Кассир считает деньги вид сказуемого

Урок по теме: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном именном сказуемом, о его частях; углубить понятие о роли глагольной связки.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ»

Урок№ 19. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном именном сказуемом, о его частях; углубить понятие о роли глагольной связки.

Каникулы, маршрут, удивлять, поражать, библиограф, большинст­во, театр, репетиция, режиссер, конгресс, конференция, конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент.

Составить с глаголами удивлять (I в.), поражать (II в.) по 3 пред­ложения, в которых данный глагол выступал бы в роли простого глаголь­ного сказуемого (2 предложения) и составного глагольного сказуемого.

1. Работу с составным именным сказуемым также надо начинать с
сопоставления простого сказуемого с составным именным, показав один и
тот же глагол в роли связки и в роли самостоятельного сказуемого. Это
можно сделать на материале упр. 123.

Он будет у нас завтра. Он будет первым. Книга оказалась в порт­феле. Чашка оказалась разбитой. Кассир считает деньги. Его считают хорошим работником.

Затем учащиеся читают § 14 и делают вывод, какое сказуемое на­зывается составным именным.

Для углубления понятия о роли глагола-связки в тетрадях записы­ваются опорные слова, организующие логику ответа:

могут выступать в роли связок .

IV. Закрепление изученного.

1. Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.

Определить вид сказуемого в предложениях.

/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сего­дня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы то­бой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания при­частий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакован­ные и отправленные грузы.

Типы сказуемых в русском языке с примерами

Содержание:

Роль сказуемого в предложении

Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.

Типы сказуемого

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.


(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

СуществительногоДачный сад в цвету
ПрилагательногоЛодка показалась ненадежной
ЧислительногоШестью семь-сорок два
НаречияНа улице было холодно
МестоименияЧастная клиника теперь моя
ПричастияУрожай собран
Синтаксически неделимого словосочетания
  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Как быстро определить вид сказуемого?

Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия

  1. Сказуемое состоит из одного или двух слов?
  2. Одного. Какой частью речи является слово?
  3. Глагол. Вывод: перед нами ПГС
  4. В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
  5. Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
  6. Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС

Сказуемое и способы его выражения

Тема урока: Сказуемое и способы его выражения

Т ип урока – урок изучения нового материала
Вид урока – комбинированный.
Цели урока:
Формирование орфоэпических и синтаксических навыков;
обобщение сведения о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
ознакомление с разными типами сказуемых;
формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.
Оборудование: презентация , карточки, учебник.
Ход урока
I.Оргмомент. Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке. (слайд №3)
II.Повторение. Синтаксическая разминка. Ученики работают в программе Notebook.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой.
Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее.
(В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.
III.Орфоэпическая разминка
Проставить ударения (ударения ставят в программе Notebook, а проверяют в презентации слайд №5)
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.
V.Повторение. Что такое сказуемое.(Слайд№6)
Пользуясь схемой, рассказать о сказуемом.
VI.Работа над темой урока ( ученики работают в программе Notebook, определяют сказуемые и в зависимости от их особенностей делят их на группы)
Понаблюдаем. Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Наступила зима. Мой папа был агрономом. Вскоре стали появляться листочки на деревьях. Ученики пошли в школу. Весной лес очень хорош. Миша решил выучить стихотворение вместо песни.
— Сколько групп сказуемых у вас получилось ?
— В каких предложениях сказуемое состоит только из одного глагола?
-В каких предложениях сказуемое состоит из двух глаголов?
-В каких предложениях сказуемое состоит из именных частей речи?
( схема составляется в программе Notebook ).
Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.
Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.
VII.Закрепление изученного материала.
1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
2. Игра «Третий лишний». (ученики работают в программе Notebook, подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес- наше богатство. Мы стали подниматься в горы.
VIII.Рефлексия. Ученикам раздаются карточки:
Понравился ли мне урок…
Что мне понравилось на уроке…
Что мне не понравилось на уроке…
Как я проявил себя на уроке…
Понял ли я тему урока…

Урок русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое»

Цель:
— закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений,
о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать

умение видеть в тексте разные типы сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые

явления;
— развивать логику, внимание, образное мышление, умение анализировать текст, строить связное

устное высказывание;
— прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные

ХОД УРОКА.
1) Организационный момент.
2) Слово учителя.
3) Повторение сведений о предложении.
4) Комплексное повторение.
5) Понятие о составном глагольном сказуемом.
6) Закрепление.
7) Подведение итогов.
8) Домашнее задание.
9) Самостоятельная работа.

Урок № 17. СКАЗУЕМОЕ. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: углубить и расширить понятие о сказуемом; выработать и развить навык

нахождения сказуемого, выраженного глаголами разных наклонений.

Выписать из учебника (§ 10-11) слова в рамках. Объяснить по

возможности их правописание. Подготовиться к словарному диктанту (через урок).

II . Повторение изученного о подлежащем.
Упр. 103.

Материал известен учащимся, поэтому работа выполняется самостоятельно.

1. Ответы учащихся на в о п р о с ы :

1) Что такое сказуемое?

2) Что называется простым глагольным сказуемым?

3. Расширение понятия о лексическом и Грамматическом значении
простого глагольного сказуемого. Учащиеся записывают предложения:

Геолог рассказал о новом месторождении алмазов. Геолог рассказал бы о

новом месторождении алмазов, но время встречи истекло. Пусть геолог

расскажет о новом месторождении алмазов.

Вопросы для анализа:

1) Одинаково ли лексическое значение сказуемых? (Да, одинаково.)

2) Чем же они отличаются? (Наклонением глаголов.)

Вывод: в данных сказуемых и лексическое, и грамматическое зна чения

выражаются одним глаголом (не словом!) в форме одного из накло нений.

Такие сказуемые называются простыми глагольными сказуемыми.

IV . Закрепление изученного. Упражнения.
1.Упр. 107.

3. Даны слова, которые в предложении могут быть сказуемыми. Составьте

с ними предложения и докажите, что это простые глагольные сказуемые.

/. Увлекаюсь. 2. Будем изучать. 3. Осваивают. 4. Давайте споем.

Урок № 18. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном глагольном сказуемом, о его лекси ческом и грамматическом значении; выработать умение выделять его из текста.

Записываются слова из рамок (§ 13):

Отмечается, что оба эти слова имеют в своем составе латинскую приставку

con (со, вместе). С помощью школьного словаря иностранных

слов записываются слова, имеющие эту приставку:

конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент и т. д.

II . Проверка домашнего задания.

1. Введение понятия «составное сказуемое».

Перед тем, как ввести понятие составного сказуемого, учитель зада ет вопрос: Какое сказуемое называется простым глагольным? (Выраженное глаголом в форме какого-либо наклонения.)

Значит, в предложении «Наш щегол будет петь» сказуемое будет петь — простое глагольное, так как выражено одним глаголом в форме сложного будущего времени изъявительного наклонения.

Просим учащихся сравнить это сказуемое с другим из предложения «На второй день щегол начал петь». Сказуемое начал петь — составное, так как его грамматическое значение выражено словом начал (изъявитель ное наклонение, прошедшее время), а лексическое — словом петь (произво дить голосом музыкальные звуки).

2. Упражнение по закреплению понятия «простое и составное сказуемое». В данных предложениях сопоставить и определить их вид. Придумать 2-3 аналогичных примера.

1. Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2. Сирень начинает отцветать. Сирень скоро будет отцветать. 3. Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно. (Можно сделать упр. 114.)

3. Введение понятия «составное глагольное сказуемое» производится при анализе предложений упр. 113. Вывод учащиеся делают самостоятельно, читая § 13.

Контрольные вопросы, позволяющие определить усвоение но вого материала:

1) Какие сказуемые называются составными?

2) Из каких частей состоят составные сказуемые?

3) Как в составном глагольном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значения?

4) Какова роль вспомогательного глагола? Какая часть речи может выступать в роли вспомогательного глагола? В сочетании с чем?

IV . Закрепление изученного.

1. Упражнение 115.

2. Придумать предложения, употребив в качестве простых и состав ных глагольных сказуемых следующие глаголы в форме единственного или множественного числа. (Можно определить вид, спряжение и переходность глаголов.)

Колыхаться, лепетать, колоть, гнать, бороться, распилить, выка тить, отклеиться.

Выполняя упражнения на закрепление составного глагольного сказуемого, целесообразно повторить правописание — тся и — ться в глаголах. Нужно показать учащимся, что в составном глагольном сказуемом вспомо гательный глагол на — тся всегда стоит в форме 3-го лица, следовательно, ь в нем не пишется. Основной же глагол всегда стоит в неопределенной форме и пишется с ь.

Урок№ 19. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цели: дать понятие о составном именном сказуемом, о его частях; углубить понятие о роли глагольной связки.

Каникулы, маршрут, удивлять, поражать, библиограф, большинст во, театр, репетиция, режиссер, конгресс, конференция, конституция, конвейер, консилиум, конспект, компонент.

Составить с глаголами удивлять ( I в.), поражать ( II в.) по 3 предложения, в которых данный глагол выступал бы в роли простого глагольного сказуемого (2 предложения) и составного глагольного сказуемого.

1. Работу с составным именным сказуемым также надо начинать с
сопоставления простого сказуемого с составным именным, показав один и
тот же глагол в роли связки и в роли самостоятельного сказуемого. Это
можно сделать на материале упр. 123.

Он будет у нас завтра. Он будет первым. Книга оказалась в портфеле. Чашка оказалась разбитой. Кассир считает деньги. Его считают хорошим работником.

2. Затем учащиеся читают § 14 и делают вывод, какое сказуемое называется составным именным.

3. Для углубления понятия о роли глагола-связки в тетрадях записы ваются опорные слова, организующие логику ответа:

1) наиболее употребительны .

2) менее употребительны .

3) могут выступать в роли связок .

IV . Закрепление изученного.

1 . Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне. 2. Мальчик быстро взрослеет. 3. Брат руководит группой. 4. Небо темнеет.

2. Определить вид сказуемого в предложениях.

/. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория. 2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сего дня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3. Я гордился бы то бой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

3. Заменить полные формы причастий и прилагательных краткими
формами. С некоторыми из них составить предложения. Каким членом
предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакован ные и отправленные грузы.

Урок № 20. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при сравнительных союзах как, будто, словно, точно.

Являются ли эти слова синонимами? Докажите свое мнение, опираясь на статьи из «Школьного словаря иностранных слов».

П. Проверка домашнего задания.

1 . Беседа по усвоению предыдущего материала. Вопросы:

1) Чем простое сказуемое отличается от составного?

2) Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

3) Что входит в составное именное сказуемое?

2. Индивидуальный ответ учащихся:

1) вспомогательные глаголы в составном глагольном сказуемом;

2) выражение глагола-связки в составном именном сказуемом.

1. В следующих предложениях подчеркни сказуемые. Определи и
подпиши их тип. Запиши один аналогичный пример.

Ребята летом будут купаться в реке. Ребята стали купаться еже дневно.

2. Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем
они выражены.

/. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно. 2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой. 3. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника.

4. Алюминиевые миски ровными шеренгами выстроились на клеёнке.

5. Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.

6. Шёлк не рвётся, булат не гнётся.

3. Запиши номера предложений, в которых:

1) простые глагольные сказуемые № _______________________

2) составные глагольные сказуемые № _______________________

3) составные именные сказуемые №________________________

/. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин). 2. Он был не в состоянии

думать о своих делах (А. С. Пушкин). 3. Это было в детстве (А. Битов). 4. Я буду у вас (А. М. Горький). 5. Он был в летах и очень тучен (М. Шаги- нян). 6. Где ты был трое суток? (В. Быков).

Переходя к вопросам пунктуации, необходимо обратить внимание учащихся на большое значение знаков препинания для понимания текста.

1. Слово учителя. Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации — расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны — они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряже ние. К. Паустовский писал: «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться прежде всего от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условно стей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувство вать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка.

И тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказываний о пунктуации русских ученых и писателей.

Перед вами на доске записаны эти высказывания. Оформите их в ви де прямой речи по схемам:

2) «Тирезнак отчаяния» (А. М. Пешковский);

3) «Многоточиеэто следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. Набоков).

2. В записанных предложениях в собственно прямой речи найдите основы, обозначьте, чем они выражены. Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

3. Для самостоятельного вывода правила постановки тире между подлежащим и сказуемым анализируем предложения:

1. Театрэто сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актёры-миссионеры (А. Чехов).

2. Лишнее говорить — себе вредить (Пословица).

3. А ведь двадцать леттреть человеческой жизни. (Ю. Нагибин).

4. Его цель — сделаться героем романа (М. Лермонтов).
Задания учащимся: найти основу предложения, определить, чем

выражены подлежащее и сказуемое. Сформулировать правило о постановке тире.

Самостоятельное знакомство с правилом § 15.

Ответить на в о п р о с : когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

Упражнения по закреплению изученного: упр. 138.

4. Для выработки пунктуационного навыка при союзах как, будто,
словно, точно предлагаем учащимся усвоить следующее правило:

Конструкции с как (будто, словно. ) не выделяются запятыми, если:

• входят в состав сказуемого (Всё в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.) (В. Каверин);

• являются фразеологизмом (Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы.) (М. Лермонтов).

Сравнительные конструкции с этими союзами требуют постановки запятой. (Я нашел в этой комнате двух молодых купеческих приказчиков, с белыми, как сахар, зубами.) (И. Тургенев).

5. Тренировочное упражнение по закреплению этого правила. По
ставить, где это необходимо, запятую.

1. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волны (А. Толстой). 2. Наш двор зелен как сад. 3. И в следующее воскресенье как снег на голову явился перед блондинкою (Н. В. Гоголь). 4. Жухарь встал как вкопанный (М. А. Шолохов). 5. Большое озеро как блюдо. 6. Разбойник мужика как липку ободрал. 7. Как солнышко она.

V . Дополнительные задания для закрепления изученного.

1 . Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1. Писательство не ремесло и не занятие. 2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев). 3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение. 4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом. 5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов). 6. Курить здоровью вредить (Пословица). 7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

2. Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой. 2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами. 3. Старый охотник стал моим лучшим другом. 4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада. 5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

Уроки № 21-22. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ИЛИ КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) И ЕГО АНАЛИЗ

(Можно проверить знания учащихся с помощью данного теста.)

Цель: проверка знаний учащихся. I . Чтение текста (диктант).

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окру жающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из мно гого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно, расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Муд рость же открыта и надёжна. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Д. С: Лихачев. Письма о добром и прекрасном

1) Укажите номера предложений, в которых:

а) сказуемое простое глагольное -№ I , 2, 8 (ответы для учителя);

б) сказуемое составное глагольное -№6, 7,5 (ответы для учителя);

в) сказуемое составное именное -№3,4 (ответы для учителя).

1. Ребята успешно начали новый учебный год. 2. Бумага делается из древесины. 3. В комнате делается душно. 4. Лекция обещает быть интерес ной. 5. Он обещает быть у нас завтра. 6. Каждый человек должен трудиться для общества. (А. Чехов). 7. Я начал разыскивать свою сестру. 8. Российские ученые будут совершенствовать методы исследования космоса.

2) Расставьте знаки препинания.

/. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин). 2. Лес ценнейшее сырье. 3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский). 4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет). 5. Бедность не порок. 6. Её уста как свежая роза рдеют. 7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

3) Запишите номера предложений, в которых:

а) тире между подлежащим и сказуемым не ставятся

4, 5 (ответы для учителя);

б) сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми

6 (ответы для учителя).

А- подлежащее выражено личным местоимением.

4) Найдите и выпишите соответствия (к цифре предложения запишите соответствующую букву).

/. Слово не воробей.

2. Без нее грош цена всем этим

патронам (В. Некрасов).

3. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.

4. Я ужасно рада, что ты мой брат.

6. Наша задача— служение Отчизне.

Б — подлежащее вместе со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот.

В — перед сказуемым стоит отрицательная частица не.

Г- один член основы выражен именем существительным, другой неоп ределенной формой глагола. ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Д — авторский знак препинания. В результате должна появиться запись: 1-В;2-Б;3-А;4-А;5-Д;6-Г.

Уроки № 23-24. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ

Цели: развить речь учащихся; проверить отработку навыка пунктуации; способствовать воспитанию гуманной личности.

Написать сочинение о гордости и доброте.

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лёд. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и пону ро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной ры бачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижав шись к его ноге, и дрожала.

Рядом со столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными за тылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бу терброды с копчёной колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, со бачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспоко ишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у неё всё время дрожа ли и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохва тывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали её. Они были увлечены разговором и то и де ло подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

— Пети! — снова позвал старик. — А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На ста рика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

— Эх, Пети! Пети! — шёпотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от
огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше её не звать и не стыдить, потому что у неё самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала про сить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зелёной шляпе, заметил собаку.

— Просишь, стерва? — спросил он. — А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

— Что же это вы, гражданин! — сказал молодой человек. — Раз собаку держи
те, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню
выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

— Ну и отмочил, Валька! — крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

— Пети, не смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

— Не смей брать у них ни крошки! — сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и пересчитал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Паль цы у него дрожали.

— Ещё обижается! — сказал скуластый молодой человек. — Какой независи мый, скажи пожалуйста.

— А, брось ты его! На что он тебе сдался! — примирительно произнёс один из его товарищей, наливая всем пиво.

Старик не проронил ни слова. Он подошёл к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.

— Один бутерброд! — сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

— Один! — сказал старик.

— Берите! — тихо сказала продавщица. — Я на вас не разорюсь.

— Палдиес! — сказал старик. — Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошёл, второй подходил, но был ещё далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в се рый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на неё, говорил:

— Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она только ела. Старик смотрел на нее и выти рал рукавом глаза — верно, они слезились у него от ветра.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(6 часов + 2 часа на развитие речи)

Второстепенные члены предложения изучаются в той же системе, что и главные: вначале в порядке самостоятельной работы проводится повторение всего, что учащиеся знают, затем материал излагается в полном объеме, причем знакомое четко отделяется от нового. Изложение материала может проводиться разными способами: сообщение учителя, чтение учебника вслух или про себя с заданием обнаружить новое, разбор данных учителем примеров, сообщение, заранее подготовленное учащимися, и т. д. Большая часть времени отводится закреплению, причем в упражнениях основное внимание обращается на новые и наиболее трудные способы вы ражения членов предложения, а также на особенности употребления языковых явлений в речи.


источники:

http://bingoschool.ru/manual/vidyi-skazuemyix-v-russkom-yazyike/

http://infourok.ru/skazuemoe-i-sposobi-ego-virazheniya-409276.html