1. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым:
А. Новичку это явление кажется странным.
Б. Удар был коротким и точным.
В. Сегодня мы будем тренироваться в зале.
Г. Через месяц путешественники появились в Киеве.
Д, У Державина нарисован условный портрет монаха.
2. Укажите вид сказуемого в предложении: » В окрестностях Киева, в лесу, был разбит лагерь»
А. Простое глагольное сказуемое.
Б. Составное глагольное сказуемое
В. Составное именное сказуемое
3. Укажите неверное утверждение:
А. Сказуемое может быть выражено междометием
Б. Сказуемое может быть выражено неопределенной формой глагола
В. Сказуемое может быть выражено кратким прилагательным
Г. Сказуемое может быть выражено числительным.
Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Повторение темы «Виды сказуемых». Новая тема. § 14. Тире между подлежащим и сказуемым.
Русский язык. 8 класс.
Повторение темы «Виды сказуемых»
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа , построенная Тома де Томоном.
Здание величественно , монументально .
Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду.
При всей своей величественности оно невелико .
Здание Зимнего дворца тоже невысоко .
Оно монументально своей протяженностью.
Всё тщательно продумано .
Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
§ 14. Новая тема. Тире между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке тире ставится в следующих случаях:
1. Если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже.
Москва – столица России.
Площадь Российской Федерации — семнадцать миллионов квадратных километров .
2. Если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.
Жить – Родине служить .
3. Если один главный член выражен инфинитивом, а другой – именем существительным в именительном падеже.
Наша задача – учиться .
* Примечание: когда перед сказуемым стоит указательная частица «это» или «вот», тире ставится перед этой частицей:
Хорошо учиться — вот наша задача .
Тире не ставится:
1. Если сказуемое присоединяется союзом «как» или другими сравнительными союзами (будто, словно, точно, вроде как, все равно что):
Наш школьный двор как сад .
2. Если подлежащее выражено личным местоимением:
* Примечание: если логическое ударение падает на подлежащее, то тире между подлежащем и сказуемом может ставиться и в этом случае.
Мы — молодая гвардия рабочих и крестьян.
3. Если при сказуемом есть отрицательная частица «не»:
4. Если перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения:
5. Если подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое — именем прилагательным:
6. Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, или наречие, союз, частица:
Риск , говорят, дело благородное.
Сентябрь только начало осени.
Он , по-видимому, умный человек .
7. Если в настоящем времени есть глагол-связка «есть»:
Квадрат есть равносторонний прямоугольник .
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества.
тире не ставится, так как имеется глагольная связка «есть»
Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение.
сущ. в им. п. + инф.
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
тире не ставится, так как сказуемое присоединяется сравнительным союзом «как»
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
Мое единое отечество — моя пустынная душа .
сущ. в им. п. + сущ. в им. п.
Быть с людьми — какое бремя !
инф. + сущ. в им. п.
тире не ставится, так как подлежащее выражено личным местоимением
Демьян Бедный не символист .
тире не ставится, так как при сказуемом есть отрицательная частица «не»
Плохой товарищ не подмога .
тире не ставится, так как при сказуемом есть отрицательная частица «не»
Назначение искусства — помогать людям полюбить жизнь.
сущ. в им. п. + инф.
Точность и краткость — вот первые достоинства прозы.
сущ. в им. п. + сущ. в им. п., перед сказуемым есть указательная частица «вот»
Друга любить — себя не щадить .
Земля как будто глобус .
тире не ставится, так как сказуемое присоединяется сравнительным союзом «как будто»
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.
(1) « Здоровье » — научно-популярный журнал .
сущ. в им. п. + сущ. в им. п. (СИС)
(8) Читать вечером книги — мое любимое занятие .
инф. + сущ. в им. п. (СИС)
Домашнее задание: упражнение № 97 (только предложения №№ 1 — 6): списать, расставляя знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений).
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
Задание № 1: не выписывая сказуемых, определите (на слух) их вид (ПГС, СГС, СИС).
Задание № 2: выпишите из предложений только грамматическую основу, определите вид сказуемого:
(1) Приглядитесь к центру Петербурга. (2) Он располагается вокруг Большой Невы. (3) Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. (4) На самом центральном месте – на стрелке Васильевского острова – стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. (5) Здание величественно, монументально. (6) Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. (7) При всей своей величественности оно невелико. (8) И это крайне важно! (9) Здание Зимнего дворца тоже невысоко. (10) Оно монументально своей протяженностью. (11) Всё тщательно продумано. (12) Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая . (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.
читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 4: (а) выпишите только те предложения, в которых необходимо поставить тире; (б) в выписанных предложениях подчеркните грамматическую основу; (в) определите вид сказуемых и составьте схемы предложений:
(1) «Здоровье» научно-популярный журнал. (2) Новичку это явление кажется странным. (3) Удар был короткий и сильный. (4) Сегодня мы будем тренироваться в зале. (5) Через месяц путешественники появились в Москве. (6) Я хочу поговорить с ним об этом. (7) Мы будем вместе решать эту проблему. (8) Читать вечером книги мое любимое занятие.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html
http://infourok.ru/povtorenie-temy-vidy-skazuemyh-novaya-tema-14-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-4030269.html