Класс 7 класс русский язык правописание причастий

Конспект урока «Образование и правописание причастий» (7 класс)

Тема: Образование и правописание причастий.

1. Познакомить со способами образования причастий.

2. Привить навыки:

— умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего вр.;

— умения образовывать действительные и страдательные причастия прошедшего вр.;

— правильного написания гласных у/ю, а/я в суффиксах причастий настоящего времени, гласных е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

— правильного написания гласных перед НН;

Презентация «Образование и правописание причастий».

Карточки с текстом.

Объявление новой темы, цели урока (слайд 1).

1) Слайд 2. Образование основ настоящего и прошедшего времен глагола.

2) Слайд 3 — Как определяем спряжение глагола?

4) Слайд 5. Запомни 11 глаголов-исключений

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё вертеть, терпеть,

Ненавидеть и смотреть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!

5) Слайд 6. Вспомним переходные и непереходные глаголы.

III . Объяснение нового материала.

Причастие имеет несколько разновидностей, которые определяются по присущим причастию грамматическим значениям глагола: причастия действительные и страдательные; причастия настоящего и прошедшего времён.

IV . Закрепим полученные знания.

1) Слайд 8. Образуем действительное причастие настоящего времени.

Резать – режут – реж ущ ий

Спать – спят – сп ящ ий

Бриться – бреются — бре ющ ийся

2) Слайд 9. Образуем страдательное причастие настоящего времени.

Читать – читают — чита ем ый

Видеть – видят — вид им ый

Именовать – именуют – имену ем ый

3) Слайд 10. Образуем действительное причастие прошедшего времени.

Написать – написа вш ий

Превратиться — преврати вш ийся

Привести – приве д ш ий, истечь – истё к ш ий

В Н И М А Н И Е !

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется А или Я , если

глагол на -АТЬ или –ЯТЬ:

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется Е , если

глагол на -ИТЬ или –ЕТЬ:

5) Слайд 12. Образуем страдательное причастие прошедшего времени.

Разрезать – разрез а нный

Подстрелить – подстрел е нный

Закрутить – закру ч е нный

Подсластить – подсла щ . нный

Обидеть – оби ж …нный

Бросить – бро ш …нный

V . Самостоятельная работа. Слайд 13.

1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями. 2. Потер…нная книга нашлась. 3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.) 8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега. 11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Проверь себя! Слайд 14.

1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями. 2. Потерянная книга нашлась. 3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.) 8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от тающего снега. 11. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

VI . Перед вами текст А.Герцена о книге. Прочитаем, выполним задания.

(1)Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга. (2)Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (3)Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (4)Она росла вместе с человечеством; в нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.

1) Вопрос: Определите тему, основную мысль текста.

Ответ: — Тема текста – роль книги в жизни человечества.

— В этом небольшом тексте известный русский критик, писатель А. Герцен высказал много интересных мыслей. Он, на мой взгляд, дал оригинальное определение книге: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Автор подчеркивает вечность книги: « племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Основной мыслью текста является то, что книга развивается вместе с человечеством и хранит вечно «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

2) Вопрос: Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями?

— Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

— Предложения в тексте соединяются цепной связью. Здесь наблюдается повтор ключевого слова ( книга ), его замена местоимением ( она ).

VII . Беседа по тексту.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением автора? Что значит для вас книга?

1) Я соглашаюсь с автором, особенно со словами: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Этот опыт — ключ к знаниям. Читая книгу, мы узнаем много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

2) Герцен в своем тексте сказал: « Книга — это духовное завещание одного поколения другому». Это действительно так. Книга развивает кругозор. Ведь так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

3) Книга развивает не только кругозор, но и развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах.

4) Книги помогают нам принимать правильные решения. Ведь в ней «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца». Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

5) Читая любую книгу, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересными людьми.

6) Нельзя забывать о том, что нужно читать книги, предназначенные для своего возраста. Согласитесь, глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого. Я считаю, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как учат, дают советы. С помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.

VIII . Выполняем задания.

1) Запишите, подчеркните грамматические основы предложений в тексте.

Ответ: В 1 предложении: опыт – подлежащее, есть книга – сказуемое.

Во 2 предложении: книга – подлежащее, завещание, совет, приказ – однородные сказуемые.

3 предложение сложное. Грамматические основы: жизнь человечества оседала; племена, люди, государства исчезали; книга оставалась.

4 предложение тоже сложное. Грамматические основы: о на росла; кристаллизовались учения, страсти (однородные подлежащие).

2) Выпишите причастия, обозначьте суффиксы. От каких глаголов они образованы?

Ответ: написанный – страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола написать , суффикс –НН -; брошенный — страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола бросить, суффикс –ЕНН -; умирающего – действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола умирать, суффикс –ЮЩ- ; начинающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола начинать, суффикс –ЮЩ -; передаваемый – страдательное причастие настоящего времени, образовано от глагола передавать, суффикс –ЕМ -, отправляющимся — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола отправлять, суффикс

-ЮЩ -; заступающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола заступать, с уффикс –ЮЩ -; потрясавшие – действительное причастие прошедшего времени, образовано от глагола потрясать, суффикс –ВШ -;

3) Образуйте причастия от глаголов исчезать, исчезнуть, расти, вырасти.

формы нет, так как глагол непереходный

формы нет, так как глагол непереходный

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

формы нет, так как глагол непереходный

формы нет, так как глагол непереходный

формы нет, так как глагол непереходный

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

формы нет, так как глагол непереходный

Мы изучили сложную тему. Полученные знания вам обязательно пригодятся при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Написать небольшое сочинение на тему «Первая книга – это книга, прочитанная в детстве». Употребите в своем сочинении причастия.

1. Буква И пишется в слове:

1) увл..каемый 3) слыш..мый

2) ожида..мый 4) озаря..мый

2. Буква Я пишется в слове:

1) бре..щийся 3) стел..щийся

2) кол..щийся 4) стро..щий

3. Буква Ю пишется в слове:

1) кле..щий 3) ненавид..щий

2) бор.. щийся 4) пен..щийся

4. Буква И пишется в слове:

1) исполня..мый 3) муч..мый

4) леле..мый 4) имену..мый

5. Буква Я пишется в слове:

1. подстрел..нный 3. промасл..нный

2. просе..нный 4. увенч..нный

6. Буква Я пишется в слове:

1. усе..нный 3. застрел..нный

2. встреч..нный 4. замасл..нный

7. Буква Я пишется в слове:

1. нахмур..нные брови 3. засе..нное поле

2. приглуш..нный мотор 4. закруч..нная нитка

8. Буква А пишется в слове:

1. подслащ..нная вода 3. занавеш..нное окно

2. разрез..нный хлеб 4. накормл..нный ребёнок

9. Буква Е пишется в слове:

1. выкач..нная нефть 3. выстл..нная ельником

2. выслуш..нный замечания 4. завал..нная буреломом

10. Буква А пишется в слове:

1. обиж..нный другом 3. встреч..нный туристами

2. подслуш..нный разговор 4. засуш..нные растения

Класс 7 класс русский язык правописание причастий

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие со­четает признаки глагола и прилагательного.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного ( прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида ( читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано ( взволнованный — от гла­гола совершенного вида взволновать , волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать ).

Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего ( слушавший ) и настоящего времени ( слу­шающий ). Причастий будущего времени не бывает!

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся ( тянущийся ).

Как и прилагательное , причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён .

Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».

Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший .

Синтаксическая роль

В предложении причастия выполняют функцию:

  • определения (полная форма). Сорва нн ый девочкой цветок вскоре увял.
  • именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорва н девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).

Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением . В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).

План морфологического разбора.

I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.

II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.

III. Синтаксическая роль.

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!

Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; сме­лый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).

Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о / -е

◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).

Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Урок-практикум «Правописание причастий». 7-й класс

Класс: 7

  • систематизировать знания учащихся о причастии;
  • повторить орфограммы и пунктограммы;
  • изученные в разделе “Причастие”;
  • выявить степень усвоения материала и пробелы в знаниях учащихся по данной теме через работу по группам.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку. (Приложение 1)

1. Вступительное слово учителя.

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(П.Чесноков).

– О чём эта загадка?

“Причастие – это часть речи,
причастная глаголу в образе прилагательного”.

– Как вы понимаете смысл этого высказывания?
– Что значит “причастный?”

Сообщение темы, цели урока, формы проведения урока.

Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.

Как вы понимаете смысл пословицы?
Объясните постановку знаков препинания.
Выполните синтаксический разбор предложения.

3. Вспомним теорию.

  1. Какие орфограммы изучаются в разделе “Причастие”?
  2. От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
  3. Расскажите о правописании одной и двух н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
  4. Расскажите о правописании гласных а и е перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
  5. Расскажите о слитном и раздельном написании не с причастиями.

4. На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

  1. От хвороста, собранного сообща, пламя всегда бывает выше.
  2. От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной клеветой, никогда.
  3. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь.

Всем. Выделить графически причастные обороты. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

1-й группе (“сильным” учащимся): выполнить морфологический разбор одного из причастий.

2-й группе (“слабым” учащимся): объяснить написание н и нн в суффиксах причастий.

Печёные яблоки, вязаный шарф, варёный картофель, квашеная капуста, солёные огурцы, крашеные волосы, плетёный коврик, стриженый мальчик, глаженая рубашка, кованые кони, неезженые дороги, гружёные повозки.

1. Объясните правописание н в записанных словах.
2. Что нужно сделать, чтобы в этих словах писалось нн ? (Надо, чтобы эти отглагольные прилагательные “превратились” в причастия, то есть либо прибавить приставки, либо зависимые слова).

1-й группе: списать, добавляя зависимые слова;
2-й группе: списать, прибавляя приставки.

1. Составить небольшой текст на тему “Таинственные образы природы”, употребив данные словосочетания с причастиями:

Стел.щийся туман, шепч.щиеся камыши, дремл.щая река, ве.щий ветерок, та.щие облака, колыш.щиеся травы.

2. Объяснить выбор гласной в суффиксе причастий.

1. Списать текст, образуя от глаголов, заключённых в скобки, причастия.

(Тексты раздаются всем учащимся группы).

2. Объяснить орфограммы в причастиях.

В кабинете стало светло, но Пушкин, (не замечать) этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не занавесить) с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошёл к дивану,
чтобы прилечь, но окинул взглядом (разбросать) по столу бумаги и стал их собирать. Потом надел шубу и вышел. Он широко шагал по ещё (не расчистить) от снега улицам. Давно ему не дышалось так легко.
(По М.Марич).

5. Готовимся к ЕГЭ.

Тестирование по теме “Причастие”.

Найдите слова, в которых на месте пропуска:

1. Пишется две буквы “н”:

А. свежемороже…ые овощи
Б. гружё…ая баржа
В. фарширова…ый перец
Г. смышлё…ый малыш

2. Пишется одна буква “н”

А. варе…ые в кастрюле
Б. организова…а спонсорами
В. убра…ые вещи
Г. потуше…ые огни

3. Пишется буква “а”

А. выкач…нный воздух
Б. обветр…нные руки
В. недовар…нный картофель
Г. потуш..на ветром

4. Пишется буква “ю”

А. стро…щийся дом
Б. кол…щий предмет
В. гон…щийся за успехом
Г. хорошо слыш…щий

5. Пишется буква “я”

А. бре…щийся мужчина
Б. та…щий лёд
В. ненавид…щий ложь
Г. стел…щийся туман

6. Пишется буква “е”

А. увид…нный мной .
Б. расстрел…нная гильза
В. утер…нный документ
Г. засе…нное поле

6. Чтобы знания были впрок, следует повторить урок. (Итог).

7. Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание: работа над ошибками, допущенными в тесте.


источники:

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/

http://urok.1sept.ru/articles/591232