Кажется странным вид сказуемого

1. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым:

А. Новичку это явление кажется странным.

Б. Удар был коротким и точным.

В. Сегодня мы будем тренироваться в зале.

Г. Через месяц путешественники появились в Киеве.

Д, У Державина нарисован условный портрет монаха.

2. Укажите вид сказуемого в предложении: » В окрестностях Киева, в лесу, был разбит лагерь»

А. Простое глагольное сказуемое.

Б. Составное глагольное сказуемое

В. Составное именное сказуемое

3. Укажите неверное утверждение:

А. Сказуемое может быть выражено междометием

Б. Сказуемое может быть выражено неопределенной формой глагола

В. Сказуемое может быть выражено кратким прилагательным

Г. Сказуемое может быть выражено числительным.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Повторение темы «Виды сказуемых». Новая тема. § 14. Тире между подлежащим и сказуемым.

Русский язык. 8 класс.

Повторение темы «Виды сказуемых»

Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).

Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:

(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа , построенная Тома де Томоном.

Здание величественно , монументально .

Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду.

При всей своей величественности оно невелико .

Здание Зимнего дворца тоже невысоко .

Оно монументально своей протяженностью.

Всё тщательно продумано .

Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

§ 14. Новая тема. Тире между подлежащим и сказуемым

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке тире ставится в следующих случаях:

1. Если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже.

Москвастолица России.

Площадь Российской Федерации — семнадцать миллионов квадратных километров .

2. Если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.

Жить – Родине служить .

3. Если один главный член выражен инфинитивом, а другой – именем существительным в именительном падеже.

Наша задачаучиться .

* Примечание: когда перед сказуемым стоит указательная частица «это» или «вот», тире ставится перед этой частицей:

Хорошо учиться — вот наша задача .

Тире не ставится:

1. Если сказуемое присоединяется союзом «как» или другими сравнительными союзами (будто, словно, точно, вроде как, все равно что):

Наш школьный двор как сад .

2. Если подлежащее выражено личным местоимением:

* Примечание: если логическое ударение падает на подлежащее, то тире между подлежащем и сказуемом может ставиться и в этом случае.

Мы — молодая гвардия рабочих и крестьян.

3. Если при сказуемом есть отрицательная частица «не»:

4. Если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:

5. Если подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое — именем прилагательным:

6. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, или наречие, союз, частица:

Риск , говорят, дело благородное.

Сентябрь только начало осени.

Он , по-видимому, умный человек .

7. Если в настоящем времени есть глагол-связка «есть»:

Квадрат есть равносторонний прямоугольник .

Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

сущ. в им. п. + сущ. в им. п.

Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества.

тире не ставится, так как имеется глагольная связка «есть»

Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение.

сущ. в им. п. + инф.

сущ. в им. п. + сущ. в им. п.

тире не ставится, так как сказуемое присоединяется сравнительным союзом «как»

сущ. в им. п. + сущ. в им. п.

Мое единое отечество — моя пустынная душа .

сущ. в им. п. + сущ. в им. п.

Быть с людьми — какое бремя !

инф. + сущ. в им. п.

тире не ставится, так как подлежащее выражено личным местоимением

Демьян Бедный не символист .

тире не ставится, так как при сказуемом есть отрицательная частица «не»

Плохой товарищ не подмога .

тире не ставится, так как при сказуемом есть отрицательная частица «не»

Назначение искусства — помогать людям полюбить жизнь.

сущ. в им. п. + инф.

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.

сущ. в им. п. + сущ. в им. п., перед сказуемым есть указательная частица «вот»

Друга любить — себя не щадить .

Земля как будто глобус .

тире не ставится, так как сказуемое присоединяется сравнительным союзом «как будто»

Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:

(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.

(1) « Здоровье » — научно-популярный журнал .

сущ. в им. п. + сущ. в им. п. (СИС)

(8) Читать вечером книги — мое любимое занятие .

инф. + сущ. в им. п. (СИС)

Домашнее задание: упражнение № 97 (только предложения №№ 1 — 6): списать, расставляя знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений).

Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).

Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:

(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать

Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).

Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:

(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать

Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).

Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:

(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать

Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).

Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:

(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать

читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:

(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.

читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:

(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.

читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:

(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.

читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:

(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://infourok.ru/povtorenie-temy-vidy-skazuemyh-novaya-tema-14-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-4030269.html