Класс правописание производных предлогов

Правописание производных предлогов

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1493.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1493.

Правописание служебных частей речи часто вызывает затруднения. Это относится в том числе и к производным предлогам, которым и посвящена наша статья.

Что такое производные предлоги

Производными называют те предлоги, которые произведены, то есть образованы, от самостоятельных частей речи. Например, предлог “от” непроизводный. Он ни от чего не образован. А предлог “насчет”, очевидно, образован от существительного “счет”. В школе эту тему изучают в 7 классе.

Как правило, предлоги образуются от существительных с предлогами же (непроизводными), но есть несколько предлогов, образованных от деепричастий: “благодаря”, “несмотря на”, “невзирая на”; при этом правописание их изменяется.

Примеры производных предлогов:

  • в течение
  • в продолжение
  • в отличие
  • вследствие
  • ввиду
  • по причине
  • насчет
  • согласно
  • благодаря
  • вопреки
  • несмотря на
  • невзирая на и т.д.

Правописание производных предлогов надо запомнить!

Как отличить производный предлог от другой части речи

Но чтобы писать правильно, недостаточно заучить предлоги: надо еще научиться отличать их от тех слов, от которых они образованы.

Производный предлог и слово, от которого он образован, являются омофонами: пишутся по-разному, а звучат одинаково.

Если надо определить, предлог перед нами или не предлог, следует руководствоваться следующими правилами.

  • предлог повторяется в вопросе: занимался в течение чего? в течение часа.
  • к предлогу можно подобрать синоним-предлог, а к существительному – синоним-существительное.

Пример: занимался в течение часа = в продолжение часа; пороги в течении реки = в русле реки.

  • внутрь предлога ничего вставить нельзя, а между производящим существительным с предлогом – можно: в течение часа – в (бурном) течении реки.
  • при переходе в предлог существительное во многом или полностью теряет свое основное значение: “в течение часа” – но час никуда не течет!

Пример рассуждения

Допустим, нам встретилось такое предложение:

Как написать “(на) счет”? Другими словами, предлог это “насчет” или существительное с предлогом “на счет”?

  • ставим вопрос: договорились насчет чего? насчет экскурсии – повторяется в вопросе;
  • “насчет” значит “о”; синоним – предлог;
  • внутрь ничего вставить нельзя (сравните: “на расчетный счет”);
  • “насчет экскурсии” никак не связано со счетом.

Вывод: перед нами предлог.

Примеры смотрите в таблице «Правописание производных предлогов и омофоничных сочетаний».

Предлог

Не предлог

Ждать в течение часа (= в продолжение часа; в течение чего? в течение часа)

Пороги в течении реки (в быстром течении)

Ждать в продолжение часа (=в течение часа; в продолжение чего? в продолжение часа)

Прочесть в продолжении романа (в новом продолжении)

Побеседовать насчет курсов (=о курсах; насчет чего? насчет курсов)

Перевести деньги на счет (на расчетный счет)

Пропустить вследствие болезни (=из-за болезни; вследствие чего? вследствие болезни)

В следствии по делу много неясного (в проведенном следствии)

Отказал, несмотря на просьбу (=невзирая на просьбу; несмотря на что? несмотря на просьбу)

Шел, не смотря на дорогу (не смотрел)

Что мы узнали?

Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи, но пишутся всегда одинаково. Их надо отличать от омофоничных слов. При этом помнить, что предлог повторяется в вопросе; синоним к предлогу – тоже предлог; внутрь предлога нельзя вставить слово; в предлоге производящая основа теряет свое лексическое значение.

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На уроке вы повторите основные сведения о предлоге и подробнее остановитесь на теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Вместе с учителем вы разберете примеры, которые помогут вам отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, от которых предлоги образованы.

Урок русского языка в условиях подготовки к ЕГЭ «Правописание производных предлогов»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (130 кБ)

Класс: 8.

Место урока в теме: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов».

Цели урока:

  • Обучающие: повторить и обобщить сведений по правописанию производных предлогов.
  • Развивающие: развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.

Ход урока

Слайд 1. Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Слайд 2. Цели урока: формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы.

Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

Повторить: омонимы, синонимы.

I. Создание мотивации обучения:

1. Работа с текстом по вопросам:

  1. Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
  2. Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы?

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

Задание: Помогите героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».

2. Актуализация знаний учащихся

«Вопросы на засыпку» (с целью помочь вам):

  1. Смогли ли вы ли сразу, без подготовки, выполнить предложенное задание?
  2. Требуется ли консультация учителя по данной теме?
  3. Необходима ли работа с примерами для более успешного выполнения работы?

II. Изучение нового материала.

Задание 1:

1) Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются непроизводными?

Стоять у стола.
Прийти за другого.
Отказаться из-за болезни.
Договориться о походе.

2) Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к ним синонимичные производные предлоги:

Стоять у стола
Прийти за другого
Отказаться из-за болезни
Договориться о походе

Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

Слайд 7. Проверьте себя:

Стоять у стола (у=около=возле)
Прийти за другого (за=вместо)
Отказаться из-за болезни (из-за=вследствие=по причине)
Договориться о походе (о=насчет)
Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)

Слайд 8. Вывод 1: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным или близким ему по значению производным предлогом.

Задание 2: Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из производных предлогов соответствует омонимичная часть речи.

Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является

Стоять около стола – крутиться вокруг да около.
Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.
Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.

Справка: Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению.

Слайд 10. Проверьте себя:

стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около – наречие
Прийти (вместо кого?) вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором знали заранее. (в) место – сущ.
Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие введены новые факты. (в) следствие – сущ.

Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса: предлог входит в состав вопроса, самостоятельная часть речи на вопрос отвечает.

Слайд 11. Вывод 2: производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.

3. Консультация учителя: Справочные материалы!

Производные предлоги и существительные

  • Насчет (=о, об) экскурсии
  • (насчет чего?)
  • В течениЕ часа.
  • (В течение чего?)
  • В продолжениЕ пяти дней.
  • (В продолжение чего?)
  • В заключениЕ хочется сказать.
  • В отличиЕ от него.
  • (В отличие от кого?)
  • Но вследствиЕ ошибки.
  • (Вследствие чего?)

Слайд 13. Подсказка для уверенности

  1. К существительному задаем вопрос.
  2. Оно имеет начальную форму.
  3. Оно имеет окончание

Выделенные слова – существительные, а не предлоги.

  • (в чем? )В заключении врачей (заключение врачей)
  • (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие)
  • ( в чем?) В следствии по делу (следствие по делу)
  • (в чем? Где?) В продолжении книги (продолжение книги)
  • (в чем?) В течении реки (течение реки)

Слайд 14. Справочные материалы: Различайте

Несмотря на неудачу=
Невзирая на трудности
(несмотря на что?, невзирая на что?)
Предлоги
И
деепричастия
(Что делая? Как?) Не смотря по сторонам,
благодаря всех, кто оказал помощь.
Запомните:
Предлоги входят в состав вопроса.
Запомните:
1. К деепричастию можно задать вопрос.
2. Не пишем раздельно.
Запомните –
Благодаря
Согласно + Д.П.
Вопреки
(Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям)
Запомните:
Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно.
Запомните:
В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др. – раздельно

4. Тренировочные упражнения

1) Дидактическая игра «Найди соответствия».

Задание: соедините линиями синонимичные конструкции.

За несколько днейВвиду непогоды
Из-за дождейв течение нескольких дней
Из-за непогодыНасчет ремонта
О ремонтеВследствие дождя

Слайд 16. Проверьте себя:

Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

За несколько дней – в течение
Из-за дождей – вследствие
Из-за непогоды – ввиду непогоды.
О ремонте – насчет ремонта

Слайд 17. 2) Игра «Корректор»

Задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными – с производными предлогами.

(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.

Слайд 18. Проверьте себя:

  • К открытию выставки – в связи с открытием выставки.
  • Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры.
  • Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.

III. Подведем итоги:

1). Тестовая диагностика

Тест А: В этих предложениях выделенные слова – предлоги:

  1. Идем навстречу своей судьбе.
  2. Уличен в связи с бандитами.
  3. Он шел навстречу.
  4. В следствие вмешался прокурор.
  5. Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя.
  6. Он долго смотрел вслед уходящим.
  7. В связи с болезнью прошу продлить срок отпуска.
  8. Внутри большой истории Земли есть малые истории земные.
  9. Посреди равнины поднимаются две сопки.
  10. Благодаря почтенную публику, Чичерин склонил голову

Слайд 20 Тест В: Строчки, в которой все слова пишутся слитно

  1. (Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли.
  2. (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади.
  3. (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений.
  4. (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца.
  5. (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года.

Слайд 21. Проверьте себя:

Слайд 22. 2). Если вы справились успешно, вполне можете приступать к выполнению творческого задания.

Слайд 23. Вернитесь к тексту «Что произошло с предлогом», ответьте на вопросы:

  1. Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
  2. Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы.

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

Используйте выводы и справочные материалы.

3) Творческое задание: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».

Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.

Слайд 25. Примерный образец выполнения работы:

Наглядное пособие по теме «Производные предлоги»
Цель:
Для кого:
Вид наглядного пособия:
Автор проекта:


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-6-predlogib/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-proizvodnyh-predlogov

http://urok.1sept.ru/articles/601371