Ключик замочек правописание суффиксов

Ключик. замочек. ик или ек?

Урок русского языка

3-й класс

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

ключик
замочек

– Запишите эти слова.

– Какие корни в словах ключик, замочек?

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик?

Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек,-ик«.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч. к

сыночки

кузнечики

сыноч. к

мяч. к

орешки

мячики

ореш. к

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. На существительные в единственном и множественном числе.

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

кузнеч. к
сыноч. к
мяч. к
ореш. к

кузнечики
сыночки
мячики
орешки

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д. Я думаю, что если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Д. Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется
-ек
, а если не выпадает, пишется -ик.

У. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки 7–8.

– Прочитайте правило в учебнике на с. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

Верно ли мы с вами сформулировали правило?

У. Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочекплаточкаплаточку.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

У. Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

У. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока

У. Доскажите слова по алгоритму.

Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется.

У. В суффиксе -ик пишем букву и, если.

Д. При изменении формы слова гласный не выпадает.

У. Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ек, -ик.

«Замочек» или «замочик» – как правильно?

При написании этой пары слов нередко возникают сомнения. Попробуем понять, как правильно: «замочек» или «замочик», и почему.

Как пишется правильно: «замочек» или «замочик»?

Согласно русским орфографическим требованиям единственно верный вариант написания – «замочек», где в суффиксе стоит гласная «е».

Какое применяется правило

Определимся с частью речи слова, которое вызвало у нас интерес. Это существительное. Его начальная форма – «замок». Оно образовалось суффиксальным способом. Морфемный разбор:

Интересующая нас гласная стоит в суффиксе. При письме такие суффиксы часто путают между собой. Определить гласную можно путем изменения слова по падежам. Согласно правилу поставим существительное «замочек» в родительный падеж: «замочек» – «замочка». Мы видим, что выпала гласная «е». Если гласная выпадает, то пишем в суффиксе букву «е». Если гласная остается на месте, то пишем букву «и».

Примеры предложений

Дети встали в круг, собрали руки в замочек и стали делать зарядку перед уроком.

Это маленький замочек, к нему нужно найти соответствующий ключик.

Урок на тему «Правописание суффиксов имён существительных — ик-, -ек-.»

Выдели суффикс у данных слов и определи тему урока.

Мячик горошек листик листочек

Домик платочек карандашик грибочек

Прочитай отрывок из сказочной повести «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной.

На воротах замка висел замок килограммов в сорок весом.

. Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно слова: «замоч_к» и «ключ_к». Если сумею, ключ тут же отопрет замок. Отчего же не суметь!

Я сразу написал: «ключ. » — и остановился.

Как правильно — ключИК или ключЕК? То же самое было и с «замочком». ЗамочИК или замочЕК? Было над чем подумать. Есть же какое-то правило.

Кузя посоветовал писать наобум. Если напишешь неправильно, потом исправишь. А так разве можно угадать?

— Нельзя! – закричала Палка

— Если в родительном падеже слова в суффиксе выпадает гласная, то пишется ЕК, а если не выпадает — пишется ИК.

Это не трудно проверить: именительный – замоЧ_К, родительный — замочКА. Ага! Буква выпала. Значит правильно — замочЕК. Теперь совсем легко проверить и «ключик». Именительный – ключ_К, родительный — ключИКа. Гласная остается на месте. Значит, надо писать «ключИК».

Палка захлопал в ладоши и закричал:

-Чудесно! Прелестно! Восхитительно! Ура!

Внимательно перечитайте абзац, где Витя рассказывает правило написание суффиксов –ик-, -ек-. Восстанови правило.

И.п. ключ?к Р.п. (нет) ключ ик а – ключ_к. И.п. замоч?к Р.п. (нет) замо чк а — замоч_к.

Правило Чтобы выбрать букву гласного в суффиксах –ик-, -ек-, надо изменить форму слова.

Если гласный в суффиксе не выпадает, пиши суффикс________

Если гласный в суффиксе _______________, пиши суффикс________

Закрепи по образцу.

Вставь нужную букву в суффиксе. Делай по образцу. Платоч?к Р.п (нет) платочка — платочЕк

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Рольгайзер Светлана ВладимировнаНаписать 1044 31.03.2016

Номер материала: ДВ-572567

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.03.2016 2879
    31.03.2016 737
    31.03.2016 279
    31.03.2016 1257
    31.03.2016 982
    31.03.2016 631
    31.03.2016 807

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://orfographia.ru/zamochek-ili-zamochik-kak-pravilno/

http://infourok.ru/urok-na-temu-pravopisanie-suffiksov-imyon-suschestvitelnih-ik-ek-998926.html