) обыкновенно

Карточки для словарной по теме «Правописание наречий»

Карточки для словарной работы по теме «Правописание наречий»

Просмотр содержимого документа
«Карточки для словарной по теме «Правописание наречий»»

Сто пят. десят штук, сорок восем. метров, сем. десятый кил. ометр, ст. летний дуб, шест. сот тонн, сто двадцат. шагов, тысяча девят. сот восем. десят восьмой год, восем. тысяч. пят. сот видов, сем. десят лет, двадцат. два градуса, одна. пятая сада, две. десятых урожая, четвер. малыш. й, три тысячи шест. сот восем. десят кил. ометров, шест. десят пят. гектар. в ст. метрах, б. дон с девяност. литрами молока, пят. ю. десятью рублями, девят. ю. стами книгами, сем. ю. стами шест. ю. десят. ю рублями, полу. тораст. страниц, полу. тора кил. ограм. ов яблок, с об. ими мальчиками, с об. ими девочками, в трет. ю комн. ту, в тысяч. девят. сот пятом году, двух. мил. ионный гражданин.

Двух. сотый кил. ометр, из вос. мисот сорока вычесть трист. шест. десят сем. к сем. стам вос. ми прибавить четырест. три, из пятнадцати тысяч. шест. сот шест. десяти шести вычесть один. адцать тысяч. девят. сот восем. десят четыре, к пят. десят. двумприбавить шес. надцат. к шест. стам вос. мидесят. прибавить шес. надцать, к шест. стам вос. мидесяти прибавить тринадцат. из дев. т. сот один. адцати вычесть двадцат. один, из вос. мисот пят. десят. вос. ми вычесть четырест. пят. деся шест. более вос. мидесяти.

К сем. стам шест. десяти трём прибавить восем. сот сорок шесть, из вос. мисот сорок. семи вычесть трист. шест. десят сем. к сем. стам сем. десяти семи прибавить четырест. три, из пятнадцат. тысяч. шест. сот вос. ми выч. сть один. адцать тысяч. девят. сот восем. десят четыре, сорок. пят. летний юб. лей, вос. ми. десяти. метровая высота, сорок. градусный мороз, шест. десят. вос. ми. километровый перегон, к вос. мистам сем. десяти пяти прибавить двест. пят. десят, из вос. м. сот сем. десяти пяти вычесть двест. к сем. тысячам пят. стам девяност. четырём прибавить трист. из семи тысяч. пят. сот девяност. четырёх вычесть сем. сот, два и одна. вторая, восем. целых шест. десятых, десят. литровый б. дон, двух. процен. ный раствор, добавить к девяност. тысячам рублям.

Карточки-упражнения по теме «Правописание наречий»

Упражнения на тему «Правописание наречий»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев. справ. обгоняет грузовик, уйти засветл. задолг. до приказа, добраться затемн. вытереть досух. изредк. интересоваться, начать занов. засидеться допоздн. вылизать дочист. наскор. перекусить, надолг. запомнить.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух. залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ. и налев. чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч. его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ. и слев. низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн. вероятно, как больничный старожил (Ч.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

6. У Кати для раздумья времени было досыт. (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв. упал (Крыл.). 8. Я занов. переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк. с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал. дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл. (П.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

12. Он мычал и бил всех наотмашь направ. и налев. (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ. и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев. (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ. налев. и обратн. слев. направ. (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов. (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл. можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ. налев. (Ч.).

Упражнение 3. Допишите наречия. Запрост. досыт. начист. набел. затемн. насух. искос. надолг. дотемн. намертв. изредк. воедин. сызнов. добел. докрасн. сдур. сгоряч. направ. слев. Степь выжидающ. молчала. В палисаднике стало свеж. и пахуч. Горяч. билось сердце. Докладчик говорил слишком общ. Угрожающ. надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ. сияло солнце. Учиться блестящ. Войскам становится невмоч. Двери открыты настеж. Он ушел проч. Уснули далеко за полноч.

Упражнение 4. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч. ударить наотмаш. выйти замуж. отворить окно настеж. пуститься вскач. ждать невтерпеж. сплош. зарасти сорняками, упасть навзнич.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору — хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.).

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Упражнение 6. Выберите правильный вариант написания наречия.

1) Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н. )сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н. )когда, уходить (н. )куда (Б. П.). 3. Он (н. )где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н. )когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н. )(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н. )где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н. )(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н. )когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н. )когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Упражнение 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н. )когда, (н. )куда пойти, (н. )зачем беспокоиться, (н. )куда не выходить, (н. )где остановиться, (н. )где не задерживаться, (н. )как не мог прийти, (н. )сколько не обидеться, (н. )о чем не спорить, (н. )чуть не огорчиться, (н. ) (от)куда ждать помощи, (н. )(от)куда не ждать вестей, (н. )чему не радоваться.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга. 2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить. 3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать. 4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом. 5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать. 6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту? 8. (От)чего ты мало читаешь? 9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря? 10. (По)чему ты так решил? 11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.). 12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.). 13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

Упражнение 11. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

Упражнение 12. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.). 8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.). 9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.). 10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.). 11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.). 12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.).

Упражнение 13. Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде — жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.). 2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.). 3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.). 4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.). 5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.). 6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.).

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.). 14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.). 15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.). 16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.). 17. Вот и певчий дрозд — поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед — (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи. (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски. (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы. (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.).

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич. ударить наотмаш. дожидаться было невтерпеж. подойти (с)лев. посмотреть (на)прав…

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Известен (из)давн. пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски .

Упражнение 17. Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

1. Жили в палатке (в)четвером. 2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.). 3. (По)ныне тропы эти не хожены. 4. Шли долго и (на)пропалую. 5. (В)двоем шагать по жизни легче. 6. Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков). 7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев).

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

8. Отдохнули мы (в)досталь. 9. (В)перемежку с лесами шли поля. 10. Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам. 11. (На)веки вечные мы вместе. 12. (На)верх горы поднимался отряд туристов. 13. (В)низу плещется река. 14. Работы развернулись (во)всю.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

15. (В)миг влетела в разбитое окно ласточка. 16. Стреляли(на)угад. 17. Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.). 18. Ребятишки бросились (в)рассыпную. (С)верху открывается чудесный вид. 20. Путники шли (в)слепую.21. (За)частую приходилось трудно.

Упражнение 19. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по)тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

Упражнение 20. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.

(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему,(по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел,(волей)неволей пришел, (по)тихоньку, на(шиворот)на выворот, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых, (по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов, (по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему (Г.). 2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.). 3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши — и отроду того не слыхивали (П.). 4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.). 6. А вижу я — винюсь перд вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.). 7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.).


источники:

http://multiurok.ru/files/kartochki-dlia-slovarnoi-po-teme-pravopisanie-nare.html

http://infourok.ru/kartochkiuprazhneniya-po-teme-pravopisanie-narechiy-3014137.html