Когда правописание суффикса не определяется правилом

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Содержание:

Суффикс – не универсальная строительная единица для образования слов, так как для разных частей речи используют разные суффиксы, поэтому для правильного написания гласных в этой части слова запоминают, какая морфема для какой части речи подходит и по каким правилам надо писать.

Глаголы

Анализируя правописание, обращают внимание на следующие группы морфем:

1. Гласная А, Я, Е, И, по которой определяют спряжение, стоит перед ТЬ в инфинитиве. Чаще не вызывает вопросов, но есть слова, в которых правильный вариант надо запомнить:

Помнить написание этих слов важно, так как выделенная гласная влияет на дальнейшее словообразование: сохраняется с форме прошедшего времени (ПВр) – после этой буквы стоит Л; в деепричастиях; учитывается при образовании страдательных причастий.

2. Форма ПВр образуется по схеме «Основа инфинитива + Л», поэтому гласная в суффиксе спряжения сохраняется:

  • засеЯл, кашлЯл, измерИли, увеличИлась, обессилЕли.

3. Пары суффиксов ИВА/ЕВА или ЫВА/ОВА (если слог ВА в безударной позиции) проверяют, поставив слово в 1-е лицо ед.ч:

Глагольные суффиксы

В словах, образованных от глаголов с подобными суффиксами, правописание сохраняется:

Исчерп….вающий ответ – причастие от глагола исчерп….вать: я исчерпываю – исчерпывать, исчерпывающий.

4. Из предыдущей группы исключают глаголы, в которых слог ВА ударный. Чаще это отдельная морфема – суффикс, меняющий соверш. вид на несовершенный:

Ударный суффикс -ва-

  • Правило: Если суффикс —ва— отбросить и получится глагол совершенного вида, то пишется гласная корня.
  • Пример: запеватьзапеть, подливать подлить.
  • Исключения суфф. —ева— и без него: затм-ева-ть (затм-и-ть), продл-ева-ть (продл-и-ть), растл-ева-ть (растл-и-ть), застр-ева-ть (застр-я-ть), встр-ева-ть (встр-я-ть), увещ-ева-ть, намер-ева-ться, сомн-ева-ться, обур-ева-ть.

Существительные

Суффиксы для образования новых слов этой части речи делят по значению на несколько групп.

Уменьшительно-ласкательные

Большая часть морфем, стоящих после корня в существительных и вызывающих вопросы при выборе гласной буквы, – это суффиксы для образования уменьшительно-ласкательных слов. Выбор гласной зависит от:

  1. Беглости. Если при изменении слова по падежам буква пропадает, то пишем Е: пальч..к – пальчика (ИК), кусоч..к – кусочка (ЕК); стульч..к – стульчИка (ЧИК).
  2. Ударения. ЕЦ стоит в предударном слоге (письмЕЦо), а после ударения пишут ИЦ (креслИЦе).
  3. Твердости/мягкости или других характеристик предшествующего морфеме звука. После твердого звучания согласных пишут ОНЬК (девОнька), после мягких или шипящих – ЕНЬК (мамЕнька, душЕнька, ручЕньки). Последний вариант используют и после гласных (ЗоЕнька).
    • Исключения: баиньки, заиньки, паиньки.
  4. Строения основы исходного слова. ИНК присоединяют только к словам ж.р., основа которых заканчивается на ин (впадина – впадИнка, жадина — жадИнка), в других случаях – ЕНК (вишенка). Сюда же относятся слова ж.р., обозначающая лиц женского пола по какому-либо признаку (нищЕнка).

Другие суффиксы

Беглость гласной влияет на выбор суффикса слов муж. и ж. рода: умелец – умелица, владелец – владелица – в словах муж. р. Морфема с беглой буквой Е.

Суффиксы, обозначающие общность или собирательное понятие, выбирают по ударению в слове:

  • большИНСТВо – с ударение после суффикса;
  • равЕНСТВо – с ударением перед суффиксом.

Другие суффиксы существительных

Правописание суффиксов существительных

Прилагательные

Чаще выбор стоит между буквами И/Е. Словообразовательный анализ позволит правильно найти суффикс, в котором искомая буква, а знание правила – верный вариант написания:

  1. ИСТ – не имеет вариантов написания – только с И (напорИстый, приземИстый).
  2. ИВ – ударный вариант, ЕВ всегда без ударения (лень – ленивый, бой – боевой). Исключения только два – милостивый (от милость), юродивый (от устар. юрод).
  3. ЧИВ или ЛИВ нельзя путать с предыдущей группой – разбор по составу исключит ошибку, а пишутся эти морфемы только с И:
  • Забота + ЛИВ = заботЛИВвый
  • Расчет +ЛИВ = расчетЛИВвый

Не путать с созвучным строением: болЕвой = боль + ЕВ (безуд), волЕвой = воля + ЕВ (безуд).

Причастия и деепричастия

Правописание причастий обоих залогов в различных формах определяется разными правилами: от спряжения зависит выбор гласной в формах настоящего времени, от основы инфинитива – в прошедшем:

Наречия

Если наречие от прилагательного образовано одновременным присоединением суффикса и приставки, то правило одно:

  • наречие с приставками в-, на-, за-имеют суффикс О — направо, задолго, влево.
  • наречие с приставками из-, до-, с-имеют суффикс А — издавна, изредка, досуха, снова.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Когда правописание суффикса не определяется правилом

Из предложений 31—37 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

– (9)Отведай, внучок, моего коржа.

(10)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)Корж таял

с неудержимой силой, и вскоре его не стало.

(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

– (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.

(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.

(17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчёлы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

(21)Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)До чего же он жадный, этот дед! (23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

(27)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

(28)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

– (29)Дед велел простирнуть!

(30)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

(33)Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

(37)Коля сполз со скамейки и пошёл прочь. (38)Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

Замените устаревшее слово «отведай» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «отведай» в предложении 9 заменяем стилистически нейтральным синонимом «попробуй».

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. А. Введенской: «В лексическое значение многих слов, помимо предметного содержания, входит и эмоциональная окраска». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова. Именно поэтому трудно не согласиться с высказы-ванием известного лингвиста Л. А. Введенской: «В лексическое значение многих слов, помимо предметного содержания, входит и эмоциональная окраска».

Для подтверждения справедливости слов Введенской обратимся к тексту Юрия Яковлева. Необычный художественный образ создается, когда рассказывается, как мальчик ел корж (предложение №11: «Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало. ») Метафора «корж таял» показывает, насколько желанным был этот кусочек хлеба для голодного ребёнка, поэтому и тает, как снег, с неожиданной быстротой. В предложении 6 (Они светились, как два маленьких посоленных солнца.) коржи сравниваются с солнцем, таким образом автор показывает, насколько Коле они нравились.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

2. «Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба». Когда читаешь эти строки, невольно ловишь себя на мысли: откуда маленький мальчик взял в себе силы не поддаться искушению и не съесть этот заветный корж? Какой такой силой внутренней он обладал, чтобы понимать, что ради него взрослые жертвуют своей порцией самого желанного хлеба? Это чувство «недетской» ответственности и огромной силы духа.

В предложении номер 7 говорится, как ждал Коля испечённой лепёшки: «Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя тёплый дух испечённого хлеба». Не ныл, не пытался показать всем, как сильно хочется ему есть, потому что понимал, что голодает не он один.

В предложении 26 (В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.) автор ещё раз показывает, что его герой — человек с чувством собственного достоинства: он не станет унижаться, даже если на кону жизнь.

Счастье — встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких, таких, как герой текста Юрия Яковлева. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.

3. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду.

Герой текста Юрия Яковлева оценил поступок деда, пожертвовавшего ради него своей лепёшку. Понимая это, маленький Коля не смог съесть хлеб, потому что ему стало жаль деда. Это чувство «недетской» ответственности, огромной силы духа и доброты.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь — важные проявления доброты.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 3. Правописание суффиксов

Суффикс — лат. суффиксус — «прикрепленный»; буквально: «подставленный к корню» — значимая часть слова, которая обычно служит для образования слов.

3.1. Правописание н-нн в суффиксах разных частей речи
3.1.1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого суффикса было образовано данное прилагательное.
Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.

Выясните, от какого существительного образовано слово

Пишите НН

Пишите Н

Если одна Н находится в основе сущ., а вторая Н является суффиксом прилагательного:
истина — истин +ный

Если перед вами суффикс -ИН-:
зверь — звериный

Если перед вами суффиксы -ЕНН- / -ОНН-:
листв(а) — лиственный
станци(я) — станционный
Исключения:
ветреный
но: безветренный
подветренный

Если перед вами суффиксы -АН- / -ЯН-:
серебр(о) — серебряный
кож(а) — кожаный
Исключения:
стеклянный
оловянный
деревянный
постоянный
безымянный

Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ShowPicture(«image011.gif»); пустынна ).

Запомните!
Случаи, правописание которых не регулируется данным правилом:
Зеленый; Подлинный;
юный; гуманный.
единый;
румяный;
бараний;
свиной.

3.1.2. Н и НН в полных отглагольных прилагательных и причастиях

Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.

В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется при наличии любого из отмеченных ниже условий.
Условия написания НН:

1) в слове есть приставка (не считая приставки НЕ-):
покрашенный (приставка ПО-);
некрашеный (нет условий для НН);
неокрашенный (приставка О-).

2) у причастия есть зависимое слово:
груженная тесом баржа (тесом — зависимое слово).

3) в слове есть -ОВА- / -ЕВА-:
Мел ова нная бумага .
Исключения:
жеваный ;
кованый.

4) слово образовано от глагола совершенного вида (вопрос что сделать?):
решенное дело (решить — сов. в.).
Исключение:
раненый.

Запомните! Случаи вне правила (их написание надо запомнить):

медленный
данный
желанный
священный
нечаянный
невиданный
неслыханный
негаданный
доморощенный и др.

смышленый

Обратите внимание!
Исключения кованый, жеваный и раненый могут писаться с двумя Н, когда при них стоят зависимые слова (см. условие 2)) либо приставки (см. условие 1)).
КоваННый оружейником меч ( оружейником — зависимое слово).
РанеННый в плечо боец (в плечо — зависимое слово).
СковаННые руки ( приставка С-).
ПоранеННый палец (приставка ПО-).

Особое внимание обратите на слова с несколькими корнями типа сырокопченый и быстрозамороженный. Само по себе наличие двух корней не является условием для двойного Н.
СвежеморожеНый.
ТяжелоранеНый.

Чтобы в суффиксе таких слов появилось два Н, должно появиться одно из условий, отмеченных в правиле.
СвежескошеННый (приставка С- перед корнем -КОШ-).

Часто случается, что в слове налицо сразу несколько условий для написания НН.
ОблицоваННая кафелем ванная комната — приставка ОБ-, суффикс -ОВА-, зависимое слово кафелем.

3.1.3. Н и НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких причастиях

Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе; она всегда собран..а и организован..а.

1. В кратких причастиях пишем одно Н.

Долина ограничена горами;
Средства были изысканы к сроку.

2. В кратких отглагольных прилагательных, образованных от причастий, пишем НН. (Эти прилагательные потеряли прежнее глагольное значение.)

Поступки рискованны;
Она была изысканна и загадочна;
Действия неуравновешенны.

3.1.4. Н и НН в наречиях на -О / -Е и в существительных, образованных от прилагательных и причастий

Нефтян..ик; плен..ик; путан..о говорил; взволнован..о слушал.

Все подобные слова образованы от форм на -ЫЙ / -ОЙ (от причастий или прилагательных). В них пишется столько же Н, сколько Н было в соответствующей форме на -ЫЙ / -ОЙ.

Гривенник (от прилагательного гривенный);
Озабоченно говорил (от причастия озабоченный).

Запомните правописание следующих слов:
приданое бесприданница
масленица племянник
труженик ставленник
мученик

3.2. Правописание суффиксов существительных
Большинство суффиксов имен существительных следует запоминать. Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

3.2.1. Правописание этих суффиксов следует запомнить.

-от-
-отн-я
-овн-я

-изн-

-ин-

-еств-
-ет-а
-есть-

высота
беготня
болтовня

новизна

тишина

отчество
суета
свежесть

-ищ-

-(ин)ств-

чудища

большинство
достоинство ;

3.2.2. Выбор -ЧИК- / -ЩИК-

После букв Д — Т; З — С; Ж пишется
-чик-.

В остальных случаях пишется
— щик-.

Смазчик
наладчик
перебежчик

Кменщик
наборщик

3.2.3. Выбор суффиксов -ЕК- / -ИК-

Выбор осуществляется по форме родительного падежа (нет КОГО? ЧЕГО?).

Если «нет … -ика»
(гласный в суффиксе остается),
пишем -ик-.

Если «нет … -ка»
(гласный в суффиксе выпадает), пишем -ек-.

Мальчик (нет мальчика)

Барашек (нет барашка)

3.2.4. Выбор -ЕЦ- / -ИЦ-

Пишется -ец-

Пишется -иц-

1) если существительное мужского рода:
выходец
2) если ударение на последнем слоге:
пальтецо

В остальных случаях:
платьице

3.2.5. Выбор -УШК- / -ЫШК-

Пишем -ышк-

Пишем -ушк- (-юшк-)

В существительных среднего рода:
бревнышко

В существительных мужского и женского рода:
нет хлебушка ;
хозяюшка .

3.3. Правописание суффиксов прилагательных

Большинство суффиксов имен прилагательных следует запоминать.
Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

3.3.1. Правописание этих суффиксов прилагательных следует запомнить.

-чив-

-лив-

усидчивый
обманчивый

завистливый
опасливый
податливый

-чат-

-ист-

перепончатый
веснушчатый
Запомните:
дощатый

мясистый
наваристый

3.3.2. Выбор суффиксов -К- и -СК-

Пишется -к-

Пишется -ск-

1) Если прилагательное имеет краткую форму:
узок — узкий;
мерзок — мерзкий .
2) Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (при этом к и ч превращаются в ц):
немец — немецкий ;
рыбак — рыбацкий;
ткач — ткацкий.
Исключения:
большевик — большевистский;
узбек — узбекский.

Во всех остальных случаях:
матрос — матросский;
француз — французский;
богатырь — богатырский.

3.3.3. Выбор суффиксов -ив-, -ев-

-ив-
под ударением

-ев-
без ударения

красивый
игривый

дождевой
сиреневый

Исключения: милостивый, юродивый

3.3.3. Выбор суффиксов -оные-, -еньк-

оньк-
после Г,К,Х

-еньк-
в остальных случаях

высоконький
лёгонький
сухонький

зелёненький
дешёвенький
тёпленький

3.4. Правописание суффиксов глаголов

3.4.1. В неопределенной форме глагола и в формах прошедшего времени обычно пишется один и тот же глагольный суффикс:
надеяться — надеялся ;
померить — померил .

Когда этот суффикс находится в безударном положении, его следует запоминать.

Запомни! Некоторые глаголы, написание суффиксов которых представляет проблему:
таять
сеять
веять
реять
лаять
надеяться
маяться
затеять
слышать
ненавидеть
видеть
зависеть
обидеть

отчаяться
чуять
выздороветь
опротиветь
опостылеть
обессилеть (самому)
клеить
верить
метить
бросить
обессмертить
разбавить
приблизиться
встревожиться
обессилить (кого-либо)

Различайте глаголы обессилеть (самому стать бессильным) и обессилить (кого-либо, что-либо) и другие, начинающиеся с приставок О- + -БЕЗ-/-БЕС- (обезлесеть, обезлесить; обезлюдеть, обезлюдить и т. п.).

Сравните:

Долгая дорога может обессилить путников.
Долгая дорога обессилила путников.
Болезни, обессилившие его, не прекращались.
Обессилив подчиненного изнурительной работой, начальник был вынужден отправить его на лечение.


Ср. формы будущего времени (написание зависит от спряжения):
обессилеть — обессилеет, обессилеют
обессилить — обессилит, обессилят

Например: Путники скоро обессилеют. Болезни обессилят любого.


3.4.2. Выбор -ЕВА- / -ОВА- и -ЫВА- / -ИВА- в глаголах

Исслед..вать, совет..вать, отклад..вать.

Поставьте глагол в форму 1 лица ед. ч. наст. (буд.) времени (я что делаю?).

Если в конце -ую / -юю, то пишется -ОВА- / -ЕВА-.
следую — следовать;
командую — командовать .

Если в конце -ываю / -иваю, то пишется ЫВА- / -ИВА.
сматываю — сматывать ;
рассчитываю — рассчитывать .

Обратите внимание!
По особому правилу пишутся глаголы на ударное -ВА́-. Перед ударным -ВА- обычно пишется гласная корня,
проверяемая ударением:
запЕть — запЕва́ть; подАть — подАва́ть.

Запомните случаи вне правила:
застрева́ть
затмева́ть
продлева́ть
намерева́ться
недоумева́ть

3.5. Правописание суффиксов причастий

3.5.1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ущ- / -ющ-.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -ащ- / -ящ-.

Звать (I спр.) — зовущий
Бороться (I спр.)борющийся

Строить (II спр.) — строящий
Дышать (II спр.) дышащий

3.5.2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ем- / -ом-.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс -им-.

знать (I спр.) — знаемый
нести (I спр.)несомый

мучить (II спр.) — мучимый
видеть (II спр.) видимый

3.5.3. Правописание гласной перед -В- / -ВШ- в суффиксах действительных причастий прошедшего времени

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

Здесь пишется та же гласная, что стоит в неопределенной форме глагола.
Затеять — затеявший.
Померить — померивший.

3.5.4. Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Измуч..нный; окраш..нный; увенч..нный.

Если неопределенная форма оканчивается на АТЬ / ЯТЬ, то пишется А / Я (в таких причастиях глагольный суффикс -А / -Я- сохраняется).

Если неопределенная форма оканчивается на другие буквы, пишется Е (здесь при образовании причастия пропадает глагольный суффикс, а на его месте возникает суффикс -ЕНН-).

посеять — посеянный;
настоять — настоянный

расстелить — расстеленный

3.6. Правописание суффиксов деепричастий
Зате..в; повер..в; застав..в.

В деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и в суффиксе неопределенной формы соответствующего глагола.
Увидеть — увидев;
Выслушать — выслушав.

3.7. Правописание суффиксов -А и -О в наречиях, образованных от кратких прилагательных
Пришли засветл..; забито наглух..; стоит слев..

Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»:
издавна (из окна);
справа (с окна).

Запомните:
смолоду; сроду; сослепу.

Обратите внимание!
Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О.
Досуха — образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна).
Доходчиво — образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.


источники:

http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=8084

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/8

Путешественники могут обессилеть.
Путешественники совсем обессилели.
Обессилевшие путники устроили привал.
Обессилев, мы решили устроить привал.