Кл вать суффикс ева так как

Суффикс -ова-/-ева- в глаголах. Примеры

Приведем при­ме­ры слов, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фикс -ова-/-ева . Узнаем, как выбрать бук­ву «о» в напи­са­нии суф­фик­са -ова- гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы с суффиксом -ова-/-ева-

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида име­ют в мор­фем­ном соста­ве суф­фикс -ова- / -ева-, в кото­ром глас­ная «о» или «е» явля­ет­ся безударной.

В гла­го­лах суф­фикс -ова- пишет­ся после твер­дых соглас­ных кор­ня, а -ева- — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих и бук­вы «ц»:

  • адрес о ва́ ть — корень/суффикс/окончание;
  • глянц е ва́ ть — корень/суффикс/окончание;
  • корч е ва ́ ть — корень/суффикс/окончание.

Чтобы пра­виль­но напи­сать в суф­фик­се гла­го­ла бук­ву «о» или «е», кото­рая обо­зна­ча­ет соот­вет­ству­ю­щий без­удар­ный глас­ный, и не спу­тать с суф­фик­са­ми гла­го­лов —ива-/-ыва-, как в сло­вах «рас­стра́ и вать», «опа́зд ы вать», обра­зу­ем фор­му пер­во­го лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или про­сто­го буду­ще­го времени:

  • зави́д о ва ть, зави́д о ва л — я зави́д у ю;
  • по́тч е ва ть, по́тч е ва л — я потч у ю.
  • испо­вед ова ть, испо­вед ова л — я испо­ведую;
  • команд ова ть, команд ова л — я командую.

Сравним:

  • рас­стра́ и ва ть, рас­стра и ва л — я рас­стра́ и ва ю;
  • опазд ы ва ть, опазд ы ва л — я опазд ы ва ю.

Схема

Примеры глаголов с суффиксом -ова-

Укажем гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых про­сле­жи­ва­ет­ся суф­фикс -ова-:

  • унасле́довать основ­ные черты;
  • пропове́довать про­грес­сив­ные взгляды;
  • доса́довать на свою ошибку;
  • поже́ртвовать сво­им временем;
  • распро́бовать на вкус;
  • бесе́довать с пациентом;
  • заве́довать апте­кой;
  • ца́рствовать на сцене;
  • пресле́довать вра­га;
  • игнори́ровать заме­ча­ние;
  • про́бовать догнать;
  • тре́бовать выпол­нить;
  • сове́товать отдох­нуть;
  • иссле́довать мест­ность;
  • испо́льзовать в сво­их целях;
  • уча́ствовать в шествии;
  • организова́ть отдых;
  • чу́вствовать под­держ­ку.

Примеры глаголов с суффиксом -ева-

Приведем при­ме­ры гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых ука­жем суф­фикс -ева-:

  • корчева́ть лес;
  • врачева́ть раны;
  • бушева́ть на море;
  • вы́корчевать пни;
  • размежева́ть уча­сток;
  • ночева́ть в палатке;
  • раскорчева́ть делян­ку;
  • намежева́ть земель­ных участков;
  • набушева́ться;
  • горева́ть о потере;
  • раскряжева́ть дере­во;
  • затмева́ть солн­це;
  • нагорева́ться;
  • растушева́ть крас­ку;
  • отмежева́ть поле;
  • разбушева́ться не в шутку;
  • заночева́ть в лесу;
  • отмежева́ться от вред­ной теории;
  • продлева́ть кон­тракт;
  • переночева́ть в охот­ни­чьей избушке;
  • загорева́ть все­рьёз.

Конспект урока на тему «Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и ыва(ть), ива(ть)»

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и ыва(ть), ива(ть)

Тип урока комбинированный (смешанный);

Цель урока: формирование навыка правописания суффиксов ова/ева – ива/ыва;

— формировать ответственное отношение к учению

— формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

— формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать

-формировать навыки грамотного каллиграфического письма;

(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;

— формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

— формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

(П) — развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

— формировать навыки смыслового чтения

развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем

(К) — формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

— сформировать представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.):

-применять на практике теоретические знания о правописании суффиксов ова/ева – ива/ыва в глагольных формах

-формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, способности к творческой деятельности;

-развивать зрительное восприятие, навыки безнаклонного письма;

усовершенствовать мелкие точные координированные действия пальцев руки, развитие зрительно-моторной координации.

Методы и технологии обучения:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Образовательные ресурсы (оборудование)

Учебник , рабочие тетради учащихся, презентация .

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

Все таблицы и задания вынесены на слайды, демонстрируются на экране.

1) Организационный этап. Подготовить все необходимое к уроку.

Записать число, классная работа.

2) Актуализация знаний.

I Терминологический диктант

1. Как называется форма глагола, которая не имеет непостоянных признаков (наклонения, времени, лица, числа, рода)?

2. Как называется наклонение глагола, которое обозначает реальное действие (изменяется по временам)?

3. Как называется наклонение, которое обозначает действие по приказу,команде или просьбе?

4. Как называется наклонение, которое обозначает действие желаемое или возможное?

5. Как определяется спряжение глаголов с ударным личным окончанием?

6. Какая форма глагола помогает определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

7. Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица?

— Ребята, проверим этот диктант.

1. Неопределенная форма

2. Изъявительное наклонение

3. Повелительное наклонение

4. Условное наклонение

5. По личному окончанию

6. Неопределенная форма

7. Безличные глаголы

II . Работа с текстом.

Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.

Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась, что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.

Однажды Сережа проспал. Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.

С тех пор синичка каждое утро будила Сережу. 4

Забота о птицах

– О чем это текст? Какова тема текста?

( Текст о том, что птиц зимой надо беречь, заботиться о них, им трудно находит пищу под снегом)

Как мы можем озаглавить этот текст? ( А у автора он называется «Забота о птицах»)

– Каков тип этого текста? (Это повествование, потому что происходит развитие действия, и мы можем задать вопрос: Что будет дальше?)

– А какая часть речи помогает развивать действие? (Глагол)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка проблемы по орфографии суффиксов глагола ова/ева – ива/ыва

– Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму, и выделим суффиксы

– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.

(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

4) Первичное усвоение новых знаний.

– Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам поможет?)

5) Первичная проверка понимания

– Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?

(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).

– Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов?

(Суффикс ОВА пишется в глаголах, если в 1 л. ед.ч. изменяется на УЮ; а

ИВА, ЫВА, если в 1 л. ед.ч., суффикс сохраняется)

Чтение параграфа 98

– Что нового мы узнали из параграфа?

( Суффикс ЕВА так же, как и ОВА изменяется, если поставить в 1 л. ед.ч.)

– Запишем алгоритм в справочник

Алгоритм правописание суффиксов

1. Ставлю глагол в форму наст/будущ. вр. 1 го лица, ед.ч.

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

— УЮ, — ЮЮ — ЫВАЮ, — ИВАЮ

— ОВА/ — ЕВА — ИВА/ -ЫВА

6) Первичное закрепление

1) Поставить глаголы в н.ф., выделить орфограмму.

2) Заменить словосочетания одним словом (глаголом) с выделением суффикса.

Дал совет (посоветовал), проводил беседу (беседовал), проводить расследование (расследовал), подводить итог (подытоживал), производить расчет (рассчитывал).

4) Произведите синтаксический разбор предложения

С. Г. С. сз. Г. М. пр. С.

Серёжа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1. -ЫВА- Оправд…вать — атак…вать

2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

4. -ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

5 .-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

6. -ОВА- Негод…вать – откус..вать

7 .-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

Углубленное изучение материала. Дополнительные сведения.

– Разберём по составу глагол доставал

– Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)

– Какие суффиксы вы выделили? (- Л, — ВА)

Отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).

Примечание . Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: запить — запивать, напеть — напевать.

Исключения : застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю.

Выделим суффиксы в глаголе узнавал. Подумайте, а есть ли в этом глаголе изученные нами суффиксы? Нет!

Какие же суффиксы мы сможем выделить? (-ва, -л)

Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить – запивать, напеть – напевать.

Таким образом, суффикс -ва- сочетается с предшествующими корневыми гласными а, е или и. Для проверки буквы в корне надо опустить суффикс -ва-: успевать – успеть; переставать – перестать.

Необходимо запомнить исключения:

застрять – застревать, застреваю;

затмить – затмевать, затмеваю;

продлить – продлевать, продлеваю.

Обратите внимание на то, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ива(-ыва-) всегда безударный.

От безударных гласных в суффиксах -ыва-, -ова-, -ива- и -ева- надо отличать гласные в корне перед суффиксом -ва-, которые проверяются по правилам правописания безударных гласных в корне слова: запевать песню (петь), запивать водой (пить).

Запомните, что с помощью суффикса -ва- образуется несовершенный вид глаголов от глаголов совершенного вида.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Обязательное. Выполнить упражнение 580

2. По желанию. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»

Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки

(как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Используя данные глаголы ( образовывали, тренировались, использовали, доказывали, пробовали), составьте простое предложение с однородными сказуемыми.

Сегодня на уроке русского языка мы образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, использОВАли алгоритм, доказЫВАли выбор гласной в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

“ИВА”, “ЕВА” суффиксы в глаголах

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 315.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 315.

Суффиксы -ива-, -ева- в глаголах – одна из самых сложных для понимания грамматических тем в русском языке, в частности, из-за значительного объема материала. Разбирать и запоминать эти темы учащимся лучше по отдельности, чтобы потом составить цельную картину. Об орфограмме “Написание суффиксов -ива-, -ева- в глаголах” говорим в этой статье.

Правописание суффиксов -ива-, -ева-

Эти два суффикса имеют парные им словообразовательные единицы – -ыва- и -ова- соответственно, которые пишутся по тем же правилам, что и рассматриваемые глагольные суффиксы. Что это за правила? Их несколько, ученикам необходимо запомнить всю нижеследующую информацию.

Итак, суффикс -ева- используется в том случае, когда в форме настоящего времени первого лица глагол заканчивается на -ую, -юю: воюю – воевать.

Нужно отличать слова с суффиксом -ева- от слов с суффиксом -ва- и корневой гласной е, для чего достаточно подобрать к глаголу несколько однокоренных слов, которые помогут правильно определить корень. Если гласная е в корне сохраняется во всех словах, то для образования глагола использован суффикс -ва-, который всегда ударный. Видишь ударный -ва- – смело пиши -ева-. К тому же с помощью одного из родственных слов можно будет проверить, какая гласная пишется в корне: запевать – корень пе – проверочное слово “петь”

Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, -ываю, то есть можно говорить о сохранении суффикса: осматриваю – осматривать.

Есть ряд глаголов, правописание которых следует просто запомнить. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. А также намереваться и увещевать.

Суффиксы -ива- и -ева- играют очень важную роль в образовании глаголов. Чтобы понимать, как пишутся слова, нужно знать, от чего и как они образованы, а также правила написания глагольных суффиксов.

Что мы узнали?

Правописание глагольных суффиксов -ева- и -ива-, которые используются в неопределенной форме глагола и в форме прошедшего времени, подчиняется строгим правилам русского языка. Одну или другую словообразовательную единицу выбирают в зависимости от того, каково окончание глагола в форме настоящего времени и первого лица: -ую и -юю для суффикса -ева- и иваю – для суффикса -ива-.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-pravopisanie-glasnyh-v-suffiksah-ova-t-eva-t-i-yva-t-iva-t-5354945.html

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/iva-eva-suffiksy-glagolov-pravilo.html