Класс правописание причастий 9 класс

Правописание причастий.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Презентация даёт возможность учащимся повторить и обобщить изученное по теме «Причастие», содержит большое количество упражнений, а также задания в формате ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
prichastie_ryss.rar513.13 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подписи к слайдам:

какие?
откуда?
Листья – определяемое словоопавшие с дерева – причастный оборот
+
Помните: причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.
*
Расставьте знаки препинания.
Туча нависшая над городом сыпала дождиком. Старик проживший всю жизнь в лесу дичился людей. Плывущие над головой облака были похожи на диковинных животных. На грядках торчали перепутанные горохом бурые листья. Лошади вытянувшие длинные морды и всадники согнувшиеся над ними показывались на время на белом фоне неба. Обвивавший беседку хмель весело зазеленел после дождя. Пламя раздуваемое ветром перекинулось на соседние дома. За столом сидел приехавший недавно из города счетовод. Путешественника впервые отправляющегося на Кавказ не перестаёт удивлять природа этого удивительного края.
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
*
Образование причастий.
настоящее время:
прошедшее время:
-ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-),
-вш-,-ш-
действительные
страдательные
настоящее время:
прошедшее время:
-ем-(-ом-),-им-,
-енн-, -нн-, -т-
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
если образ.от глагола I спр.
если образ.от глагола II спр.
если образ.от глагола I спр.
если образ.от глагола II спр.
перед -вш-, — ш – пишется глаг. суф. из инфинитива: видеть – видевший, слышать — слышавший
^
^
^
^
*
Образуйте действ. прич. наст. вр. от глаголов:
болеть, скучать, видеть, слышать, тосковать, повторять, строить, подметать, дышать, думать
болеющий, скучающий, слышащий, тоскующий, повторяющий, строящий, подметающий, дышащий, думающий
Образуйте страдат. прич. наст. вр. от глаголов:
читать, ненавидеть, совершать, видеть, слышать, гнать, желать, вырывать, разрушать, освещать
читаемый, ненавидимый, совершаемый, видимый, слышимый, гонимый, желаемый, вырываемый, разрушаемый, освещаемый
*
Образуйте действ. прич. прош. вр. от глаголов:
увидать, подниматься, нести, тянуть, ловить, дремать, щуриться, шагать, смущаться, укротить
увидавший, поднимавшийся, нёсший, тянувший, ловивший, дремавший, щурившийся, шагавший, смущавшийся, укротивший
*
Правописание страдательных причастий.

нн

н
1)Прич.
Если есть приставка, кроме не : раскрашенный. Искл.: смышлёный, названый (брат), посажёный (отец), приданое.
1)Глаг. прил.
Если есть приставка не (только несов. вид.): некрашеный.
2)Глаг. прил.
Если оканчивается на – ованный, ёванный: организованный. Искл.: кованый, жёваный, клеваный.
2)Прич.
Если причастие краткое (что сделан?): задача решена.
3)Прич.
Если есть зависимое слово (т.е. прич.оборот): сеянная весной рожь.
3)Глаг. прил.
Если образовано от бесприставочного глагола несов. вида (что делать?): мочёные яблоки (мочить). Искл.: священный, желанный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, пеклеванный, жеманный, деланный, данный, чванный, чеканный, обещанный, недрёманный…
4)Прич.
Если образовано от бесприставочного глагола сов. вида (что сделать?): решённая задача (решить). Искл.: раненый.
Приставка « не» не влияет на «нн» в этих 4 пунктах.
1. Нн и н в причастиях и глагольных прилагательных.
*
Вставьте н или нн.
Маринова… ый, сушё…ый, подсушё… ый, полирова… ый, тушё…ый, оглушё… ый, точё…ый, подточе… ый, тушё… ый в кастрюле, травмирова… ый, глаже…ый, бельё выглаже…о, фарширова… ый, посеребрё… ый, калё…ый, раскроше… ый, реза…ый, ране…ый, гружё…ый, разгруже… ый, гружё… ый песком, дрессирова… ый, перемаза… ый, краше…ый, раскраше… ый, нераскраше… ый, мочё… ый в кадке, оккупирова… ый, обеща… ый, ране… ый в плечо, купле… ый, заминирова… ый, несушё…ый, смышлё…ый, бочка наполне…а .
нн
н
нн
нн
н
нн
н
нн
нн
нн
н
н
нн
нн
н
нн
н
н
н
нн
нн
нн
нн
н
нн
нн
нн
нн
нн
нн
нн
нн
н
н
н
*
2. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.
Инфинитив на -ать, — ять
Инфинитив на -еть, — ить
-а, -я
только -е
расстрелять – расстрелянный, обещать — обещанный
застрелить – застреленный, просмотреть — просмотренный
^
^
^
^
^
^
__
__
__
__
*
Вставьте нужную гласную перед н.
Занавеш…нное, засе…нное, подвеш…нная, намыл…нный, разрез…н, разреж…нные (всходы), вспах…нное, выков…н, выточ…н, обяз…нный, проглоч…нный, увид…нный, потуш…нный, постро…на, вытащ…нный, затопл…н, сколоч…нный, спрят…нный,подар…нный, замеш…ное (тесто), замеш…нный (в плохом деле), обвеш…нный в магазине покупатель, обвеш…нная игрушками ёлка, пристрел…нный зверь, пристрел…нное ружьё, навеш…ное бельё, навеш…нная на петли дверь.
е
я
е
е
а
е
а
а
е
а
е
е
е
е
е
е
е
а
е
е
а
е
а
е
я
а
е
*
полная форма
краткая ф.(страд. прич.)
какой? какая? какое? какие?изменяются по родам, числам, падежам:вымытый пол – по вымытому полу
каков? какова? каково? каковы? имеют в м. р. нулевое окончание: пол вымыт ,а в остальных формах- окончания из одной буквы: кухня вымыта , по падежам не изменяются
=

*
Краткое причастие
Краткое глагольное прилагательное
Наречие
(что сделан?)
(каков?)
(где? как? когда? куда? откуда?
действие
признак
признак
Н
столько «н», сколько в полной форме
столько «н», сколько в прил. или прич., от которого образовано
Всё сосредоточено на левом фланге. (Что сделано?)
Его лицо было сосредоточенно. (Каково?)
Он смотрел сосредоточенно. (Как?)
3. Нн в кратких причастиях, глагольных прилагательных и наречиях.

.


.
════
════
*
Вставьте н или нн в краткие причастия и краткие глагольные прилагательные.
Море взволнова…о ветром. Лицо юноши взволнова… о. Девушка умна и воспита… а. Она воспита…а в хорошей семье. Манеры героя повести были изыска… ы. Средства для экспедиции были изыска…ы. Запросы нашей молодёжи возвыше… ы. Многие простые люди были возвыше…ы Петром I.Клятва сдержа…а. Девочка весьма сдержа… а и замкнута.Чашки весов были уравновеше…ы. Действия молодого человека неуравновеше… ы.Ответы ученицы неувере… ы. Преподаватели не увере…ы в её знаниях.Тучи рассея…ы. Многие люди очень рассея… ы.
н
нн
нн
н
нн
н
нн
н
н
нн
н
нн
нн
н
н
нн
*

Слитно

Раздельно
1.
Если не употребляется без «не»: недоумевающий взгляд
1.
Если есть противопоставление с союзом «а»: не прочитанный, а просмотренный журнал
2.
Если отсутствуют пункты раздельного написания: непрочитанный журнал
2.
Если есть зависимое слово (прич. оборот): не прочитанный вчера журнал
3.
Если к причастию относятся слова, усиливающие степень качества (совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно, абсолютно, полностью, почти…: совсем непродуманное решение
3.
Если причастие краткое: книга не прочитана
4.
Если отрицание усиливается отриц. мест. или отриц. наречиями (или словами далеко не, вовсе не, отнюдь не): ничем не оправданный поступок
4. Частица «не» с причастиями.
*
Раскройте скобки.
Вопросы, (не) решённые учёными, (не) решённые вопросы, вопросы (не) решены, (не) решённые, а поставленные вопросы, никем (не) решённые вопросы, совершенно (не) решённые вопросы,(не) навидящий суету, (не) изрытая земля, (не) вернувшиеся с войны солдаты, сочинение (не) продумано, абсолютно (не) исследованная тайга, (не) скошенные луга, (не) прочитанный журнал, а только полученный.
Вопросы, не решённые учёными, нерешённые вопросы, вопросы не решены, не решённые, а поставленные вопросы, никем не решённые вопросы, совершенно нерешённые вопросы, нена — видящий суету, неизрытая земля, не вернувшиеся с войны солдаты, сочинение не продумано, абсолютно неисследованная тайга, не- скошенные луга, не прочитанный журнал, а только полученный.
*
5. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы: на выкраш…нной в зелёный цвет веранде, увлеч…нный делом, скруч …нной проволокой, очищ…нным воздухом, испеч…нную булочку, остриж…нный наголо, сожж…нную бумажку, подслащ…нную воду.
е
ё
е
е
ё
е
ё
ё
В суффиксах причастий — енн и -ен после шипящих под ударением пишется- ё, без ударения– е. Завершённый (прич.). Скошена (прич.).
*
6. Правописание окончаний прилагательных и причастий (зависит от вопроса).
Падеж
Вопрос
М. р.
Ж. р.
Ср. р.
И. п.
Какой?
Красный, летящий
— ая, — яя
— ое, — ее
Р. п.
Какого?
Красного, летящего
— ой, — ей
— ого, — его
Д. п.
Какому?
Красному, летящему
— ой, — ей
— ому, — ему
В. п.
Какой?
Красный, летящий
— ую, — юю
— ое, — ее
Т. п.
Каким?
Красным, летящий
— ой, — ей
— ым, — им
П. п.
О каком?
Красном, летящем
— ой, — ей
— ом, — ем
Главное: если в вопросе «о», то в окончании «о» или «е» (каком? – ом, ем), если в вопросе «и», то в окончании «и» или «ы» (каким? – им, ым). Не совпадает в И.п. и В.п. м.р. (какой? – ый, ий).
*
Вставьте пропущенные буквы.
Любоваться заходящ…м в облака солнцем и бушующ…м морем, беседовать о строящ…мся стадионе, пробираться сквозь неистовствующ…ю пургу, думать о разыгравш…йся метели, рассказывать о промчавш…мся урагане, разговаривать с возвративш…мся братом, наблюдать за взбирающ…мися альпинистами, обрадоваться вернувш…муся брату, подстрелить забежавш…го в деревню волка.
и
и
е
у
е
е
и
и
е
е
*
Морфологический разбор причастия.
Часть речи – особая форма глагола – причастие. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.). 2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время (прошедшее или настоящее) в) вид (совершенный или несовершенный) 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (указываем, только если причастие страдательное, потому что действительное причастие кратким не бывает); б) падеж (только у причастий в полной форме, краткие причастия по падежам не изменяются); в) число; г) род (определяется только у причастий в ед.ч.).III. Синтаксическая роль (роль в предложении) – чаще всего определение, в краткой форме – сказуемое.
*
Расставьте недостающие знаки препинания, сделайте разборы.
I вариант.Негреющее зимнее солнце тускло светило над белыми холмами.
II вариант.Озеро замкнутое поясом густых зарослейпоблёскивало внизу.
3
4
3
4

════
,
,
прич. об.
*
Негреющее (солнце) – причастие.I. Солнце (какое?) негреющее. Н. ф. — негреющий.II. Пост.: действ., наст. вр., несов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч. ср. р.III. Солнце (какое?) негреющее.
Замкнутое (озеро) – причастие.I.Озеро( какое?) замкнутое. Н. ф.- замкнутый.II.Пост.: страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.; непост.: и. п., ед. ч., ср. р.III. Озеро (какое?) замкнутое.

*
Контрольные вопросы.
Дайте определение причастия.В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах –ущ- (-ющ), -ащ- (-ящ)? В суффиксах –ем- , -им-?В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких – е?Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?Расскажите о правописании не с причастиями.Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?
*
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том,(1) что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, (2) обтачивая в тисках медные валики,(3) он,(4) наверное,(5) насвистывал песенку о почтальоне,(6) чей рог поет в туманных долинах,(7) и девушке,(8) собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера,(9) он разговаривал с теми вещами,(10) которые делал,(11) и предсказывал им их будущую жизнь.
Ответ: 8
*
ЕГЭ
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В ненастье (1)сосны стонут (2)и их ветки (3) сгибаемые порывами разъярённого ветра(4) трещат(5) и иногда царапают иглами кору дерева.
1) 1, 3, 4 2) 2, 4, 5 3) 2, 3,4 4) 1, 2, 3, 4, 5
Ответ: 3
*
ЕГЭ
Среди предложений (1 — 8 ) найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
(1)Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. (2)И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился.(3) Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.(4) И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. (5) А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. (6) Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (7) Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. (8)И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
Ответ: 4, 6
*
ЕГЭ
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп, когда – то сформировались под водой.3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.4) И летом, и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
Ответ: 2
*
Конец.
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В предложенном материале содержатся слова с пропусками букв и скобками. Вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, дети повторяют орфограммы:- гласные в суффиксах действительных причастий настояще.

Причастие

Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, совершаемому самим предметом. Например: бегающий ребенок, т.е. ребенок, который бегает сам.

Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, направленному другим предметом на этот предмет. Например: прочитанная учеником книга, т.е. книга, которую прочитал ученик .

  • изменяются по родам (растущий мальчик м.р., растущая девочка — ж.р., растущее дерево ср.р.) ; числам (летящий самолет ед.ч., летящие птицы — мн.ч.) и падежам (летящий самолёт И.п., летящего самолёта Р.п., летящему самолёту Д.п., летящий самолёт В.п., летящим самолётом — Т.п., о летящем самолёте П.п.).
  • страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга (полная форма) книга прочитана (краткая форма). Краткие причастия не изменяются по падежам.

Признаки глагола у причастия:

  • причастия бывают возвратные и невозвратные. Например: опустивший (невозвратное) опустивший ся (возвратное).
  • причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени: смеющийся ребенок что делающий? настоящее время; смеявшийся ребенок — что делавший? прошедшее время.

Запомните: формы будущего времени у причастия НЕТ.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени + -ущ —, — ющ — (I спр.): бега ющ ий, ид ущ ий; + -ащ-, —ящ- (II спр.) : вод ящ ий, дыш ащ ий. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени + -вш- , -ш- : лете вш ий, увяд ш ий .

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ем— , —ом — в I спр.: наклоня ем ый, вед ом ый ; -им — во II спр.: слыш им ый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов: — енн -, -ённ -, -нн -, -: увид енн ый, удивл ённ ый, сказа нн ый, оде т ый.

В предложении полное причастие является определением, причастие в краткой форме — именной частью составного сказуемого. Например: Пожелтевшие листья тихо падали на землю. Она была удивлена нестандартным ответом.

Морфологический разбор причастия

1.Часть речи (или особая форма глагола).

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3. Постоянные признаки:

б) возвратное или невозвратное;

4. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных);

б) падеж (у причастий в полной форме);

г) род (в единственном числе).

5 Синтаксическая роль в предложении.

Образец: Восходящее солнце ярко освещало верхушки деревьев.

1. (Солнце) какое? восходящее — причастие.

2. Нач.ф.- восходящий

3. Постоянные признаки: действительное, невозвратное, в настоящем времени,несовершенного вида.

4. Непостоянные признаки: в полной форме, в И.п., в ед. ч., в ср. род.

5. (Солнце) какое? восходящее — согласованное определение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Правописание суффиксов причастий

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый . Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый ).

Причастия, в которых часто
допускают ошибки на ОГЭ/ЕГЭ

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/3343

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9/